Научная статья на тему 'Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня'

Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
957
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста / связная речь / общее недоразвитие речи / логопедический квест / инновационные технологии / игра. / children of preschool age / connected speech / general underdevelopment of speech / speech therapy quest / innovative technologies / game.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е. Ю. Медведева, А. Д. Воронова

В данной статье представлены основные аспекты изучения связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрены вопросы инновационных технологий, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста. Устанавливается и уточняется роль логопедического квеста, как технологии способствующей коррекции и развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Е. Ю. Медведева, А. Д. Воронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOPEDIC QUEST AS A FORM OF ORGANIZATION OF CORRECTIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DISABILITY OF SPEECH III LEVEL

This article presents the main aspects of the study of coherent speech of senior preschoolers with a general underdevelopment of speech level III. The issues of innovative technologies used in work with children of preschool age are considered. The role of the speech therapy quest, as a technology contributing to the correction and development of a coherent speech of older preschoolers with a general underdevelopment of level III speech, is being established and clarified.

Текст научной работы на тему «Логопедический квест как форма организации коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Е.Ю. Медведева, канд. психол. наук, доцент А.Д. Воронова, студент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Россия, г. Нижний Новгород)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10914

Аннотация. В данной статье представлены основные аспекты изучения связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Рассмотрены вопросы инновационных технологий, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста. Устанавливается и уточняется роль логопедического квеста, как технологии способствующей коррекции и развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, связная речь, общее недоразвитие речи, логопедический квест, инновационные технологии, игра.

В свете последних событий, происходящих в обществе, требования к развитию речи детей рассматриваются с позиции компетентностного подхода. Основная идея данного подхода выражается в том, что в процессе своего развития и обучения ребёнок достигает определённого уровня сформированности языковых компетент-ностей и готовности их использовать в речевой деятельности. Процесс создания связного высказывания напрямую зависит от осознания и освоения ребёнком языковых умений и навыков, а знание процесса порождения высказывания является теоретической основой разработки методики развития связной речи [7].

Согласно статистике, среди всех речевых нарушений по степени распространённости у детей дошкольного возраста общее недоразвитие речи занимает лидирующую позицию. Это объясняется, прежде всего, частотой возникновения, тяжестью и разнообразием проявления данного речевого дефекта [4]. На сегодняшний день вопрос формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня достаточно подробно изучен многими теоретиками. Они выделяют ряд схожих особенностей развития данной категории детей. Так у детей с общим недоразвитием речи нарушения связной речи могут проявляться на всех

этапах порождения речевого высказывания. Это и не осознание ребёнком задания, трудности при анализе и выделение отличительных свойств рассказа, пропуски сложных слов, замена слов и словосочетаний, нарушение смыслового понимания текста, неумение составлять речевые высказывания в определённой последовательности. Лишь немногим старшим дошкольникам с ОНР 3-го уровня удаётся с первого раза самостоятельно построить связный рассказ. Большинству из них требуются наводящие вопросы, подсказки, для того, чтобы составить рассказ.. Чаще всего дети пользуются простыми распространёнными предложениями, состоящими из трёх-четырёх слов. Но несмотря на это выраженные нарушения фонетико-фонематического и лексико-

грамматического строя речи, а именно наличие большого количества аграмматиз-мов, мешают полноценно овладеть речью. При этом понимание обращённой речи у данной категории детей приближается к норме [2, 7].

На сегодняшний день активно совершенствуется базовое содержание логопедической работы, осуществляются творческие разработки с внедрением в них инновационных технологий [1]. Инновационные технологии представляют собой дополнительные методы и приёмы работы к

общепринятым, проверенным временем технологиям. В отличие от традиционных приёмов, здесь педагог выступает не в роли наставника, а в качестве соучастника процесса и придерживается положения не рядом, а вместе [3]. Сегодня наибольшей популярностью пользуются такие средства как: логоритмика, ароматерапия, драматическое творчество, пескотерапия, сказко-терапия и логопедический квест.

В свете последних тенденций, когда в силу вступил ФГОС ДО квест-технология стала одной из актуальных в контексте требований данной программы, поскольку он способствует не только исправлению речевых расстройств, но и способствует развитию личности детей в целом. Само понятие квест означает игру, требующую от ребенка решения умственных и творческих задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым, или же давать множество исходов, выбор которых будет зависеть от действий детей. Другими словами, логопедический квест есть некая проблема, реализующая образовательные задачи, посредством поиска необходимой информации, объектов и мест, с применением различных элементов, предметов, условных изображений, пиктограмм и рядом других средств. Более того, данный вид работы открывает неограниченные возможности, как в закреплении пройдённого материала, так и в поиске ответов на какие-то впервые возникшие проблемные ситуации. В свою очередь, занятия с использованием логопедических квестов способствуют развитию всей речевой функциональной системы, что, несомненно, обогащает связную речь детей. Следовательно, логопедический квест, не только позволяет повысить уровень развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, но и создаёт благоприятную атмосферу на занятии, а это в свою очередь способствует улучшению эффективности логопедической работы. Также, квест повышает мотивационный компонент детской деятельности, обеспечивает свободу выбора и предоставляет возможность прочного усвоения необходимых знаний, умений и навыков [5].

Наиболее применяемыми в работе логопеда являются такие виды квеста как:

- линейные, когда сюжет квеста построен по цепочке;

- штурмовые, где каждому участнику даётся определённый круг задач по мере его сил и возможностей;

- кольцевые, в которых дошкольники, выполняют задания по кругу, каждый раз возвращаясь к начальной точке.

Несмотря на большое многообразие логопедических квестов главным структурным элементом в нем является цель, которая в дальнейшем определяет игровую легенду, особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех.

В нашем экспериментальном исследовании в качестве средства коррекции выступал - логопедический квест. На наш взгляд использование квеста в работе логопеда по развитию связной речи представляется наиболее оптимальным и интересным для детей дошкольного возраста.

Подбор лексического материала осуществлялся нами согласно календарно-тематическому плану, так как это способствует систематизированному усвоению и запоминанию. Каждая тема логопедического квеста, была направлена на воспитание правильных артикуляционных навыков, развитие фонетико-фонематической стороны речи, активизацию и обогащение словарного запаса, совершенствование лексико-грамматического строя речи и на развитие навыков связных высказываний. В процессе подготовки квестов активно использовались игры и игровые упражнения О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, О.С. Гомзяк и других авторов [5].

Алгоритм организации логопедической работы был построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР и был направлен на коррекцию и развитие навыков связных высказываний. Он включао в себя следующие этапы:

1. Составление описательного рассказа по простой предметной картине

На данном этапе проводились занятия в виде логопедических квестов, включающих в себя различные игры и упражнения,

направленные на развитие связных выска- обучения реализовывалось на групповых зываний. занятиях, которые проводились один раз в

2. Составление описательного рассказа неделю. В основном логопедические кве-по усложнённой предметной картине сты были использованы на заключитель-

Отличительной особенностью второго ном этапе занятия, основное содержание этапа был усложнённый речевой материал, которых занимали игры и упражнения, нас большим количеством игр и заданий, за правленные на развитие связной речи. выполнение которых дети в конечном ито- Таким образом, мы считаем, что разра-

ге находили изображение, по заданной те- ботанные квесты, соответствующие лекси-матике. ческим темам, включающие игры и игро-

3. Составление описательного рассказа вые упражнения, способствуют развитию по сюжетной картине связной речи, позволяют более целена-

На данном этапе основной целью было правленно развивать речь детей, обога-научить ребят составлять описательный щать их активный словарь и умение ис-рассказ по изображённой на картине си- пользовать в речи различные предложные туации, не выходящей за пределы содер- конструкции, описывать предметы, со-жания. ставлять рассказы, т.е. развивать и совер-

На основе данного алгоритма был раз- шенствовать связную речь дошкольника. работан тематический план, содержание

Библиографический список

1. Берберян, А. С. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III международной научно-практической конференции / А. С. Берберян, С. В. Сидорова, И. Г. Дорошина. - Прага, 2013. - 351 с.

2. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

3. Есипова, Н. В. Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с проблемами в развитии / Н. В. Есипова // Специальное образование. - 2015. -С. 123-127.

4. Зотеева, О. С. Изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О. С. Зотеева // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2017. - № 1 (35). - С. 36-47.

5. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно. - М.: Литра, 2014. - 208 с.

6. Лосева, Л. Ю. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками / Л. Ю. Лосева, И. В. Колесникова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - С. 723-726.

7. Медведева, Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением речи // Вестник Мининского университета. -2014. - №3. - С. 21-24.

8. Ошкина, А. А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организации в дошкольном образовании / А. А. Ошкина // Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - С. 279-283.

LOGOPEDIC QUEST AS A FORM OF ORGANIZATION OF CORRECTIONAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DISABILITY OF SPEECH III LEVEL

E.Yu. Medvedev, candidate of psychological sciences, associate professor A.D. Voronova, student

Nizhny Novgorod state pedagogical university K. Minina (Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract. This article presents the main aspects of the study of coherent speech of senior preschoolers with a general underdevelopment of speech level III. The issues of innovative technologies used in work with children ofpreschool age are considered. The role of the speech therapy quest, as a technology contributing to the correction and development of a coherent speech of older preschoolers with a general underdevelopment of level III speech, is being established and clarified.

Keywords: children of preschool age, connected speech, general underdevelopment of speech, speech therapy quest, innovative technologies, game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.