УДК 339.33:658.7
ЛОГИСТИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
А. О. ШКАБАРИНА
Учреждение образования «Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации», г. Гомель
Введение
Совершенствование экономического механизма развития организаций и отраслей в условиях усиления конкуренции на национальном и внешнем рынках требует разнообразия путей товародвижения и сокращения затрат. Важнейшим резервом экономии затрат при продвижении товарно-сырьевых потоков является внедрение в практику хозяйственной деятельности инструментария логистики.
Логистика в научной литературе рассматривается в двух аспектах: как сфера практической деятельности с присущими ей функциями хранения, транспортировки, управления товарными запасами и сырьем, так и сфера научной деятельности, предполагающая создание отлаженного механизма оптимизации затрат на всем пути движения товарно-материальных ресурсов [2]-[5]. В статье предполагается исследование именно второго аспекта логистики как науки, внедрение ее принципов в практику управления товарными потоками в организациях торговли, заготовок, перерабатывающей промышленности и др., разграничены подходы к внедрению основ логистики в каждую из перечисленных отраслей с учетом их специфики и особое внимание в статье уделяется оптовой и розничной торговле.
Экономическая сущность логистизации
Процесс внедрения принципов и подходов логистики получил название логистизация. В нем нашли отражение результаты научных наработок по оптимизации товарно-сырьевых потоков в плановой системе материальнотехнического снабжения советского периода, а также современные исследования зарубежных авторов в области оптимизации затрат в условиях рыночной экономики и жесткой конкурентной среды. И в административно-командной плановой, и в рыночной экономических системах необходимость научного обоснования оптимизации логистических потоков и затрат определялась экономической целесообразностью.
Необходимость научного обоснования логистизации товарно-сырьевых потоков обусловлена тем, что в последнее время слово «логистика» стало популярным, торговые объекты автоматически переименовываются в «логистические центры», а традиционные, консервативные торгово-технологические процессы называются «логистизацией». Такие подходы не оправданы, так как форма не соответствует содержанию. В связи с этим возникает необходимость уточнения понятия «логистизация». Этот термин относительно недавно включен в научную дискуссию, и отдельные авторы не признают его необходимость, либо отождествляют с логистическим подходом. Так, А. Гаджинский считает, что «логистический подход предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью» [2, с. 28]. На наш взгляд, это определение слишком общее, оно не отражает специфику логистики как науки, характеризующей законы, закономерности и пути оптимизации
управления товарно-сырьевыми и связанными с ними финансовыми, информационными потоками и человеческим капиталом. Оно может быть применимо и к «маркетинговому подходу», и к наиболее общему «системному подходу» теории менеджмента.
С. Б. Карнаухов логистизацию определяет как «комплекс необходимых логистических преобразований в деятельности действующих хозяйственных или каких-либо других общественных структур для улучшения результатов этой деятельности». Несомненно, комплексность - это важнейший принцип логистизации, однако сущность понятия «логистизации» сводить к «комплексу необходимых логистических преобразований», на наш взгляд, не правомерно, так как логистизация более широкое понятие.
Логистизация - это процесс совершенствования действующих форм и методов товародвижения, а также внедрения новых инструментов управления потоками и потоковыми процессами на предприятии, основанных на логистических принципах, затрагивающих не только товарно-материальные, но и финансовые, и информационные потоки. Логистизация предполагает оптимизацию управления потоками посредством интеграции отдельных участков логистического процесса в эффективную систему, обеспечивающую доставку необходимого товара, сырья, получение информации, обеспечение финансовыми ресурсами и квалифицированными кадрами.
Важнейший вывод, который следует из вышеизложенного, состоит в том, что логистика не возникает первоначально, а впоследствии под ее принципы подстраивается товарно-материальный поток; логистика внедряется в уже существующую хозяйственную систему.
При проведении логистизации экономических потоков учитывают логистический потенциал экономической системы. При этом следует учитывать, что при проведении любой хозяйственной операции, при осуществлении любой сделки возникают транзакционные издержки, с одной стороны, и появляется необходимость максимально возможного учета экономических интересов и разрешение конкурентных противоречий, с другой. Таким образом, отлаженная логистическая система не просто обеспечивает беспрепятственное движение товарно-материального потока, а минимизирует расходы по его продвижению. Но эффективная логистическая система требует в свою очередь и единовременных инвестиций в процессе создания, и текущих, обеспечивающих бесперебойность функционирования в последующем. Поэтому при оценке логистического потенциала необходимо соизмерить затраты и возможный эффект.
Исследования показали, что при внедрении и развитии логистики выделяются следующие этапы:
фрагментация - на оптовых организациях активно внедряются как прямые связи, так и предоставление дилерских услуг региональным товаропроизводителям, информационные технологии при обслуживании процесса товародвижения, централизованная доставка товаров в организации розничной торговли;
становление - организация процесса товаропродвижения осуществляется на основе оптимально функционирующих цепей поставок по товарам устойчивого спроса (в основном продовольственным) от региональных товаропроизводителей;
развитие - происходит объединение отлаженных цепей поставок в единую логистическую сеть, которая объективно по своим параметрам выходит за рамки организации, акцентируется на территориальном аспекте, на обеспечении эффективности региональных товарных, информационных и финансовых потоков;
интеграция - как этап логистизации предполагает оформление логистической сети в оптово-логистический центр на условиях кластера, а также обеспечение четкого взаимодействия оптово-логистических центров других регионов между собой с целью обеспечения координации товаропотоков не только на республиканском внутреннем, но и на внешнем рынках, при осуществлении экспортно-импортных операций. Итогом этого этапа является интеграционная логистическая система на уровне республики;
глобализация - предполагает активное долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с иностранными интегрированными логистическими системами.
Отечественные организации оптовой торговли в настоящее время находятся на переходном пути от второго этапа - становления - к третьему этапу - развития.
Многие исследователи отмечают [2]-[5], и зарубежный опыт это подтверждает, что эффективное функционирование региональных и республиканских логистических центров обеспечивается с участием государственных органов, с долей государственного финансирования. Поэтому переход к четвертому этапу -интеграции - и пятому этапу - глобализации - для оптовых организаций потребительской кооперации возможен только при параллельном становлении и развитии региональных и республиканских оптово-логистических центров и при последующей интеграции торгово-технологического процесса в мощную региональную или национальную сеть путем аутсорсинга и аутстаффинга.
Отличительная особенность предлагаемого подхода заключается, во-первых, в выделении в качестве отдельного этапа логистизации оценки логистического потенциала организации по элементным потокам: кадровому, материальному, финансовому и информационному; во-вторых, в обосновании системы показателей оценки логистического потенциала с выделением критериального; в-третьих, в разработке механизма управления логистизации отдельных организаций и территорий.
Оценка логистического потенциала
Очевидно, масштабность и трудоемкость задач логистизации предполагает мощное кадровое обеспечение, способное реализовать текущие и стратегические планы организации. Нами выделена доля логистического персонала в общей численности работников оптовых организаций потребительской кооперации и предпринята попытка оценить ее изменение в динамике с 2005 по 2010 г. Выделение доли логистического персонала из общей численности работников осуществлялась на основании анализа выполняемых ими функций в соответствии с должностными инструкциями. В 2010 г. логистический персонал составлял 61,7 % всей численности персонала оптовых организаций Белкоопсоюза (табл. 1).
Таблица 1
Динамика доли логистического персонала оптовых организаций Белкоопсоюза в общей численности работающих с 2005 по 2010 г.
Показатели Удельный вес, % Отклонение 2010 от (+/-), чел.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2005 2006 2007 2008 2009
Численность персонала, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 1437 1112 1208 805 399
Численность логистиеского персонала, всего 50,9 64,6 66,1 63,7 63,6 61,7 1128 614 638 441 185
в том числе:
- обслуживающего финансовые потоки 9,7 8,0 8,9 8,3 7,7 6,9 36,0 46 33 13 -1
- обслуживающего материальные потоки 29,6 28,6 28,3 27,0 29,0 30,4 453,0 383 418 341 164
- обслуживающего информационные потоки 11,6 28,0 29,0 28,4 26,9 24,5 639,0 185 187 87 22
Примечание. Разработано автором.
В структуре логистического персонала Белкоопсоюза доминируют работники, обслуживающие материальные и информационные потоки, такая же ситуация наблюдается и по отдельным оптовым организациям Белкоопсоюза.
За анализируемый период не наблюдается ярко выраженной тенденции к росту или снижению доли логистического персонала в общей численности, за исключением 2006 г., где, по сравнению с 2005 г., наблюдается заметный рост доли логистического персонала в общей численности на 13,7 %, причем характерно, что при снижении доли работников, обслуживающих финансовые потоки, на 1,7% и доли работников, обслуживающих материальные потоки, - на 1 % доля работников, обслуживающих информационные потоки, значительно возросла (на 16,4 %). Это свидетельствует об активной компьютеризации торгово-технических процессов и о значительном увеличении информационных потоков и их роли на потребительском рынке. Доминирование работников, обслуживающих информационные потоки, наблюдается в унитарных организациях «Белкоопвнешторг», ЧУП «Белкоопторг» и в «Поречье», расположенных в г. Минске, работающих с розничными организациями всей республики, фактически не имеющих строгой региональной ориентации.
Информационное поле, в котором осуществляют свою хозяйственную деятельность предпринимательские структуры, имеет тенденцию к уплотнению и диктует повышенные требования к логистическому персоналу, специализирующемуся на управлении потоками информации. Дальнейшее углубление специализации логистического персонала необходимо приведет к образованию высокоинтегрированных внутрифирменных человеко-машинных цепей, обеспечивающих значительное повышение производительности труда.
Фактически, имущественный комплекс оптовых организаций Белкоопсоюза есть результат трансформации совокупного запаса капитала, который является основой формирования активов оптовых организаций.
Изменение структуры низколиквидной части в совокупном объеме имущества унитарных предприятий (УП) отражает рис. 1.
УП «Облпромоптторг» УП «Могилевский облкоопкниготорг» УП «Бобруйский торговый центр» УП «Могилевская межрайбаза» УП «Слуцкая база ОПС» УП «Унивеpсальная база» УП «Донаприс» УП «Калинковичская МРБ» УП «Гомельская УТБ » УП «Чашникская МРБ» УП «Полоцкая универсальная база» ТП «Витебская универсальная база»
01.01.2011
01.01.2010
01.01.2009
01.01.2008
01.01.2007
0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00 60,00 70,00 %
Рис. 1. Доля внеоборотных активов в имуществе оптовых организаций оптовой торговли потребительской кооперации за 2006-2010 гг., %
Выраженные различия доли низколиквидной части в общей стоимости имущества между унитарными предприятиями свидетельствуют о заметных различиях в эфективности использования имеющихся зданий и сооружений, о различиях в техническом оснащении этих предприятий, о разной нагрузке на 1 м2 складской площади и на 1 м3 складского объема. Колебание различий за анализируемый период наблюдается от 5 до 65 %.
Анализ структуры внеоборотных активов унитарных предприятий выявил доминирующие позиции основных производственных фондов (ОПФ). При этом их последующая дифференциация позволила выделить в составе ОПФ основные фонды, обслуживающие потоки товарно-материальных ценностей и запасы потока, которые мы назвали логистической частью (табл. 2).
Таблица 2
Динамика структуры логистической части основных производственных фондов
организаций оптовой торговли потребительской кооперации за 2006-2010 гг., %
Показатели 01.01. 2007 01.01. 2008 01.01. 2009 01.01. 2010 01.01. 2011
ОПФ, всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
ОПФ логистического назначения, всего 93,29 96,06 96,21 96,54 95,58
В том числе: - здания и сооружения 81,14 82,76 81,62 79,48 73,21
- машины и оборудование 9,15 9,86 11,29 12,31 15,13
- транспортные средства 3,0 3,4 3,3 4,7 7,2
Примечание. Разработано автором.
Анализ доли логистической части ОПФ (автотранспорт, подъемно-транспортное оборудование, механизмы и т. д.) в общей стоимости основных фондов унитарных
предприятий Белкоопсоюза свидетельствует о незначительных изменениях этой доли за исследуемый период. Это следует объяснить не столько износом и естественным выбытием оборудования, сколько реструктуризацией основных средств предприятий.
Сокращению была подвержена пассивная часть ОПФ логистического назначения. Сама структура логистической части ОПФ в течение анализируемого периода изменилась следующим образом: доля зданий и сооружений в среднем по унитарным предприятиям снизилась на 20 % (с 95 до 75 %), машин и оборудования возросла на 15 % (с 5 до 20%), транспортных средств с 0,1 до 15 %. Увеличение доли активной части основных производственных фондов является действенным фактором, который может обеспечить ускорение товародвижения и способствовать повышению эффективности логистического процесса.
Что касается структуры оборотных средств унитарных предприятий, то за анализируемый период не наблюдалось значительной трансформации (рис. 2).
Доля материальных запасов в совокупном объеме ликвидных запасов (оборотные активы) как наиболее иммобильной части оборотных средств по ряду предприятий сокращается (УП «Витебская универсальная база», УП «Полоцкая универсальная база», УП «Калинковичская межрайбаза», УП «Донаприс», УП «Могилевская межрайбаза»), при этом динамика дебиторской задолженности имела прямо противоположную запасам направленность.
УП «Облпромоптторг» УП «Могилевский облкоопкниготорг» УП «Бобруйский торговый центр» УП «Могилевская межрайбаза» УП «Слуцкая база ОПС» УП «Унивеpсальная база» УП «Донаприс» УП «Калинковичская МРБ» УП «Гомельская УТБ» УП «Чашникская МРБ» УП «Полоцкая универсальная база» ТП «Витебская универсальная база»
Ч-
01.01.2011
01.01.2010
01.01.2009
01.01.2008
01.01.2007
0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00
%
Рис. 2. Доля оборотных активов в имуществе организаций оптовой торговли потребительской кооперации за 2006-2010 гг., %
Примечание. Разработано автором.
Динамика хозяйственной деятельности унитарных оптовых предприятий детерминирует динамику их денежных потоков, эффективное управление которыми во многом предопределяет финансовую устойчивость предприятия. Относительно устойчивой в структуре оборотных средств была доля денежных средств, на протяжении исследуемого периода наблюдались незначительные ее колебания.
Финансовые услуги, где больший удельный вес занимают формы бумажных расчетов, предоставляемые банковскими, налоговыми, страховыми, инвестиционными и другими кредитно-денежными институтами финансовой
системы страны, реализуются платежными требованиями-поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками. Целью логистики является оптимизация всех видов финансовых услуг, активизирующих деловую активность субъектов рынка и оцениваемых с позиции максимизации объемов услуг с требуемым уровнем качества, удовлетворяющим потребителей при минимуме общих затрат на их предоставление.
Исследование финансовых и логистических потоков в совокупности с материальными не позволяет сделать однозначный вывод, что они противоположно направлены, так как своевременное обслуживание материальных потоков заключается в выполнении множества банковских, страховых и других операций, а также различных форм безналичных расчетов и расчетов с наличностью. Часть потока, связанная с расчетом за товары, действительно противоположно направлена материальному потоку, определенная часть финансового потока, связанная со страхованием материальных ценностей, статична. Финансовые потоки (Пф),
циркулирующие в виде наличности и денежных агрегатов (Д), материальны, так как деньги - это специфический товар, с натуральной формой которого в процессе обмена на время объединяется эквивалентная форма стоимости, т. е.
Пф = Д , ден. ед./ед. вр., (1)
где Т - установленный в процессе анализа временной интервал.
Информационных поток - это совокупность сообщений (чисел, фактов, различных данных и сведений), циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, используемых для управления, планирования, прогнозирования и контроля логистических операций, обеспечивающих продвижение материальных потоков.
За единицу информации (И) применяется электронный измеритель - двоичный код, бит (0,1). Информационный поток (Пи) адекватен материальному, важной ценностью которого является своевременность, поэтому время (Т ) в оценке эффективности информационного потока является важной агрегатой:
И
Пи = Т, ед. инф./ед. вр. (2)
С позиции логистики информационный поток может опережать, следовать одновременно с материальным потоком, может двигаться с ним в противоположные стороны. Различают по отношению к логистике входные и выходные потоки, вертикальные и горизонтальные.
В итоге суммарный многомерный логистический поток (Пл), образуемый потоками товаров в натуральном исчислении в тоннах, штуках в единицу времени (Пм), потоками трудовых ресурсов (Птр), потоками информации, потоками денежных агрегатов, исчисляемыми также в единицу времени, можно представить как
П = П+ П+ П+ П, (3)
лмтрди’ V/
а в стоимостном измерении:
П„ = ТС», + ^С,р + До, + Тк, р./ед. вр.,
(4)
где См, Стр, Сд, Си - тарифы на выполнение логистических услуг (функций,
операций) по обслуживанию материальных, трудовых, денежных и информационных потоков.
Заключение
Логистизация как важнейший фактор товарооборачиваемости товаров, сокращения затрат на доведение их до потребителя, предполагает этапность, введение принципов и методов логистики в работу организаций оптовой торговли. В обосновании стратегии и тактики этого процесса важна оценка логистического потенциала, который производился по предлагаемой методике. В отличие от существующих в республике методик по оценке эффективности деятельности оптовых организаций, в данном исследовании впервые из всех вовлеченных в хозяйственную деятельность ресурсов выделяются те, которые непосредственно задействованы в логистическом процессе. Оценка логистического потенциала производилась по видам логистических потоков: трудовой, материальный,
денежный и информационный. Такое разделение при оценке логистического потенциала позволяет в перспективе оценить уровень затрат в потоковом разрезе и это, в конечном итоге, обеспечит эффективность управленческих решений при достижении целей логистики - ускорение поставок товаров необходимого количества и качества с минимизацией затрат.
Литература
1. Бродецкий, Г. Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности / Г. Л. Бродецкий. - М. : Academia, 2010. - 336 с.
2. Гаджинский, А. М. Логистика / А. М. Гаджинский. - 19-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.- 484 с.
3. Еловой, И. А. Логистика / И. А. Еловой ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2009. - 163 с.
4. Иванов, Д. М. Логистика. Стратегическая кооперация / Д. М. Иванов. - М. : Вершина, 2006. - 176 с.
5. Логистика / под ред. Б. А. Аникина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 368 с.
6. Рунова, Е. В. Моделирование бизнес-процессов в условиях финансового оздоровления промышленных предприятий / Е. В. Рунова // Вестн. КГФЭИ. -2008.-№4(13). - С. 13-25.
Получено 07.03.2012 г.