Александрова Юлия Игоревна - аспирантка вых предпринимательских структур в условиях
СибАДИ, Основные направления научной дея- конкуренции. Общее количество опубликованных
тельности: методика взаимодействия страхо- работ: 3. e-mail: [email protected]
УДК 338.45
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Е. Ю. Печаткина
Аннотация. В работе представлена структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей данной стоимости для предприятий легкой промышленности. Предложена схема модели логистики швейного цеха. Дан алгоритм движения полуфабриката в цехе, который позволит синхронизировать производственный процесс, усилить контроль над движением полуфабрикатов в швейном потоке.
Ключевые слова: логистика, предприятия легкой промышленности, управленческая экономика предприятий легкой промышленности.
Введение
О логистической (в противовес традиционной) концепции организации управления производством в последние годы очень много пишется. Подчеркивая актуальность данной темы, некоторые авторы справедливо отмечают, что логистика - борьба между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости. Успех при этом определяется уровнем компетенции в логистике [2]: «Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. Что касается стран и регионов, то здесь сравнительные исследования проведены не были. Однако многое говорит в пользу гипотезы, что логистика в значительной мере определяет успехи отдельной страны или отдельного региона. Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур».
Под логистикой понимается «управление цепочками поставок». Подходы к этому определению определяются историческими изменениями (за последние 50-60 лет) в ее понимании в предпринимательской практике. Все меньшее число авторов основной задачей логистики считают организацию физической реализации пространственно-временных процессов трансформации ресурсов производства (т.е. логистику представляют в каче-
стве функции предпринимательской деятельности).
Основная часть
Однако в экономической литературе все более преобладает подход к логистике как концепции управления предпринимательской деятельностью. Ее нередко связывают с аутсорсингом услуг по созданию стоимости, а также с продажей продукции и маркетингом. Так, по мнению Г.А. Левикова, концепция логистического управления охватывает функции закупок, производства, хранения и маркетинга (с тем, чтобы обеспечить наиболее дешевую комбинацию соответствующих видов деятельности при сохранении высокого уровня обслуживания клиентуры). «Это подразумевает отказ от отдельного их рассмотрения и переход на системное планирование и организацию, что позволяет использовать возможности рационализации, присущей современной концепции управления материалами». И далее: «Затраты на логистику могут быть высокими, на ее влияние на корпоративную эффективность значительным (сокращение на
1 % этих затрат может иметь для корпорации такой же результат, как рост ежедневного сбыта на 10 %)».
На рисунке 1 представлена структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей данной стоимости. При этом следует учитывать, что в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5 %
занимают затраты времени на собственно но ускорить оборачиваемость капитала, соот-
производство, а 95 % - на хранение, склад- ветственно увеличить прибыль, получаемую в
ские, погрузочно-разгрузочные и другие логи- единицу времени, снизить себестоимость
ческие операции. Естественно, что сокраще- продукции,
ние этой составляющей позволит существен-
Рис. 1. Схема структуры стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей: ППТН - продукция производственнотехнического назначения; ТНП - товары народного потребления; РЦ ТНП №1 - распределительный центр оптовика в местах сосредоточения производства, закупающий крупные партии ТНП
Интерес представляет и мнение Н. К. Моисеева по данному вопросу. В частности, он подчеркивает, что каждая ступень развития маркетинга постепенно сближает его логистикой, т.к. организация продаж и послепродажное обслуживание сливаются в единую систему, направленную на завоевание клиента. Переплетение функций маркетинга и логистики прослеживается и при сопоставлении инструментов и установок этих наук (от маркетинговых 4Р к логистическим 7К). По мнению того же автора, в условиях развития глобализации экономики особенно важным становится синергетический эффект такого взаимодействия.
В экономической литературе отмечается также, что для российских предприятий имеет место наложение проблем глобальных логи-
стических систем (макрологистики), с которыми столкнулись уже давно зарубежные компании, на логистические проблемы собственно предприятий (микрологистики). И здесь же намаловажную роль играет рынок логистических услуг, снижение доли участия в создании стоимости за счет аутсорсинга. Самый высокий показатель последнего - при грузоперевозках между предприятиями промышленности и торговли (до 100 %). В странах с развитой рыночной экономикой более 50 % предприятий передали управление своими складами специализированным логистическим предприятиям. Самый низкий показатель доли участия в производстве конечного продукта (за счет аутсорсинга услуг так называемой контрактной логистики) - в автомобильной промышленности (около 30 %).
Некоторые авторы, ведя речь об аутсорсинге услуг по созданию стоимости, обращают особое внимание на логистические принципы управления производством в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Один из них - количественная гибкость, обеспечиваемая путем создания внутренних резервов рабочей силы и производственных мощностей, включая резервы оборудования. Реализация таких свойств гибкости, которыми должно обладать современное производство, достигается с помощью логистического управления. Организация же производства в соответствии с традиционной концепцией управления предпринимательской деятельностью определяется необходимостью поддержания высокой степени использования оборудования (с учетом того, что продукция данного ассортимента и в данном объеме рано или поздно будет реализована). При таком подходе цели управления производством носят локальный и конкретный характер: максимальная загрузка оборудования и недопущение его простоев, стремление к выпуску наименьшего числа партий продукции наибольшего объема, к постоянному повышению производительности, в том числе и за счет допущения определенного процента брака и узкой специализации производственного персонала.
В условиях удовлетворения и создания рыночных потребностей при наличии конкуренции поступление заказов от потребителей является непредсказуемым и может изменяться, т.е. возрастать или уменьшаться и приобретать новые качества. Удовлетворять такие колебания потребительского спроса только за счет наличия товарных запасов высшее руководство фирмы не сможет. Более того, эти запасы лишают его инициативы и делают консервативным [1]. Говоря иначе, логистическая концепция организации производства включает следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей;
- устранение простоев основного оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутрирос-сийских перевозок;
- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
С США речь идет о «своевременном производстве» - философской концепции логистического управления предпринимательской деятельностью. Отмеченное имеет непосредственное отношение к следующим элементам данной деятельности (их взаимосвязи и зависимости): изготовлению готовой продукции, отгрузке и продаже, закупке материальных ресурсов (их использовании в процессе производства).
Говоря иначе, логистика, охватывая всю сферу и спектр предпринимательской деятельности, стремится сократить затраты и выпустить продукцию заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте. Она охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.
Многие предприятия, которые перешли на организацию предпринимательской деятельности по принципам логистики, стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции управления они стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства. Они, благодаря этому, имеют преимущественную возможность адаптации к условиям окружающей среды.
В соответствии с рассматриваемым нами принципом формирования системы управленческой экономики предприятий легкой промышленности важен перенос конкурентной борьбы с уровня отдельных предприятий на уровень сетей создания стоимости [2]: «От конкурентной борьбы выигрывают в целом все виды сетей. Однако, по сравнению с оперативными и краткосрочными объединениями в сети (например, виртуальная сеть создания стоимости), на первом месте стоят кооперативные стратегические сети, предназначенные для совместной работы на долгосрочный период. В долгосрочное сотрудничество включены и логистические предприятия». Здесь же отмечается также, что промышленные предприятия отдадут в будущем предпочтение простой стратегии глобализации,
однако с ориентацией маркетинговой деятельности на некоторую децентрализацию и отдельные страны. Одновременно большое значение будут иметь и стратегии глобальной координации (эти стратегии распределяют деятельность по созданию стоимости между наиболее предпочтительными местами производства по всему миру). А это, в свою очередь, позволяет утверждать, что роль логистики как фактора успеха в конкурентной борьбе и в будущем будет расти.
Нами различается технологическая, финансовая и информационная логистика в рамках ПЛП. Каждая из них входит в состав категорий экономического образа мышления лидера (руководителя) данного - делового -предприятия.
Для автоматизации технологической подготовки производства были разработаны алгоритмы создания пакета технологической документации расчета маршрута полуфабрикатов в швейном цехе. Концептуальным их выражением явился модуль «Логистика ШЦ», обеспечивающий информационное обслуживание технолога швейного производства. Он предназначен для составления схемы движения полуфабрикатов в швейном цехе с учетом времени изготовления изделия (технологическая последовательность), схемы разделения труда и оборудования, расстановки оборудования в цехе, расчета параметров производственной логистики.
Актуальность и необходимость разработки и внедрения модуля «Логистика ШЦ» заключается в следующих аспектах: в новых условиях производства, которые вышли за рамки традиционных методов его организации, сдерживающие не только развитие производства, но и транспортных, снабженческих и сбытовых структур. Изменения во многие представления об организации производственного процесса на предприятии внесла логистика.
Задачи системы направлены на автоматизацию логистики полуфабрикатов в швейном цехе, синхронизацию производственного процесса, контроль над движением полуфабрикатов в швейном потоке.
Система должна обеспечить получение информации: об изготовляемом изделии,
времени его изготовления; об оборудовании (специальность, разряд) и его количестве; о времени каждой организационной операции; о времени ожидания между организационными операциями; о маршруте полуфабрикатов в швейном цехе; о производственной логистике (от склада материалов до склада готовой продукции).
В качестве дополнения к описанию отметим, что модуль «Логистика ШЦ» должен обеспечивать реализацию следующих функций:
1. данные о швейном изделии - технологическая последовательность изготовления изделия, время изготовления, схема разделения труда;
2. данные об оборудовании - вид, разряд;
3. размещение оборудования в швейном цехе;
4. формирование схемы движения полуфабрикатов в цехе;
5. расчет производственной логистики;
6. ведение унифицированной единой БД.
Для создания модуля «Логистика ШЦ» был
разработан алгоритм (рисунок 2). Для начала работы необходимо в базу данных занести ассортимент швейных изделий, из которого в дальнейшем выбирается необходимый для работы. Базу данных можно пополнять по необходимости новыми швейными изделиями. Затем выбирается конкретная модель изделия. Для составления технологической последовательности (ТП) основными характеристиками изготовления швейного изделия являются: виды оборудования и приспособлений, с помощью которых выполняются отдельные технологические операции; время выполнения технологических операций, их разряд; режимы и параметры обработки и др. Каждый элемент ТП изготовления швейного изделия описывается набором характеристик. При этом характеристики всего ТП изготовления швейного изделия зависят не только от характеристик его элементов, но и от отношений между этими элементами, т. е. от структуры ТП в целом, которые заносятся в базу данных.
Рис. 2 . Алгоритм маршрута полуфабрикатов в швейном цехе
Для разработки маршрута полуфабрикатов в цехе (рисунок 2). на изготавливаемое изделие необходимо создать полный пакет технологической документации, который содержит технологическую последовательность изготовления изделия, организационнотехнологическую схему разделения труда, сводку оборудования, сводку рабочей силы.
Основным выходящим документом является схема движения полуфабрикатов в цехе и технико-экономические показатели. В качестве конкретного материала по данной теме исследования приведем расчет логистики полуфабрикатов по швейному цеху при агрегатном способе расстановки оборудования (таблица 1).
Таблица 1 - Расчет логистики полуфабрикатов по швейному цеху при агрегатном способе расстановки оборудования
Переход Вид работ до перехода Время на выполнение операции до перехода, с Время движения, с Время простоя, с Время на операцию, с Время свободного оборудования, с
сборочной единицы оборудо- вания
1-2 Р 224,7 5,6 О 76,65 23О,3 76,65
2-3 М+Р 153,65 2,4 О 132,77 156,О5 132,77
3-2 У+Р 23,28 2,4 2,17 О 27,85 О
2-4 М+Р 27,85 4,1 8,1 О 4О,О5 О
4-2 СОО 40,05 4,1 36,72 О 8О,87 О
2-5 М+Р 80,87 З,4 49,68 О 133,95 О
5-3 М+Р 133,95 3,9 О 84,34 137,85 84,34
3-5 У+Р 53,51 3,9 37,О7 О 94,48 О
5-4 М+Р 94,48 2,4 О 24,77 96,88 24,77
4-5 СО1 72,11 2,4 О 9,41 74,51 9,41
5-3 М+Р 65,1 3,9 28,2 О 97,2 О
3-6 У+Р 97,2 29,6 8,94 О 135,74 О
6-4 М 135,74 2,7 О 7,73 138,44 7,73
4-6 СО1 130,71 2,7 О 64,11 133,41 64,11
6-7 М 69,3 6 63,7 О 139 О
7-6 СО1+Р 139 6 О 76,71 145 76,71
6—8 М 68,29 4,1 152,45 О 224,84 О
8-3 М+Р 224,84 34,1 О 161,51 258,94 161,51
3-4 У+Р 97,43 3 О 42,О9 1ОО,43 42,О9
4-8 СО1 58,34 44 О 62,39 1О2,34 62,39
8-9 М+Р 38,95 6,3 162,38 О 2О7,63 О
9-10 М+Р 208,63 2,9 15,16 О 226,69 О
10-11 М 226,69 6,3 О 151,53 232,99 151,53
11-12 У+Р 81,46 2,7 52,92 О 137,О8 О
12-10 СО1 137,08 4,3 О 95,О7 141,38 95,О7
10-12 М 46,31 4,3 116,73 О 167,34 О
12-11 СО1 167,34 2,7 О 133,24 17О,О4 133,24
11-13 У+Р 36,8 2,6 23О,74 О 27О,14 О
13-14 М 270,14 2,1 О 137,23 272,24 137,23
Р 135,01 О О 97,45 135,О1 97,45
14-11 СО2+Р 37,56 31,4 79,8 О 148,76 О
11-14 У+Р 148,76 27,3 О 17,78 176,О6 17,78
14-15 СОЗ+Р 158,28 3,6 О 125,72 161,88 125,72
Р 32,56 О 94,82 О 127,38 О
Р 127,38 О О 62,93 127,38 62,93
Р 64,45 О О О 64,45 О
Итого: 3907,8 267,2 1139,58 1563,43 5314,58 1563,43
Заключение
Задача по формированию маршрута движения предметов труда представляет практический интерес для производителей, поскольку знание реально ожидаемой величины длительности производственного цикла изготовления изделий позволит определить наиболее рациональные условия организации работы швейного потока.
Библиографический список
1. Попов А. Н., Дементьев Г. М. Менеджмент как когниториат и основа формирования национального богатства. - Челябинск: УралГУФК, 2007. - 64 с.
2. 01пдп? 6. Состояние развития логистики и тенденции будущего. Пер. с англ. - по материалам 'иоИгЬисИ 1_од1зйк, 2001.
LOGISTICAL MANAGEMENTS OF ENTERPRISE ACTIVITY
E. J. Pechatkina
In work the structure of cost of the goods on a way from a primary source of raw materials to the end user with allocation of the logistical making given cost for the light industry enterprises is presented. The scheme of model of logistics of sewing shop is offered. The algorithm of movement of a semifinished product in shop which will
allow to synchronize production is given, to strengthen control over movement of semifinished products in a sewing stream. Illustrations 3. The bibliography 2.
Печаткина Елена Юрьевна - Кандидат технических наук, доцент кафедры экономики социальной сферы, Уральский государственный университет физической культуры e.mail:
pechatkina_@inbox. ru
УДК 330.33
МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
М. С. Попов
Аннотация. Оценка конкурентоспособности представляет собой сложный многовариантный процесс, применение результатов которого часто бывает неэффективно, вследствие высокого уровня субъективности суждений при ранжировании первичных данных. В статье приведена методика ранжирования критериев сравнения и их значимости при оценке конкурентоспособности продукции предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, рейтинг, методика.
Введение
Конкурентоспособность предприятия - это в первую очередь привлекательность производимого продукта. Конкурентоспособность продукции - это комплекс свойств этой продукции, отличающих ее от аналогичной продукции конкурентов в части качественных характеристик и уровня затрат.
Оценка конкурентоспособности базируется на сопоставлении параметров анализируемой продукции и продукции предприятий-конкурентов с уровнем требований покупателей. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели.
Единичные показатели (ф) отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине эталона. Групповые показатели объединяют единичные показатели по какой-либо однородной группе параметров (экономические, технические и т.п.) с помощью весовых коэффициентов (В,), определяемых экспертным путем:
ЯКЄ =Е Кі Х В ■ (1)
і=1
Яке - рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции предприятия;
^ - рейтинговые оценки рассматриваемых критериев сравнения;
В{ - весовое значение рейтинговых оценок
рассматриваемых критериев сравнения.
Кроме описанной выше методики оценки конкурентоспособности продукции в литературе встречаются также основанные на процессе построения динамического ряда, отражающего долю данного предприятия на рынке анализируемой продукции. Естественно, что чем эта доля выше, тем выше фактическая конкурентоспособность продукции данного предприятия, и наоборот. С этой же целью предлагается рассчитывать соотношение долей рынка, занимаемых данным предприятием и его основным конкурентом [1].
Основной проблемой применения существующих методик является, высокий уровень субъективности расстановки экспертных оценок. В данной статье приведено описание предлагаемой методики, применение которой позволит заложить в основу расчёта объективные рыночные данные. Перевод сопоставимых, рыночных характеристик продукта в систему бальных рейтингов осуществляется на основе применения методов интерполяции.