Научная статья на тему 'Логистические принципы продвижения продовольственных товаров на региональном рынке'

Логистические принципы продвижения продовольственных товаров на региональном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров П. П.

На основе возрастающей конкуренции на рынке определены основные логистические принципы продвижения продовольственных товаров на региональном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistical principles of food commodities sales promotion to the regional market

The most important logistic principles of food commodities promotion to the regional market from the viewpoint of market competion increase are determined.

Текст научной работы на тему «Логистические принципы продвижения продовольственных товаров на региональном рынке»

Логистические принципы

продвижения продовольственнных товаров

на региональном рынке

П. П. Гончаров, д.э.н, профессор, зав. кафедрой коммерции, Оренбургский ГАУ

В условиях все возрастающей конкуренции на рынке продовольственных товаров региона большое значение приобретают следующие показатели товара: цена, качество и услуги, которые поставляются вместе с товаром или не отделимы от него, а также оказываются в месте продажи.

Определить взаимосвязь качества продукции с логистикой товародвижения довольно сложно. Качество продукции создается на этапе разработки товара и его производства и зависит от заложенных в товар физических параметров, а также от качества исходного сырья и возможностей производственного оборудования. Однако взаимосвязь «качества» и логистики все же есть. Созданный на этапе производства качественный товар может так и не увидеть конечного потребителя по причине порчи, потери

товарного вида, а также по причине простой непоставки, недопоставки конечному потребителю или дефицита. В данном случае следует говорить о товарах, которые уже известны покупателю и имеют хороший спрос, что исключает влияние ценового фактора на вышеуказанные причины.

Следовательно, проблема вовсе не в цене, а в логистической инфраструктуре, которая не в состоянии обеспечить спрос необходимыми товарами в регионе, а следовательно, является неэффективной. Неэффективность логистики лишает покупателя качественного товара, а бюджет — части недополученных налогов с предприятий и организаций, потому что списанный и возвращенный товар не увеличивает налогооблагаемую базу.

Вторая важная категория в борьбе за конкурентное преимущество — это цена. Цена напрямую зависит от логистической инфраструктуры, от ее способности предложить массу раз-

нообразных вариантов продвижения продуктов питания, и игроки на рынке сами вправе выбирать наиболее выгодные из вариантов. Когда выбора схемы товародвижения нет, то в опте отсутствует гибкость по цене, в результате себестоимость и продажная цена у всех реализаторов формируется одинаково и зависит она исключительно не от логистических факторов (все и так знают, сколько стоит доставка и хранение), а от цены производителя, стоимости аренды торговой площади и фонда заработной платы персонала, а также от того, сколько средств готова зарабатывать торгующая организация на своем товаре. Уменьшение каждого из этих факторов дает уменьшение цены, соответственно самые дешевые продукты питания можно встретить сегодня на стихийных уличных рынках и мелкооптовых рынках.

Итак, можно сказать, что вышеуказанные формы торговли сегодня являются преобладающими в регионе. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, но можно констатировать тот факт, что покупатель становится избирательным, более требовательным к себе, знающим и умеющим отстаивать свои права, ценящим комфорт и удобство при покупке. Современный покупатель (им могут быть и физическое лицо, и оптовая компания) предъявляет особые требования к торговой точке, оптовой компании, производителю по части удобства покупки. Здесь следует рассмотреть третий показатель — «услугу». Услуга в нашем случае может быть двух видов:

— услуга, поставляемая вместе с товаром на всем пути его следования до конечного потребителя,

— услуга, оказываемая непосредственно в месте продажи товара.

Есть еще и другие виды услуг, но они имеют лишь косвенное отношение к логистике продвижения товара. Услуга — это сильнейший механизм в борьбе за потребителя, заставляющий покупателя изменять своим привычным действиям в пользу чего-то нового, в надежде получить дополнительное моральное и материальное удовлетворение. Современный покупатель выбирает услуги в любом виде. Задача логистики товародвижения — предоставить покупателю эти услуги.

Но услуги не должны быть дополнением к прайсу, они должны быть обязательными для всех, и цена в этом случае является отражением всего комплекса услуг, которые продавец готов предложить покупателю. Конкурировать надо не на уровне цены, по которой вы можете купить, а на уровне цены, по которой вам у нас понравится покупать.

Сегодня поставщики зачастую вводят покупателя в заблуждение, предлагая прекрасные цены по доставке, но при этом имеют в виду

только доставку, т.е. простое перемещение товара из пункта А в пункт Б, и практически ни за что не отвечают. Все дополнительные расходы несет, как оказывается позже, покупатель. И это называется конкуренцией?

Итак, стоит сформулировать основные принципы логистики в продвижении продовольственных товаров на региональном рынке.

1. Качество товара слагается из условий, сроков транспортировки и хранения.

2. Необходимо четко соблюдать условия транспортировки и хранения товара.

3. Всегда отношения между сторонами регулирует договор. Договор обязательно содержит сроки доставки, а также должна быть указана мера ответственности сторон по товару.

4. Транспорт должен соответствовать типу перевозимого товара.

5. Склады и оптовые базы должны быть оборудованы и иметь температурный режим, соответствующий хранимому товару.

6. Покупателям предоставляется столько транспортных единиц и такого вида, сколько им требуется в данный момент времени. Пока будет дефицит транспортных средств, никакого насыщенного рынка продовольствия не произойдет.

7. Логистическая составляющая цены товара должна включать в себя все необходимые операции по доставке товара от продавца до покупателя и формироваться преимущественно у одного экспедитора. Покупателю необходимо точно знать, что происходит с его товаром в каждый момент времени, но если доступ к товару имеют несколько транспортных организаций, то в случае порчи или недопоставки будет сложно отследить, на каком этапе это произошло. Экспедитор должен сосредоточить в своих руках все логистические операции: т.е. мы платим экспедитору и получаем товар на руки.

8. Предложения транспортно-экспедиционных компаний по доставке товара должны быть стандартизированы, иметь цену доставки, включающую стоимость определенных необходимых логистических операций. Набор этих операций должен быть единым для всех перевозчиков.

9. Стоимость логистических операций у каждого экспедитора своя, рыночный подход в установлении цены за экспедиторские услуги здесь не работает.

10. Основными услугами, включаемыми в тариф на перевозку по умолчанию, должны быть: страхование груза, информационное сопровождение груза, приемка-передача груза.

11. Основной показатель эффективности логистической инфраструктуры — показатель среднегодового потребления продуктов питания на душу населения. Он должен сравниваться с показателями других регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.