Научная статья на тему 'Логистические подходы к городским автобусным перевозкам по предварительным заявкам'

Логистические подходы к городским автобусным перевозкам по предварительным заявкам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1787
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕРЕВОЗКИ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ПЕРЕВОЗОК / PASSENGER TRANSPORT / LOGISTICS PRINCIPLES / TRANSPORTATION ON RESERVATION / EFFICIENCY OF TRANSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нургалиев Есбол Русланович, Турпищева Марина Семёновна

Изучение макрологистических систем общественного транспорта требует учета региональных особенностей его функционирования. Логистический подход к управлению пассажирскими перевозками требует объединения отдельных звеньев процесса перевозок в единую систему, в которой действует большое число факторов и причинно-следственных связей, способную обеспечить качественный и эффективный перевозочный процесс. Отдельные виды городских автобусных перевозок, например перевозка пассажиров при помощи маршрутных такси, реализуют один из основных логистических принципов «от двери до двери». Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривает совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают решение основных задач: скорость, надежность, безопасность доставки пассажиров при минимальных затратах. Единственным способом решения данной проблемы является оптимизация системы управления работой городского транспорта, в том числе городских автобусных перевозок за счет оперативной организации рациональных маршрутов. В отличие от обычной системы городского общественного транспорта, получающего в качестве субсидий дополнительные средства из муниципального бюджета, что удорожает стоимость пассажиро-километра, разработка гибкой, эффективно действующей системы перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам позволит удовлетворить большую часть запросов жителей при должном уровне сервиса, вариативности маршрутов и минимальном времени ожидания подачи транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC APPROACHES TO PUBLIC BUS TRANSPORTATIONS ON RESERVATION

Learning macrologistical public transport systems requires consideration of the regional peculiarities of its functioning. Logistical approach to passenger management requires a combination of individual units of traffic into a single system, which has a large number of factors and causality, able to provide qualitative and efficient transportation process. Certain types of urban bus transport, such as the transportation of passengers using minibuses implement one of the basic principles of logistics "door to door". With regard to passenger transport, logistics considers a set of design solutions, technical means and methods of organization and management that provide a solution to the main tasks: speed, reliability, security, delivery of passengers at the lowest costs. The only way to solve this problem is to optimize the management of urban transport, including city bus transport for the operational organization of rational routes. In contrast to the conventional system of urban public transport that receives additional funds as subsidies from the municipal budget, and thus, increases the cost of passenger-kilometers, the development of flexible and efficient system of transportation of passengers by bus on reservation will satisfy most of the requests of residents in the proper level of service, the variability of routes and minimal latency delivery of the vehicle.

Текст научной работы на тему «Логистические подходы к городским автобусным перевозкам по предварительным заявкам»

УДК 656.012

Е. Р. Нургалиев, М. С. Турпищева

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГОРОДСКИМ АВТОБУСНЫ1М ПЕРЕВОЗКАМ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАЯВКАМ

Изучение макрологистических систем общественного транспорта требует учета региональных особенностей его функционирования. Логистический подход к управлению пассажирскими перевозками требует объединения отдельных звеньев процесса перевозок в единую систему, в которой действует большое число факторов и причинно-следственных связей, способную обеспечить качественный и эффективный перевозочный процесс. Отдельные виды городских автобусных перевозок, например перевозка пассажиров при помощи маршрутных такси, реализуют один из основных логистических принципов - «от двери до двери». Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривает совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают решение основных задач: скорость, надежность, безопасность доставки пассажиров при минимальных затратах. Единственным способом решения данной проблемы является оптимизация системы управления работой городского транспорта, в том числе городских автобусных перевозок за счет оперативной организации рациональных маршрутов. В отличие от обычной системы городского общественного транспорта, получающего в качестве субсидий дополнительные средства из муниципального бюджета, что удорожает стоимость пассажиро-километра, разработка гибкой, эффективно действующей системы перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам позволит удовлетворить большую часть запросов жителей при должном уровне сервиса, вариативности маршрутов и минимальном времени ожидания подачи транспортного средства.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, логистические принципы, перевозки по предварительным заказам, эффективность системы перевозок.

Введение

Необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного транспорта потребовала создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия среды и приоритеты потребителей. Представление перевозочного процесса в виде логистической цепи операторов и объектов инфраструктуры, взаимодействующих посредством логистических связей, позволяет оптимизировать процесс производства транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий населения на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов. Разработка эффективной системы пассажирских перевозок по предварительным заказам маршрутными такси позволяет минимизировать время ожидания, улучшить систему управления, повысить качество работы автотранспортных предприятий. При исследовании социально-экономической эффективности городских автобусных перевозок с целью оптимизации рациональных маршрутов доставки пассажиров необходимо использовать логистические подходы и принципы.

Логистика городских пассажирских перевозок

С точки зрения логистики городские автобусные перевозки, как и другие типы перевозок наземными видами транспорта, представляют собой классический пример унимодальных перевозок. В то же время во всем мире начинают внедряться более сложные схемы интермодальных перевозок - двумя и более видами транспорта, с сохранением единого билета, с ограничениями по времени либо расстоянию.

Отдельные виды городских автобусных перевозок, например перевозка пассажиров при помощи маршрутных такси (транспортные средства - автобусы особо малой и малой вместимости) реализуют один из основных логистических принципов - «от двери до двери» [1]. Применительно к пассажирским перевозкам логистика рассматривает совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают решение основных задач: скорость, надежность, безопасность доставки пассажиров при минимальных затратах.

/ввм 1812-9498. ВЕСТНИК АГТУ. 2015. № 2 (60)

Функционирование логистической системы позволяет получать представление о состоянии рынка пассажиров и своевременно корректировать работу городских пассажирских перевозок для обеспечения наиболее точного соответствия потребностям пассажиров.

Логистический подход к организации пассажирских перевозок предполагает как можно более полный учет требований пассажиров, которые являются потребителями транспортных услуг городского транспорта. Важный фактор качества транспортного обслуживания - скорость сообщения, которая прямо определяет время, затрачиваемое пассажиром на поездку [2].

Следует добиваться, чтобы транспортные средства не просто обеспечивали связь различных районов города между собой, но и в первую очередь удовлетворяли реальные транспортные потребности жителей города, имеющие четкие временные и пространственные характеристики. Тем самым будет реализован один из основных принципов логистических систем - первоочередное удовлетворение требований потребителя с учетом особенностей развития и состояния транспортного парка. Таким образом, систему пассажирских перевозок крупного города необходимо рассматривать исходя из логистической концепции равновесия интересов всех участников транспортного процесса.

Функционирование такой логистической системы должна обеспечивать центральная диспетчерская служба, которая анализировала бы входящие информационные потоки и создавала бы соответствующие управляющие воздействия по типу вертикальных связей [3].

Внутренние потоки информации между отдельными перевозчиками, между транспортом и другими элементами города (население, градостроительство и т. д.), которые входят в логистическую информационную систему не будучи подчиненными друг по отношению к другу, являются горизонтальными.

Таким образом, в логистической информационной системе городских пассажирских перевозок функционирует механизм обратной связи как для оперативного, так и для стратегического управления, что обеспечивает управляемость макрологистической системы. В то же время учет факторов внешней среды обеспечивает обоснованность процесса принятия оперативных и стратегических решений.

В настоящее время решение транспортной проблемы крупных городов может быть получено только на базе развития общественного транспорта. Однако следует отметить, что уровень развития городского транспорта в России отстает от потребностей населения. Эту ситуацию нельзя разрешить экстенсивно, простым увеличением транспортных средств, перевозящих пассажиров, поскольку затраты на их содержание и эксплуатацию приведут к нерентабельности автотранспортного предприятия. Единственным способом решения проблемы является оптимизация системы управления работой городского транспорта, в том числе городских автобусных перевозок, за счет оперативной организации рациональных маршрутов [4].

Ситуация осложняется тем, что в настоящее время значительная доля рынка по перевозке пассажиров в городах принадлежит коммерческим предприятиям, осуществляющим в большинстве случаев маршрутные перевозки автобусами малой и особо малой вместимости. В России городские пассажирские перевозки, осуществляемые маршрутными такси, развивались до настоящего времени в основном по экстенсивному направлению, что предусматривало увеличение числа маршрутов и подвижного состава на них [5]. В качестве одного из путей решения проблемы выступает система перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам. Там, где перед коммерческими компаниями стоит прежде всего задача извлечения прибыли, перед общественным транспортом стоит целый ряд задач: решение проблем, вызванных городским планированием, удовлетворение потребностей льготных категорий населения, улучшение жизни маломобильных групп населения и т. д. Именно поэтому к управлению этой социально и экономически важной системой должны предъявляться повышенные требования. Система должна быть адекватной как в процессе проектирования и эксплуатации, так и на стадиях совершенствования. В отличие от обычной системы городского общественного транспорта, получающего в качестве субсидий дополнительные средства из муниципального бюджета, что удорожает стоимость пассажиро-километра, гибкая, эффективно действующая система перевозок пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам позволит удовлетворить большую часть запросов жителей при должном уровне сервиса, вариативности маршрутов и минимальном времени ожидания подачи транспортного средства, не загоняя пассажиров в узкие рамки ограниченного набора маршрутов.

Подобные системы перевозок пассажиров по предварительным заказам давно и успешно функционируют за рубежом, в городах Северной Америки и Западной Европы, исповедуя основной логистический принцип доставки пассажиров «от двери до двери» [6] (например, системы типа «Dial-a-Ride»). В России в настоящее время имеется опыт реализации подобных систем, в частности в Москве, однако он ограничен узким профилем перевозок маломобильных категорий населения (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п.) - аналогично услуге Access-aRide в Нью-Йорке и другим paratransit-сервисам.

В то же время база инфраструктуры, необходимой для организации пассажирских перевозок по предварительным заказам в российских городах, уже имеется, пусть немного в ином качестве. Речь идет о деятельности различных диспетчерских служб легковых такси (например, «Таксолет»), функционирующих в крупных и средних городах (Астрахань, Волгоград, Владимир). Эффективно действующий call-центр, способный обрабатывать большой массив заказов, и существующее программное обеспечение можно переориентировать на обработку заявок для маршрутных такси. Помимо заказов по телефону, уже сегодня можно организовать подачу предварительных заявок через Интернет в режиме on-line (например, воспользовавшись сервисом Uber). Интересным моментом данного сервиса является «привязка» банковской карты, что позволяет сделать оплату проезда более легкой и удобной для пользователей.

Все вышеперечисленные решения уже сегодня можно использовать при организации системы управления маршрутными такси по предварительным заказам. Для реализации поставленной цели, а именно разработки моделей и алгоритмов управления и принятия управленческих решений, возникающих при функционировании такой социально-экономической системы, как маршрутные таксомоторные перевозки, необходимо выполнить ряд мероприятий. В их числе составление алгоритма действий, подходов и методов. Необходим грамотный механизм распределения маршрутов по времени выполнения и направлению. Необходимо территориальное зонирование городов для определения оптимальной стоимости проезда, а также организации маршрутов. Следует продумать систему подготовки и прокладки новых маршрутов и передачи их водителям. Все это можно реализовать программными средствами при помощи методов и средств математического и имитационного моделирования. Разработанная подпрограмма [7, 8] позволит в режиме реального времени передавать водителям информацию о дополнительных пассажирах по маршруту, если вместимость транспортного средства не использована. В конечном итоге необходимы численные и физические эксперименты по проверке адекватности предложенных моделей.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

- исследование существующих методов и структуры управления работой маршрутных такси как единой логистической системы;

- формирование требований к моделям и алгоритмам управления работой маршрутных такси;

- разработка моделей управления маршрутными такси: управления транспортным ресурсом, находящимся на маршруте; управления маршрутными такси в условиях сбойной ситуации на маршруте; управления работой маршрутных такси по предварительным заявкам;

- разработка алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социально-экономической системе городских автобусных перевозок;

- разработка информационного и специального программного обеспечения логистической системы управления маршрутными такси;

- внедрение разработанных средств поддержки принятия управленческих решений и проведение оценки их социально-экономической эффективности.

Только решение вышеперечисленных задач позволит реализовать поставленную цель по разработке системы управления маршрутных такси по предварительным заказам.

Заключение

Для повышения эффективности функционирования транспортных предприятий на региональном рынке пассажирских услуг необходимо разработать стратегию взаимодействия регионального регулирующего органа и объекта управления - автотранспортного предприятия. Создание системы обслуживания пассажиров маршрутными такси по предварительным заказам является одним из путей решения проблем загруженности улиц, безопасности перевозок, экологической чистоты и удовлетворения запросов пассажиров в качественном обслуживании.

ISSN 1812-9498. ВЕСТНИК АГТУ. 2015. № 2 (60)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Турпищева М. С. Математическое моделирование пассажиропотоков на автомобильном транспорте / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Интерстроймех-2011: материалы Междунар. науч.-техн. конф. Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2011. С. 311-315.

2. Гудков В. А. Математическое моделирование муниципальных автотранспортных пассажирских перевозок / В. А. Гудков, М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Автотранспортное предприятие. 2010. № 4. С. 35-37.

3. Турпищева М. С. Методика оценки качества системы пассажирских автоперевозок / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2014. № 1 (57). С. 42-46.

4. Турпищева М. С. Управление транспортной системой на основе моделирования взаимоувязанного движения автотранспортных и пассажирских потоков / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Инновационные технологии в машиностроении: проблемы, задачи, решения: сб. науч. тр. Орск: Изд-во Орск. гуманит.-технолог. ин-та (филиала) ОГУ, 2012. С. 210-215.

5. Волков В. С. Особенности организации и управления работой маршрутных такси по заявкам // В. С. Волков // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. 2009. Т. 5, № 10. С. 69-71.

6. Нургалиев Е. Р. Логистические модели пассажирских транспортных комплексов / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев // Сб. науч. тр. № 5 по направлению «Технология, организация и управление автомобильными перевозками. Теория и практика» Всерос. 66-й науч.-практ. конф. на базе ФГБОУ ВПО Си-бАДИ. Омск: СибАДИ, 2012. С. 115-121.

7. Турпищева М. С. Моделирование системы логистических операций методами теории массового обслуживания / М. С. Турпищева, Е. Р. Нургалиев / Евразийский союз ученых. 2014. № 9 (17). Ч. 2 .С.42-45.

8. Нургалиев Е. Р. Математическое моделирование автотранспортных пассажирских перевозок / Е. Р. Нургалиев: моногр. / LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 122 с.

Статья поступила в редакцию 22.10.2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Турпищева Марина Семёновна - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. техн. наук, профессор; профессор кафедры «Техника и технологии наземного транспорта»; mturpi@mail.ru.

Нургалиев Есбол Русланович - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; канд. техн. наук; старший преподаватель кафедры «Техника и технологии наземного транспорта»; Iver7@yandex.ru.

E. P. Nurgaliev, M. S. Turpishcheva

LOGISTIC APPROACHES TO PUBLIC BUS TRANSPORTATIONS

ON RESERVATION

Abstract. Learning macrologistical public transport systems requires consideration of the regional peculiarities of its functioning. Logistical approach to passenger management requires a combination of individual units of traffic into a single system, which has a large number of factors and causality, able to provide qualitative and efficient transportation process. Certain types of urban bus transport, such as the transportation of passengers using minibuses implement one of the basic principles of logistics -"door to door". With regard to passenger transport, logistics considers a set of design solutions, technical means and methods of organization and management that provide a solution to the main tasks: speed, reliability, security, delivery of passengers at the lowest costs. The only way to solve this problem is to optimize the management of urban transport, including city bus transport for the operational organization of rational routes. In contrast to the conventional system of urban public transport that receives additional funds as subsidies from the municipal budget, and thus, increases the cost of passenger-kilometers, the development of flexible and efficient system of transportation of passengers by bus on reservation

will satisfy most of the requests of residents in the proper level of service, the variability of routes and minimal latency delivery of the vehicle.

Key words: passenger transport, logistics principles, transportation on reservation, efficiency of transport system.

1. Turpishcheva M. S., Nurgaliev E. R. Matematicheskoe modelirovanie passazhiropotokov na avtomobil'nom transporte [Mathematical modeling of passenger traffic using automobile transport]. Interstroimekh-2011. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferengtsii. Mogilev, Belorussko-Rossiiskii universitet, 2011. P. 311-315.

2. Gudkov V. A., Turpishcheva M. S., Nurgaliev E. R. Matematicheskoe modelirovanie munitsipal'nykh avtotransportnykh passazhirskikh perevozok [Mathematical modeling of municipal autotransport passenger transportations]. Avtotransportnoepredpriiatie, 2010, no. 4, pp. 35-37.

3. Turpishcheva M. S., Nurgaliev E. R. Metodika otsenki kachestva sistemy passazhirskikh avtoperevozok [Methods of evaluation of the quality of the system of passenger auto transportations]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, no. 1 (57), pp. 42-46.

9. Turpishcheva M. S., Nurgaliev E. R. Upravlenie transportnoi sistemoi na osnove modelirovaniia vzai-mouviazannogo dvizheniia avtotransportnykh i passazhirskikh potokov [Control of transport system based on modeling of co-related traffic of automobile and passenger streams]. Innovatsionnye tekhnologii v mashinostroenii: problemy, zadachi, resheniia. Sbornik nauchnykh trudov. Orsk, Izd-vo Orskogo gumanitarno-tekhnologicheskogo instituta (filiala) OGU, 2012. P. 210-215.

4. Volkov V. S. Osobennosti organizatsii i upravleniia rabotoi marshrutnykh taksi po zaiavkam [Peculiarities of organization and management of operations of minibuses on reservation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2009, vol. 5, no. 10, pp. 69-71.

5. Nurgaliev E. R., Turpishcheva M. S. Logisticheskie modeli passazhirskikh transportnykh kompleksov [Logistic models of passenger transport complexes]. Sbornik nauchnykh trudov № 5 po napravleniiu «Tekhnologiia, organizatsiia i upravlenie avtomobil'nymi perevozkami. Teoriia i praktika» Vserossiiskoi 66-i nauchno-prakticheskoi konferentsii na baze FGBOU VPO SibADI. Omsk, SibADI, 2012. P. 115-121.

6. Turpishcheva M. S., Nurgaliev E. R. Modelirovanie sistemy logisticheskikh operatsii metodami teorii massovogo obsluzhivaniia [Modeling of the system of logistic operations using the methods of public service theories]. Evraziiskii soiuz uchenykh, 2014, no. 9 (17), part 2, pp. 42-45.

7. Nurgaliev E. R. Matematicheskoe modelirovanie avtotransportnykh passazhirskikh perevozok [Mathematical modeling of autotransport passenger traffic]. LAP LAMBERT Academic Publishing, GmbH & Co. KG. 2012. 122 p.

Turpishcheva Marina Semenovna - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Technical Sciences, Professor; Professor of the Department 'Technique and Technology of Land Transport"; mturpi@mail.ru.

Nurgaliev Esbol Ruslanovich - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Candidate of Technical Sciences; Senior Lecturer of the Department "Technique and Technology of Land Transport"; Iver7@yandex.ru.

REFERENCES

The article submitted to the editors 22.10.2015

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.