Научная статья на тему 'Логистические аспекты в формировании товародвижения'

Логистические аспекты в формировании товародвижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1133
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / LOGISTICS / LOGISTIC PROCESS / ECONOMIC TIES / INTEGRATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / MOVEMENT OF GOODS / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпачева Жанна Владимировна

Рассматривается необходимость использования логистических процессов в товародвижении во взаимодействии с хозяйственными связями, учитываются факторы интеграции в торговле, приводится организационно-экономическая точка зрения на развитие форм интеграции предприятий торговли, учитывается существенная предпосылка применения и распространения логистики, перечисляются проблемы логистического развития торговли и объясняется эффект от использования логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOGISTIC ASPECTS IN THE FORMATION OF THE MOVEMENT OF GOODS

Considers the need to use the logistic processes in the movement of goods, in interaction with economic ties, and takes into account the integration factors in commerce, presented is the organizational-economic point of view concerning the promotion of the forms of integration of commercial enterprises, with due regard for the substantial precondition of implementation and extension of logistics, lists the problems of logistic development of commerce and explains the effect of the use of logistics.

Текст научной работы на тему «Логистические аспекты в формировании товародвижения»

Ж.В. КАРПАЧЕВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Рассматривается необходимость использования логистических процессов в товародвижении во взаимодействии с хозяйственными связями, учитываются факторы интеграции в торговле, приводится организационноэкономическая точка зрения на развитие форм интеграции предприятий торговли, учитывается существенная предпосылка применения и распространения логистики, перечисляются проблемы логистического развития торговли и объясняется эффект от использования логистики.

Ключевые слова: логистика, логистический процесс, хозяйственные связи, интеграция, информационные технологии, товародвижение, конкуренция.

УДК 330.4 ББК 65.291.592

С переходом экономики к рыночным отношениям возникла целесообразность и необходимость использования научных подходов и практических методов логистики. Становление логистической концепции в развитых странах говорит о том, что потребность в теоретических разработках и практическом применении методов логистики зависит от конкретной ситуации, определяющей уровень развития производственных сил, от действующих технологий, политической и социальной обстановки, состояния рыночных отношений. Поэтому возможности и темпы развития логистики в целом и логистических подходов в частности в России, и регионе в том числе, невозможно рассматривать в отрыве от имеющейся в настоящий момент социально-политической обстановки и хода экономических реформ.

Экономическая политика переходного периода эффективна только при условии ее социализации, т.е. органичного взаимодействия с соответствующей этому периоду социальной политикой. Логистический подход к управлению товародвижением позволяет увязать между собой экономические, организационные и технологические аспекты, а также совместить интересы поставщиков и потребителей.

Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется

возможность создания и применения согласованных технологий переработки грузов и обработки информации.

Центробежные настроения, порожденные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общих организационных форм. Выделяют внешние (по отношению к торговле) и внутренние факторы развития интеграции в отрасли.

Внешними для торговли факторами, стимулирующими развитие интеграционных процессов в отрасли, являются:

- рыночная неопределенность;

- падающий по различным причинам спрос;

- обострение проблемы реализации товаров;

- многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. основным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.

С учетом анализа мировой торговой практики предполагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как:

- цепные торговые организации;

© Ж.В. Карпачева, 2008

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

- кооперативные объединения торговых структур;

- добровольные оптово-розничные цепи.

Следует отметить большие возможности

логистической оптимизации интегрированных (сетевых) структур. Сетевые структуры могут создавать на обслуживаемой ими территории несколько распределительных центров и заключать договоры со сторонней специализированной логистической компанией на осуществление перевозок и экспедирование грузов.

С организационно-экономической точки зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговли позволит:

- снижать накладные расходы за счет организации централизованных служб управления, централизации снабженческих транспортных и учетных функций;

- осуществлять закупки продукции крупными партиями на выгодных условиях оплаты поставок, что в конечном итоге сказывается на уровне цен и заинтересованности покупателей;

- использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления логистической сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;

- развивать дополнительные услуги торговых предприятий, например организовывать мини-пекарни, цеха по разделке мяса, единые цеха полуфабрикатов и т.д.

Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Существенной предпосылкой применения логистики является расширение ассортимента в розничной торговле, превращение его в максимально удобный для покупателя. Эффективно управлять ассортиментом без современных технологий работы с товарами, грузами и информацией невозможно.

Широкое распространение логистики нельзя объяснить лишь одним ростом потребности в ней. В экономике должны созреть условия, позволяющие удовлетворить эту потребность. Такие условия обеспечиваются современными достижениями научнотехнического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства для работы с мате-

риальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Здесь необходимо перечислить проблемы логистического развития торговли:

- отсутствие налаженных логистических связей между участниками товародвижения, и в первую очередь между предприятиями оптовой и розничной торговли;

- низкий технический уровень предприятий оптовой и розничной торговли, транспорта;

- слабое развитие информационных технологий. Отсутствие информационных систем, обеспечивающих сбор, хранение, обработку в необходимом режиме информации и обмен ею между участниками товародвижения;

- слабое развитие логистического посредничества, широкая практика самостоятельного выполнения ряда не свойственных предприятиям оптовой и розничной торговли работ (например, транспортировка);

- слабое развитие цивилизованной конкуренции на товарном рынке, высокий уровень торговых наценок и, как результат, низкая заинтересованность участников товародвижения в применении методов логистики, обеспечивающей снижение эксплуатационных затрат;

- отсутствие наработанных методов формирования сквозных материалопроводящих систем в условиях рынка;

- отсутствие опыта оптовой торговли в условиях логистической организации товародвижения, а также недостаточное понимание персоналом предприятий оптовой и розничной торговли содержания и преимуществ логистического подхода к управлению материальными потоками.

Эффект от использования логистики объясняется ее ценной для рынка способностью обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. Логистическая оптимизация торговли — естественный и неизбежный путь развития товародвижения в данной отрасли. Применение логистики является залогом конкурентоспособности предприятия торговли.

Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.