Ж.В. КАРПАЧЕВА
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Рассматривается необходимость использования логистических процессов в товародвижении во взаимодействии с хозяйственными связями, учитываются факторы интеграции в торговле, приводится организационноэкономическая точка зрения на развитие форм интеграции предприятий торговли, учитывается существенная предпосылка применения и распространения логистики, перечисляются проблемы логистического развития торговли и объясняется эффект от использования логистики.
Ключевые слова: логистика, логистический процесс, хозяйственные связи, интеграция, информационные технологии, товародвижение, конкуренция.
УДК 330.4 ББК 65.291.592
С переходом экономики к рыночным отношениям возникла целесообразность и необходимость использования научных подходов и практических методов логистики. Становление логистической концепции в развитых странах говорит о том, что потребность в теоретических разработках и практическом применении методов логистики зависит от конкретной ситуации, определяющей уровень развития производственных сил, от действующих технологий, политической и социальной обстановки, состояния рыночных отношений. Поэтому возможности и темпы развития логистики в целом и логистических подходов в частности в России, и регионе в том числе, невозможно рассматривать в отрыве от имеющейся в настоящий момент социально-политической обстановки и хода экономических реформ.
Экономическая политика переходного периода эффективна только при условии ее социализации, т.е. органичного взаимодействия с соответствующей этому периоду социальной политикой. Логистический подход к управлению товародвижением позволяет увязать между собой экономические, организационные и технологические аспекты, а также совместить интересы поставщиков и потребителей.
Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется
возможность создания и применения согласованных технологий переработки грузов и обработки информации.
Центробежные настроения, порожденные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общих организационных форм. Выделяют внешние (по отношению к торговле) и внутренние факторы развития интеграции в отрасли.
Внешними для торговли факторами, стимулирующими развитие интеграционных процессов в отрасли, являются:
- рыночная неопределенность;
- падающий по различным причинам спрос;
- обострение проблемы реализации товаров;
- многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.
Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. основным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.
С учетом анализа мировой торговой практики предполагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как:
- цепные торговые организации;
© Ж.В. Карпачева, 2008
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- кооперативные объединения торговых структур;
- добровольные оптово-розничные цепи.
Следует отметить большие возможности
логистической оптимизации интегрированных (сетевых) структур. Сетевые структуры могут создавать на обслуживаемой ими территории несколько распределительных центров и заключать договоры со сторонней специализированной логистической компанией на осуществление перевозок и экспедирование грузов.
С организационно-экономической точки зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговли позволит:
- снижать накладные расходы за счет организации централизованных служб управления, централизации снабженческих транспортных и учетных функций;
- осуществлять закупки продукции крупными партиями на выгодных условиях оплаты поставок, что в конечном итоге сказывается на уровне цен и заинтересованности покупателей;
- использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления логистической сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;
- развивать дополнительные услуги торговых предприятий, например организовывать мини-пекарни, цеха по разделке мяса, единые цеха полуфабрикатов и т.д.
Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Существенной предпосылкой применения логистики является расширение ассортимента в розничной торговле, превращение его в максимально удобный для покупателя. Эффективно управлять ассортиментом без современных технологий работы с товарами, грузами и информацией невозможно.
Широкое распространение логистики нельзя объяснить лишь одним ростом потребности в ней. В экономике должны созреть условия, позволяющие удовлетворить эту потребность. Такие условия обеспечиваются современными достижениями научнотехнического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства для работы с мате-
риальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.
Здесь необходимо перечислить проблемы логистического развития торговли:
- отсутствие налаженных логистических связей между участниками товародвижения, и в первую очередь между предприятиями оптовой и розничной торговли;
- низкий технический уровень предприятий оптовой и розничной торговли, транспорта;
- слабое развитие информационных технологий. Отсутствие информационных систем, обеспечивающих сбор, хранение, обработку в необходимом режиме информации и обмен ею между участниками товародвижения;
- слабое развитие логистического посредничества, широкая практика самостоятельного выполнения ряда не свойственных предприятиям оптовой и розничной торговли работ (например, транспортировка);
- слабое развитие цивилизованной конкуренции на товарном рынке, высокий уровень торговых наценок и, как результат, низкая заинтересованность участников товародвижения в применении методов логистики, обеспечивающей снижение эксплуатационных затрат;
- отсутствие наработанных методов формирования сквозных материалопроводящих систем в условиях рынка;
- отсутствие опыта оптовой торговли в условиях логистической организации товародвижения, а также недостаточное понимание персоналом предприятий оптовой и розничной торговли содержания и преимуществ логистического подхода к управлению материальными потоками.
Эффект от использования логистики объясняется ее ценной для рынка способностью обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. Логистическая оптимизация торговли — естественный и неизбежный путь развития товародвижения в данной отрасли. Применение логистики является залогом конкурентоспособности предприятия торговли.
Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)