Научная статья на тему 'Логистическая координация как инструмент снижения рисков ипотечно-строительных проектов'

Логистическая координация как инструмент снижения рисков ипотечно-строительных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ипотечно-строительный проект / управление рисками / координационный центр / консолидация информации / синхронизация потоков / mortgage construction project / Risk management / coordination center / consolidation of information / synchronization of flows

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубасова Т. И.

В статье рассмотрена проблема управления рисками ипотечно-строительных проектов. Предложены процедуры переложения рисков. Обоснована целесообразность создания координационного центра, консолидирующего информацию о реализации проекта и сопровождающих его рисках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses risk management of mortgage construction projects, offers procedures for transferring of the risks, and argues for the necessity to create a coordination center that would consolidate information about project realization and attending risks.

Текст научной работы на тему «Логистическая координация как инструмент снижения рисков ипотечно-строительных проектов»

1 Иванюк И. Брендинг как часть системы лояльности / http://www.ereklama.ru/useful/brand/0.html

2 Добровидова М. Программы лояльности и их эффективность / http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/loyaltv effect.htm

3 Дэвис С. Управление активами торговой марки. — СПб.: Питер, 2001. — С. 24.

4 Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2002. — С. 207.

5 Дымшиц М. Разработка и продвижение бренда / http://www.d2d.ru

6 Кеворков В.В. Практический маркетинг-2. Руководство по внедрению. — М.: РИП-холдинг, 2002. — С. 117.

7 Митрофанов С. CRM как стратегия бизнеса. О чем умалчивают продавцы CRM-приложений // Маркетинговые коммуникации. — 2004. № 1(19). — С. 31.

8 Власюк В. Хочешь, но молчишь / h^/^ww. business.ua/i498/a12979/

9 Манн И.Б. Программы лояльности // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2004. — № 5. — С. 72.

логистическая координация как инструмент СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ИПОТЕЧНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Т.И. Кубасова,

доцент Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск),

кандидат экономических наук

В статье рассмотрена проблема управления рисками ипотечно-строительных проектов. Предложены процедуры переложения рисков. Обоснована целесообразность создания координационного центра, консолидирующего информацию о реализации проекта и сопровождающих его рисках.

Ключевые слова: ипотечно-строительный проект, управление рисками, координационный центр, консолидация информации, синхронизация потоков.

Ипотечно-строительные проекты характеризуются множеством рисков, поэтому участники проектов принимают меры к их нейтрализации. Но принимаемые меры разрознены, имеют локальный характер и не компенсируют всех рисков, которые потенциально могут быть учтены. Реализация необходимых мер требует значительных затрат от участников проекта. Преимущественно эти приемы сводятся к методам компенсации в составе приемов сбора и анализа информации, мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды, прогнозирования внешней экономической обстановки [1, 4].

Несмотря на то, что каждый из участников имеет свой взгляд на проблему риска, а интересы участников за пределами проекта часто не совпадают, распределение риска осуществляется на основе договоренностей между участниками проекта. Это связано с тем, что необходимо в определенной мере оптимальное, справедливо-цивилизованное распределение выгод и затрат между ними.

Сближение интересов участников позволяет создать условия для тесного и заинтересованного сотрудничества, что повышает устойчивость и уменьшает риск проекта. В случае перегрузки рисками отдельные участники могут не справиться с решением возникших проблем и поставить под угрозу реализацию всего проекта. Это сведет на нет усилия остальных участников проекта. Одна из причин сложившегося положения дел обусловлена недостаточной информированностью участников ипотечно-строительных проектов и отсутствием согласованности действий, направленных на нейтрализацию рисков.

Общепризнано, что тяжесть риска напрямую зависит от информированности участников. Уровень информационного обеспечения имеет определяющее значение при выборе методов, средств, сроков, периодичности, продолжительности и других параметров, характеризующих методы воздействия.

Источниками необходимой информации являются:

— законодательные акты и их проекты;

— средства массовой информации;

— рекламные объявления, издания, каталоги фирм;

— материалы выставок, семинаров, конференций;

— материалы научных исследований;

— контрактная и учетно-отчетная документация организаций — партнеров по проекту и конкурентов;

— рейтинговые списки;

— биографические данные потенциальных участников, работников, членов команды управления, руководителей проекта [3, с. 144-14].

Полученная информация требует соответствующей обработки, систематизации с тем, чтобы проанализировать каждый информационный блок и их совокупности. Решению названной задачи может служить создание координационного центра, аккумулирующего все информационные потоки, связанные с реализацией ипотечно-строительного проекта, в том числе, информацию о потенциальных рисках, связанных с проектом. Основное предназначение координационного центра видится в обеспечении согласованности действий участников проекта при достижении его целей.

Необходимость координации лежит в самой природе систем ипотечно-строительных проектов, в теснейшей взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимной обусловленности всех происходящих в них процессов. Для успешной реализации проекта его участники должны координировать действия не только в рамках своих внутренних функциональных областей, но и с функциональными подсистемами партнеров, поставщиков, клиентов.

Сущность координации в системах ипотечно-строительных проектов заключается в согласовании всеми участниками проекта использования ресурсов и принимаемых решений в отношении межорганизационного взаимодействия для использования этих ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта. Недостаточная координация в системах ипотечно-строительных проектов возникает вследствие двух основных причин: различные (конфликтующие) цели отдельных участников проектов; искажение и неполнота информации на стыках системы.

Субоптимизация (локальная оптимизация), несогласованность действий и недостаточный информационный обмен приводят к Billwhip-эффекту, который представляет собой ситуацию, когда незначительное изменение параметров функционирования одного из участников проекта приводит к значительным отклонениям в параметрах других участников [2, с. 10-12]. При возникновении ВН№Ыр-эффекта нарушается бесперебойное движение материальных, финансовых и информационных потоков, вызывая риск срыва всего проекта.

Основными причинами возникновения ВП^Ыр-эффек-та специалисты связывают с ошибками в прогнозировании,

колебанием цен, запаздыванием в получении необходимой информации, отклонениями от плановых сроков реализации отдельных мероприятий проекта. В ипотечно-строительных проектах к перечисленным факторам присоединяется и эффект кумуляции рисков, характерный для этих проектов.

Применительно к оперативному управлению проектом ВНЬЫр-эффект характеризует запаздывание информирования участников проекта о произошедших изменениях в ходе его реализации вследствие информационной асимметрии. Снижение ВН^Ыр-эффект может быть достигнуто за счет сокращения мест межорганизационного взаимодействия в системах ипотечно-строительных проектов, улучшения информационной коммуникации между участниками проекта, повышения достоверности и доступности прогнозов. Решение перечисленных задач составляет содержание межорганизационной координации, которая определяется как согласование действий центра, поставщиков, исполнителей, потребителей, посредников для достижения запланированных целей проекта.

Применительно к задаче управления рисками при создании координационного центра аутсорсинг риска трансформируется в аутсорсинг управления рисками, который имеет следующие достоинства, признанные специалистами [4, с. 51]:

— участники проекта избавляются от необходимости выполнения тех или иных сложных действий и процедур риск-менеджмента, для чего было бы необходимо привлекать высокооплачиваемых профессионалов;

— экономия на издержках, так как выполнение некоторых функций своими силами обходится дороже;

— обеспечение возможности участникам проекта сосредоточиться на выполнении свойственных им функций;

— получение преимуществ от комплексного обслуживания, включающего как систему управления рисками, так и прочие услуги в области аутсорсинга (например, обслуживание локальной сети);

— разделение подверженности риску на части, обеспечивающие приемлемый уровень риска.

В своей деятельности по управлению рисками ипотечностроительных проектов специалисты центра должны придерживаться общепринятого правила. Ведение систематизированного архива данных, систематизация которых предполагает возможность получения информации требуемого качества, достоверности, объема и достаточности. В последнее время получили распространение гипертекстовые технологии, требующие существенных затрат на первоначальную обработку данных (что может оказаться невозможным для отдельных участников проекта), но значительно облегчающих дальнейшую работу с ними.

Архив данных должен содержать исчерпывающую ретроспективную информацию о возможных организациях-партнерах и конкурентах, о некоторых физических лицах и перспективные их оценки.

Информация об организациях (предприятиях) включает разделы: общей оценки, оценки мощности, оценки финансовой устойчивости, оценки надежности выполнения обязательств по контракту. Наиболее важными являются частные данные: о правовом положении организации и формах разрешенной ей деятельности; о наличии разрешения (лицензии) на проведение определенного вида работ; об отношениях с финансовыми службами; о налоговых платежах; о количестве и характеристике основных фондов; об оборотном капитале; о запасах материальных ресурсов; об организационной структуре и стиле руководства; о результатах хозяйственной и финансовой деятельности; о количестве и квалификации сотрудников.

В некоторых зарубежных странах (Великобритания, США) считается престижной регистрация организаций в соответствующих центрах. Это является гарантией высокого профессионального уровня работ и услуг. При этом центры правомочны проводить выборочную проверку регистрируемых предприятий и при необходимости применять определенные санкции [3, с. 145].

В анкету о физических лицах: потенциальных клиентах, исполнителях, руководителях рекомендуется вносить информацию о предшествующей деятельности, уровне образования, социальном статусе, стиле жизни, особых интересах, коммуникабельности. Перечислим некоторые рекомендации по снижению рисков.

— Принятие лучшего решения возможно только по альтернативным вариантам, разрабатываемым с использованием оптимизационных методов. Эффективность проекта определяется

с учетом его полного жизненного цикла; при этом сравниваемые варианты проектов должны иметь равные или приведенные сроки действия.

— Существенного снижения риска можно достичь за счет полноты условий контрактов. Типовые формы договоров и контрактов зачастую бывают весьма упрощенными, поэтому в каждом конкретном случае требуется учитывать индивидуальные особенности региона, сезонов, проекта, договаривающихся сторон, продолжительности взаимоотношений, условий взаиморасчетов и т.п.

— Специалисты считают лучшим и первоочередным мероприятием в управлении рисками «создание друзей». Этим термином обозначают установление прочных, надежных, долгосрочных деловых и неформальных отношений с отдельными людьми, представляющими различные организации. Основой установления таких отношений являются собственная репутация и информация, консолидированная в центре, а методы действия весьма вариативны, поскольку подобная работа является сугубо индивидуальной и творческой.

Кроме общепринятых методов оценки проектных рисков и правил управления ими в координационном центре могут быть консолидированы и реализованы основные направления противодействия рискам и последствиям их проявления: информационное обеспечение проекта; маркетинговые исследования, контракты и организационное проектирование; прогнозирование; юридическая поддержка проекта; распределение риска между участниками проекта; страхование; управление запасами и резервами. Целью работы по каждому направлению является снижение рисков отдельных участников проекта и, как следствие, совокупного риска всего проекта.

В рамках координационного центра возможен переход от классического (статического) подхода к управлению рисками к его динамическому варианту.

При существующем положении дел большинство участников проекта предпочитают опираться на традиционные способы, которые укладываются в рамки статической концепции снижения риска. Все действия, предпринятые по предотвращению или снижению рисков, применяемые в соответствии с этой концепцией, остаются неизменными в процессе реализации проекта. Статический способ имеет важное достоинство — он прост. Кроме того, он вполне адекватен для сравнительно краткосрочных экономических проектов. Однако его целесообразно применять только в тех условиях, когда имеется возможность строить прогнозы и существуют дополнительные резервы для демпфирования возникающих отклонений, что не вполне согласуется со спецификой ипотечно-строительных проектов.

Риски могут возникать на всех фазах реализации ипотечно-строительных проектов. Чем продолжительнее временной промежуток между сроком проведения первичного анализа рисков (прединвестиционная фаза) и другими фазами проекта, тем большая вероятность того, что:

— некоторые виды рисков окажутся не выявленными и не учтенными в момент первого определения проекта;

— уровень некоторых выявленных рисков может измениться под влиянием изменения внешних условий реализации проекта;

— внесение изменений в проект при его реализации может изменить состав рисков и их уровень;

— появление дополнительной информации в ходе реализации проекта может потребовать корректировки оценок некоторых рисков.

Указанные изменения требуют корректировки мер, направленных на предупреждение и снижение риска ипотечно-строительного проекта.

В этих условиях анализ рисков должен быть не отдельным, точечным мероприятием, а постоянной функцией управления проектом, которая реализуется на всех фазах проекта. Аналогично выбор методов и мер, направленных на предупреждение и снижение риска, также следует рассматривать как постоянную функцию координационного центра, действующего в рамках динамической концепции управления рисками [1, с. 159-160].

Динамический подход является более сложным, однако он позволяет лучше распределять капитал и активные ресурсы по спектру возможных рисков и по управлению самими рисками. Что касается технологии осуществления адаптивного динамического управления рисками, то ее реализация возможна только в том случае, когда определен предельно допустимый уровень

потерь, а также границы свободы принятия решений — рамки «коридора реагирования» на складывающиеся ситуации. Технически границы свободы принятия решений задаются оптимистическим и пессимистическим прогнозами развития ситуации.

Особенно полезным оперативное реагирование и управление рисками оказывается в отношении минимизации последствий внезапно возникающих рисков, что обусловило необходимость внедрения в практику адаптивного подхода. Этот принцип требует подстраиваться под ошибки прогноза и в режиме активного управления демпфировать возникающие рассогласования. Главное, чего можно достичь в процессе реализации адаптивного принципа, — это устранение опасностей негативного влияния тех явлений, которые заранее не были или не могли быть приняты во внимание.

Подобная динамическая концепция реализуется не как однократный акт, а как процесс. Этот процесс активного демпфирования риска протекает во времени параллельно основной деятельности.

Способы снижения риска на основе динамической концепции адаптации более подходят для управления рисками в достаточно продолжительных операциях. Течение процессов в них происходит сравнительно инерционно, что дает возможность в режиме on-line оценивать текущую ситуацию и вырабатывать адекватные реакции. Но для придания устойчивости процессу управления рисками свобода принятия управленческих решений должна быть ограничена введением зоны нечувствительности — коридора реагирования на ситуацию. Такой коридор технически задается двумя сценариями развития процесса — пессимистическим и оптимистическим.

Сложности прогнозирования и установления границ свободы принятия решений не исчерпывают трудностей в реализации динамической концепции. Прогноз и границы свободы принятия решений — это всего лишь важная априорная информация для принятия тактических решений в каждый момент времени. Потребуется оперативно получать еще и текущую информацию и только потом, сопоставив реалии с прогнозом, в динамическом режиме оперативно генерировать возможные управленческие реакции. И, наконец, потребуется принять тактическое адаптивное решение — выбрать из множества возможных реакций наилучшую в данный момент, реализовать ее и затем — вновь наблюдать за процессом, строить прогнозы и т.д.

Эта деятельность должна быть сосредоточена в координационном центре, консолидирующем всю информацию о проекте и рисках, возникающих в процессе его реализации. Преимущества, которые дает создание центра всем участникам проекта, несомненны. Застройщик-продавец жилья получает участок предсказуемого спроса и гарантированного сбыта нового жилья на условиях массовой застройки. Центр принимает на себя ответственность за своевременное завершение строительства и надлежащее качество строительства. При существующем положении дел заемщики-покупатели жилья, оставшись один на один со стройзаказчиком после приобре-

тения права на квартиру, реально не могут воздействовать на ход строительства. В новых условиях житель получит право предъявить центру требования по качеству (в пределах установленных норм) в течение оговоренного срока. Центр вправе по договору переадресовать эти требования застройщику. Банки получают возможность вместо высокорискованного одноразового кредита открыть кредитную линию, в которой риск невозврата распределен по предприятиям интегрированной цепочки ипотечно-строительного проекта. Координационный центр может принять на себя функции ипотечного агентства

— специализированной организации, которая осуществляет рефинансирование кредиторов, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты населению.

Преимущества, который дает предлагаемый подход для широкого круга заинтересованных лиц позволит вовлечь в ипотечно-строительные проекты новых участников.

Однако функции координационного центра не сводятся к управлению рисками проекта. На основе консолидированной информации координационный центр может оказывать следующие услуги:

— совершенствование технологии взаимодействия отдельных участников проекта за счет их информационной интеграции;

— повышение качества информации;

— координация деятельности субъектов по реализации проекта: оптимальная маршрутизация материальных и финансовых потоков, определение оптимальной длительности отдельных этапов проекта;

— разработка рекомендаций по схемам рационализации проекта;

— оперативный контроль за состоянием отдельных элементов систем ипотечно-строительных проектов, совершенствование средств контроля за прохождением потоков;

— составление сценариев и прогнозов реализации проекта.

Консолидация информационных потоков позволит координационному центру не только с достаточной степенью точности проектировать материальные потоки и контролировать их прохождение в реальном масштабе времени и удаленного доступа через информационные системы связи, но и активно управлять движением материальных и информационных потоков в масштабе всей цепи. Консолидированный информационный поток может наиболее полно охватить весь процесс взаимодействия участников проекта и оптимизировать материальные потоки.

В координационном центре получит развитие деятельность, имеющая рекомендательный характер, его организационные и координационные услуги окажутся востребованными. Они будут способствовать синхронизации материальных и информационных потоков по различным параметрам, что позволит снизить риск нарушения договорных обязательств и разрыва хозяйственных связей, минимизировать возможности сбоев в реализации проекта.

Литература

1. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 285 с.

2. Иванов Д.А., Иванова М.А. Координация в цепях поставок // Логистика и управление цепями поставок, 2007. — № 6 (23). — С. 9-19.

3. Управление строительными инвестиционными проектами: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Васильева, Ю.П. Панибрато-ва. — М.; СПб, 1997. — 307 с.

4. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.