Научная статья на тему 'Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта'

Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БЛОКИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЦИКЛЫ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ / ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИХ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Костюченко Валерий Филиппович

Данная работа является логическим звеном комплексного исследования проблемы обеспечения преемственности отечественного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в соответствии с реалиями социума, часть которого (исследования) была опубликована в 2015 г. (№8) данного издания. Проведен ретроспективный анализ и сделаны обобщения по трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в соответствии с современными вызовами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Костюченко Валерий Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic of transformation of blocks of subjects of the socio-humanitarian and professional orientation in the educational programs in the field of physical culture and sports

This work is a logical link of complex research of the problem of ensuring the continuity of the domestic professional education in the sphere of physical culture and sports according to the realities of the society which part (researches) was published in 2015 (No. 8) of this edition. The retrospective analysis has been carried out and generalizations on transformation of the blocks of disciplines of the social and humanitarian and professional orientation according to modern calls have been made.

Текст научной работы на тему «Логика трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта»

Статья поступила в редакцию 07.01.2016

УДК 796.077.4

ЛОГИКА ТРАНСФОРМАЦИИ БЛОКОВ ДИСЦИПЛИН СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, профессор, Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Данная работа является логическим звеном комплексного исследования проблемы обеспечения преемственности отечественного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в соответствии с реалиями социума, часть которого (исследования) была опубликована в 2015 г. (№8) данного издания. Проведен ретроспективный анализ и сделаны обобщения по трансформации блоков дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в соответствии с современными вызовами.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт, блоки социально-гуманитарной и профессиональной направленности, циклы спортивно-педагогических, общетеоретических, естественнонаучных, психолого-педагогических и управленческих дисциплин.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p291-297

LOGIC OF TRANSFORMATION OF BLOCKS OF SUBJECTS OF THE SOCIO-HUMANITARIAN AND PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE EDUCATIONAL

PROGRAMS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

This work is a logical link of complex research of the problem of ensuring the continuity of the domestic professional education in the sphere of physical culture and sports according to the realities of the society which part (researches) was published in 2015 (No. 8) of this edition. The retrospective analysis has been carried out and generalizations on transformation of the blocks of disciplines of the social and humanitarian and professional orientation according to modern calls have been made.

Keywords: state educational standard of higher education, federal state educational standard, blocks of social and humanitarian and professional orientation, cycles of sports and pedagogical, general-theoretical, natural-science, psychology and pedagogical and administrative disciplines.

Реализация социокультурного потенциала физической культуры в России находится в ряду приоритетных задач политики государства [3]. Основными действующими лицами на этом направлении должны быть выпускники вузов и факультетов физической культуры. Качество подготовленности выпускников вузов детерминировано структурой, содержанием и организацией учебного процесса.

Содержание и условия реализации образовательных программ в настоящее время определяются образовательными стандартами, в том числе федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или стандартами, разрабатываемыми образовательными организациями самостоятельно. Ретроспективный анализ содержания образования в области физической культуры и спорта показывает, что до введения в рос-

сийской Федерации государственных образовательных стандартов высшего образования (ГОС ВПО) в 1994 году обучение проводилось по учебным планам единым для всех вузов, утвержденным государственным органом исполнительной власти [1, 2]. Вузами физической культуры реализовывались два учебных плана, которые формировали образовательные траектории для присвоения квалификации преподавателя-тренера по виду спорта (спортивные и тренерские факультеты) и преподавателя физического воспитания (педагогические факультеты). Анализ нормативной документации по организации учебного процесса по данным специальностям со времени включения страны в олимпийское движение свидетельствует о том, что различия в учебных планах 1950-х годов для разных квалификаций определялась лишь объёмом изучения дополнительных видов спорта и спортивной подготовки в избранном виде спорта [4]. Трудоемкость, как и перечень, других дисциплин профессионального блока был одинаковым вне зависимости от будущей квалификации выпускников. Общая трудоемкость теоретических дисциплин профессионального блока составляла 1290 часов, или 35% общего объёма обязательного теоретического обучения.

Очевидно, что содержание образования, формирование научно-педагогических кадров и создание условий определялось перечнем изучаемых дисциплин. Образование в области физической культуры в этом смысле с 1950-х годов претерпело не такие значительные изменения, как социально-экономические условия его реализации и профессиональной деятельности выпускников вузов физической культуры. Учебные дисциплины, изучаемые выпускниками вузов физической культуры 1958 года можно классифицировать как блоки дисциплин социально-гуманитарной (или идеологической) и профессиональной направленности.

Анализ дисциплин блока социально-гуманитарной направленности свидетельствует, что их состав в период с 1950-х до начала 1990-х годов сохранялся и несколько расширялся, отражая социально-политические и идеологические тенденции в стране. Учебный план 1950 года включал в себя иностранный язык, основы марксизма-ленинизма и политическую экономию в объёме 610 аудиторных часов, что составляло 17% от объёма обязательного теоретического обучения. В дальнейшем в данный блок дисциплин были включены диалектический и исторический материализм, позже марксистко-ленинская философия и философия, история КПСС, с 1990 годов - история России, политическая экономия, с 1990-х годов - экономическая теория, научный коммунизм, преобразившийся в конце 1980-х годов в теорию современного социализма и далее исключенный из учебных планов, научный атеизм, с 1990-х годов история религии, этика и эстетика, советское право, с 1990-х годов основы права, социология (политология). Доля дисциплин данного блока от общего объёма обязательного теоретического обучения изменялась незначительно и составляла в разные годы от 17 до 20%. В конце 1980-х годов в учебные планы была введена самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов. Доля самостоятельной работы в рамках социально-гуманитарного блока составляла 31% обязательного теоретического обучения.

Таким образом, перед введением ГОС ВПО в 1994 году дисциплины данного блока изучались в объеме 1450 часов общей трудоемкости (764 часа, из которых аудиторные занятия), что составляло 20,8% обязательного теоретического обучения (16% обязательных аудиторных занятий).

Блок профессиональных дисциплин, в свою очередь, подразделялся на группы (циклы) спортивно-педагогических, общетеоретических, естественнонаучных, психолого-педагогических и управленческих дисциплин.

Динамика содержания блока профессиональных дисциплин в учебных планах 1955-1988 годов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Перечень обязательных теоретических дисциплин профессионального блока в _учебных планах 1955-1988 гг._

Квалификация / дисциплины / год поступления

1955 1965 1972, 1978 1982, 1985 1988

преподава- преподава- преподава- преподава- преподава- преподава- преподава- преподава- преподава-

тель физи- тель- тель физи- тель-тренер тель физи- тель-тренер тель физи- тель-тренер тель-тренер

ческои тренер по ческой по виду ческой по виду ческой по виду по виду

культуры и виду спор- культуры и спорта культуры и спорта культуры и спорта спорта

спорта та спорта спорта спорта

Введение в специаль- Введение в специаль- Введение в

ность ность профессию

Теория и методика фи- Теория и методика фи- Теория Теория фи- Теория Теория Теория и

зического воспитания зического воспитания физической зической физической физиче- методика

культуры культуры культуры ской культуры физической культуры и

Теория Теория спорта

спорта спорта

Анатомия человека Анатомия и Анатомия Анатомия человека Анатомия Анатомия Анатомия и

биомеха- человека и спортив- спортивная

ника ная морфология морфология

Биомеха- Биомеханика Биомеханика Биомеха-

ника с ос- ника

новами

спортивной

техники

Кинодело Спортивная метрология Спортив- Спортивная

ная метро- метрология

логия и

техниче-

ские сред-

ства обу-

чения

Физиология с основами Физиология Физиология человека Физиоло - Общая и Физиоло -

биохимии гия спортивная физиоло- гия

гия

Химия Биохимия с основами Биохимия Биохимия Биохимия

органической и физиче-

ской химии

Гигиена спорта и спор- Гигиена и Гигиена Гигиена Гигиена Гигиена Гигиена

тивных сооружений спортив- физических физических физической

ные со- упражне- упражне- культуры и

оружения ний с осно- ний спорта

вами об- Спортивные сооруже- Спортив- Спортив-

щей гигие- ния ные соору- ные соору-

ны и жения и жения

спортсо- техниче-

оружения ские средства обучения

Лечебная физическая Врачебный Спортив- Спортивная медицина Врачебный Спортив- Спортивная

культура и врачебный контроль и ная меди- контроль, ная меди- медицина

контроль ЛФК цина ЛФК и цина

ЛФК и массаж массаж ЛФК и ЛФК и

массаж массаж

Психология Психоло- Общая Психология Психология Психология

гия психология с психологией спорта

Педагогика и история Педагогика и история Педагогика Педагогика Педагогика

педагогики педагогики

Квалификация / дисциплины / год поступления

1955 1965 1972, 1978 1982, 1985 1988

преподаватель физической культуры и спорта преподаватель-тренер по виду спорта преподаватель физической культуры и спорта преподаватель-тренер по виду спорта преподаватель физической культуры и спорта преподаватель-тренер по виду спорта преподаватель физической культуры и спорта преподаватель-тренер по виду спорта преподаватель-тренер по виду спорта

Организация и история физической культуры Организация и история физической культуры История физической культуры и спорта История физической культуры и спорта История и социология физической культуры и спорта

Управление физкультурным движением Организация управления физкультурным движением Управление физической культурой и спортом и экономика

Структуру обязательных профессиональных дисциплин характеризует стабильность на протяжении всего изучаемого периода времени. Трудоемкость аудиторных занятий составляла в среднем 2949,6±303,2 час. После включения в учебные планы часов самостоятельной работы студента трудоёмкость данного блока дисциплин составила 4664 часа. При этом объём аудиторных занятий по ряду дисциплин профессионального блока снизился, Так уменьшение объема аудиторных занятий на 27% произошло для дисциплин профессионального блока психолого-педагогического цикла, на 15% для дисциплин естественнонаучного цикла, на 38% для дисциплины «Спортивные сооружения». В это же время объём аудиторных занятий по циклу спортивно-педагогических дисциплин значительно повысился - на 60% увеличилось количество учебных часов по дисциплинам специализации и в 4 раза по спортивно-педагогическим дисциплинам, вводимых советом вуза.

Общетеоретическая дисциплина теория и методика физического воспитания (с 1979 года - теория и методика физической культуры) преподавалась в объёме 120-150 аудиторных часов. В 70-80-х годах XX века для студентов, обучающихся по плану преподавателя-тренера по виду спорта, введена дисциплина теория спортивной тренировки (в дальнейшем она трансформировалась в теорию спорта). При этом часы на её изучение были выделены из объёма дисциплины теория и методика физической культуры. Трудоемкость дисциплин, относящихся к этой же группе, «История и социология физической культуры и спорта» и «Введение в специальность» увеличилась в 2 раза - со 140 до 280 аудиторных часов (доля от общего объёма учебных часов для данной группы дисциплин составляла 27%). Перед введением ГОС ВПО в 1994 году дисциплины этой группы изучалась в объеме 440 часов, что составляло 8% общей трудоемкости блока профессиональных дисциплин.

Цикл естественнонаучных дисциплин в 1950 году включал в себя анатомию человека, физиологию с основами биохимии, гигиену спорта и спортивных сооружений, врачебный контроль, лечебную физическую культуру. В дальнейшем в анатомии был выделен раздел спортивной морфологии, самостоятельной дисциплиной стали биохимия, гигиена физических упражнений, спортивные сооружения. Врачебный контроль заменила спортивная медицина, в лечебную физическую культуру введен массаж. Введены дисциплины биомеханика, спортивная метрология и технические средства обучения. В учебных планах квалификации «преподаватель - тренер по виду спорта» 1970-80-х годов в названии дисциплин данного цикла четко прослеживается ориентация на спортивную тренировку. Трудоемкость данных дисциплин составляла в среднем 785,2±72,1 ауд. час. Доля дисциплин естественнонаучной направленности в учебных планах 1965 - 1985 го-

дов составляла 31%. Перед введением ГОС ВПО при включении в учебные планы самостоятельной работы студента доля аудиторных часов снизилась до 21%, общая трудоёмкость составляла 1268 часов, что составляло 27% объёма профессиональных дисциплин.

Цикл психолого-педагогических дисциплин в учебном плане 1950 года включал в себя психологию, педагогику и историю педагогики. Данные дисциплины по составу и трудоёмкости отличает наибольшая стабильность, в среднем трудоёмкость составляла 201,0±7,3 аудиторных часов. Перед введением ГОС ВПО данные дисциплины изучались в объеме 326 часов, что составляло 7% общей трудоёмкости блока профессиональных дисциплин.

Управленческие дисциплины в учебных планах этого периода первоначально представлял раздел дисциплины «История и организация физической культуры», из которой впоследствии были образованы отдельные дисциплины «История физической культуры и спорта» и «Управление физкультурным движением». Объём аудиторных часов по дисциплине имел тенденцию к снижению, со 100 часов в 1960-х годах до 72 часов в 1980-х. Перед введением ГОС ВПО дисциплина «Управление физической культурой и спортом и экономика» изучалась в объеме 108 часов, что составляло 2% общей трудоемкости профессиональных дисциплин.

Перечень дисциплин как фактор, определяющий содержание образования, не потерял своего значения и после введения ГОС ВПО. В ГОС ВПО первого поколения присутствовал раздел «наименование дисциплин и их основные дидактические единицы», в ГОС ВПО второго поколения - «наименование дисциплин и их основные разделы», в ФГОС ВПО - «перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий», которые также являлись ориентиром формирования учебного плана.

В ГОС ВПО трудоемкость дисциплин включала в себя аудиторную работу и самостоятельную работу студента, в соотношении, определенном в п. 2 примечаний раздела 3 «Минимум содержания образовательной программы»: максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период обучения 27 часов в неделю. Таким образом, доля самостоятельной работы студента в среднем составила 50%. Объём теоретического обучения бакалавра в соответствии с ГОС ВПО, утвержденным 1994 года, по направлению «Физическая культура» составил 7344 часа, из них аудиторных соответственно 3672 часа.

Рассматривая преемственность содержания образования при переходе от учебных планов к ГОС ВПО, следует отметить, что в состав обязательных дисциплин вошли практически все дисциплины учебных планов конца 1980-х годов, за исключением теории и методики избранного вида спорта. В процессе перехода образовательного процесса в соответствии с ГОС ВПО прослеживается дифференциация ряда дисциплин в соответствии с предметной областью. В частности, это коснулось истории и социологии физической культуры и спорта, управления физической культурой и спортом и экономики. Дисциплина «Педагогика», присутствовавшая ранее во всех учебных планах, была трансформирована в дисциплины, представляющие собой отдельные области педагогических наук. Новой дисциплиной стали «основы научно-методической деятельности» (таблица 2).

Заключение: таким образом, представленные данные свидетельствуют, что ГОС ВПО по направлению и специальности можно рассматривать, как приемников образовательных траекторий по различным квалификациям. В ГОС ВПО по специальности «Физическая культура и спорт», включены все обязательные дисциплины профессионального блока учебного плана квалификации «преподаватель-тренер по виду спорта», без значительного изменения их трудоемкости.

Таблица 2

Перечень обязательных теоретических и специальных дисциплин профессионального блока в учебных планах и государственных образовательных _стандартах первого поколения_

Учебный план по специально-

сти Физическая культура и ГОС ВПО по направлению ГОС ВПО по специальности

спорт, квалификация препода- Ч Физическая культура (1994 Ч Физическая культура и спорт Ч

ватель-тренер по виду спорта год) (1995 год)

(1988 год)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

введение в профессию 60 содержание и виды физкуль-турно-спортивной деятельности 70

история и социология физиче- 118 история физической культуры 90 история физической культуры и 90

ской культуры и спорта и спорта спорта

социология физической куль- 100 социология физической куль- 100

туры и спорта туры и спорта

теория и методика физической 262 теория и методика физиче- 280 теория и методика физической 280

культуры и спорта ской культуры и спорта культуры и спорта

анатомия и спортивная мор- 220 анатомия 220 анатомия 220

фология

физиология 308 физиология 300 физиология 300

биохимия 136 биохимия 110 биохимия 110

спортивная медицина 138 спортивная медицина 120 спортивная медицина 120

гигиена физической культуры 108 гигиена физической культуры 90 гигиена физической культуры и 90

и спорта и спорта спорта

спортивные сооружения 76 основы строительства и эксплуатации оздоровительно-спортивных сооружений 60

лечебная физическая культура 118 лечебная физическая культура 140 лечебная физическая культура 140

и массаж и массаж и массаж

биомеханика 104 биомеханика 100 биомеханика 100

спортивная метрология 136 спортивная метрология 90 спортивная метрология 90

психология 172 психология физического воспитания и спорта 120 психология физического воспитания и спорта 120

педагогика 154 социальная педагогика 120 технологии обучения 120

педагогические основы воспи- 120

тательной деятельности в обла-

сти физической культуры и

спорта

дополнительно психология и дополнительно психология и

педагогика в цикле общих педагогика в цикле общих гу-

гуманитарных и социально- манитарных и социально-

экономических дисциплин экономических дисциплин

управление физической куль- 108 менеджмент в физической 100 менеджмент в физической 100

турой и спортом и экономика культуре и спорте культуре и спорте

экономика физической куль- 100 экономика физической культу- 100

туры и спорта ры и спорта

методика преподавания базо- 660 базовые виды спорта и част- 800 оздоровительно-спортивные 800

вых видов спорта ные методики обучения технологии и методика обучения базовым видам спорта

теория и методика избранного 452

вида спорта

дисциплины специализации 486 дисциплины специализации 800

спортивно-педагогическое 864 физкультурно-спортивное со- 700

совершенствование вершенствование

специальные дисциплины 900

основы научно-методической 90 основы научно-методической 90

деятельности деятельности

валеология 60 основы акмеологии 70

дополнительные главы обще- 500 дисциплины и курсы по вы- 340 дисциплины и курсы по выбору 620

теоретических и профессио- бору студентов, устанавлива- студентов, устанавливаемые

нальных дисциплин (устанав- емые вузом вузом

ливаемые советом вуза)

Увеличена лишь трудоёмкость изучения базовых видов спорта, введен ряд новых дисциплин, что обусловлено увеличением нормативного срока обучения. Сохранена трудоёмкость изучения дисциплин специализации по избранному вида спорта в объёме 1720 часов с учетом дисциплин по выбору студента. В ГОС ВПО по направлению «Физическая культура», в соответствие с концепцией направления Общероссийского классификатора специальностей по образованию, предопределяющей «...в отличие от специальности высшего образования обеспечить (курсив наш, М.Щ., В.К.) специалисту более широкую область профессиональной деятельности», включены все обязательные дисциплины учебного плана квалификации «Преподаватель физической культуры и спорта», сокращена лишь трудоемкость изучения дополнительных видов спорта, не предусмотрена специализация.

В период реализации учебных планов и ГОС ВПО сформировалась дисциплинарная основа образовательного пространства в области физической культуры и спорта. Содержание этих дисциплин составило базовую основу профессиональной подготовленности выпускников, а при переходе к компетентностно-ориентированному обучению определило результаты обучения (знания, умения, владения) на этапах формирования общепрофессиональных компетенций по ООП УГНС «Физическая культура и спорт» для всех направлений подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессионализм в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие / В.Ф. Ко-стюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова, А.А. Германова. - СПб. : [б.и.], 2014. - 223 с.

2. Профильность в системе ВПО в контексте сохранения отечественных традиций в отрасли ФКиС / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова, Ю. Войнар // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы второго междунар. науч. конгресса. - Калининград : Изд-во Балт. фед. ун-та им. И. Канта, 2011. - С. 12-18.

3. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 05.04.2015.

4. Щенникова, М.Ю. Эволюция структуры и содержания профессионального блока образовательных программ в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 198-203.

REFERENCES

1. Kostjuchenko, V.F., Orekhov, E.F., ShChennikova, M.Yu. and Germanov A.A. (2014), Professionalism in the sphere of physical culture and sport: manual, St. Petersburg.

2. Kostjuchenko, V.F., Orekhov, E.F., ShChennikova, M.Yu. and Voynar, Yu. (2011), "Profiling in system of HPE in the context of preservation of domestic traditions in branch of PC&S", Problem of sports education: contents, orientation, technique, organization: materials of the second international scientific congress, publishing house of Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, pp. 12-18.

3. The order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 N 1101-p About the adoption of Strategy of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020, available at: http://base.garant.ru/196059/.

4. ShChennikova, M.Yu. and Kostjuchenko V.F. (2015), "Evolution of structure and content of the professional block of educational programs in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 198-203.

Контактная информация: mshchennikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.