Научная статья на тему 'Логика развития социально-трудовых отношений в экономике'

Логика развития социально-трудовых отношений в экономике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
202
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / SOCIAL-LABOUR RELATIONS / PROFESSION / PROFESSIONAL STRUCTURE / PROFESSIONAL COMMUNITY / SOCIAL CLUSTER / PROFESSIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сухинин Игорь Васильевич

Представленные в статье аспекты понятий профессионального кластера и профессии могут послужить методологическими критериями профессиональной социальной кластеризации в экономике, проявляющейся в развитии профессиональных сообществ (профессий) и профессиональной структуры экономики, охватывающей совокупность социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logics of development of the social-labour relations in economy

The aspects of the concept of professional and career cluster presented in the paper, can serve as a methodological criteria of professional social clustering in the economy, which is manifested in the development of professional communities (professions) and the occupational structure of the economy, covering the totality of social and labor relations.

Текст научной работы на тему «Логика развития социально-трудовых отношений в экономике»

УДК 331.341

Сухинин Игорь Васильевич

кандидат экономических наук доцент Государственный университет управления, Москва

ieguu@mail.ru

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Представленные в статье аспекты понятий профессионального кластера и профессии могут послужить методологическими критериями профессиональной социальной кластеризации в экономике, проявляющейся в развитии профессиональных сообществ (профессий) и профессиональной структуры экономики, охватывающей совокупность социально-трудовых отношений.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, профессия, профессиональная структура, профессиональное сообщество, социальный кластер, профессиональный кластер.

В рамках традиционных трактовок социально-трудовых отношений особое место занимает, во-первых, трактовка того, что это отношения, в первую очередь, по распределению и выполнению профессиональных, в том числе руководящих и исполнительных функций в производственном, трудовом процессе (автор ранее как раз и рассматривал социально-трудовые отношения с позиций данного подхода [9; 10]). Во-вторых, что это отношения по регулированию условий труда, определяющих качество трудовой жизни (данная позиция также ранее получила отражение у автора [8]). При этом условия труда складываются не только из совокупности факторов трудового процесса и окружающей производственной среды, но и определенной социальной среды.

Социально-трудовые отношения необходимо рассматривать, помимо традиционных трактовок, как отношения между экономическими агентами как представителями разных социальных групп с определенными социальными диспозициями и ролями. Эти отношения проявляются в профессиональных структурах экономики и соответственно в таких социальных группах как профессиональные сообщества (профессии), образующие профессиональные «социальные кластеры» (данное понятие не так давно получило свое развитие у В. Макарова). В этих отношениях (если их методологически отделить от категории «трудовых отношений») появляется третья сторона, осуществляющая регулирование и социальный контроль. Так, в условиях перехода к постиндустриальной экономике, традиционные двухсторонние трудовые отношения сменяются многосторонними отношениями в силу расширения практики заключения атипичных трудовых контрактов и атипичных форм занятости.

Зарождение институтов социально-трудовых отношений в европейской истории неразрывно связано с развитием цеховой системы, окончательно отделившей промышленность (ремесла) от земледелия, города от деревень. Средневековые цехи постепенно эволюционировали в корпорации, тред-юнионы, профессиональные союзы, ассоциации, объединения. Особую роль в постиндустриальной экономике будут играть самоуправляемые, в том

числе «сетевые» профессиональные ассоциации, имеющие исторические корни в цеховой системе и отражающие эволюционный процесс не только институционализации и социализации социальнотрудовых отношений, но и «корпоратизации труда». Поэтому логика развития социально-трудовых отношений в экономике заключается в их расширяющейся институционализации, социализации, корпоратизации.

Процесс социализации социально-трудовых отношений нашел отражение и в современном российском Трудовом кодексе, в котором упоминаются оба понятия. Но если трактовке трудовых отношений уделяется ст. 15 ТК РФ; то при упоминании социально-трудовых отношений в ряде статей кодекса их трактовка в тексте закона отсутствует.

Если вернуться к понятию профессии, то можно отметить, что в целом профессия выступает одним из основных стратификационных и сегментирующих факторов на рынке труда, определяющих социальный статус индивида и социальных групп и принадлежность их к конкретным профессиональным сообществам. Разделение труда приводит не только к появлению специализированных видов деятельности, структурируя их в зависимости от сфер общественного производства, но и располагает их в определенной иерархии внутри этой структуры. Те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, закрепляемый конкретными социальными механизмами.

Содержание понятия «профессия» в современной экономике достаточно многогранно. Интересно отметить, что термин «профессия» трактовался

Э. Дюркгеймом [3] в свое время как «корпорация», а М. Вебер, рассуждая о значениях термина социальная «функция», в одном из них рассматривал его фактически эквивалентом термина «профессия». Так, по Веберу, профессия есть «способ специализации, точного определения и сочетания функций индивида в той мере, в какой он представляет для него основу постоянной возможности заработка или прибыли». Как отмечает Р.Мертон, таково частое и на самом деле почти типичное употребление термина некоторыми экономистами, называющими «функциональным анализом группы»

© Сухинин И.В., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

71

сообщение о распределении профессий в этой группе [6].

Традиционно считается, что профессия - это вид трудовой деятельности и занятий человека, имеющий свои отличия в зависимости от их специфики и выполняемых работником функций. Во всех случаях профессия отражает род деятельности человека, требующей от него определенной подготовки, и одновременно представляет собой важный источник существования и развития. Поэтому профессия является одновременно характеристикой работника, процесса труда, рабочего места.

В технологическом аспекте профессия выступает набором определенных компетенций (знаний, умений, навыков, опыта, квалификации) работников и передаваемых технологий. При этом профессия является формой выражения человеческого капитала и продуктом интеллектуального воспроизводства.

Заметим, что компетентностный подход в управлении и образовании, считаемый сегодня новым, хотя это не совсем так (еще в 60-е гг. советские политэкономы критиковали так называемый «психологический профиль» профессии [1]), раскрывает также психологический аспект профессии. В данном аспекте профессия близка к таким понятиям, как призвание и самореализация (самоактуализация).

В экономическом аспекте профессия является специфической формой конкретного труда (в отличие от абстрактного труда, труда вообще), создающего потребительные стоимости. В данном случае категория «конкретного труда» из марксистской политэкономии близка, хотя методологически и некорректно их объединять, к категории «человеческого капитала» из неоклассической экономики (так же, как близки понятия «абстрактного труда» у Маркса и «чистого труда» у неоклассиков [8]). При этом профессия выступает как продукт, так и фактор общественного, профессионального разделения труда.

В институциональном аспекте любая профессия выступает как своеобразный институт, включающий в себя как профессиональные нормы поведения, отражающиеся нормами профессиональной этики, так и профессиональные структуры, выражающиеся в профессиональных сообществах, союзах, ассоциациях.

Профессия как социальный институт представляет собой систему внешних и внутренних связей, включающих антропологические, профессиональные и социальные компоненты, образующую статусно-ролевую подструктуру общества и направленную на удовлетворение общественных и личностных потребностей в социализации и гуманизации обучающегося [2]. Институт профессии обеспечивает воспроизводство единства профессиональных интересов, ценностных ориентаций, образцов по-

ведения (профессиональной культуры) и всего образа жизни, присущих определенной профессиональной общности.

Любой специализированный вид деятельности для приобретения статуса профессии проходит процесс институционализации, который предполагает [7] наличие общественной потребности в специализации деятельности; формирование специальных требований, норм и стандартов; определение характера специальных способностей, знаний и навыков индивидов; появление методов и способов определения таких способностей и обучения специальным профессиональным знаниям, приемам и навыкам; выделение определенных профессиональных интересов, ценностей, норм, стилей и образцов поведения, профессиональных ролей, способствующих сплочению людей по признаку принадлежности к данной профессии и конкретной профессиональной общности; появление особых профессиональных организаций для защиты этих интересов и т.д. Завершение процесса институционализации профессии выражается в формировании профессиональных сообществ.

Таким образом, воспроизводство единства профессиональных интересов, ценностных ориентации, образцов поведения и всего образа жизни, присущих данной общности, обеспечивается институтом профессии. В целом, развитие профессий ведет к дальнейшей профессионализации общества и является важным фактором институционализации общества.

Отметим, что профессиональные ассоциации и союзы имеют общее происхождение - средневековые цехи, которые эволюционизировали в современные ассоциации и профсоюзы (тред-юнионы). Поэтому у них имеется общая черта: объединение своих членов по профессиональному признаку в целях их защиты и взаимодействия. Но если профсоюзы в основном занимаются вопросами контроля за выполнением условий трудовых контрактов наемных работников, то ассоциации, кроме защиты интересов своих членов, способствуют применению их навыков в профессиональной деятельности, а также выполняют роль фильтров между образовательными учреждениями и предприятиями в целях недопуска в свои ряды, а, следовательно, к профессиональной деятельности, нежелательных им по ряду причин социальных субъектов.

В социальном аспекте профессия, на наш взгляд, выступает одной из форм социального капитала и является, как ресурсом, так и продуктом социального воспроизводства. Вместе с тем, в данном аспекте профессия является важным фактором социальной стратификации и социальной мобильности общества.

Как и иные формы социального капитала, профессия в себя включает: профессиональные сети; профессиональные роли, титулы, статусы; отноше-

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

ния между представителями профессий как неких социальных ролей; институты как нормы поведения представителей различных профессий (профессиональных общностей) согласно социальной структуре и месту в ее иерархии; определенный совокупный образ жизни человека, диктуемый нормами профессиональной этики, включая стандарты заработка, отдыха, общения, и даже личного потребления; производственную и бытовую среду обитания.

Профессия выступает как один из основных стратификационных факторов, регулирующих отношения равенства-неравенства в обществе и определяющих социальный статус индивида и социальных групп и принадлежность их к конкретным профессиональным общностям. Разделение труда приводит не только к появлению специализированных видов деятельности, структурируя их в зависимости от сфер общественного производства, но и располагает их в определенной иерархии внутри этой структуры. Следовательно, профессии по своей природе не только дифференцированы, но и иерархичны по отношению друг к другу. Но иерархия профессий определяется не одними только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания и т.п. Те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т.д.). В силу этого выбор типа профессиональной деятельности определяет в значительной степени социальный статус индивида. Другая причина, превращающая дифференциро-ванность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве способностей и возможностей людей. Кроме того, любая профессиональная деятельность основывается на определенном уровне профессионального мастерства и квалификации, что связано с характеристиками образования и процесса обучения.

В образовательном аспекте профессия является продуктом (критерием) системы образования, в том числе профессионального образования и воспитания. Поэтому профессия выступает одним из главных факторов подготовки и переподготовки кадров для отраслей народного хозяйства, в том числе, промышленности (здесь профессию и профессионализацию кадров можно рассматривать в качестве элемента промышленной политики).

С одной стороны, возникновение и развитие профессий и профессиональных общностей есть результат влияния целой совокупности факторов, среди которых особая роль принадлежит системе образования, прежде всего, профессионального образования, обеспечивающего подготовку профессионалов разного уровня квалификации, воспроизводство профессиональных кадров, без развития

которых невозможна институционализация новых, сложных видов профессиональной деятельности. С другой стороны, само выделение профессионального образования в особый институт общества, а также тенденции его эволюции определяются потребностями, формирующимися под влиянием института профессии.

В историческом аспекте развитие профессий отражает эволюцию профессионального разделения труда. При этом в новой, постиндустриальной экономике (согласно «благоприятному сценарию», по выражению Дж. Ходжсона [12]) количество профессий неуклонно растет (сегодня их насчитывают в мире около 100 тыс. [11]). Отсюда неслучайно появление сегодня нового направления в науке -исторического профессиоведения, работы исследователей по составлению и развитию Международного исторического стандарта классификации профессий (НШСО) [4].

Таким образом, сегодня профессия представляется многоаспектным явлением и понятием, выходящим за рамки экономической науки, и является важнейшим атрибутом современного человека. Именно в профессии (в ремесле, в профессиональной общности, в профессиональной среде, профессиональном кластере) развивается и социализируется человек, реализует себя, творит историю и себя, находит поддержку и общение, выполняет свое предназначение для общества.

Подчеркнем, что для защиты прав работников, для подлинного социального равноправия, в целях социального контроля, необходимы третьи стороны, в том числе, государственные органы власти и объединения традиционных профессиональных союзов. Работник, подписывая договор, должен представлять определенную социальную организацию, социальную общность. Именно так будет реализована идея классика об обществе будущего -ассоциации свободных производителей.

Вместе с тем, представленные выше аспекты (пространства) понятия профессии и профессионального кластера могут в операциональном плане послужить теоретической базой и методологическими критериями профессиональной социальной кластеризации в экономике, проявляющейся в развитии профессиональных сообществ (профессий) и профессиональной структуры экономики, охватывающей совокупность социально-трудовых отношений.

Библиографический список

1. Белкин В.Б. Проблемы профессионального разделения труда и подготовка рабочих кадров в СССР: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 1967.

2. Введенский В.Н. Развитие педагогической профессии как социального института: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / РАО; ГНУ «Институт образования взрослых». - СПб., 2005.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

73

3. Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 590с.

4. Историческое профессиоведение: источники, методы, технологии анализа: сб. науч. тр. / Под ред. В.Н. Владимирова, М.Х.Д. ван Леувена. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2008. - 256 с.

5. Макаров В.Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. - М.: Бизнес Атлас, 2010. - 272 с.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: Хранитель, 2006. - 880 с

7. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М.: Аспект-пресс, 1996. - С. 209218.

8. Сухинин И.В. Историко-институциональный анализ социально-трудовых отношений в экономи-

ке. - М.: Государственный университет управления, 2011. - 299 с.

9. Сухинин И.В. Профессиональные структуры экономики // Вестник Государственного университета управления. - 2011. - № 3. - С. 101-108.

10. Сухинин И.В. Узловые проблемы общей экономической теории. Часть 2: Учебное пособие. -М. : Государственный университет управления, 2003. - 165 с.

11. Сухомлин В. Крутой уровнемер. Об итогах реформы высшей школы // Отечественные записки. - 2010. - № 17 (215), 2 сентября. - С. 7-8.

12. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - С. 21-35.

УДК 338 (47)

Чарушина Елена Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

vasilisa97@rambler.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОРОДОВ

В статье на конкретных примерах регионального маркетинга рассмотрены основные подходы к формированию имиджа городов.

Ключевые слова: имидж, регион, брендинг территории, позиционирование города, региональный маркетинг.

Регион как предмет изучения попал в поле зрения имиджеологии сравнительно недавно, однако сама по себе задача формирования имиджа региона далеко не новая. Ещё в советское время сформировались устойчивые стереотипы: Ростов - «ворота Кавказа», Урал - «опорный край державы», а ещё раньше Москва - «Третий Рим». Таким образом, идея сама по себе не новая, но именно сегодняшнее время делает её крайне актуальной, поскольку на современном этапе социально-экономического развития российских регионов одной из важнейших задач является управление конкурентоспособностью территории на основе реализации механизма регионального маркетинга. Под механизмом регионального маркетинга понимают упорядоченную последовательность, взаимную согласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы региона. Основным содержанием политики регионального маркетинга в рамках цикла являются правильное и оптимальное продвижение региона во внешней среде, его адекватное позиционирование среди других регионов, занятие им своей ниши для избежания конкуренции. В качестве основного средства такой политики выступает брендинг территории. Формирование бренда территории и управление его продвижением - это приоритетная задача экономического, социального и политического развития региона. Именно успешность бренда региона влияет на обеспечение устойчивого и привлекательного имиджа территории [4, с. 110].

Образ региона создают в большей мере его центральные города, поэтому речь идет именно об имидже городов. В России имиджем городов занимаются чрезвычайно мало. Отсюда их безликость и мнение о том, что представляют собой российские города довольно туманно и практически не сформировано. Имидж города можно представить как психологически формируемый его образ, ориентированный на определенные целевые группы. Исходя из теории виртуальных понятий, разработанной известным российским пиарщиком А. Вуй-ма, можно констатировать, что «имидж» тоже является виртуальным понятием. он не существует за пределами человеческого сознания, ибо не может быть опознан каким-либо органом человеческого восприятии [2, с. 35]. Чаще всего, это комплекс ассоциативных представлений, соотносимый индивидом с регионом (городом). Он близок к понятию социальный стереотип, но возникновение стереотипов, как правило, стихийно, главная же особенность имиджа - управляемость [5, с. 93].

Образ города может иметь как положительную, так и отрицательную окраску, либо вообще не иметь никакой, вследствие отсутствия какой-либо информации у целевых групп. Образ города формируется как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае имидж всегда получается позитивным, так как в процессе конструирования имиджа создается идеальная модель, отражающая достоинства города, а отрицательные стереотипы нейтрализуются или делаются менее заметными. А вот во втором

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Чарушина Е.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.