Научная статья на тему 'Лоббизм: к проблеме становления категории'

Лоббизм: к проблеме становления категории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1230
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / LOBBYING / POLITICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меньшенина Наталья Николаевна

Статья посвящена анализу категории «лоббизм» в современной политологической науке. Рассматривается специфика становления лоббизма как одной из политических технологий. Классификация лоббизма, исследуемая в статье, представляет коммуникативный подход к анализу данного явления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lobbying: on the Issue of Categories Formation

The article is about the concept of lobbism, essence and meaning of this phenomena as an important political technology. The classification of lobbism also are given and in this case lobbism is presented as variation of political communication

Текст научной работы на тему «Лоббизм: к проблеме становления категории»

УДК 327

Меньшенина Наталья Николаевна

Menshenina Natalya

ЛОББИЗМ:

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ

LOBBYING:

ON THE ISSUE OF CATEGORIES FORMATION

Статья посвящена анализу категории «лоббизм» в современной политологической науке. Рассматривается специфика становления лоббизма как одной из политических технологий. Классификация лоббизма, исследуемая в статье, представляет коммуникативный подход к анализу данного явления

The article is about the concept of lobbism, essence and meaning of this phenomena as an important political technology. The classification of lobbism also are given and in this case lobbism is presented as variation of political communication

Ключевые слова: лоббизм, политический анализ Key words: lobbying, political analysis

Сегодня кризис переживает все мировое сообщество. Много спорных вопросов возникает вокруг утверждений современных политтехнологов о кризисных явлениях в нашем обществе. Одно с уверенностью можно утверждать, что в дискурсе отношений «народ - власть» действительно наблюдается кризис восприятия идей власти, необходимости исполнения и реализации ее установок народом. Примером недавней актуализации такого кризиса стала волна выступлений автодилеров и, соответственно, поддерживающих их жителей не только Владивостока, а практически всех крупных городов России. Только одна из реальных демонстраций в г. Владивосток в течение декабря 2008 г. насчитывала более 60 тыс. участников. Такое обострение взаимоотношений поставило деловое государственное и политическое сообщество перед необходимостью поиска компромиссных решений, легитимных путей отстаивания своих интересов во властных структурах. Путь к решению проблемы сокращения противостояния

между властью и народом, в том числе, лежит через выстраивание грамотных лоббистских коммуникаций как демократических процедур, позволяющих на законных основаниях политически открыто и финансово прозрачно влиять на процесс принятия властных решений.

Умение лоббировать свои интересы в современной России уже становится конкурентным преимуществом и поведенческим стереотипом современных управленцев. Своей управленческой деятельностью практически во всех сферах общественной жизни лоббисты создали новое условие в современном менеджменте на стадии естественного отбора -коммуникационный отбор. Лоббистские навыки уже становятся такой же имманентной частью науки управления как стратегическое планирование, внедрение информационных технологий, связи с общественностью, работа с персоналом. В американских университетах на факультетах политических наук читаются курсы по теории лоббизма.

Чтобы уяснить, что такое лоббизм, про-

анализировать данную категорию, обратимся к историческим вехам его развития.

Термин «лобби» пришел в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок (коридор). С 1553 г. так стала называться прогулочная площадка при монастырях. Столетие спустя - помещение для отдыха и прогулок в Палате Общин в Англии. Политический оттенок это слово приобрело лишь еще через два столетия, в США, когда им стали обозначать покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса. Традиции лоббизма уходят своими корнями в годы президентства У. С. Гранта (1869-1877), генерала, сыскавшего славу во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Вечерами восемнадцатый Президент США и его команда после «трудов праведных» имели привычку отдыхать в одной из гостиниц, точнее, в ее вестибюле, который назывался лобби. Там же министры и сенаторы встречались с представителями различных слоев общества, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую не бескорыстно, а за «звонкую монету» - выполнить их. Лоббистами в XIX в. называли просителей, приходивших в государственные учреждения. Тогда, в Европе, в основном в Англии, считалось, что допускать таких людей в залы заседаний, где принимаются законы, нельзя. Поэтому они и не могли пройти дальше вестибюлей (лобби), приемных, то есть кулуаров политического механизма.

Изучение лоббизма как явления политической жизни и важного фактора принятия государственных решений стало осуществляться в России после 1991 г., в условиях демократизации. Согласно словарю иностранных слов, изданному в советский период, «лобби», «лоббизм» - «это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов, на законодателей и государственных чиновников (вплоть до подкупа)» [1]. «Лобби» назывались также агенты

этих контор и агентств (иначе лоббисты). Аналогичное определение было дано в кратком политическом словаре [2].

Таким образом, в Советской России под лоббизмом понимались явно негативные явления социальной и политической жизни общества, направленные на реализацию интересов корпоративных структур, в том числе и в ущерб государству. Особо отмечалась не вполне ясная юридическая природа этого явления, прежде всего, в методах и механизмах его реализации (шантаж, подкуп).

В современной мировой политологии в анализе лоббизма выделяют две основные модели: англосаксонскую и континентальную. Англосаксонская модель интерпретирует суть лоббизма в обязательности государственной регистрации лоббистских организаций и определения рамок деятельности групп давления в сфере влияния на принятие властных ресурсов. Континентальная модель, к которой относится и современная Россия, не признает официальный лоббизм легально существующим явлением, но дает право заинтересованным группам воздействовать на власть через официальное участие в работе специально созданных совещательных и общественных структур при государственных органах.

В развитие англосаксонской модели внесли свой научный вклад американская и английская школы [3]. Американские ученые Д. Джонсон. Дж. М. Бери считают, что лоббисты -это управленцы, занимающиеся бизнесом (лоббизм - вид бизнеса) и убеждающие законодателей принимать желанные законы и отклонять нежеланные. Такие люди действуют в интересах своих клиентов. Лоббисты - эксперты в вопросах государственного управления, его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Они должны обеспечивать информацией, отстаивать позиции клиентов. По мнению американских исследователей, термин «лоббист» употребляется в двух значениях. В широком смысле он равнозначен термину «группа давления»; в другом смысле

- это организация (юридическое агентство,

служба политического консалтинга), оказывающая за деньги воздействие на процесс принятия решения в пользу клиента посредством прямого обращения к государственным служащим. Ряд американских специалистов считают лоббизм одним из ведущих факторов поддержания политического плюрализма, так как группы давления могут представлять организации всех слоев населения. Так, Л. Мил-брэт призывал смириться с некоторыми злоупотреблениями лоббистской практики ради ее сохранения в целом. В английской школе (Г. Джордан, Дж. Гринвуд) относят к важнейшему признаку лоббистских групп формирование и продвижение ими политических интересов. Дж. Гринвуд выделил в этой связи «политические сообщества» - ограниченное число участников, объединенных взаимозависимостью на длительное время, и «целевые сетевые группы» - широкий круг участников, объединенных на короткий промежуток времени общей проблемой. Британские исследователи трактуют категорию «лоббизм» как попытку индивида или группы интересов оказывать влияние на решения властей. В первоначальном значении лоббизм понимался как действия, корректирующие результаты голосования законодателей; но само лобби группируется вне законодательных палат. В целом же лоббизм в англосаксонской модели выступает как реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству, а государство является органом, аккумулирующим поступающие импульсы и ограничивающимся выявлением их «равнодействующей» силы.

Континентальную модель представляет отечественная научная школа [4]. Исследователи А.А. Нещадин, А.А. Блохин, В.В. Верещагин, В.А. Лепехин, А.П. Любимов, С.П. Перегудов внесли свой вклад в развитие теории лоббизма. В основании классификации групп давления по различным критериям лежат цели, характер политических функций, социальнополитический статус, социальный состав, этно-конфессиональная или региональная принадлежность. Отличие отечественной школы ис-

следования лоббизма от западной состоит в том, что российские выделяют проблему участия государственных органов власти в лоббистской деятельности представителей народа [5]. Так, В. Лепехин приводит такое описание лоббизма: «процесс приведения формальной власти в соответствие с фактической, имея в виду, что самой мощной группой давления является государственная власть. Эта фактическая власть (президент и Правительство) контролирует процесс принятия решений, в отличие от власти формальной (Федеральное Собрание). Функционеры формальной власти лишь представляют власть, совершают формальные акты обсуждения, согласования принятых фактической властью решений, обеспечивают их юридическое закрепление и легитимизацию» [6].

Итак, процесс представления интересов народа в системе государственного управления группами давления называется лоббизмом. Основные технологии лоббизма прямо или косвенно выражены через систему определений данного явления [7], например:

1) лоббизм - это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти;

2) лоббизм - это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством;

3) лоббизм - это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления;

4) лоббизм - многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий и осуществляющий решение. Середину составляет отряд экспертов, консультантов, исполнителей, часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению;

5) лоббизм (от англ. lobby - кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций, политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов (то есть групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах;

6) лоббизм - намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

Также, исследуя проблему коммуникаций в лоббизме, можно выделить несколько технологических подходов к данному явлению, а именно:

- психологический подход представляет лоббизм как манипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками;

- институциональный подход понимает лоббизм как институт политической системы, обеспечивающий взаимодействие общества и власти, как средство поддержания равновесия в обществе и реализации права каждого гражданина участвовать в управлении делами государства;

- инструментальный подход исследует лоббизм как набор методов влияния на процесс выработки государственных решений;

- процедурный подход раскрывает лоббизм как органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия политического решения;

- плюралистический подход акцентирует внимание исследователей на том, что все лоббисты являются полноправными участниками системы выработки и принятия государственных решений;

- корпоративистский подход определяет лоббизм как деятельность, в ходе которой лишь наиболее влиятельные группы имеют реальные рычаги влияния на процесс приня-

тия государственных решений;

- информационный подход видит лоббизм как источник и ресурс информации. В данном случае лоббисты делают возможным для чиновника осуществлять свои функции более эффективно. Сами же получают за это прямой выход на лицо, принимающее решение.

Итак, рассмотрев различные коммуникационные подходы к становлению категории лоббизма в политологии, мы могли бы выделить следующие важнейшие позиции в российской науке:

1) лоббизм в современном мире выступает важнейшим средством политической коммуникации в обществе;

2) долгое сдерживание исследований в этой области в России привело к тому, что до сих пор явление только уточняется в категориальном смысле;

3) необходимо рассматривать лоббизм как совершенно официальный и легитимный тип политической коммуникации;

4) анализируя риски от ненадлежащих технологий лоббистской коммуникации, нормативно ограничить самих субъектов в использовании права представления их интересов в кулуарах власти [8];

5) наиболее позитивным в социальном смысле является необходимость четкого определения субъектов и объектов лоббизма в системе государственного управления Российской Федерации. В качестве положительного примера в данном случае мы бы привели определение сущности лоббистской деятельности, данное в проекте закона «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» [9], где лоббистская деятельность понимается как взаимодействие физических лиц и представителей юридических лиц с федеральными органами государственной власти, их должностными лицами, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, непосредственной целью которого является оказание влияния на подготовку и принятие решения федеральными органами государственной власти».

1. Спиркин, А.Б. Словарь иностранных слов /

A.Б. Спиркин, И.А. Акгурин, Р.С. Карпинская. - М., 1980. - С. 45.

2. Абраменков, В.П. Краткий политический словарь / В.П. Абраменков А.Г. Аверкин, Ю.А. Аге-шин. - М., 1987. - С. 230.

3. Перегудов, С.С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений /С.С. Перегудов. - М.: Наука, 2003. - 352 с.

4. Любимов, А.П. Парламент и лоббизм / А.П. Любимов - СПб.: Изд-во Р. Арсланова «Юридический центр пресс», 2005; Лепехин, В.А. Лоббизм /

B.А. Лепехин. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1995.

5. Меньшенина, Н.Н. Становление лоббизма в политическом процессе современной России / Н.Н. Меньшенина // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и

Коротко об авторе________________________________

Меньшенина Н.Н., профессор, зав. кафедрой государства и права, Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ)

Научные интересы: политический и избирательный процесс, акторы политического процесса, лоббизм и коррупция в политическом процессе

_________________________________Литература

новых независимых государствах. - Екатеринбург, 2QQ4. - С. 287-296.

6. Лепехин, В.А. Лоббизм / В.А. Лепехин. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1995. - С. 116.

7. Нещадин, А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути (1992-1997) / А.А. Нещадин, А.А. Блохин, В.В. Верещагин, О.В. Григорьев, А.Г. Ио-нин, В.К. Кашин, М.В. Малютин. - М., 2QQ2. - С. 411-422.

8. Меньшенина, Н.Н. Специфика лоббизма в Советской России / Н.Н. Меньшенина // Апрельские чтения. - Вып. III. - Владивосток. ТИПП ДВГТУ, 2QQQ. - С. 3-5.

9. Павлов, В.Г. Инициативный законопроект о лоббизме / В.Г. Павлов // Государство и право. -1998. - № 12. - С. 47-54.

_________________________________Briefly about author

Menshenina N., Professor, Head of State and Law Department, Pacific State Economic University (PSEU)

Scientific interests: political analysis, political process, elections, lobbyism and corruption in politics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.