Научная статья на тему 'Лизинг медицинского оборудования как фактор развития лизинговых отношений между финансово-кредитными организациями и организациями в сфере здравоохранения'

Лизинг медицинского оборудования как фактор развития лизинговых отношений между финансово-кредитными организациями и организациями в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ЛИЗИНГ / ЛИЗИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / LEASING / LEASING RELATIONS / SOURCES OF FINANCING / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буранбаева Л. З., Яндавлетова Д. Х.

В статье представлены современное состояние и перспективы лизинговых отношений между финансово-кредитными организациями и организациями в сфере здравоохранения в Республике Башкортостан. Показаны направления реализации лизинговых операций. Отражена необходимость государственной поддержки при создании государственной лизинговой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leasing of medical equipment as a factor for development of the leasing relations between the finance-and-credit organizations in the sphere of health care

The article describes the present-day state and perspective for development of leasing relations between the finance-and-credit organizations in the sphere of health care in the Republic of Bashkortostan. The authors emphasize the necessity of state support in creation of a state leasing company.

Текст научной работы на тему «Лизинг медицинского оборудования как фактор развития лизинговых отношений между финансово-кредитными организациями и организациями в сфере здравоохранения»

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

фективному использованию имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов.

В 2012 году продолжается реализация мероприятий утвержденных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов:

укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Дальнейшее развитие здравоохранения будет осуществляться в среднесрочной перспективе в соответствии с изменениями демографической структуры населения в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения».

Источниками финансирования оснащения медицинским оборудованием являются: ассигнования, предусмотренные на развитие высокотехнологичной медицинской помощи; финансовое обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования; средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов. Следует отметить, что в данном случае деятельность государственной лизинговой компании позволяет быстро, эффективно и целенаправленно использовать средства при реализации программ экономического развития [4].

Современная история Российской Федерации показывает, что снижение государственной поддержки здравоохранения и ухудшение качества жизни населения приводят к значительному уменьшению средней продолжительности жизни. Это сказывается на дополнительных затратах государства.

Изучение зарубежного опыта лизинга медицинского оборудования может быть полезным. Например, в Республике Казахстан было создано Акционерное общество «КазМед-Тех» — государственная инвестиционная компания, целью которой является проведение закупок медицинской техники для дальнейшей ее передачи организациям здравоохранения на условиях финансового лизинга.

Целью внедрения лизинга медицинской техники является обеспечение высокого качества медицинской помощи в результате эффективного использования медицинской тех-

ники организациями здравоохранения. Для выполнения этой цели необходимо совершенствовать механизм оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой, который имеет свои особенности: требования к лизингодателю, лизингополучателю, объекту лизинга, страховой компании, поставщикам. Договор лизинга отражает все необходимые данные и условия.

Государственная лизинговая организация позволит приобретать действительно необходимое медицинское оборудование, которое соответствует используемому помещению, потребности в нем, следит за наличием обученного квалифицированного персонала и др. Прежде чем передать медицинское оборудование, организация должна провести экспертизу, где должны быть учтены все составляющие, позволяющие медицинскому оборудованию функционировать, согласно его характеристикам (функции оборудования, помещение, квалифицированный персонал, мощности оборудования). Со своей стороны, медицинские учреждения также будут учитывать потребности приобретения и возможности использования лизинга медицинского оборудования [5].

При осуществлении лизинга оборудования возникают проблемы оценки и управления рисками в сфере реальных инвестиций. Для управления рисками необходимо использовать реальные опционы, встроенные в лизинговый договор. Оценка проектов с учетом реальных опционов осуществляется на основе ожидаемой чистой настоящей стоимости проекта. Можно использовать лизинговые контракты. Приобретение оборудования по лизинговому договору имеет преимущества по сравнению с его покупкой на свободном рынке [6, 60-75].

В России возможно развитие государственно-частного партнерства сфере здравоохранения. Следует при этом учитывать международный опыт, его формы, тенденции. [11, 314-316].

При взаимодействии российских лизинговых компаний с субъектами малого бизнеса также имеются как преимущества, так и недостатки [13, 21-26]. В настоящее время применение лизинга требует учета новых требований и стандартов.

В целом, развитие лизинга медицинского оборудования предполагает расширение кредитных отношений, использование современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования, а также новых банковских продуктов и решение проблем управления финансовыми рисками. Необходимо рассмотреть и изучить зарубежный опыт лизинговых отношений: виды лизинга, участников лизинговых операций, особенности лизинга в конкретной стране, взаимодействие банков, лизинговых организаций и государства. При этом необходимо: учитывать специфику использования инновационных способов финансирования лизинговых операций, управления финансовыми рисками; провести сравнительный анализ деятельности лизинговых компаний до и после перехода на международные стандарты финансовой отчетности; оценить подготовленность сотрудников компании осуществлять операции по международному лизингу в сфере здравоохранения; рассмотреть модель создания государственной лизинговой компании в области здравоохранения.

Литература

1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. Федеральных законов от 29.01.2002 № 10-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 26.07.2006 № 130-Ф3, от 08.05.2010 № 83-Ф3): URL: http:// www.all-leasing.ru/statutes/ (дата обращения: 03.04.2012).

2. Указ Президента Республики Башкортостан «О развитии лизинга в Республике Башкортостан» от 30 апреля 1997 года № УП-261: URL: http://www.mbbash.ru (дата обращения: 05.04.2012).

3. Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, ЦБ РФ № 01 -001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»: URL: http://www.referent.ru (дата обращения: 03.04.2012).

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов // Финансовый бизнес. - 2012. - №1-2. - С. 2-7.

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года №1238 «О создании Акционерного общества «КазМедТех»: URL: http://www.kmtlc.kz (дата обращения: 15.04.2012).

6. Воронцовский А.В. Некоторые особенности управления рисками в условиях использования лизинга // Финансы и бизнес. — 2012. — № 2. — С. 60-75.

7. Дун И.Р. Развитие лизинговой деятельности в Российской Федерации на современном этапе // Финансы и кредит. — 2011. — №31. — С. 32-37.

8. Кокурин А.В. Лизинг: расширяем границы понятия. Проблемы регулирования операционного лизинга в России // Российское предпринимательство. — 2010. — № 4. — С. 106-110.

9. Коренев И.А. Ускоренная амортизация и оборачиваемость капитала лизинговых компаний // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. — 2011. — № 41. — С. 44-50.

1 70

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

10. Нуртдинов И.И. Лизинг как инструмент развития бизнеса в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 11. - С.41-46.

11. Сюткин М.В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 314-316.

12. Тарасов В.И., Дивин Н.Ф. Сравнительный анализ способов обновления основных фондов предприятий // Вестник Московского государственного агроинженерного ун-та им. В.П. Горячкина». - 2009. - № 7. - С. 18-19.

13. Торосов А.Г. Совершенствование лизинговых механизмов долгосрочного кредитования малого бизнеса // АПК: Экономика, управление. - 2012. - .№ 3. - С. 91-96.

14. Шеленков В.Г. Учет лизинговых операций и анализ их эффективности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Г. Гетьмана. -М.: Изд-во «Экзамен», 2005. - 128 с.

15. Барсукова А., Кот В. Ужесточение лизингового законодательства должно привести к росту популярности схем оперативного лизинга URL: http://expert.ru/south/ (дата обращения: 07.04.2012).

16. Заславская О. Лизинг в России оказался под угрозой остановки // Российская Бизнес-газета. - 2011. - № 820 (38) - 25 окт. URL: http://rg.ru/

16. Логвинова Н. Крупные лизингодатели уже задумываются об IPO // Банковское обозрение. - 2007. - № 7. - С.44.

17. Перечнева И., Тетерева И. Не слишком умный выход государственных компаний на розничный рынок лизинга создает для отрасли дополнительные риски URL: http://expert.ru/ural/ (дата обращения: 07.04.2012).

18. Problems of Regulating Operative Leasing in Russia // http://tpprf-leasing.ru/40/ (дата обращения: 05.03.2012).

1 7 1

т

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

ТЕНЗОРНАЯ МОДЕЛЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЫНКА СБЫТА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК

В.Н. Наумов,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук tutomaum@mail.ru

В статье изложен методический подход к выбору наиболее привлекательного рынка сбыта при планировании цепочки поставки предприятием своей продукции с использованием элементов тензорного анализа. Предложена система показателей привлекательности рынка сбыта и составлен алгоритм их вычисления.

Ключевые слова: цепочка поставок, рынок сбыта, модель, показатели привлекательности, тензор, границы рынка.

УДК 339.1 ББК 65.40

Современные стратегии планирования цепочек поставок (SCP-Supply Chain Planning) быстрорастущих отечественных и зарубежных компаний основаны на расширении географических границ существующих рынков сбыта или на освоении новых, что неизбежно приводит к решению важной задачи — выбору среди них наиболее привлекательных.

Несмотря на многочисленные публикации зарубежных и отечественных учёных в области сбыта и логистики [1, 7-10, 12-15], не выработаны методологические подходы к разработке алгоритма расчёта привлекательности рынка для планирования предприятием цепочки поставок своей продукции. Создание методической базы SCP-системы, помимо решения задач оперативного планирования, требует определения географических границ рынка сбыта и, главное, научно обоснованного подхода к оценке его привлекательности.

Известный американский маркетолог Д. Кревенс высказал мнение, что определение границ рынка является первым шагом для последующего осмысления его структуры и перспектив развития [4, с.95]. Знание границ рынка сбыта позволяет принять обоснованные решения в отношении стратегии планирования цепочки поставок.

В настоящее время процедура установления географических границ товарного рынка определяется «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г., № 2201. В соответствии с данным Приказом географические границы товарного рынка определяются как «границы территории, на которой покупатель приобретает либо имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами».

Таким образом, законодательно устанавливаются в основном условия приобретения товаров покупателем, но чётко не определены критерии привлекательности рынка для поставщиков продукции. Это объясняется тем, что поставщик сам выбирает наиболее подходящий рынок сбыта и формирует цепочку поставок своей продукции потребителям.

Рассмотрим ещё одно важное понятие, связанное с установлением границ рынка сбыта, а именно, с понятием отрасли. В Современном экономическом словаре отрасль определяется как «совокупность производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потреб-

ностей» [11]. По мнению М. Портера, границы отрасли устанавливаются по двум параметрам2. Первый — диапазон продуктов или услуг. Второй параметр — географический. Большинство отраслей представлено во многих регионах земного шара. Если структура отрасли для каждого из двух сравниваемых продуктов совпадает или оказывается очень похожей (одни и те же покупатели, поставщики, барьеры входа и т.д.), то М. Портер считает, что эти продукты принадлежат к одной отрасли; если структура заметно различается, то речь идет об отдельных отраслях. Таким образом, отрасль может считаться рынком сбыта, если установлены её товарно-географические границы.

Привлекательность рынка сбыта характеризуется набором показателей (индикаторов, метрик), по которым компания принимает решение о формировании цепочки поставок своей продукции. При этом проводится сравнительный анализ нескольких потенциально интересных рынков сбыта, из которых выбирается наиболее привлекательный. Поскольку привлекательность рынка сбыта оценивается самой компанией, то с этой точки зрения является достаточно субъективной характеристикой. Одна и та же рыночная среда для какой-то компании будет привлекательной, а для другой — непривлекательной. Привлекательность рынка сбыта компания может оценить положительно, если его показатели равны или превышают некоторые «стандартные» значения, установленные самой компанией. Например, П. Дойль привлекательный рынок определяет как «рынок, на котором средняя компания стабильно получает превышающие стоимость капитала доходы (т.е. создаёт стоимость для акционеров)» [2, с.214].

Основная проблема оценки привлекательности рынка сбыта состоит в выборе соответствующих показателей, как по наименованию, так и по их количеству. В настоящее время не существует единого научно-методического подхода, позволяющего достоверно и объективно выбрать наиболее подходящий для данной компании рынок сбыта. В каждом конкретном случае рыночные показатели выбираются с учётом следующих исходных данных:

A) Тип рынка (промышленный, потребительский).

Б) Планируемый временной горизонт деятельности компании на данном рынке.

B) Планируемый масштаб рыночной деятельности (дистри-бьюция, производство, сервис).

1 72

© ПСЭ, 2012

ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА

Г) Размер компании (например, по обороту или по объёму выпуска продукции).

Формирование стратегического видения перспектив функционирования цепочки поставок на перспективном рынке сбыта включает, прежде всего, определение и оценку различных факторов, связанных с состоянием и изменением общей экономической ситуации, маркетинговыми возможностями предприятия, рыночными рисками и т.д. Компания, выходящая на новый рынок сбыта, должна оценивать не только уровень спроса на свою продукцию, но и конкуренцию, состояние логистической инфраструктуры рынка, его удалённость и пр.

Таким образом, речь идёт о комплексной оценке привлекательности рынка сбыта по определённым показателям, наиболее важным с точки зрения принятия решения о планировании цепочки поставок продукции предприятия, что позволит определить требуемые инвестиции, размеры будущего дохода и прибыли.

В рамках поставленной задачи по планированию цепочки поставок в границах «товар — территория — покупатель» нами были выделены наиболее важные группы показателей привлекательности рынка сбыта (табл.1).

Выделенные в табл.1 показатели позволяют объективно оценить привлекательность рынка сбыта. Однако использование всей совокупности показателей представляет сущест-

венную проблему с точки зрения трудоёмкости их получения и объективной оценки состояния рынка, поскольку множество малозначимых факторов могут «затемнить» важные факторы. Поэтому на практике для оценки привлекательности рынка используются ограниченное число показателей, являющихся ключевыми рыночными индикаторами. Например, в США широкое распространение получил индекс покупательной способности (ИПС), который используется для ежегодного обзора привлекательности различных штатов США и выражается в виде следующего выражения [6, с.264]:

ИПС = 0,5 * N + 0,3 * R + 0,2 * V

(1)

где ИПС. — индекс покупательной способности 1-го рынка в % от общенациональной покупательной способности;

N. — общее число жителей 1-го рынка в % от общей численности населения страны;

R. — суммарный доход жителей 1-го рынка в % от общенационального дохода;

V. — объём розничных продаж на 1-м рынке в % от общенационального объёма розничных продаж.

Коэффициенты 0,5; 0,3; 0,2 формулы (1) являются весами соответствующих факторов.

Недостатком использования индекса «ИПС» является то, что он не учитывает другие важные рыночные показатели, например,

Показатели привлекательности рынка сбыта

Таблица 1

№ п/п Объек-

ты ана- Показатели

лиза

и Товарные границы рынка.

и ц Геометрические параметры товара.

а з Весовые параметры товара.

ил а Особые условия транспортировки (например,

еа рр легкобьющиеся, взрывоопасные и пр.).

1 ^ га Н Я Особые условия хранения (например, требую-

тс от от щие хранения в морозильных камерах).

н н е б о Особые условия продаж.

Особые условия сборки, эксплуатации и об-

с О служивания.

Прочие

а Географические границы.

к и Численность населения.

тс и Уровень урбанизации.

р ет а Текущая ёмкость, потенциальная ёмкость.

тк к га ^ Насыщенность рынка.

ры ар Темп роста ёмкости рынка.

х я Средняя рентабельность продаж.

а Ресурсообеспеченность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ б О Транспортная доступность.

Размер инвестиций на освоение рынка.

Тип рыночной конкуренции.

Число конкурентов, их доли, наличие местных

и конкурентов, наличие фирм-лидеров.

иц н Уровень концентрации конкурентов.

е р Позиционирование фирм-конкурентов, при-

2 у к сутствующих на рынке.

н ок Конкурентоспособность товаров конкурентов.

га Товары-субституты. Перекрёстная эластич-

ки т ность спроса.

с и Распределение долей рынка между товарны-

р ет ми марками.

тк а Рыночная сила брендов конкурентов.

р а Относительные расходы конкурентов на мар-

X кетинг. Сильные и слабые стороны конкурентов. Сила бизнеса фирм-конкурентов.

ы р Экономико-правовые ограничения.

е ь Административные барьеры.

ри ак бс Технологические барьеры.

Маркетинговые барьеры.

ы р ни Барьеры «структурированности» рынка.

д ох Логистические барьеры.

хВ Рыночные риски.

№ п/п

Объекты анализа

о П

о П

Показатели

Оптовый рынок

Ёмкость и динамика изменения оптового рынка.

Уровень структурированности рынка. Средняя «мощность» оптовых посредников. Рыночная власть оптовых посредников. Маркетинговая активность. Уровень логистических возможностей. Розничный рынок

Ёмкость и динамика изменения розничного рынка.

Удельный вес и динамика роста сетевых розничных компаний.

Рыночная власть розничных посредников. Плотность предприятий розничной торговли. Особенности территориального размещения предприятий розничной торговли. Средняя стоимость «входного билета» в розничную сеть.

Потребители-население Численность и динамика изменения численности потребителей. Социальная структура. Плотность распределения потребителей. Уровни дохода и потребления. Темп роста дохода. Потребители-предприятия Отраслевая принадлежность. Число предприятий. Рыночная власть предприятий. Объём и методы закупок. Платёжеспособность.

Особенности территориального размещения предприятий.

3

1 73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.