SCIENCE TIME
ЛИЗИНГ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ
Пачкова Ольга Владимировна Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
E-mail: [email protected]
Гаптельхаков Марат Рафкатович, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен лизинг как источник финансирования предпринимательской деятельности, подробно описаны преимущества использования данного вида финансирования различных проектов. Так как в настоящее время в условиях финансового кризиса промышленное производство столкнулось с проблемой высоких банковских ставок по кредитам. Лизинг, как форма финансовой аренды, которая пользуется поддержкой государства, позволяет решить данную проблему.
Ключевые слова: лизинг; импортозамещение; финансовый лизинг; финансирование; санкции.
В первой половине 90-х годов в России банками и кредитными организациями начали широко использоваться финансовые инструменты, которые раньше в нашей экономике отсутствовали. Одним из таких финансовых инструментов является лизинг, который широко используется в зарубежной практике.
Большинство первых лизинговых компаний в России были учреждены коммерческими банками. В середине 90-х гг., оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, Правительством РФ было принято ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. Например, Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года, Федеральный закон «О лизинге» № 164-ФЗ от 29 октября 1998 года [1].
Ы I
Н K.^^'i1 '
SCIENCE TIME
Развитие лизинговых отношений в нашей стране, в первую очередь, связано с финансовым лизингом. Он предусматривает выплату в течение срока аренды твердо установленной суммы арендной платы, достаточной для полной амортизации машин и оборудования, способной обеспечить фиксированную прибыль лизингодателю. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении (или до истечения) срока действия договора лизинга при условии выплаты им полной суммы, предусмотренной договором. Финансовый лизинг используется при аренде дорогостоящих объектов: зданий, сооружений, дорогого оборудования [2, с.124-125].
В настоящее время в России актуальность развития лизинга вызвана неблагоприятным положением основного капитала: износ оборудования в некоторых отраслях российской экономики превосходит 50%, эффективность его использования является очень низкой, нет достаточности запасных частей. Одним из вариантов решения текущих проблем представляется лизинг. Помимо этого, развитие лизинга в условиях ограниченности долгосрочного кредитования производственной деятельности предприятий из-за высоких кредитных рисков способствует расширению сферы финансирования и уменьшению рисков кредитования. Таким образом, гарантируется целевой характер и обеспеченность кредитов. В табл.1 представлена современная структура рынка лизинга в России.
Таблица 1
Структура рынка лизинга в России на начало 2015 года (Источник: Рейтинговое
агентство "Эксперт РА")
Сегмент Российской экономики Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.2015, в % Изменение объема сегмента в 2014 году (новые договоры), в %
1. Железнодорожная техника 42,2 -40,2
2. Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 21,7 -44,3
3. Грузовой транспорт 8 -12,9
4. Легковые автомобили 5,6 25,5
5. Строительная и дорожно-строительная техника 4,6 -12,1
6. Сельскохозяйственная техника и скот 2,9 -21
7. Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,4 -19
8. Суда (морские и речные) 2,4 0,7
9. Недвижимость 2 105,9
10. Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,9 -19,1
11. Энергетическое оборудование 1,3 -68,4
12. Прочее оборудование 5
Несмотря на падение рынка лизинга в 2014 году, он остается одним из наиболее популярных источником финансирования предпринимательской деятельности. Сумма новых договоров лизинга за 2014 год упала на 23,1%, до 1 трлн рублей, это минимальная отметка с 2010 года, когда показатель составил 725 млрд рублей (в 2011-2013 годах он был стабилен на отметке 1,3 трлн рублей). Это первое снижение с 2008 года — тогда показатель тоже снизился почти на четверть. Совокупный портфель контрактов российских лизингодателей составил 3,2 трлн рублей, это темп прироста 10,3%, наименьший за 5 лет.
Сокращение рынка произошло в основном из-за ситуации в сегментах железнодорожной и авиационной техники. Сумма новых договоров в этих сегментах снизилась на 40,2 и 44,3% соответственно (по отношению к 2013 году)
[3].
Преимущества лизинга перед другими источниками финансирования заключаются в следующем:
- лизинг позволяет быстро обновлять капитал, не используя крупномасштабные инвестиции;
- НДС возмещается от всей суммы лизинговых платежей в том числе и аванса;
- лизинговые платежи включатся в себестоимость продукции. Таким образом, уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль;
- возможность применения коэффициента ускоренной амортизации. Он позволяет списать основное средство до 3 раз быстрее и значительно экономить на налоге на имущество;
- лизинг не увеличивает кредиторскую задолженность. Это положительно отражается на балансе предприятия;
- срок совершения лизинговых сделок составляет около 2-7 дней (для сравнения, кредит: 1-3 месяца);
- заключение договоров и ведение переговоров с поставщиком лизинговая компания берёт на себя;
- обеспечение сделки в рамках лизинга, как правило, не требуется в отличие от кредита, для которого требуется залог, превышающий стоимость кредита в 1,5-2 раза.
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев поручил Министерству промышленности и торговли (далее - Минпромторг) принять меры по поддержке отечественного машиностроения и доработать проект Стратегии развития этой отрасли до 2030 года. Минпромторгу поручено ограничить импорт продукции и начать комплекс мер по стимулированию экспорта образцов отечественного вагоностроения.
Минпромторгу совместно с Министерством транспорта и Министерством
финансов поручено представить до 30 апреля предложения о выделении в 2015 году из антикризисного фонда правительства 3,5 млрд рублей на целевое фондирование российских лизинговых организаций, предоставляющих в лизинг пассажирский железнодорожный подвижной состав российского производства на льготных условиях [4].
Таким образом, в настоящее время делается акцент на импортозамещение. При рассмотрении заявок на выдачу различных субсидий (в том числе и лизинг-грантов) со стороны государства на финансирование проектов, содержащих направление импортозамещения, присуждается особый приоритет.
Это вызвано ограничительными политическими и экономическими мерами, введёнными по отношении к России в связи с украинскими событиями 2014 года. Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза.
Таким образом, учитывая текущее состояние экономики России, лизинг является конкурентоспособным источником финансирования бизнеса. Он дает возможность модернизировать новое производство без мобилизации больших финансовых ресурсов.
Литература:
1. История лизинга // Лизинговая компания ООО «Северинвест» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.severgazleasing.ru/leasing/leasing-history/) (дата обращения: 09.04.2015).
2. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2010. — 480 с.
3. Лизинг откатился на 4 года назад // Газета «Известия» [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.ru/news/584614 (дата обращения: 10.04.2015).
4. Импортозамещение. Минпромторгу поручено доработать план машиностроения // Журнал «Однако» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.odnako.org/blogs/importozameshchenie-minpromtorgu-porucheno-dorabotat-plan-mashinostroeniya/ (дата обращения: 10.04.2015).