УДК 338.12
Е.В. Храпова,
кандидат экономических наук, доцент Омского института (филиала) РГТЭУ e-mail: Elena1979-28@mail.ru
Н.В. Румянцева,
студентка
Омский государственный институт сервиса e-mail: gloom2807@mail.ru
ЛИЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматриваются тенденции развития лизинга, как экономического рычага способного привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны. Анализируются преимущества для различных рыночных субъектов лизинга. Обозначены тенденции развития лизинга в России.
Ключевые слова: лизинг, эффективность, преимущества, лизинговые сделки, торговое оборудование.
При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особое значение.
- Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.
- Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.
- Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических проблем.
При наличии рентабельного проекта потребитель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей.
- Уменьшение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, хотя это и не обязательно, но в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, (например, при оперативном лизинге).
- Согласно федеральному закону “О лизинге” ко всем видам движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов разрешено применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3 [1].
- У лизингополучателя упрощается бухгалтерский учет, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.
- В договоре лизинга можно предусмотреть использование удобных, гибких схем погашения задолженности.
Для лизингодателя.
- Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.
- До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.
- В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.
- Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.
- Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
- Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.
Для продавцов лизингового имущества.
- В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации [4].
На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:
1. лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;
2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производст-
венному признаку;
3. полукоммерческие лизинговые компании;
4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;
5. иностранные фирмы - поставщики оборудования;
6. международные лизинговые компании.
Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта [3].
Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России, занимающиеся лизингом самого различного оборудования.
Международные лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Тщательные исследования показали в целом приемлемость правовой и финансовой среды. Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков. Несколько известных лизинговых компаний, включая AT&T Капитал, Рэнк Ксерокс Лтд., Hewlett-Packard GMbH, уже начали или готовятся начать операции в России. Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, явля-
ется обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.
Международные лизинговые компании создают свои филиалы с полным владением или совместные предприятия, или одновременно следу ют обоим этим стратегиям. Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.
Итак, лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений:
■ потребителю оборудования,
■ инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания,
■ государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики,
■ банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Российский лизинговый рынок весьма далек от насыщения, а потому явно демонстрирует быстрые темпы роста. Они прямо пропорциональны темпам развития смежных отраслей. Возьмем, к примеру, торговлю. Чем активнее здесь протекают процессы роста и развития, тем более востребованным становится новое оборудование и лизинг как способ его покупки.
Когда лизинг только-только набирал обороты, мало кто мог предположить, что вскоре для многих он станет вполне привычным делом. Сегодня объемы лизинговых сделок занимают приличный процент в обороте предприятий, специализирующихся на поставках автомобилей, различного торгового оборудования, строительстве и т.п. Более того, по данным за 2011 год, до 32% лизинговых сделок относилось на приобретение машиностроительного оборудования. На втором месте (26%) расположились сделки по покупке оборудования для пищевой промышленности, торгового и холодильного оборудования. На третьем (14%) - легковых автомобилей [2]. Такой расклад сил дает все основания полагать, что современные предприниматели не только ценят каждый рубль, вложенный в дело, и ждут от него максимальной отдачи. Они вполне осознанно подходят к возможности использования заемных инструментов. Причем в случае, если сделка позволяет, останавливают свой выбор именно на лизинге.
Современные лизинговые сделки подразумевают целый ряд условий, которые необходимо учесть при их заключении.
Базовый набор требований при выборе лизингового предложения:
- указание размера аванса, который готова оплатить Ваша компания (от стоимости приобретаемого имущества). Например, 20%.
- запрашиваемый срок лизинга: например, 36 месяцев (3 года).
- указание спецификации и базовой цены имущества, которое Вы планируете приобретать.
- график платежей. Для сравнения ценовых условий рекомендуется сначала у всех запросить равномерный график, а затем, уже после выбора лизингодателя, его можно поменять на убывающий, сезонный или другой вариант.
- валюта платежей. Следует обратить отдельное внимание на то, что сравнение ценовых условий от различных лизинговых компаний должно осуществляться в единой валюте.
Остальные параметры необходимо сравнивать уже в предложениях, полученных от лизинговых компаний.
Дополнительные условия, требующие оценки:
• размер аванса до ввода оборудования в эксплуатацию;
• возможности изменения параметров сделки: например, снижение удорожания в зависимости от размера аванса или срока;
• способность лизингодателя профинансировать оборудование, изготовление которого занимает длительный срок (например, полгода). Практика сотрудничества лизингодателя с экспортными гарантийными агентствами;
• возможность отсрочки погашения основного долга;
• порядок досрочного выкупа;
• профессионализм и опыт лизинговой компании;
• для рублевых договоров необходимо уточнить, фиксирован ли размер платежа в рублях или он от чего-либо зависит (иногда может быть привязан к ставкам Libor, Mosprime, обменным курсам валют);
• срочность кредитования самой лизинговой компании. Если компания использует краткосрочные кредиты для финансирования 3 - 5-летних лизинговых сделок, это создает риски для лизингополучателя.
Кроме того, лизинг - один из немногих инструментов, позволяющий предпринимателю привлекать финансирование для модернизации оборудования торгового предприятия без отвлечения денежных ресурсов из оборота. Он не требует обеспечения, так как сам его предмет является предметом залога.
Специалисты омской компании ООО «ПТК», не первый год сотрудничающие с лизинговыми компаниями, подтверждают, что схема (рис.1.) работает, и отлично себя зарекомендовала, а вышеназванные преимущест-
ва еще более очевидны на фоне растущей конкуренции, на розничном рынке.
Рис. 1 - Организация лизинга
Предметом лизинга может быть любое торговое оборудование (оборудование и ПО для автоматизации процессов торговли, витрины, прилавки, конвейерные ленты, холодильное оборудование и т.п.). Первым делом, чтобы понять, какое именно оборудование необходимо под конкретный проект и определиться со сроками поставок, следует обратиться к поставщику. Согласовав все необходимые условия, уже можно заключать трехсторонний лизинговый договор (между компанией-лизингодателем, вами как компанией-лизингополучателем и компанией-поставщиком торговой техники).
Воспользоваться лизингом имеет смысл, если большой объем вложений. Нельзя забывать и о налоговых льготах: все затраты по лизинговым платежам относятся на себестоимость и позволяют снизить платежи по налогу на прибыль. А использование механизма ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3 позволяет полностью списать лизинговое имущество за срок действия лизингового договора и экономить на налоге на имущество. Таким образом, если речь идет о больших контрактах, напри-
мер об оснащении крупных магазинов, торговых центров, то для клиента будет более эффективно использовать лизинговую схему.
В заключении стоит отметить, что российский рынок лизинга в 2011 году продолжил стремительный рост и продемонстрировал кратное увеличение объемов сделок. Однако такая динамика была вызвана прежде всего тем, что рынок наверстывал потерянное в кризис. Нынешний этап предполагает усиливающуюся борьбу, активную экспансию крупнейших игроков в регионы. И, соответственно слияния и поглощения лизинговых компаний. Растущая доля государственного присутствия на рынке, когда гос-компании поступательно наращивают лизинговые портфели не только в корпоративном сегменте, но и розничном, отрицательно отражается на частных коммерческих лизингодателях. Однако, большинство фирм далеки от сомнительной конкуренции, поскольку перед ними стоит вполне конкретная задача - купить новое и списать в утиль старое.
Список литературы:
1. О лизинге: Федеральный закон от 29.10.1998г. № 164 - ФЗ // Собр. законодательства. - 1998. - № 44.
2. Дмитриева, И. Рынок лизинга наверстывает упущенное семимильными шагами / И. Дмитриева // Российская газ. - 2012. - 24 апреля.
3. Кабатова, Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация / Е.В. Кабатова. - М.: Наука, - 2011. - 132 с.
4. Кабатова, Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика / - М.: Ин-фра-М, - 2008. - 194 с.
5. www.consultant.ru. [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «Консультант Плюс».