ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
172 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЛИВИЯ — СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АДЕЛЬ САГАР МОХСИН
Майкопский государственный технологический университет,
аспирант
352700, Майкоп, ул. Первомайская, 191
В статье проводится анализ условий и состояния экономического развития Ливии. Предложена система мер внутренней и внешней экономической политики, обеспечивающей устойчивое и эффективное развитие.
Ключевые слова: Ливия; национальная экономика; этноэкономика.
Коды классификатора JEL: N15, 019.
05щая характеристика
Официальное название Ливии: Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Триполи — современная столица Ливии. Государственное устройство Ливии — исламское арабское государство. Форма правления — Джамахирия. Лидер Ливии — Каддафи Муаммар, Секретарь Всеобщего народного конгресса — Мифта Мохаммед Кеба, Секретарь Высшего народного комитета - Багдади Махмуди. Государственная религия — ислам суннитского толка: мусульман-суннитов 97%, христианской (коптской православной, католической, англиканской) — 3%, прочие — менее 1%. Официальный язык — арабский. Флаг Ливии — зеленое поле без изображений. Это единственный одноцветный национальный флаг в мире, без знаков и других деталей. Календарь — исламский, перехода на летнее и зимнее время нет. Денежная единица: ливийский динар. Ливия является членом ООН, Лиги арабских стран, Организации африканского единства, ОПЕК. Официальная направленность социальноэкономического развития Ливии — социалистическая, плановая экономика [2].
Анализ предыстории развития и современного состояния политической и экономической систем Ливии позволяют утверждать: менталитет населения, традиции, существующее государственное устройство сдерживают демократическое развитие страны на рыночных условиях хозяйствования, ограничивают возможности интеграции Ливии в мировое экономическое сообщество.
Исследователи уверенно выделяют характерные для этносов черты национальной психологии, которые влияют на состояние и характер развития экономики [1]. Ливия характеризуется достаточно однородным национальным составом, что ярко проявляет это свойство. В многонациональных экономиках черты отдельных национальных экономик стираются.
Географическое положение и климат территории
Это государство расположено в Северной Африке на побережье Средиземного моря. Археологические данные показывают, что еще в 8-м тысячелетии до нашей эры на территории Ливии существовали культуры неолита. При площади 1 759 540 км2, 90% которой занимают пустыни, Ливия — четвертая по площади страна Африки и семнадцатая в мире. Ливия традиционно делится на три части: запад, восток и юг. На западе граничит с Алжиром, на северо-западе с Тунисом, на юге с Чадом и Нигером, на юго-востоке с Суданом, на востоке с Египтом. На севере омывается Средиземным морем. Береговая линия Ливии — 1770 км, самая большая среди африканских стран. Климат в основном сухой пустынный, но в прибрежной полосе мягкий средиземноморский, а в районе Бенгази на востоке страны влажный. Часты пыльные бури, в Ливии называемые гиббли. В 1922 г. в городе Эль-Азизия зарегистрирована температура 57,8 °С — самая высокая на Земле. Около 90% территории — голые скалистые равнины и пустыни, только на северо-востоке и северо-западе есть невысокие (до 900 м) горные плато; на юге, вдоль границы с Чадом, лежит массив Тибетси.
Географическое положение и климат Ливии определяют ограничения и возможные направления ее экономического развития: бесперспективность традиционного сельского хозяйства (создающая угрозу продовольственной безопасности), но перспективно создание транспортных коридоров («восток — запад» и в глубь Африки («север — юг»), развитие туризма, промышленности (в области переработки нефтепродуктов), рыболовства.
Население Ливии
Население Ливии составляет более 5 750 000 человек, плотность населения — 3,2 человек /км2. В столице Ливии Триполи проживают 1,7 млн ливийцев. Более двух третей населения проживает в северных прибрежных районах. Этнические группы: арабы, греки, итальянцы, пакистанцы, египтяне, турки, индусы, в юго-западной части Триполитании также проживают берберы, а в Феццане проживает небольшая община туарегов. Арабы и берберы составляют 97% населения. Греки в основном занимаются добычей морских губок.
Коэффициент рождаемости в Ливии достаточно высок: 3,71 ребенка на одну женщину1.
Активное население страны составляет 1,64 млн человек. По секторам народного хозяйства население распределено следующим образом: сельское хозяйство — 17%, промышленность — 23%, сфера услуг — 59%. Безработица населения — 30%.
Грамотность населения, оцененная по признаку «могут читать и писать», в 2006 г. составляла для всего населения 95,4%, в том числе у мужчин 96,9% и у женщин 94%.
1 Составлено автором по Интернет-материалам. © Адель Сагар Мохсин, 2009
ЛИВИЯ - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
173
Таблица 1
Возрастная структура населения Ливии2
Возраст, лет Общее, % Мужчины, % Женщины, %
0-14 36 18,4 17,6
15-64 60 31,1 28,9
64 и выше 4 2 2
Продолжительность 75,45 73,34 77,66
жизни1, лет 62 (в 1998) 64 (в 1998)
Проведенный качественно-количественный анализ состава населения страны позволяет сделать вывод о перспективности для развития структуры населения. Население Ливии однородно, что исключает проблемы по национальному признаку. Демографических проблем, сдерживающих экономическое развитие у Ливии нет: рождаемость достаточно высокая для восстановления человеческого ресурса в стране, нет балласта «старого» населения, состав хорошо сбалансирован по полу. Незамедлительных мер требует борьба с безработицей. Перспективы создания новых рабочих мест в Ливии есть.
Экономика Ливии
Основные показатели экономического развития. Основные показатели экономического развития Ливии, приведенные ниже, относятся к предкризисному периоду.
Номинальный ВВП: 38,8 млрд долларов. Рост ВВП — 8,5% в год. Инфляция составляет 1%. Функционирующие в стране отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная.
Природные ресурсы
Ливия богата полезными ископаемыми, особенно нефтью, газом, пресной подземной водой в пустыне.
Внешняя торговля. Объем импорта: 10,82 млрд долларов. Статьи импорта: машины и оборудование, потребительские товары. Страны — партнеры по импорту: Италия (25,2%), Германия (11%), Южная Корея (6%), Великобритания (5,4%), Тунис (4,7%), Турция (4,6%) (данные 2004 г.).
Объем экспорта: 30,79 млрд долларов. Статьи экспорта: нефтепродукты, природный газ. Страны — партнеры по экспорту: Италия (37,2%), Германия (16,6%), Испания (11,8%), Турция (7,1%), Франция (6,2%) (данные 2004 г.).
Финансы. Государственные доходы составляют 25,34 млрд долларов, а государственные расходы — 15,47 млрд долларов. Государственный долг Ливии необременителен — 4,267 млрд долларов.
Промышленность. Факторы, способствующие развитию: запасы природных ископаемых, высокие инвестиции в обрабатывающую промышленность (нефтехимическую, нефтеперерабатывающую, производство удобрений и алюминия).
Подтвержденные запасы газа в Ливии составляют около 1,1-1,3 трлн м3. По мнению экспертов, применение новых методов геологоразведки позволит увеличить разведанные запасы газа до величины, превышающей 2 трлн м3. Запасы нефти, по имеющимся данным, составляют свыше 36 млрд баррелей.
Слабые стороны промышленного развития: сильная зависимость от колебаний цен на нефть. Большую часть продовольствия необходимо импортировать. Зависимость от иностранной квалифицированной рабочей силы. Дефицит воды в сельском хозяйстве. Во всем мире имеет репутацию ненадежной страны.
В ХХ веке Ливия была одним из крупнейших поставщиков нефти и газа в Италию, однако введенные США экономические санкции в отношении Ливии привели к упадку экспорта газа, поскольку Ливия была не в состоянии закупать новое оборудование и обновлять инфраструктуру. До начала XXI века единственным импортером ливийского газа оставалась испанская компания Enagas, закупавшая у Ливии ежегодно 1,5 млрд м3 сжиженного газа.
В 2003 г. экономические санкции были смягчены после того, как Каддафи пообещал прекратить программу производства оружия массового поражения.
В октябре 2004 г. начата эксплуатация подводного 520-километрового газопровода Greenstream между Ливией и Италией, по которому ежегодно экспортируется по 8 млрд м3 сжиженного газа.
Президент США Джордж Буш разрешил американским компаниям работать в Ливии еще в апреле 2004. В сентябре 2004 г. он отменил все санкции против этой страны, но не исключил Ливию из списка стран, финансирующих терроризм, а поэтому на ввоз любой продукции сюда действуют жесткие ограничения.
Германия, Италия и ряд других европейских стран уже в 2004 г. заключили с Ливией дополнительные предварительные соглашения о сотрудничестве в нефтяной области.
Ливия привлекательна не только как источник углеводородов, но и как перспективный рынок сбыта вооружений. За 12 лет санкций ее вооруженные силы пришли в упадок и нуждаются в серьезной модернизации.
Сельское хозяйство. Климат страны жаркий и засушливый, годовая норма осадков на побережье редко превышает 400 мм, средняя температура июля около 28°С. Растительность бедная: в немногочисленных оазисах растут финиковые пальмы, апельсиновые и оливковые деревья. В гористых районах встречаются можжевельник и фисташковое дерево. Среди млекопитающих наиболее часто встречаются гиена, газель и дикий кот; среди птиц
— орел, ястреб и стервятники. В северной части Ливии развито поливное земледелие. Практически круглый г. прямо с поля поставляются картофель, капуста, лук, помидоры, лимоны. Собирается несколько урожаев в год.
2 Для сравнения: в России средняя продолжительность жизни мужчин — 59,1 лет, женщин — 73 года.
ТЕ1^А ЕС01\ЮМ1С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕ131}А ЕС0\0М!СиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
174
АДЕЛЬ САГАР МОХСИН
Выращиваются зерновые культуры. Животноводство представлено выращиванием овец и верблюдов. Развито птицеводство. Вода поступает из подземных озер в пустыне Сахара самотеком (источники воды находятся выше уровня моря на полкилометра). В Средиземном море вылавливаются тунец, сардина, кальмары. Собственное производство Ливии не обеспечивает потребностей страны в продовольствии, большинство продуктов питания импортируются. В продаже постоянно итальянские спагетти, польское молоко и украинские колбасы, не содержащие свинины.
Транспорт. Основной вид транспорта в Ливии — автомобильный. Общая протяженность автомобильных дорог Ливии с твердым покрытием — свыше 47,6 тыс. км.
Ливия имеет около 140 аэродромов с твердым покрытием, международные аэропорты — Триполи, Сирт, Бенгази. Для страны с площадью 1 759 540 м2 (почти три площади Украины) авиация является незаменимым видом транспорта.
Важную роль в транспортном обслуживании Ливии играет морской транспорт. Главным портом страны является Триполи, также важную роль играют порты Бенгази, Дерна и Тобрук. Собственный грузовой морской флот Ливии насчитывает 26 судов, в том числе 12 танкеров.
Железных дорог в Ливии нет. В настоящее время имеется ряд проектов по воссозданию железнодорожной сети. Ведется строительство железной дороги от Триполи до границы с Тунисом (открытие линии запланировано на 2009 г.). В июне 2008 г. началось строительство линии Триполи — Сурт, а 30 августа 2008 г. строительные подразделения российской ОАО «РЖД» начали строительство 554-километровой линии от Сурта до Бенгази. В перспективе планируется проложить железную дорогу вдоль всего побережья: от границы с Тунисом до границы с Египтом, а также построить транссахарскую железную дорогу в Республику Нигер.
Туризм. Что касается достопримечательностей, то вдоль побережья сохранились развалины финикийских и римских поселений. В Триполи имеется комплекс привлекательных для туристов мест: музей естественной истории; археологический музей; этнографический музей; музей эпиграфики, в котором хранятся письменные памятники финикийского, римского и византийского периодов; музей ислама. Среди архитектурных памятников выделяются: триумфальная арка в честь императора Марка Аврелия, возведенная во П веке нашей эры; мечети Караманли и Гурги; испанская крепость XVI века. В городе Аль-Хум находится известный музей «Лептис Магна», в котором хранятся экспонаты римского периода.
Перспективы развития
Наряду с Китаем, Японией, Египтом, государствами Междуречья и Средней Азии в качестве одного из исторических центров азиатской организации общества можно назвать и Ливию (ее правители явно тяготели к восточным деспотиям). Подобное общественное устройство обнаруживает между тем удивительную жизнестойкость. Так азиатские обычаи проступают в России через пласты реформ и революций. В этом случае без усиленного государственного вмешательства в переходные процессы вряд ли удастся привить ливийскому населению в широких масштабах свойственный развитым экономикам индивидуализм. Монетарные принципы, которые достаточно успешно были воплощены в жизнь в ряде стран Восточной и Центральной Европы, аналогичным путем здесь (как и в России) вряд ли могут быть эффективно реализованы.
Перестраивая экономику и формируя рыночные отношения, Япония, Южная Корея и Китай не пошли по пути всеобщей либерализации. На начальном этапе преобразования усиленно контролировались государственными органами и велись с учетом национальной специфики. По этому пути сейчас идет и Россия. Без сомнения, что это наиболее приемлемый путь социально-экономического и политического развития и для Ливии.
Огромная территория, экстремальные условия хозяйствования объективно способствуют усилению роли органов власти в жизнедеятельности общества, сдерживают развитие экономики (затраты на производство единицы продукции в Ливии выше, нежели в большинстве западных стран). Наличие больших запасов нефти и газа облегчают решение в Ливии социальных вопросов за счет государства.
Анализ так называемых традиционных восточных обществ, отличающихся крайним консерватизмом, показывает, что новации воспринимаются ими с большим трудом. Кстати, даже в ортодоксальном марксизме особняком стоит концепция азиатского способа производства, по существу, констатирующая прямое влияние восточных традиций и психологии на характер и уровень развития производственных отношений [2]. Вместе с тем опыт Китая наглядно показал пути стремительного освоения международного производства в отдельно взятой стране.
Учет национальной психологии, менталитета и традиций должен стать основой развития ливийской экономики. Системный подход к задаче формирования конкурентоспособного и эффективного развития Ливии требует разработки комплекса взаимосвязанных мер в различных сферах деятельности. Вот эти меры:
1. Разработать путь экономического развития, аналогичный «китайскому пути» (жесткая централизованная власть, плановость экономики, рыночные механизмы, поддержанные государственной властью, инноватив-ность экономики), как наиболее приемлемsq при сложившихся в стране традициях, менталитете, государственном устройстве. Это позволит обеспечить преемственность внешней и внутренней политики, аккумулировать человеческие и иные ресурсы для осуществления прорывных проектов развития.
2. Создать информационное пространство, катализирующее экономическое развитие, в частности с целью обеспечения пропаганды достижений в различных сферах деятельности и победы в информационной войне, обеспечивающее экономические коммуникации субъектов экономической деятельности внутри и вне страны, для системы мониторинга и управления экономическим развитием.
3. Во внешней политике:
— снять на мировой арене имидж ненадежной для политического и экономического сотрудничества страны;
— обеспечить встроенность Ливии в региональный и мировой экономический ценоз.
ЛИВИЯ - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
175
4. Во внутренней экономической политике:
— разработать и внедрить комплекс энергетических установок по использованию энергии солнца в пустыне;
— разработать систему мер по обеспечению продовольственной безопасности Ливии (например, создание «оазисов продовольствия» в пустыне на базе природных запасов пресной воды и генерируемой солнечной энергии, развитие рыболовства и переработки продуктов моря);
— добиться снижения безработицы на основе создания новых рабочих мест (см. выше и ниже перечень мероприятий и проектов), повышения образовательного уровня граждан (обеспечение больших возможностей интеграции в рынок труда и занятости);
— перестроить сырьевую направленность промышленности (экспорт нефти и газа) на перерабатывающую, экспортируя продукты переработки;
— создать транспортные коридоры: «север — юг» и «восток — запад», эксплуатируя выгодное географическое положение Ливии;
— развить инфраструктуру для расширения туристической отрасли (особое внимание уделить следует экотуризму).
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлов К. Национальные особенности экономического поведения // Человек и пруд. 2003. № 10.
2. Libya // www.eBizguides.com/.
ТЕ131}А ЕС0\0М1СиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)