Научная статья на тему '«Littera terra»: филологический дискурс молодых ученых конференция молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (Екатеринбург - 2008, 2012, 2014, 2015 г. )'

«Littera terra»: филологический дискурс молодых ученых конференция молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (Екатеринбург - 2008, 2012, 2014, 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
376
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Littera terra»: филологический дискурс молодых ученых конференция молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (Екатеринбург - 2008, 2012, 2014, 2015 г. )»

удк 82.0(06) ббк ш301

И. А. Семухина

Екатеринбург, Россия

«LITTERA TERRA»: филологический дискурс молодых ученых

Конференция молодых ученых «LITTERA TERRA: проблемы поэтики

русской и зарубежной литературы» (Екатеринбург — 2008, 2012, 2014, 2015 г.)

I. A. Semoukhina

Yekaterinburg, Russia

«LITTERA TERRA»: YOUNG SCIENTISTS' PHILOLOGICAL DISCOURSE

Conference of Young Scientists «LITTERA TERRA: Problems of Poetics of Russian and Foreign literature» (Yekaterinburg — 2008, 2012, 2014, 2015)

4—5 декабря 2015 года на базе кафедры литературы и методики ее преподавания Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург) прошла вот уже IV конференция молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» с последующим изданием сборника материалов. Начало традиции проведения конференции было положено в 2008 году кафедрой русской и зарубежной литературы (вошедшей в состав кафедры литературы и методики ее преподавания в 2014 г.), а первый сборник научных трудов молодых ученых «Littera terra» датируется еще 2005 годом.

Ставшая регулярной конференция «Littera terra» приглашает к научному диалогу бакалавров, магистрантов, аспирантов филологических факультетов, преподавателей и всех, кто интересуется классической и современной литературой. Постоянными направлениями работы конференции стали изучение жанровых процессов, стилевых особенностей, поэтики русской и зарубежной словесности, а также обсуждение актуальных вопросов литературно-культурных взаимодействий. Обозначенные научные векторы привлекли внимание молодых ученых почти двадцати вузов. Конференция постепенно расширяла географию своих участников, меняя статус: от межвузовской — к всероссийской (Екатеринбург, Москва, Красноярск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Оренбург, Ижевск, Саранск) и далее — к международной (Беларусь, Украина, Казахстан, Китай).

Итоги первой конференции «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (2008), прошедшей в статусе всероссийской в заочном формате, нашли свое отражение в объемном сборнике материалов (306 с.), собравшем более тридцати статей авторов, представляющих девять российских вузов (Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Сибирский федеральный университет, Омский государственный педагогический университет, Томский государственный университет, Удмуртский государственный университет, Тюменский государственный

университет, Оренбургский государственный педагогический университет).

В рамках первой конференции сразу же обозначилась одна из основных ее секций — жанр: теория, история и поэтика, — которая займет прочное место в работе конференции всех последующих лет. Участников конференции 2008 г. больше привлекали жанровые процессы поэтических форм. Екатеринбургские авторы размышляли о жанровых канонах и их последующих модификациях. Так, аспирантка О. В. Мякотных, подробно анализируя существующие понимания жанровой специфики элегии, пришла к выводу об особом элегическом образе миропереживания, который формируется ведущими «механизмами» жанра (субъектной, пространственно-временной организацией, ассоциативным фоном и интонационно-мелодическим рисунком). Русская балладная пародия 1820 — начала 1830-х годов рассмотрена М. Л. Скобелевой в свете проблемы форм выражения авторского сознания. Анализ ряда пародий И. Е. Срезневского, М. Дмитриева и др. позволил аспирантке сделать существенный вывод о жанровой востребованности различных типов автора-повествователя в зависимости от пародийной стратегии художника — от предельно «растворенного» в тексте до хронотопически конкретизированного и наделенного своим, отличным от авторского, взглядом на мир. Аспиранты из Омска И. С. Остришко и И. С. Закс сосредоточились на макроструктурных формах середины XIX века — томах собраний сочинений, беря во внимание издания Я. П. Полонского и А. Н. Майкова. Убедительно было доказано, что том как макроструктурное образование, включающее в себя переработанные циклы и книги стихов, образует особую художественную систему, создающую условия для образно-концепированного восприятия поэтического целого. А. С. Дубинская, еще один омский аспирант, обратила внимание уже на такие оригинальные жанровые формы лирики XX века, как «строфы» и «строки»: индивидуально-авторские особенности творчества И. Анненского связаны именно с «отрывочной» семантикой данных жанров, которая формирует более крупные единства — циклы и книги. Рассмотрение вопросов жанра не замыкалось молодыми ис-

следователями в рамках исключительно русской лирики. Работы Д. В. Спиридонова и Е. С. Голуб посвящены судьбам западноевропейского романа. В первом случае анализируется роман Б. Пруса «Фараон» (в связи с реалистической парадигмой историзма), а во втором прослежены стадии развития модели хронотопа замка — от рыцарского к «новому черному» роману.

Вторая ведущая секция конференции 2008 г. объединила молодых ученых, сосредоточенных на вопросах нарратива — от прозы Н. М. Карамзина (работа А. Н. Кудреватых, Екатеринбург) до цикла Дж. Роулинг о Гарри Потере (А. С. Одышева, Тюмень). Опираясь на накопленный в отечественной науке литературоведческий опыт, многим молодым исследователям удается найти свой поворот осмысления уже известных тем: А. А. Упоров рассматривает роль памяти в структуре повествования романа К. Н. Леонтьева «Подлипки», А. В. Смирнова анализирует характер соотношения точек зрения автора и героя в открытых финалах позднего А. П. Чехова, К. В. Казанкова выявляет значение дантовского кода в романе Стругацких «Хромая судьба». Группа красноярских исследователей предложила ряд работ по прозе В. П. Астафьева: если студенты Е. С. Шлома и А. А. Богинская осмысляли произведения писателя на сюжетно-тематическом уровне, то стажер-исследователь Е. А. Сорокина задалась таким любопытным вопросом, как формы отражения синестезии (а именно синестетические тропы) в прозе В. П. Астафьева, во многом определяющие особенности идиостиля писателя.

Отдельную секцию составили научные изыскания, касающиеся тех или иных аспектов литературных взаимосвязей. В свете творческих контактов и типологических аналогий соотносятся мотивы в поэзии А. С. Пушкина и английских романтиков (И. А. Орлова), пьесы А. П. Чехова и Г. Гауптмана (А. Ю. Карпова), «Огненный ангел» В. Я. Брюсова и «Воскресшие боги» Д. С. Мережковского (А. С. Мезенцева), «Подходы к тысячелетию» Т. Кушнера и «Девушки из высшего общества» К. Черчил (Е. Н. Политыко). Особый интерес молодежной конференции представляют работы раздела «к постановке проблемы», поскольку любое литературоведческое исследование начинается с осмысления того или иного теоретического и историко-литературного опыта. Очевидно, что молодые ученые достаточно ясно себе представляют тот базис, который необходим для осуществления дальнейшего перспективного исследования. Так, теоретический опыт осмысляется А. В. Ложковой в решении проблемы форм выражения авторского сознания в лирике, Т. А. Скоковой — в соотношении постмодернизма и русской классической литературы. Ряд авторов рассматривает творчество писателей в свете критических и литературоведческих оценок.

II и Ш конференции «Littera terra» (20—21 декабря 2012 г.; 15—16 декабря 2014 г.) прошли уже в очном формате. Устойчиво востребованной молодыми литературоведами была секция, посвященная вопросам жанровых процессов в литературе. На этих этапах больший интерес вызвали проблемы истории и поэти-

ки тех или иных жанров русской и зарубежной литератур — от опыта жанрового анализа «Моей молитвы» в русской лирике первой половины XIX века (О. А. Перевалова, Екатеринбург) до жанровых модификаций в романном творчестве Бориса Акунина (А. В. Казачкова, Саранск). В центре внимания оказался, прежде всего, роман. Аспирантка О. В. Третьякова вслед за Е. Ю. Шер исследует природу эпистолярного романа В. К. Кюхельбекера «Последний Колонна», правомерно акцентируя внимание на субъектной организации произведения. Магистрантка Т. Ю. Тарасенко рассматривает спорные аспекты изучения проблемы «пропущенной» главы «У Тихона» в творческой истории «Бесов» Ф. М. Достоевского, справедливо настаивая на том, что от решения этого вопроса зависит понимание не только образа героя-протагониста Николая Ставрогина, но и идейно-художественного смысла произведения в целом. Студент-пятикурсник из Омска К. И. Попов доказывает романную природу «Воспоминаний моих грустных шлюх» Г. Г. Маркеса, увидев зеркальное соотношение произведения с романом «Сто лет одиночества». Поэзия в этом блоке исследований представлена любопытными анализами конкретных текстов. Например, аспирантка из Екатеринбурга А. В. Ложкова представила интереснейший основательный анализ юношеской сатиры М. Ю. Лермонтова «Булевар» в аспекте своеобразия субъектной организации.

На данных этапах работы конференции молодых исследователей привлекали не столько вопросы повествовательных стратегий, сколько художественная специфика сюжетостроения и хронотопа тех или иных произведений, что позволило организаторам конференции сформировать новые секции — «поэтика сюжета» и «образ — мотив — хронотоп». Участниками этих секций был предложен свой, новый взгляд на сюжетостроение романа Э. Гаскелл «Мэри Бартон» (В. О. Возмилкина), романа И. С. Тургенева «Новь» (Н. В. Кочурова). Магистрантка А. В. Куликова представила сравнительный анализ динамики городского пространства в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка и

A. П. Чехова, сделав вывод не только о сходстве, но и (что важнее в данном контексте) об отличии образа провинции в творчестве писателей. Обнаружился всплеск исследовательского интереса к мотивному анализу: это и выявление пушкинских образов и мотивов в «Драме на охоте» А. П. Чехова (С. Н. Черепанова), и мотива игры в сказах П. П. Бажова (А. Г. Уймина), функции мотива преображения в повести И. С. Шмелева «Распад» (Е. В. Параскева), мотивов стихии воды в романе

B. Вулф «Волны» (Ю. Ю. Трубникова) и т.п. Не менее интересными были работы, сосредоточенные на анализе отдельных образов разных уровней. Образы детей рассмотрены И. С. Сергеевой (Екатеринбург) в рассказе Ф. М. Достоевского «Ёлка и свадьба», а Е. В. Гусевой (Москва) — на материале сборника Захара Прилепина «Грех». А. Ю. Любивая выявила глубинные истоки образа берендеев, придя к интересным выводам об эстетической природе образа Берендеева царства в «Снегурочке» А. Н. Островского. Исследовательские интересы молодых ученых самые разные: если Л. А. Конышева постигает специфику образа царя

в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», то К. С. Когут анализирует образ инопланетян в творчестве А. В. Иванова; А. С. Сидорцова рассматривает роль символа сердца в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова, а А. Я. Стецив — символику розы в рассказах Г. Г. Маркеса.

Проблема литературных контактов на этот раз решалась начинающими учеными в аспекте компаративистики, рецепции и типологии. Ю. Ю. Трубникова (Екатеринбург) исследовала феномен интеллектуального культа Ф. М. Достоевского в Великобритании первых десятилетий XX века, убедившись на примере творческого пути В. Вулф в том, что художественные новации русского писателя стали одним из важнейших факторов развития британского модернизма. А. В. Комков (Сургут) рассмотрел «Записки из подполья» как философский диалог Ф. М. Достоевского и М. Штирнера о свободе личности. И. Б. Савелова (Минск) на основе сравнительного анализа художественных концепций Востока и Запада предлагает новую целостную концепцию творческого «я» в свете идеи поликультурной компетентности. Раздел «к постановке проблемы» составили достаточно зрелые теоретические изыскания по вопросам типологии основных интертекстуальных форм в современной науке (Е. Г. Еременко), истории и теории жанра водевиля (М. И. Сентякова), категории трагической вины в эстетике (И. О. Степанова), а также интересные историко-литературные обобщения по проблемам смысла названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Л. А. Прегерт), характера художественной целостности гоголевских «Арабесок» (Е. С. Шатова) и т.п.

Основательность характеризуемого научного мероприятия подтверждается и тем фактом, что некоторые из его составляющих (докладов / статей) выполнены в ходе осуществления научных проектов: например, работа О. А. ереваловой «"Моя молитва" в творчестве русских поэтов первой половины XIX в. (опыт жанрового анализа)» выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно -педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 года.

Прошедшая совсем недавно IV конференция «Littera terra» (4—5 декабря 2015 г.) приобрела уже международный статус. При этом расширилась не только география, но и спектр научных изысканий участников. Пленарное заседание было представлено зрелыми исследованиями магистрантов, наметившими основные направления дальнейшей работы секций: С. Н. Черепанова, рассмотрев дискуссионные вопросы изучения литературной пародии (пародия и стилизация, пародия и травести и т.д.), предложила свое жанровое определение пародии; Е. Я. Джаббарова интерпретирует «Световой ливень» М. Цветаевой как способ творческой автопрезентации; А. С. Тенихина в рамках общей проблемы динамики реализма XIX века обобщает научное представление о кризисе реалистического героя Г. Флобера, полагая, что именно флоберовское письмо во многом станет отправной точкой для эксперимента в романе XX века.

В секционных заседаниях конференции раздел «жанр: теория, история и поэтика» был сбаланси-

рован соотношением теоретических и историко-литературных выступлений. С одной стороны, речь шла о формировании и развитии жанровых канонов. Так, студентка В. А. Хроликова сосредоточилась на проблеме формирования канона эпистолярного романа, обобщив канонические признаки западноевропейского эпистолярного романа XVIII века, органично воспринятые русской литературой. Аспирантка А. В. Ложкова на материале образцов французского классицизма проследила жанровую трансформацию стихотворной сатиры. С другой стороны, поднимались нерешенные вопросы жанровой специфики тех или иных литературных явлений XIX— XX вв.: Е. Д. Шестопалова решает проблему незавершенного романа М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская», а М. Д. Брызгалова поднимает проблему художественной целостности Записных книжек Венедикта Ерофеева 1960-х годов. Жанровая секция была поддержана и специальной юбилейной рубрикой — «"Талант человеческий": к 160-летию со дня рождения В. М. Гаршина». Здесь себя достойно проявили юные исследователи, студенты-третьекурсники из Екатеринбурга, предложив самостоятельные жанрово-стилевые разборы таких произведений писателя, как «Сигнал», «Красный цветок» и «Происшествие».

Насыщенным и разнообразным стало наполнение секций «автор — герой — читатель» и «образ — мотив — хронотоп». Современный взгляд на «старые» проблемы предложили екатеринбургские студенты-старшекурсники Е. А. Акимова и И. С. Бабушкина, обновив, в первом случае, существующее представление о творческой эволюции М. Ю. Лермонтова, а во втором — осмысление художественной целостности романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» на основе сравнительного анализа всех pro et contra в критике. На данном этапе наметился явный всплеск исследовательского интереса молодых ученых к мотивному анализу художественного текста. Например, А. С. Евсеевой удалось убедительно показать роль мотивов в построении целостности особого художественного мира «таинственной» повести И. С. Тургенева «Призраки». Магистрантка М. С. Пушкина, опираясь на рецептивно-эстетический метод и методологию контекстного анализа образов, попыталась проследить в новелле С. Цвейга «Письмо незнакомки» «вычитывание» имплицитным читателем числовых мотивов и образов, отражающих стратегию авторского дискурса. А. А. Мезенина на материале романа М. Осоргина «Сивцев Вражек» выявила композиционную роль музыкальных мотивов и образов, углубив представление об авторской концепции культуры в кризисные моменты истории. А магистрантка А. Г. Уймина обоснованно рассматривает мотив творчества как один из наиболее репрезентативных для сказов Бажова, наряду с другими мотивами (смерти, преображения жизни и др.) формирующий сюжетное единство произведения. Интересный подход к анализу повести английского писателя Р. Дала «Чарли и шоколадная фабрика» предложен аспиранткой Д. С. Тыщук (Украина): в качестве инструмента для понимания глубинных смыслов произведения выдвигается такой

прием, как ассоционим — троп, который реализуется в тексте через переход общего названия в собственное (графически воспроизводится как написанное заглавными буквами: «ФАБРИКА», «БЕСПЛАТНО!») и исполняет роль стимулятора осознания произведения читателем. Новой на данном витке работы конференции стала секция «литература и культура: традиция и рецепция». Различные аспекты литературно-культурного взаимодействия — фольклорные и литературные истоки образа Дон Жуана, семиотика куклы в творчестве Л. С. Петрушевской, фотография и живопись в романе Джонатана Коу «Пока не выпал дождь» — предложены не только екатеринбургскими авторами (М. М. Волкова, Е. А. Кузнецова, М. А. Рычкова), но и зарубежными исследователями: Цяньцянь Ван (Китай) познакомила аудиторию с особенностями образа мудреца в китайских народных сказках, а С. С. Плясунова (Казахстан) изложила свой взгляд на общую проблему культурологического развития личности посредством художественной литературы. Проблематика состоявшегося научного диалога вызвала живой отклик многих участников в ходе свободного обсуждения.

Многолетний опыт проведения конференции и публикации одноименного сборника (который стал практически ежегодным и насчитывает уже 10 выпусков) позволяет организаторам сделать вывод о том, что «Littera terra» стала очень достойной площадкой филологического дискурса молодых ученых. Здесь свой исследовательский потенциал может реализовать как студент, работающий в тесном контакте с научным руководителем, так и кандидат наук. Страницы хроники «Littera terra» насчитывают уже немало примеров научного роста молодого филолога — от студенческой статьи до кандидатской диссертации. И мы надеемся, что последняя страница этой хроники еще не написана.

литература

Littera terra: Материалы Всероссийской заочной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы

поэтики русской и зарубежной литературы» / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. — 306 с.

Littera terra: Материалы II Всероссийской с международным участием очно-заочной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы». Екатеринбург, 20—21 декабря 2012 г. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. — 204 с.

Littera terra: Материалы III Межвузовской заочной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы». Екатеринбург, 15—16 декабря 2014 г. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. — 123 с.

Littera terra: Материалы IV Международной конференции молодых ученых «Littera terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы». Екатеринбург, 4—5 декабря 2015 / гл. ред. И. А. Семухина; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. — Вып.10. — 203 с.

Тенихина А. С. От студенческих конференций к взрослой науке: опыт межвузовских контактов // Педагогическое образование в России. — 2016. — №1. — С. 266—269.

references

LITTERA TERRA: Materialy Vserossijskoj zaochnoj konferencii molodyh uchenyh «Littera terra: problemy pojetiki russkoj i zarubezhnoj literatury» / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2008. — 306 s.

LITTERA TERRA: Materialy II Vserossijskoj s mezhduna-rodnym uchastiem ochno-zaochnoj konferencii molodyh uchenyh «Littera terra: problemy pojetiki russkoj i zarubezhnoj literatury». Ekaterinburg, 20—21 dekabrja 2012 g. / FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t». Ekaterinburg, 2012. — 204 s.

LITTERA TERRA: Materialy III Mezhvuzovskoj zaochnoj konferencii molodyh uchenyh «Littera terra: problemy pojetiki russkoj i zarubezhnoj literatury». Ekaterinburg, 15—16 dekabrja 2014 g. / FGBOU VPO «Ural. gos. ped. unto. Ekaterinburg, 2014. — 123 s.

LITTERA TERRA: Materialy IV Mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh «Littera terra: problemy pojetiki russkoj i zarubezhnoj literatury». Ekaterinburg, 4-5 dekabrja 2015 / gl. red. I. A. Semuhina; FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t». Ekaterinburg, 2015. — Vyp.10. — 203 s.

Tenihina A. S. Ot studencheskih konferencij k vzrosloj nauke: opyt mezhvuzovskih kontaktov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2016. — №1. — S. 266—269.

Данные об авторе

Ирина Александровна Семухина — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: slawirsem@mail.ru.

About the author

Irina Aleksandrovna Semoukhina is a Candidate of Philology, Docent of the Department of Literature and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.