Научная статья на тему 'Лицейское образование в России истоки и перспективы'

Лицейское образование в России истоки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3445
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

Лицейское образование в России насчитывает 200 лет. Отправной точкой является открытие Царскосельского Лицея 19 октября 1 8 1 1 года. Однако эта история не линейная, она претерпевала свои взлеты и падения, «сгущения» и «паузы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лицейское образование в России истоки и перспективы»

Лицейское

образование в России истоки и перспективы

Обухов Алексей Сергеевич

Лицейское образование в России насчитывает 200 лет. Отправной точкой является открытие Царскосельского Лицея 19 октября 1811 года. Однако эта история не линейная, она претерпевала свои взлеты и падения, «сгущения» и «паузы».

Появление лицеев в начале XIX века в России неразрывно связано с важнейшими политическими событиями и культурными ориентирами эпох, которые в настоящее время именуются как Классицизм и Просвещение.

Обращение к античным классическим началам в идее открытия Лицея заложено изначально. Ликей или Ликейон - древнегреческая школа вблизи Афин, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и располагавшаяся возле храма Аполлона Ликейского. Само создание лицея Аристотелем было совершено фактически в противовес школам софистов. Аристотель, помимо майевтических бесед, ввел и лекционные занятия, то есть реализовал идею системного преподавания.

Ликей был заведением высшего образования для молодежи. Аристотель руководил им до 323 года до н.э., преемником стал друг и ученик философа Теофраст. Стоит отметить, что Ликей просуществовал около восьми столетий и был закрыт в период, когда свобода мысли и способность к рассуждению перестали быть ценными. Более того стали опасными, так как шли вразрез с утверждающей себя новой идеологией, базирующейся на слепой вере и послушании догматам.

Длительную эпоху доминирования религиозного образования и фактического отсутствия светского научного знания понятие «лицей» и само явление отсутствовали. Обращение к античному термину «ликейон» произошло во Франции в конце XVIII века, в эпоху Просвещения, для обозначения нового типа высших общественных школ. В 1781 году в Париже открылся Ликейон - первый университет «для светских людей».

Первый в России лицей был открыт 19 октября 1811 года в Царском Селе. Распоряжение о его основании было дано императором Александра I в 1810 году. Говоря об этом периоде в истории нашей страны, следует выделить две наиболее значимые и взаимосвязанные линии политических изменений, которые привели к возможности создания подобного учебного заведения, да еще не где-нибудь, а в императорской резиденции. Прежде всего, это реформаторские начинания Александра I и гуманистические идеи Михаила Михайловича Сперанского. Масса ситуативных моментов

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования,зам.декана по научной работе факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Рисунок А. Пушкина

могла привести к тому, что лицей не состоялся, если бы его организация немного затянулась. Через несколько месяцев после торжественного открытия инициатор идеи создания особого образовательного учреждения для подготовки культурной и политической элиты М.М. Сперанский был отстранен от должности и отправлен в ссылку.

Лицей предназначался для обучения дворянских детей. Более того, предполагалось воспитание в его стенах младших братьев Александра I - Николая и Михаила. Но этому, по-видимому, воспротивилась их мать, и великие князья остались на домашнем обучении. Возможно, это стоит оценить как благоприятный фактор. С одной стороны, статус Лицея был изначально высоким. С другой стороны, его жизнь в первые годы проходила без чрезмерного контроля со стороны царской семьи.

Изначально программа обучения в Лицее была разработана М.М. Сперанским и ориентирована на подготовку государственных просвещенных чиновников высших рангов. Сюда принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Первые годы, те, которые представляют наибольший интерес, Лицей подчинялся Министерству народного просвещения. Испытательные экзамены зачастую проходили в присутствии министра, что подтверждало особый статус заведения. Однако после того как стало понятно, что Лицей взращивает не просто образованных людей, но и свободолюбивых, в том числе настроенных против власти, в 1822 году он был переподчинен военному ведомству и переведен из Царского Села в Санкт-Петербург.

Обучение первоначально составляло шесть лет (два трехгодичных курса). С 1836 года оно стало длиться четыре класса по полтора года.

В программу входили следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Учебный план неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность, что определялось изначальной идеей - подготовка государственных служащих.

Лицейское образование приравнивалось к университетскому. Выпускники получали гражданские чины 14 - 9-го классов.

Отличительной чертой Лицея, знаковой для своего времени, стал запрет телесных наказаний, закрепленный в уставе. В

Обухов Алексей Сергеевич

этом проявилось признание ценности и достоинства каждого учащегося.

Царскосельский лицей заложил фундаментальные традиции лицейского образования в России; лицеи определялись как привилегированные учебные заведения, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы, и предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников. В.И. Даль дал такое определение лицею: «Высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

С 1811 года до революции действовало всего шесть таких учебных заведений, каждый из которых имеет свою насыщенную историю и выдающихся выпускников:

• Царскосельский лицей (1811-1918) (с 1843 года - Императорский Александровский лицей); Ришельевский лицей (1817-1862); Волынский (Кременецкий) лицей (1819-1833); Нежинский юридический лицей (1832-1875); Демидовский юридический лицей (1833-1919); Лицей в память цесаревича Николая (Катковский лицей)

(1868-1918).

На данный момент Царскосельский лицей - это даже не столько конкретный эпизод истории отечественного образования, сколько ориентир, образец образовательного учреждения, давшего начало плеяде великих и выдающихся деятелей, внесших существенный вклад в культуру России.

«Отечество нам Царское Село» - идея, выраженная первым выпускником Лицея Александра Сергеевича Пушкина, стала знаковой не только для его однокашников, но и для всей нашей истории.

Практически весь первый выпуск представил России выдающихся деятелей своей эпохи. Конечно, здесь стоит отметить ситуацию «первого выпуска», которая срабатывает всегда по-особому: так как традиции только закладываются, при благоприятном стечении обстоятельств большинство позитивных инициатив - как педагогов, так и самих учащихся - оказываются востребованным и реализованными. Здесь важно все, что стало определяющим для становления Лицея, без чего уже невозможно понять не только историю конкретного образовательного учреждения, но и сам культурный феномен: ситуация и инициатива создания; основания создания (условия жизни, подбор педагогов, набор учеников); лицей как колыбель идей романтизма, свободы, братства; лицей как авторская школа и педагогическая лаборатория; лицей как условие инициирования творчества и свободомыслия; нравственные идеалы воспитания и образования.

Существенную роль в становлении лицейского образования заложили первые директора Царскосельского: Василий Федорович Малиновский - первый директор (1811-1814 гг.), сумевший пре-

творить замыслы М.М. Сперанского в жизнь, и Егор Антонович Энгельгардт (1816-1823 гг.), оформивший и частично описавший концепцию, основные педагогические идеи, на которых базировались жизненный уклад и образовательные программы Лицея.

Анализируя как тексты самих педагогов, так и специалистов по истории Императорского Царскосельского лицея, можно выделить ряд принципов лицейского образования, заложенных в те годы, и значимых в современной ситуации. Каждый из них - тема отдельной статьи. Здесь мы их только перечислим: гуманность, нравственность, творчество, свобода мысли, дух независимости, уважение к собственному достоинству, культ дружбы, лицейское братство, уважение к личности, сообразность возрасту, осознанность слов и ясность идей, оценка без отметки, элитарность, равноправие, патриотизм, образование на образцах, образование как образ жизни, преподавание как педагогическая лаборатория, разносторонность развития, неразрывность образования и воспитания, традиции и новации, наставничество, школа как дом родной.

Существенный аспект в самом феномене Царскосельского лицея - это принципиальная значимость личностного начала в преподавании. Большинство преподавателей не просто вели свои занятия по авторским курсам (позднее изданным в качестве учебников для всей России), но своим примером, обращаясь к личности ученика, его потенциалу внушали идею ценности знания и стремление к саморазвитию.

Основные координаты лицейских ценностей можно рассматривать между полюсами «будущее» и «прошлое» (идея обучения на лучших образцах прошлого для движения к лучшему будущему) и между «мир» и «Отечество» (знакомство со всем миром для лучшего понимания своего Отечества и привнесения в него блага).

Работа лицеев как особого типа образовательных и социокультурных сообществ прекратилась в советский период, когда была отринута идея элитарности образования, а критические сознание и дух свободы были фактические неприемлемы. Возрождение лицейского образования в России произошло в конце ХХ века.

Но в 1990-х годах - в ситуации политического слома, демократизации, возрождения романтических идей и фактической вседозволенности - началось возрождение этого типа учебных заведений. На этот раз процесс шел не «с верху», а «с низу»: передовая общественность в лице конкретных педагогов, творческих людей обратилась к исторической памяти о прогрессивных ценностях образования прошлого. Лучшие новые российские лицеи в конце ХХ века появились как авторские школы на новых основаниях (зачастую «от противного») отталкиваясь от негатива массовой усредняющей школы. Понятие «лицей» стало метафорой и смысловым ориентиром.

Сегодня только в Москве 35 государственных лицеев: «Вторая школа», «Химический лицей» №1303, №1310, №1500,

№1501, №1502, №1511, №1523, №1524, №1525, №1533, №1535, №1536, №1537, №1546, №1547, №1548, №1550, №1553 «Лицей на Донской», №1555, №1557, №1560, №1561, №1564, №1568, №1571, №1574, №1575, №1580, №1581, №1586, №1589, №1594, №1598, Православный лицей им. Серафима Саровского. Следует, правда, различать обычные школы с высоким уровнем преподавания, преобразованные (обретшие статус) в лицеи, и авторские школы, для которых статус лицея оказался приемлемым для возможности развития уникальной школы. Кстати, первые авторские школы в Москве имели статус «экспериментальные школы-лаборатории». Часть из них потом и была преобразована в лицеи.

Если попытаться выразить базовые принципы лицейского образования конца ХХ - начала XXI века, то их можно представить в следующем перечне смысловых позиций:

авторская концепция и уникальность образовательного учреждения как со-бытийной общности; атмосфера творчества и созидательной деятельности как основы общности;

академизм и исследовательский подход в преподавании; авторские курсы и авторское изложение; учебные пособия как дополнение диалога ученика и учителя; интеграция базового и дополнительного образования; связь лицея с вузами, НИИ, учреждениями культуры, производством;

построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся на основе создания ситуации выбора; становление субъектности как ориентир развития учащихся и педагогов;

опора не на память, а на мышление; значение слова и ценность дела; диалог как средство, поступок как цель; многообразие смыслов и поливерсионность видения мира; патриотизм и межкультурное взаимодействие; общечеловеческие ценности и культурная уникальность. Пожалуй, стоит определять современный лицей и как авторскую школу, которая базируется на лучших образцах лицейского образования в России и движется по индивидуальной траектории, ища свой путь в образовании, взращивая самостоятельно мыслящих творческих людей, любящих свою страну, свое дело, других людей. Эти ценности во многом отражаются в той символике, которая естественно создается в пространстве лицеев. Приведем пример клятвы лицеиста лицея №1553 «Лицей на Донской»:

Навсегда порывая в стенах Лицея с иждивенческой леностью мысли забитого и озлобленного обычного школьника, я клянусь: • всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира, а не судить его огульно, ибо все в мире сложно и неоднозначно и требует от человека пытливости и доброты;

• уважая и ценя все лучшее в жизни других стран и народов, пытаться сделать жизнь в нашей стране чище и светлее, не боясь признать ее недостатки;

• учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура;

• быть к своим друзьям чутким и внимательным, всегда помнить о ранимости человеческой души;

• всегда уважать в родителях, старших товарищах и учителях живых людей и не воспринимать их как бездушные машины для обучения и нагнетания скуки.

И пусть каждое утро по пути в Лицей купола Донского монастыря, символ культуры российских народов, напоминают мне об этой клятве.

В последние годы, в связи с различными политическими и экономическими изменениями в России, актуализируется вопрос о сохранении лицеев в их нынешнем виде. В какой-то мере ситуация напоминает момент переведения Царскосельского лицея из Министерства просвещения в Военное ведомство. Ряд событий позволяет говорить о давлении нормативов и унификации и изгнании «лицейского духа», так как он бунтарский, своевольный, свободомыслящий, а не действующий по инструкции сверху. Наблюдается усиление нормирования по форме и содержанию («вниз по лестнице, ведущей вверх»), что в любом случае неблагоприятно для системы образования в целом, а для лицейского «неформата» смертоносно.

На идеологическом уровне мы все чаще видим противопоставление свободомыслия и творчества прагматизму и успешности (так называемая идеология современного социального заказа). Лицеям начинают предъявлять претензии в плохой профессиональной ориентации (на основании того, что выпускники все идут в вузы, а не в профессиональные училища). Новый экономический принцип финансирования образования («подушевой») требует перехода от взращивания уникальной единичности к работе с массовым потоком. Общие требования, нормативные акты и т.п. все больше затрудняют возможность устойчивого развития авторских школ, так как требуют перехода от уникальности к типичности. И здесь большой вопрос - сохранится ли самобытность авторский лицеев? Хотя есть и оборотная сторона феномена, когда массовость лицеев девальвировала их уникальность. И табличка «лицей», расположенная на здании школы не есть еще обязательно то самое понятие, тот смысл, о котором мы попытались сказать в историческом контексте.

Будем надеяться, что 200-летие лицейского образования в России не станет датой новой редукции авторский школ, «переводом в Военное ведомство»; что лицеи, созданные для взращивания культурной элиты нашей страны, обретут новый импульс в осмыслении лучших образцов прошлого и настоящего для своего устойчивого развития. и/в

Литература:

1. Грот К.Я. Пушкинский лицей. (1811-1817). Бумаги 1 курса, собранные академиком Я.К. Гротом. - СПб.: Академический проект, 1998.

2. Грот К.Я. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Статьи и материалы, 2-е изд. - СПб., 1899.

3. Егоров А.Д. Императорский Александровский (бывш. Царскосельский) лицей: В 3 ч. - Иваново, 1995.

4. Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский лицей: Наставники и питомцы, 1811-1843. - СПб., 1911.

5. Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб.: Искусство - СПб 1999.

6. Лурье Л.И. Социокультурная многомерность лицейского образования // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 108-114.

7. Михайлова Л. «Наставникам, хранившим юность нашу...» (первый директор Царскосельского Лицея В.Ф. Малиновский) // Развитие личности. - 2001. - №3-4. - С. 134-152.

8. Павлова С. Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея 1814-1829 // Развитие личности. - 2001. -№ 3-4. - С. 154-156.

9. Павлова С.В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. - СПб.: Паритет, 2002.

10. Постановление о лицее. - СПб, 1810.

11. Пущин И.И. Записки о Пушкине // Пушкин в воспоминаниях современников. - 3-е изд., доп. - СПб.: Академический проект, 1998. - Т. 1-2.

12. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811 - 1917). Историко-педагогический очерк. М., 1993.

13. Руденская С.Д. Царскосельский - Александровский лицей. 1811-1817. - СПб.: Лениздат, 1999.

14. Селезнев И. Исторический очерк императорского бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его 50-летие. С 1811 по 1861 г. - СПб, 1861.

15. Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика: дисс. . к.п.н. - Саратов, 2002.

16. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М.: Наука, 1969.

17. Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз. - М.: Вагриус, 2007.

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.