Научная статья на тему 'Лицей Бауманский: вчера, сегодня, завтра'

Лицей Бауманский: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ШКОЛА-КОМПЛЕКС / ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЦЕЙ / SECONDARY SCHOOL / HUMANISTIC UPBRINGING SYSTEM / SCHOOL-COMPLEX / EDUCATION CENTRE / LYCEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пейсахович Григорий Ефимович

В статье прослеживается опыт диалектического развития обычной общеобразовательной школы к учреждению «нового типа», анализируются содержательные и организационные аспекты трансформации школы как социально-педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bauman Lyceum: before, nowadays, future

Ordinary secondary school dialectic development into "new type" establishment experience is followed in the article, school transformation as social-pedagogic system content and organizational aspects are analyzed.

Текст научной работы на тему «Лицей Бауманский: вчера, сегодня, завтра»

УДК 371

Пейсахович Григорий Ефимович

кандидат педагогических наук Лицей «Бауманский», г. Йошкар-Ола marin aprof@mail. т

ЛИЦЕЙ БАУМАНСКИЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В статье прослеживается опыт диалектического развития обычной общеобразовательной школы к учреждению «нового типа», анализируются содержательные и организационные аспекты трансформации школы как социально-педагогической системы.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, гуманистическая воспитательная система, школа-комплекс, центр образования, лицей.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким, как известно, и оказывается сегодня российское общество. Переходный характер процессов, происходящих в нашей стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с демократизацией общества, его движением к доминированию рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образования в целом, его конкретные подсистемы в частности.

В пятидесятилетний истории существования государственного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» прослеживается опыт диалектического развития от обычной общеобразовательной школы к учреждению «нового типа».

На наш взгляд, сегодняшний успех школы, во многом зависел именно от содержательной и организационной трансформации школы вслед за изменениями российского общества. С другой стороны, развитие школы как социально-педагогической системы происходило в процессе преодоления внутренних противоречий.

Средняя образовательная школа N° 18 основана в 1961 году, в 1991 году преобразована в школу-комплекс, с 2002 года функционировала как Центр образования, с 2009 года как Лицей.

Общеобразовательная школа № 18 была построена в промышленном районе города, долгое время оставалась в нем единственной микрорай-онной школой (занятия проводились в три смены). С самого начала деятельности в школе слож-

ный контингент учащихся. Вокруг крупные промышленные предприятия, район удален от культурных и досуговых центров.

К приходу в 1983 году в школу нового директора в ней существовал стабильный педагогический коллектив, с высоким методическим и дидактическим потенциалом. Однако по своей структуре, целеполаганию, содержанию, материальной базе школа была «средней» во всех отношениях, результаты в обучении, порядок и дисциплина достигались авторитарными методами.

В этот период произошли изменения, которые выразились во внутреннем преобразовании школы и изменении ее содержательных характеристик.

Познакомившись в 1986 году с методикой коллективной творческой деятельности при посещении коммунарского сбора школы N° 825 г. Москвы, лично познакомившись с ее директором Владимиром Абрамовичем Караковским, Пейсахович Григорий Ефимович, предпринял попытку сделать концепцию гуманистических воспитательных систем достоянием коллективного сознания. Организуется творческая учеба передовых педагогов в г. Москве, проходит первый коммунарс-кий сбор, где коллектив учителей воочию убедился в действенности педагогики общей заботы. Организуются семинары и практикумы по обучению технологическим приемам работы, проводятся первые творческие учебы для школьников. В результате «заражения» общей идей, коллективная творческая деятельность становится системообразующей деятельностью, значительно преобразуются отношения детей и взрослых в сторону их демократизации и гуманизации, появляются школьные традиции, особый образ, «дух» школы. Это был этап формирования в школе гуманистической воспитательной системы.

В это же время стали проявляться некоторые внутренние противоречия, прежде всего между

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Пейсахович Г.Е., 2012

нашими возросшими интересами и потребностями и возможностями общеобразовательной школы, узостью ее материальной базы и содержания деятельности. В педагогическом коллективе к концу 80-х годов прочно утвердились гуманистические ориентиры на развитие личности, возросли требования к уровню и качеству образования и воспитания, его широте и разнообразию, а школа по-прежнему была перегружена, учебный процесс «сковывал» творчество детей и педагогов узостью учебных планов и стандартов.

С другой стороны изменялись и общественные условия существования школы. Экономические проблемы большинства семей учащихся школы, особенно серьезно проявившиеся с началом перестройки, сделали недоступными для большинства воспитанников кружки, секции.

Перед коллективом встала задача «структурного» изменения школы. Наиболее отвечающей общим интересам была принята идея школы-комплекса. При этом произошло соединение существующей гуманистической воспитательной системы и концептуальных позиций школы-комплекса как инновационного типа учебного заведения.

На этом этапе личное знакомство директора школы с Борисом Зиновьевичем Вульвовым, его трудами, способствовало складыванию представлений о желаемой модели новой школы.

Главным ориентиром в построении модели школы-комплекса лежала задача объединения в едином пространстве образовательного учреждения значимых для ребенка видов деятельности. В качестве таких значимых видов деятельности были определены: учение и образование, труд, спорт, искусство и творчество. Учение и образование реализуются в традиционных начальной и общеобразовательной школах, спортивная деятельность организуется в спортивной школе, труд в производственном комплексе, искусством и творчеством дети занимаются в школе искусств. Таким образом в школе создаются равные возможности для самореализации всех детей вне жесткой зависимости от его способностей к академическому учению. Стремление любой гуманистической системы создать оптимальные условия для развития личности воплотились в организационной структуре комплекса через предоставление возможности выбора самим ребенком не только наиболее близкого и мотивированного вида деятельности, но и уровня в соответствии со своими возможностями и способностями (диф-

ференцированное обучение в начальной и общеобразовательной школах, двухступенчатое в школе искусств и спорт школе).

В течение следующих десяти лет в Экспериментальной школе-комплексе № 18 последовательно были введены в строй новое здание общеобразовательной школы, здание спортивной школы, вступила в действие Школа искусств и Лечебно-восстановительный центр. Начали действовать Школа раннего развития для будущих первоклассников, психологическая и воспитательные службы. При этом в экспериментальном режиме отрабатывались механизмы управления и финансирования новым типом учреждения, содержание деятельности как отдельных структур так и всей школы-комплекса.

Каждая школа принесла в план работы комплекса свои специфические виды деятельности: концерты, соревнования, в учебный план - дополнительные учебные и специальные предметы, учебные практики, зачеты и др. В коллектив школы влились специалисты школы искусств, тренеры спортшколы, расширился состав педагогов общеобразовательной школы. Эти специалисты, к сожалению, нередко были «вне гуманистической концепции» воспитательной системы школы, у них отсутствовал принципиально важный для основного коллектива опыт общей творческой деятельности, построения гуманистических отношений взрослых и детей. Наблюдалось некоторое «растаскивание» учащихся, увеличивалась их нагрузка. Нередко это происходило за счет общения детей, терялся опыт коллективной творческой деятельности и связанный с ним дух и единство школьного коллектива.

На данном этапе именно гуманистическая воспитательная система сыграла интегрирующую роль. В школе давно в качестве своеобразной силы, оказывающей влияние на разрешение многих вопросов, действовал неформальный совет, состоящий из старшеклассников и педагогов «старой гвардии», воспитанных в коммунарской методике.

Многочисленные диспуты, споры, в который участвовали и взрослые, и дети, и родители, позволили систематизировать учебно-воспитательный процесс всего комплекса. Это было достигнуто за счет реализации идеи общих для всех структурных подразделений тематических периодов.

Произошло упорядочение видов деятельности, одновременно сама общая деятельность за-

метно обогатилась за счет «профессионализации». Навыки, полученные в школе Искусств дети стали использовать в коллективных творческих делах класса, школы. Это было очень важно для развития гуманистической системы. Очень часто в обычной школе в классе могут и не знать, что одноклассник является талантливым музыкантом, художником. Учителя достаточно негативно относятся к многочисленным пропускам юных спортсменов. В школе-комплексе интерес учеников к любому виду деятельности становится значимым для всех участников педагогического процесса. Успех не только в учебе, но и в спорте, искусстве, труде, прикладном творчестве виден для детей и взрослых и важен для всех. При проведении коллективных творческих дел юные музыканты стали играть на скрипе в самодеятельных спектаклях на скрипке не как на концерте, а в «роли». Одноклассники объявили своим делом организацию и открытие персональной выставки своей одноклассницы - юной художницы. Самые шумные первоклассники привычно стали затихать и прислушиваться, проходя мимо классов школы искусств, угадывая какая звучит музыка. С победителем спортивных соревнований - пятиклассником считает за честь поздороваться выпускник. Школа искусств открывает новое отделение гитары, потому что дети хотят играть в ор-лятском кругу хорошо. Появившиеся в коридорах школы юные балерины-ученицы, бегущие в пачках и пуантах на репетицию, становятся законодательницами мод на прически. На концертах коллективов школы искусств даже больший аншлаг, чем на дискотеках. Педагогический смысл этих «показателей» жизни школы очевиден.

Введена практика общего для всей школы-комплекса расписания учебных занятий, выстроенного в максимально удобном режиме для школьников, занимающихся спортом, искусством, дополнительным образованием.

Общие педагогические советы по актуальным проблемам развития детей, психолого-педагоги-ческие консилиумы с участием тренеров, педагогов школы искусств, координация режима функционирования всех структур позволили выстроить уникальную модель школы-комплекса, в которой были созданы благоприятные организационно- педагогические условия для обучения и развития детей.

Следующий этап в развитии школы (приблизительно с 2000 года) был продиктован изменив-

шимися ориентирами и приоритетами в образовании и воспитании детей. Сохранив главным принципом ориентацию на развитие индивидуальных возможностей и способностей детей, педагогический коллектив школы акцентировал для себя задачи социального становления детей и подростков.

В 2002 году экспериментальная школа комплекс № 18 была преобразована в государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл Центр Образования № 18. Принципиальным в этом названии было то, что школа стала республиканским учебным заведением. С 2009 года школа функционирует как лицей.

Организационно Лицей Бауманский сегодня сохранил все основные идеи школы-комплекса и Центра образования. Лицей представляет из себя комплекс учебных и культурно-социальных подразделений и учреждений, не просто объединенных под одной крышей, но имеющих общую парадигму развития, общую философию, единый педагогический и ученический коллектив.

В состав Лицея входят школа раннего развития, общеобразовательная школа с профильным обучением в старшей школе, школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс, лечебно-восстановительный центр, межрегиональный центр довузовской подготовки, центр Досуга, филиал колледжа культуры (балетный класс).

Разнообразие и многоуровневость видов деятельности в Лицее - не самоцель, а необходимое условие развития личности как личности самоопределяющейся, активно ищущей свое призвание, способную самостоятельно определять перспективу своего развития. Очевидно, что чем более разнообразен будет спектр видов и форм деятельности детей, чем более широкими и разнообразными будут его связи и социальные роли, тем более успешным будет процесс формирования социальной адаптивности личности. При этом каждый вид деятельности имеет определенный воспитательный потенциал в решении вопросов социального развития ребенка.

На современном этапе изменилась системообразующая деятельность отдельных структурных подразделений, произошел рост качества образования, его содержательное углубление, переход на новые методы и формы обучения, которые составляют лицейский компонент образования в Лицее.

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Изменилось содержание внеурочной деятельности учащихся. Появились культурно-образовательные проекты, расширяющие знания учащихся, формирующие у них универсальные учебные действия, общий кругозор («Читающий мир», «Игры разума», «Декады знаний» и др.).

Однако, в Лицее сохранен ориентир на социальное развитие детей. Ежегодно в лицее инициируется и реализуется более 10 социальных проектов.

В качестве исполнителей всех проектных мероприятий выступают школьники и педагоги, работая волонтерами и добровольными помощниками.

Наиболее значительными и масштабными были проекты «Радужный мост» и «Пойми меня». Эти проекты в настоящее время выстроились в направления деятельности и в школе и в Республике.

С 2009 года на базе Лицея создан Республиканский Центр Дистанционного обучения детей-инвалидов.

Задачи социального становления школьников решаются в школе и через систему социальных проб и практик, выездных тренингов.

В настоящее время все четче видится, что изменения в российском обществе затрагивают не отдельные его стороны, а в целом стиль, образ жизни каждого человека, способы сосуществования людей в обществе. Очевидно, что школа должна в настоящее время не только изменить

содержание основной деятельности (что успешно решается в процессе модернизации системы образования), но и изменить саму логику построения учебного и воспитательного процесса, как в выстраивании перспективных целей и задач, так и относительно планируемых результатов деятельности. Выпускникам современной школы не достаточно (а может быть и не столько архиваж-но) обладать определенным набором «предметных» знаний, умений и навыков, сколько применять эти предметные знания для дальнейшего личностного роста, владеть умением адаптироваться в быстроизменяющихся общественных условиях, находить перспективные для личностного роста векторы обустройства в профессиональной сфере, в качестве гражданина, семьянина, быть активным «преобразователем» собственной жизни.

Кроме того, образование оценивается в настоящее время как социальный капитал, в преумножении которого заинтересованы и государство, и все гражданское общество. Все более актуальной становится консолидация общества, всего социально-культурного пространства для повышения потенциала образования. В современных условиях наиболее перспективной видится переход от административного к общественногосударственному управлению школой.

Задачи, которые стоят перед нами, по-прежнему не просты. Но именно они рисуют перед нами уже сейчас образ новой школы, школы будущего...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.