Научная статья на тему 'Литературный портрет: концепция личности портретируемого писателя и особенности ее воплощения (на примере работ В. Г. Короленко и Ю. И. Айхенвальда о В. М. Гаршине)'

Литературный портрет: концепция личности портретируемого писателя и особенности ее воплощения (на примере работ В. Г. Короленко и Ю. И. Айхенвальда о В. М. Гаршине) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
689
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ / ЖАНР / КРИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / LITERARY PORTRAIT / GENRE / CRITICISM / CONCEPT OF PERSONALITY / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Айкашева О. А.

Статья посвящена исследованию концепции личности портретируемого писателя и особенностям её воплощения в литературных портретах о В.М. Гаршине В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда. Речь также идет о жанровом своеобразии литературного портрета в творчестве В.Г.Короленко и Ю.И. Айхенвальда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY PORTRAIT: THE CONCEPT OF PERSONALITY SITTERS WRITERS, ESPECIALLY ITS IMPLEMENTATION (USED THE EXAMPLE OF V.G.KOROLENKO AND Y.I. EICHENWALD ABOUT V.M.GARSHIN)

The paper suggests the concept of personality of the portrait of the writer and the peculiarities of its embodiment in the literary portraits of the V.M. Garshin V.G.Korolenko and Y.I. Eichenwald. It is also about the peculiarities of the literary genre of the portrait in the works of V.G. Korolenko and Y.I. Eichenwald.

Текст научной работы на тему «Литературный портрет: концепция личности портретируемого писателя и особенности ее воплощения (на примере работ В. Г. Короленко и Ю. И. Айхенвальда о В. М. Гаршине)»

Раздел 1

ФИЛОЛОГИЯ.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Ведущие эксперты раздела:

ДМИТРИИ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и переводоведениия Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза)

ЛАРИСА МИХАИЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

ТАМАРА МИХАИЛОВНА СТЕПАНСКАЯ - доктор искусствоведения, профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

УДК 82.09 (470+571)

О.А. Айкашева, асп. БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: ajjkashevaolga@mail.ru

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ: КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОРТРЕТИРУЕМОГО ПИСАТЕЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ООПЛОЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ О.Г. КОРОЛЕНКО И Ш.И.АЙХЕНВАЛЬДА О В.М.ГАРШИНЕ)

Статья посвящена исследованию концепции личности портретируемого писателя и особенностям её воплощения в литературных портретах о В.М. Гаршине В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда. Речь также идет о жанровом своеобразии литературного портрета в творчестве В.Г.Короленко и Ю.И. Айхенвальда.

Ключевые слова: литературный портрет, жанр, критика, концепция личности, субъективность.

Литературная критика рубежа ХГХ-ХХ вв. характеризуется как идеологически и эстетически многослойное явление с точки зрения проблематики критических воззрений и их жанровой специфики. Об этом, в частности, свидетельствует расцвет литературного портрета в русской критике 1890-1920-х гг., в жанре которого писали В.С.Соловьев ("Поэзия гр. А.К.Толстого", 1895), Д.С. Мережковский ("Л.Толстой и Достоевский", 1901-1902), В.Г. Короленко ("Антон Павлович Чехов", 1904, "Всеволод Михайлович Гаршин", 1910), Ю.И. Айхенвальд ("Гаршин", "Чехов", 1908-1913), А. Воронский ("Литературные портреты", 1928-1929).

Распространенность жанра литературного портрета в те годы не была случайна, так как, по словам В.П. Муромского, "в литературу входило тогда много новых талантливых имен, каждое из которых было ярким, самобытным, неповторимым, заслуживало персонального внимания" [1, с. 121]. Так, творчество талантливого писателя последней трети ХГХ века В.М. Гаршина явилось объектом внимания многих критиков рубежа ХГХ-ХХ века. Особое место в этом ряду занимают литературные портреты В.М. Гаршина, созданные Г.И. Успенским, В.Г. Короленко, Ю.И. Айхенвальдом, в которых они не только дали оценку творчеству писателя, но и попытались разгадать тайну его трагедии, разработать оригинальную концепцию личности портретируемого писателя. Само понятие "концепция" применительно к жан-рологии портрета является, на наш взгляд, одним из основополагающих, поскольку именно она (концепция) обусловливает принципиальное различие всех когда-либо написанных литературных портретов. На чем основывается концепция личности портретируемого автора, какими факторами она определяется? Прежде всего, отметим, что ее содержание определяется нравственноэстетическим идеалом автора и его отношением к герою портрета. В настоящей статье мы рассмотрим своеобразие концепции

портретируемого писателя и особенности ее воплощения в жанре литературного портрета на примере работ В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда, посвященных В.М. Гаршину.

Сопоставление названных литературных портретов целесообразно, так как Короленко и Айхенвальд были современниками, оба работали в жанре литературного портрета, часто посвящали свои работы одним и тем же писателям (Н.В. Гоголю, М.Е. Салтыкову-Щедрину, А.П. Чехову, В.М. Гаршину). Их статьи, безусловно, обладают определенным родством с точки зрения жанровой и методологической специфики и в области применения тех или иных изобразительно-выразительных средств. Однако, проводя сравнительный анализ работ В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда, необходимо учитывать тот факт, что они принадлежали к двум противоположным литературно-критическим направлениям: первый - к революционно-демократическому, второй - к имманентному. Поэтому еще до начала анализа мы предположили, что концепция личности портретируемого писателя у данных критиков будет обладать индивидуальными особенностями.

Работа В.Г.Короленко "Всеволод Михайлович Гаршин" представляет собой классический образец литературного портрета. На это указывают заголовок статьи - имя портретируемого и авторское определение жанра работы - литературный портрет.

К личности Гаршина Короленко обратился неслучайно. Их пути в литературе часто пересекались. Писатели неоднократно публиковали отзывы друг о друге, в частности, В.М. Гаршин в одном из своих писем восторженно отозвался о появлении автора "Детей подземелья" на литературной авансцене: "Я ставлю его ужасно высоко и люблю нежно его творчество" [2, с. 411]. Для Короленко же имя Гаршина "засверкало над тогдашним литературным горизонтом яркой звездой" [2, с. 169].

Лейтмотивом портрета является мысль критика о Гаршине как писателе, который испытывал настоятельную потребность в соединении лирического начала с эпической манерой письма. Опираясь на слова Г аршина о том, что ".. .нужно изображать не свое, а большой внешний мир" [2, с. 185], Короленко отмечает такие его произведения, как "Надежда Николаевна" и "Из записок рядового Иванова". По его мнению, слишком чувствительная психическая организация писателя не давала Гаршину возможности выйти за пределы субъективности. "Жить без литературы, - замечает критик, - он не мог, между тем каждая буква уносила у него каплю крови <...> Сила Гаршина не во внешней занимательности действия, а в глубине и интенсивности, с какой он отражал наиболее характерные настроения своего поколения" [2, с. 195-196]. Таким образом, цитируя в данном фрагменте портрета известное признание самого писателя о том, что "каждая буква уносила у него каплю крови", Короленко стремился подчеркнуть непревзойденное умение Гаршина вкладывать в свои произведения сердечную боль и муку.

Составляющими концепцию личности портретируемого писателя для Короленко в портрете, посвященном Гаршину, становятся "живое трепетание чуткой совести" [2, с. 173] и "мучительное чувство личной ответственности" [2, с. 177] за все происходящее вокруг. Эти настроения критик обнаруживает уже в ранних военных произведениях писателя. В лейтмотиве его рассказов - ужаса и несправедливой сущности войны, традиционном для русской литературы и, прежде всего, для Л.Н. Толстого, он обнаружил самостоятельное - гаршинское - видение: "Нет сомнения, что ни один русский писатель не свободен от обаяния гения и манеры Толстого <...>. Но даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы заметить совершенную самостоятельность гаршинского настроения" [2, с. 175] (здесь и далее курсив мой -Айкашева О.А.). Очевидно, что Короленко воспринимал творчество В.М.Гаршина как явление, сходное с классической литературной традицией и в то же время глубоко самобытное, отличающееся от нее оригинальностью нравственно-философских идей.

Размышления В.Г. Короленко о В.М. Гаршине целиком построены на основных фактах биографии и автобиографии писателя. Фактографичность в сочетании с биографическим методом является у Короленко композиционной основой литературного портрета. В силу этого, характерными признаками портрета становятся точность и правдивость изображения, которые достигаются посредством упоминания критиком различных фактов из жизни писателя: "С пяти до восьмилетнего возраста, <.> мальчик увлекся чтением книг из отцовской библиотеки. В семь лет он уже прочел "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго" [2, с. 170]. Очевидно, что этой точной датировкой событий Короленко стремился придать своему портрету черты подлинного документа, а в характере самого писателя подчеркнуть его личностные качества - увлеченность, любознательность.

Именно с биографией Гаршина критик связывает большинство событий, изображенных в его произведениях: "Много смутных воспоминаний осталось от этого времени в памяти ребенка, и, вероятно, впоследствии они послужили фоном для новых впечатлений этого же ряда; почти треть рассказов Гаршина посвящена военным темам" [2, с. 170]. Многочисленные указания на связь жизни писателя с его произведениями, которыми изобилует текст портрета, также являются его важной чертой. Так, уже в начале работы В.Г.Короленко обращается к одному из самых известных рассказов Гаршина - "Четыре дня". Погружаясь в атмосферу рассказа, критик размышляет, задает вопросы, риторически восклицает ("И он пошел, и подставил. Глупец, глупец!.." [2, с. 174]), приводит цитаты из рассказа, чем создает эффект субъективного авторского присутствия в произведении. Также обращает на себя внимание рассмотрение автором портрета рассказа "Трус", в котором Короленко увидел "необыкновенную характеристичность для манеры и взглядов Гаршина" [2, с. 175].

Документальное начало в портрете усиливается благодаря использованию критиком воспоминаний друзей писателя: "В июне 1876 года он писал школьному товарищу и другу Н.С. Дрен-тельну: "Пишу я теперь с отчаянием... Работа удовольствия не

доставляет. Скорее какое-то желчное, злобное чувство" [2, с. 172]. Ниже описан случай, когда некий господин Павловский вспоминал о споре Гаршина "с каким-то молодым человеком": "По свидетельству г-на Павловского, это был единственный раз, когда он видел Гаршина "возбужденным и почти раздраженным" ("он не выдержал, вскочил и в волнении заходил по комнате") [2, с. 173]. Этой же цели служит культурно-исторический и социально-политический колорит эпохи, в которой жил В.М. Гаршин: "12 апреля 1877 года, - пишет Гаршин в своей автобиографии, - я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. <.> Мы подали прошение об увольнении <.> и уехали в Кишинёв, где и поступили рядовыми в 138-й Болховский пехотный полк..." [2, с. 173].

С документальным началом анализируемого портрета также связано рассмотрение творчества Гаршина в контексте современной литературной критики о нем, в частности, статей А.М. Скабичевского и Н.К. Михайловского. В данном случае заслуживает особого внимания полемический настрой автора портрета по отношению к критикам, отмечавшим у Гаршина подражание традициям Л.Н. Толстого. Об этом свидетельствуют уже процитированные нами слова В.Г. Короленко о "совершенной самостоятельности гаршинского настроения" [2, с. 175]. Эта полемичность придает портрету "Всеволод Михайлович Г аршин" ту субъективную окраску, которая является одним из неотъемлемых свойств этого жанра.

В целом, оценка, данная В.М. Гаршину в портрете, положительная. Весь текст работы насыщен оценочными смысловыми компонентами (они сосредоточены, прежде всего, в таких речевых действиях, как выражение мнения, комментарии, оценка), метафорами ("имя молодого автора сразу засверкало над тогдашним литературным горизонтом яркой звездой" [2, с. 169]), заявленными тезами ("Гаршин - сын своего времени" [2, с. 180]), носящими подчеркнуто положительный характер. Всё это также способствует созданию в портрете специфической концепции личности Гаршина, основанной на субъективном восприятии критиком портретируемого писателя. В.Г. Короленко выстраивает свою концепцию личности В.М. Гаршина, отталкиваясь от его биографии, воспоминаний друзей и родственников, от современной писателю критики, от социально-политического и культурного контекста эпохи. В.М. Гаршин в изображении В.Г. Короленко - это трагический художник, мыслитель, человек совести. Творческий замысел В.Г. Короленко проявился в выборе художественных средств, в том числе в описании внешнего облика писателя, пейзаже, бытовых деталях, которые в совокупности создают мрачный фон портрета.

Говоря словами Л.П. Гроссмана, портрет "Всеволод Михайлович Гаршин" В.Г. Короленко представляет собой "живой, красочный, экспрессивный критический вид, схватывающий в писательской индивидуальности самые выразительные черты творческого облика и запечатлевающий их в той тонко организованной системе, которая раскрывает нам в синтетической зарисовке весь характер оригинала" [3, с. 76].

Одновременно с портретом В.Г. Короленко, в 1910 году был опубликован портрет Ю.И. Айхенвальда "Гаршин". Уже в самом начале портрета критик создает облик портретируемого писателя с помощью положительных по эмоциональной окраске эпитетов "печальный, прекрасный, лучистые", которые прямо указывают на доброжелательное отношение автора портрета к своему герою: "Больше трех десятилетий прошло, как умер Гаршин, но его печальный и прекрасный образ с "лучистыми глазами и бледным челом" не тускнеет и для тех, кто еще в ранней юности воспринял весть о "странном стуке" его смертельного падения в пролет высокой лестницы" [4, с. 307]. При этом Айхенвальд сразу отделяет личность писателя от его творчества: ".он разумен и здоров, его очерки не судорожны и нервны, и в стиле их совсем нет той болезненности и безумства, которые характеризовали самого автора как личность" [4, с. 307]. Иначе говоря, обращаясь к созданию концепции личности В.М. Гаршина, критик сразу декларирует свой творческий принцип - принцип отказа от фактов биографии в своем суждении о писателе. Известно, что, по мнению Ю.И. Айхенвальда, для исследователя не

среда и социальные условия и их влияние на писателя являются объектом изучения, а творческая индивидуальность портретируемого, воплощенная в его произведениях. Данный подход, получивший в западном литературоведении название "медленного" или "пристального чтения", в импрессионистской критике Айхенвальда был главным и позволил ему создать особую жанровую модификацию литературного портрета - "силуэт". В основе такого подхода лежит, безусловно, стремление интуитивного "вчувствования" в душевный мир личности портретируемого. Этот факт позволяет нам определить первое и важное отличие концепции личности В.М. Гаршина у Айхенвальда от концепции Короленко.

В своем портрете Ю.И. Айхенвальд, в отличие от В.Г. Короленко, обстоятельно не анализирует рассказы Гаршина, хотя и останавливается на них. И это естественно, так как рассмотрение личности писателя сквозь призму созданных им произведений -одна из характерных черт жанра литературного портрета. При этом, подобно В.Г. Короленко, Ю.И. Айхенвальд был склонен к положительной оценке творчества писателя: ". общая психологическая ткань его рассказов хороша своей содержательной простотою, и отличает их <...> высокое чувство меры" [4, с. 314].

Общность подходов критиков в создании концепции личности портретируемого писателя и ее воплощения в жанре литературного портрета заключается также в их обращении к литературному контексту творчества В.М. Гаршина. При этом если Короленко сравнивал В.М. Гаршина с Н.А. Некрасовым и Л.Н. Толстым, то Айхенвальд акцентировал внимание на близости Гаршина с Ф.М. Достоевским: "Вокруг Достоевского нет зелени -она блекнет от его душевной углубленности, от его неутомимого психологизма; он беден пейзажем< .> душу он считает трагической монополией человека. Гаршин же, хотя он и писатель внутреннего мира с его муками, все же не замкнулся в последнем настолько, чтобы не выходить из него в природу" [4, с. 314-315]. По мнению критика, писателей объединяет обостренное внимание к внутреннему миру человека, его душе.

Отметим еще одно сходство в создании концепции личности Гаршина в портретах В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда. Оно заключается в актуализации совести как центральной этической категории в творчестве В.М.Гаршина. Сравним: "живое трепетание чуткой совести" [2, с. 173] Гаршина и "мучительное чувство личной ответственности" [2, с. 177] - в портрете В.Г. Короленко, и "У него, употребляя чеховское выражение, "болит совесть"<... > роковая антиномия думы и дела, совести и поступка, терзала Гаршина, и он вдохнул ее в свои рассказы" [4, с. 308], Гаршин - это - "рыцарь совести" [4, с. 308] - у Ю.И. Айхенваль-да. Таким образом, в основании концепции личности Гаршина у Айхенвальда, как и у Короленко, лежит совесть писателя. Библиографический список

Свои впечатления о личности и творчестве В.М. Гаршина Ю.И. Айхенвальд передает в импрессионистической манере, используя необычные эпитеты, метафорические образы для обобщения конкретных наблюдений. Критик выражает свое отношение к портретируемому писателю прямо, чем активизирует читательское восприятие. В результате рождается "силуэт" героя портрета. Таким образом, "критик, обращаясь к художественному миру писателя как к целостности, вычленяет одно, ведущее для него самого, впечатление и сквозь него воссоздает поэтическую реальность" [5, с. 11].

Ю.И. Айхенвальд строит свою концепцию личности В.Г. Гаршина, основываясь на личном, интуитивном, субъективном восприятии творчества писателя. Он словно "вчувствывает-ся" в духовный мир писателя. В его изображении Гаршин - это "рыцарь совести" [4, с. 308], одновременно печальный и прекрасный, с "лучистыми глазами" [4, с. 307]. Критику-импрессио-нисту не было необходимости рассказывать в своем "силуэте" о биографии писателя, обо всем известной его болезни. Напротив, он намеренно отделил Гаршина-человека от Гаршина-писа-теля, тем самым, создав неповторимый творческий облик портретируемого художника.

Итак, проведя сопоставительный анализ портретов В.М. Гаршина критике В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальда, мы выяснили, что оценки, данные писателю и его творчеству критиками, в целом, идентичны друг другу по своей положительной эмоциональной окраске. Короленко и Айхенвальд при создании образа писателя акцентировали внимание на проблемах мировоззрения В.М. Гаршина, стремились подчеркнуть противоречивость его чувств и мыслей, отразившуюся в творчестве, изобразить его личность и творческую индивидуальность как единое целое. Однако методы создания портретов писателя были противоположны. Если В.Г. Короленко использовал биографический, фактографический и сопоставительный методы, то Ю.И. Айхенвальд основывался на собственном методе "чистого импрессионизма". Вследствие этого, портреты отличаются направлением критической мысли, выбором средств и приемов изображения одного и того же автора. В то же время, как представляется, несмотря на явные методологические различия, жанровый канон литературного портрета сохраняет свои черты в обеих работах. В портретах обнаруживается общая основополагающая черта: в своих суждениях и оценках В.Г. Короленко и Ю.И. Айхенвальд отталкивались от своего индивидуального взгляда на личность В.М.Гаршина, от заранее сформулированной идеи, которая предопределила и отбор фактов, иллюстрирующих ее, и выбор художественных средств для ее воплощения. Оба они стремились к достижению одной цели - в процессе создания своих портретов "изнутри сродниться" [4, с. 7] с Личностью В.М. Гаршина.

1. Муромский, В.П. Из наблюдений над особенностями развития литературно-критических жанров (Советский период) // Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика: Сб. ст. / ред.-сост. В.В. Перхин. - Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

2. Короленко, В.Г. Собрание сочинений. - М.: "Правда", 1953. - Т. 5.

3. Гроссман, Л.П. Жанры художественной критики // Искусство. - 1925. - № 2.

4. Айхенвальд, Ю.И. Силуэты русских писателей. - М.: Республика, 1994.

5. Мурзина, И.Я. Творчество Ю.И. Айхенвальда в дооктябрьский период: Особенности мировоззрения и литературной критики: автореф. дис. .канд. физико-мат. Наук. - Челябинск, 1995.

Статья поступила в редакцию 14.07.10

УДК 159.923

РП. Ляхов, асп. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: Kainsk-roman@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ У ДЕВУШЕК

В данной работе рассматриваются некоторые формы юношеского творчества и живого общения с точки зрения автобиографической практики как средства рефлексии, саморазвития. Представлены результаты исследования особенностей субъектности у девушек ведущих личные дневники.

в

Ключевые слова: субъект жизненного пути, автобиографическая практика, исповедальное общение, саморазвитие, личный дневник, автобиография.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.