Научная статья на тему 'Литературный мир Теофила Рутки'

Литературный мир Теофила Рутки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Humanitatis
Область наук
Ключевые слова
ПОЛЕМИКА / ИЕЗУИТ / ВОСТОЧНЫЙ ОБРЯД / ОППОНЕНТ / ДОКСОЛОГИЯ / POLEMICS / JESUIT / EAST RITUAL / OPPONENT / DOXOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сухарева Светлана Владимировна

В статье исследовано польскоязычное литературное наследие Теофила Рутки. Особенное внимание обращено на полемические вопросы, возникшие после подписания унии в Бресте. На примере творчества Теофила Рутки произведен анализ последнего этапа развития полемической прозы XVII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY WORLD OF TEOFIL RUTKA

The article researches Polish literary heritage of Teofil Rutka. Special focus is on polemical questions that appeared after the signing a union in Brest. The analysis of the last development stage of polemical prose of the XVII century was made on the example of Teofil Rutka"s creations.

Текст научной работы на тему «Литературный мир Теофила Рутки»

УДК 821.162.1-3+9

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИР ТЕОФИЛА РУТКИ Сухарева С.В.

В статье исследовано польскоязычное литературное наследие Теофила Рутки. Особенное внимание обращено на полемические вопросы, возникшие после подписания унии в Бресте. На примере творчества Теофила Рутки произведен анализ последнего этапа развития полемической прозы XVII века.

Ключевые слова: полемика, иезуит, восточный обряд, оппонент, доксология.

LITERARY WORLD OF TEOFIL RUTKA Sukhareva S.V.

The article researches Polish literary heritage of Teofil Rutka. Special focus is on polemical questions that appeared after the signing a union in Brest. The analysis of the last development stage of polemical prose of the XVII century was made on the example of Teofil Rutka's creations.

Keywords: polemics, jesuit, east ritual, opponent, doxology.

Полемическая польскоязычная литература конца XVII века, в особенности её прозаическая форма, существенно отличалась от соответственной литературы предыдущего периода, обладала теми неповторимыми чертами, вследствие которых мы смело причисляем её к позднему барокко, с его концептическим мировоззрением и предвещанием грядущей новой эпохи [2, s. 204]. Особенно ярким примером позднебарокковой литературной среды может послужить творческое наследие, оставленное Теофилом Руткой - сарматом по происхождению, иезуитом по религиозным убеждениям, приверженцем восточной традиции по жизненным идеалам. Именно на примере его творчества возможно в полной мере представить и проанализировать основные черты последнего этапа полемики после Брестской унии.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru

Доминантными в жизнеописании Рутки являются его сарматские корни -писатель родился на Киевщине, которая в те времена входила в состав Речи Посполитой. Кроме католических традиций и богослужений, ему были близки восточные (православные и униатские) литургические обряды, сарматская культура Кресов. В этом мы не единожды убеждаемся, изучая его богословские труды, в которых в качестве примера присущ не только стилизованный русский язык, но и детальное описание литургических практик Востока. Интересным для исследователей остаётся использованная писателем, часто им цитированная русская Библия, дополненная фрагментами из трудов Отцов Церкви.

Главное влияние на творчество Теофила Рутки имела, как мы уже отметили, восточная мультикультурность, мультиконфессиональность, а также иезуитская среда, формировавшая писателя с 1643 года до последних дней его жизни (1700). Предисловием к этой духовной школе стало обучение в иезуитском коллегиуме в волынском городке Острог. Особенную роль в формировании кругозора Теофила Рутки сыграли его путешествия в европейские страны, где среди подвижников-интеллектуалистов он пользовался огромным уважением и сыскал для себя влиятельных друзей, учителей и посредников [2, s. 203].

В 60-тых годах XVII века образцом для подражания в полемических выступлениях стало написанное латинским языком произведение Николая Чиховича «Трибунал святых греческих Отцов...» (в оригинале - «Tribunal swi<?tych Ojcow Greckich starszenstwo Biskupom Rzymskim nad Patriarchami Wschodniemi przys^dzaj^cy», 1658 г.). На это труде Рутка не только обосновал почти все свои произведения, но и перевёл этот популярный среди иезуитов труд на польский язык, возрождая его к жизни через несколько десятков лет (1692) [1]. Оригинальный текст Николая Чиховича автор перевода дополнил собственным предисловием, посвящая его не Печерским отцам, как это было в первом издании, а Александру Яблоновскому, Бускому и Корсунскому старосте. Кроме того, он сознательно пропустил перевод части «Corollarium», вставляя свою часть в ответ на тезисы Литолога (Петра Могилы). Таким

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru образом, в новоизданном труде Чиховича находим микропроизведение Рутки как дополнение к его трактату «Камень против Камня...» [1, s. 126-127].

Учитывая непосредственное влияние взглядов Чиховича на полемические аргументы Рутки, в произведении «Goliat swoim mieczem porazony, to jest Joannikius Galatowski Archimandrita Jelecki, przeciw pochodzeniu Ducha S. od Syna, i Kosciolowi Rzymskiemu pisz^cy», следует отметить особенность полемического диалога, имеющего трёхъярусную структуру. Первым аргументационным пластом были тезисы самого Г алятовского, представленные Руткой сатирически. Вторым, посредственным пластом можно считать главные антитезисы Николая Чиховича, духовного учителя Рутки. Знаменательными остаются фразы «Powiedzial Author Trybunalu...» [5, s. 44], «Odpowiedzial juz na to Author Tribunalu dostatecznie» [5, s. 83]. Непосредственным антитетическим материалом с концептической последовательностью являются в произведении антитезисы самого Теофила Рутки.

Таким образом, можем определить риторическую схему произведения Теофила Рутки: оппонент - сторонник - автор. Особенную смысловую нагруженость имеют высказывания в начале каждого тезиса: «odpowiadam, ale nie sam» [5, s. 41], «odpowiadamy» [5, s. 43].

Кроме того, в апологии «Goliat swoim mieczem porazony. » фрагментарно представлены взгляды Лазаря Барановича, которого Рутка характеризировал не очень лестно - как плохого учителя Иоаникия Галятовского: «Nie moze tego G. [Galatowski] z tych miejsc wywiesc, choc jest Rektorem Kijowskim, choc jest uczniem tego czleka, który siç uczyl w Akademii Wilenskiej, Collegium Kaliskim, i podobno podfutrowal nauki swoje u Lutrów, coz inny czlowiek Chrzescijanski pospolity bez nauki?» [5, s. 35b].

В художественном плане писатель оставался верен стилю эпохи, поэтому его речь очень эмоциональна и насыщена разнообразными риторическими фигурами, среди которых нужно выделить риторические вопросы. Складывается даже впечатление, что автор ведет повествование преимущественно в вопросительной форме: «Ktoz to glowç swoj^ s^dzi?», «Zk^d

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru Episkopom Moskiewskim wladza na swego Metropolit??», «Co zlego zrobi! Isidor Metropolita?», «Co to za rozum?» [5, s. 141].

Главной концептической фигурой апологии является расширенная метафора, построенная на символическом библейском образе Голиафа, под которым Теофил Рутка подразумевает своего оппонента. Непосредственно он заявляет об этом уже в самом названии произведения, логически продолжая эту тему в предисловии «Do Laskawego Czytelnika». Следуя приёму авторской скромности, он не берёт на себя бремени старозаветного Давида, а сознательно кладёт его на авторитет Отцов Церкви, акцентируя внимание читателя на этом главном риторическом подходе. В конце XVII века это были интерпретации явные и чрезмерно схематические: «Dawidem u mnie na Goliata Galatowskiego jest Powaga Ojców SS. tak Greckich jako i Lacinskich i wyznanie Cerkwie terazniejszej Rossyjskiej okolo pochodzenia Ducha S. od Syna. Ta u mnie Goliata Galatowskiego razi, ta go przeklina, ta od Chrzescijanstwa wyrzuca, ta go zabija, ta i zwyci?za» [5, s. II—III]. Интересен тот факт, что работа Теофила Рутки вышла через год после смерти Иоаникия Галятовского. Не были это и времена Николая Чиховича, который выступал против православия в середине XVII века. Следовательно, писатель дискутировал с обобщенным оппонентом, условно используя имена пресловутых противников. Это была не живая, непосредственная полемика, а её отзвуки и подражательные схемы, воссозданные на потребность времени, что в конце XVII века было естественным явлением.

Апология посвящена проблеме происхождения Святого Духа, поэтому логическим её продолжением стало произведение Теофила Рутки, изданное в Люблине в 1691 году - «Chor^giew zgody i pokoju, to jest Duch Swi<?ty od Syna pochodz^cy Wyznaniem Cerkwie Wschodniej z Ksi^g Slowienskich wyj?tym utwierdzony, Cerkiew Wschodni^ do Siebie zapraszaj^cy» [4]. Оно было посвящено главному добродетелю Рутки - Яну Станиславу Яблоновскому, русскому воеводе и краковскому кастеляну, великому коронному гетману, при дворе которого писатель исполнял духовную миссию на протяжении многих

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru лет. В связи с этим название произведения ассоциируется со вступительным панегириком на честь мецената:

Zwyci<?ski Krzyz, Podkowa i Kosa herbowa I Chor^giew Koronna Marsowi si? równa.

Ja gdyc przydam Chor^giew Zgody i Pokoju Zgodnies wielkim Chor^zym w Pokoju i w Bogu [4, s. I].

Таким образом, концептические образы апологии основаны на эмблематической символике рода Яблоновских. Отсюда также происходит прямая интерпретация названия в первом предисловии: «Chor^giew to jest Duch

S.» [4, s. I]. Произведение поделено на традиционные части - два предисловия (к меценату и читателям), десять разделов и краткую конечную доксологию. Особое внимание исследователей (литературоведов и богословов) вызывает перечень имён Святого Духа, припоминающий библейскую конкордацию: «Duch Jezusowy, Duch Chrystusowy, Duch Ojcowski, Duch Synowski, Duch Panski, Duch Prawdy, Duch Bozy, Obraz Synowski, Duch przysposobienia rozumnego stworzenia na Syny Boze»[4, s. 152], «Palec Bozy» [4, s. 153]., «Owoc Syna» [4, s. 154], «Duch Zywota» [4, s. 157], «Moc Chrystusowa» [4, s. 156], «Milosc Boza» [4, s. 157], «Duch Ozywiaj^cy» [4, s. 158], «Duch M^drosci» [4, s. 159], «Rzeka Bóstwa» [4, s. 160]. Разделы построены как минитрактаты, каждый из них имеет часть первую, где излагаются общие черты антитезиса, и часть вторую, где принимается во внимание большое количество примеров и цитат. Оппонент произведения условный. Это в очередной раз подчёркивает тот факт, что межконфессиональная полемика в конце XVII века подходила к своему логическому завершению.

Другой объёмный тематический блок в творчестве Теофила Рутки составляли произведения, посвящённые первенству Римского Папы. Между ними особенно выделяется трактат «Kamien przeciw Kamieniowi to jest Refutacja Kamienia w Kijowie wydrukowanego przeciw zwierzchnosci tak Piotra Swi?tego jako i nast?pców jego biskupów rzymkich z Ksi^g Slowienskich» (1690) [6], представляющий диалог писателя с Петром Могилой и его главным

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru полемическим произведением «Lithos...». Рутка высказывается в нём очень тенденциозно, под Литологом (Могилой) имея в виду всё православное духовенство. Снова следует подчеркнуть тот факт, что «Lithos...» был издан в 1644 году, а его автор, Пётр Могила (псевдоним - Евсевий Пимен) умер в январе 1647 года. Тем не менее, когда читаешь написанный через полвека «Kamien przeciw Kamieniowi...», создаётся впечатление, будто бы Могила в то время был жив и персонально выступал против Теофила Рутки. Эта иллюзия присутствия уже умерших словесных противников прослеживается не только в произведениях Теофила Рутки, но и вообще во всей полемической польскоязычной прозе конца XVII века.

«Kamien przeciw Kamieniowi» посвящён Владимир-Волынскому епископу и Кобринскому архимандриту Льву Залескому. Имя «Лев» обыграно автором в стилистическом плане и символизирует силу Западной Церкви, особенно если речь идёт о власти папского престола. Главное послание произведения заключается в концепте «нового камня», брошенного в ответ на камни оппонентов: «Poki Kosciöl Christusow na tym swiecie wojowac b<?dzie, poty i Kamienia na pomoc sobie potrzebowac b<?dzie, to jest Christusa i Piotra Swi<?tego. Bo tak Christus, jako i Piotr S. jest Kamieniem posilköw Kosciolowi Katholickiemu dodaj^cym, z t^ jednak röznic^, ktör^ w tych Kamieniach oko Ojcöw Swi<?tych upatrzylo» [6, s. II].

В предисловии, обращённому к читателям, Теофил Рутка отмечал, что достойным ответом на «Lithos...» был «Tribunal...» Николая Чиховича, а его собственное произведение является только дополнением к труду известного католического писателя. Он ссылался не только на традиционные работы Отцов Церкви, но цитировал и локальные источники, в том числе книгу Киселя, выданную в Вильнюсе, в Монастыре Святого Духа [6, s. 11]. Его главные литургические источники - это Печерский акафист, Могилянский требник, соборник св. Кирилла Иерусалимского.

После одиннадцати основательных антитезисов (каждый из этих разделов претендует на статус отдельного минитрактата) Рутка в форме эпилога изложил

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru «Parénesis abo upomnienie Augustina S.» [6, s. 76], символически заключая всё произведение в словесное обрамление из цитат этого писателя. Отметим, что вместо пролога он также избрал фрагмент из работы св. Августина. Кроме того, излюбленным автором Теофила Рутки был Иоанн Златоуст, о чём свидетельствуют многочисленные цитаты из его проповедей.

Продолжением темы верховенства св. Петра и его наследников на папском престоле является «Budynek Chrystusow to jest Kosciól S. z wielkiego wizerunku na maluchny konterfekt przeniesiony. Wiernym do przypatrowania, uwagi i nauki wkrótce opisany» (1689) [3]. Особенного внимания требует

конкордационный ряд, описывающий Католическую Церковь: «Którymi

imionami Kosciól wojuj^cy nazywal si?? - Jeden, Swi?ty, Katholicki abo Powszechny, Apostolski, Dom Bozy, Oblubienica Chrystusowa, slup i utwierdzenie prawdy» [3, s. 4]. Приложением к работе стал «Lapis Theologorum abo Kamien Theologiczny, w którym powaga i moc tak Piotra S. jako i Nast?pców jego w krótce pokazuje» по образцу произведения «Философский камень» [3, s. 17].

Иван Вагилевич отмечал особую творческую работоспособность Теофила Рутки: при дворе Яблоновского он написал 35 религиозно-теологических и исторических произведений [7, s. 183], в том числе антитурецкого направления.

Следует подытожить, что главные черты литературного наследия Теофила Рутки совпадают с чертами полемической литературы конца XVII века - узость проблематики, явность мотивов и интерпретаций, условность наличия оппонента, микротрактаты в составе трактатов, трёхмерность диалога, концептуальное мышление и символичность образов, основанная на Библии. Мы рассмотрели только главные мотивы и произведения в творчестве Теофила Рутки, однако следует подчеркнуть, что его литературный мир - это terra incognita для исследователей и читателей, поэтому в будущем он требует более детальных исследований.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № З. www.st-hum.ru

Список литературы:

1. Cichowicz M. Tribunal swiçtych Ojców Greckich starszenstwo Biskupom Rzymskim nad Patriarchami Wschodniemi przys^dzaj^cy. Z Tribunalu Lacinskiego W.X. Mikolaja Cichowicza Theologa Societatis Iesu roku P. 1658 w Krakowie wydrukowanego. Przeniesiony i miejscami skrócony. Lwów : Drukarnia Collegii Societatis Iesu, 1692. 161 [VIII] s.

2. Grzebien L. Teofil Rutka // PSB. T. XXXIII. Z. 137. S. 203-204.

3. Rutka T. Budynek Chrystusow to jest Kosciól S. z wielkiego wizerunku na maluchny konterfekt przeniesiony. Wiernym do przypatrowania, uwagi i nauki wkrótce opisany. [...] Przez jednego Kaplana Societatis Iesu na wyrazne rozkazanie J.M.X. Opicjusza Palawicina Kosciola S. R. Kardinala i Nuncjusza w Królestwie Polskim. Lublin : Drukarnia Kolegium Soc. Iesu, 1689. 56 s.

4. Rutka T. Chor^giew zgody i pokoju, to jest Duch Swiçty od Syna pochodz^cy Wyznaniem Cerkwie Wschodniej z Ksi^g Slowienskich wyjçtym utwierdzony, Cerkiew Wschodni^ do Siebie zapraszaj^cy. Lublin : Collegium Societatis Iesu, 1691. 230 [XII] s.

5. Rutka T. Goliat swoim mieczem porazony, to jest Joannikius Galatowski Archimandrita Jelecki, przeciw pochodzeniu Ducha S. od Syna, i Kosciolowi Rzymskiemu pisz^cy. Lublin : Collegium Societatis Iesu, 1689. 171 [V] s.

6. Rutka T. Kamien przeciw Kamieniowi to jest Refutacja Kamienia w Kijowie wydrukowanego przeciw zwierzchnosci tak Piotra Swiçtego jako i nastçpcôw jego biskupów rzymkich z Ksi^g Slowienskich. - Lublin : Collegium Societatis Iesu, 1690. 76 [XII] s.

7. Wagilewicz D. J. Pisarze polscy Rusini. Przemysl : Poludniowo-Wschodni Instytut Naukowy, 1996. 318 s.

Сведения об авторе:

Сухарева Светлана Владимировна - кандидат филологических наук, координатор Института Польши, доцент кафедры иностранных языков

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2014. № 3. www.st-hum.ru факультета международных отношений, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки (Луцк, Украина).

Data about the author:

Sukhareva Svitlana Volodymyrovna - Candidate of Philological Sciences, coordinator of the Polish Institute, Associate Professor of Foreign Languages at the Faculty of International Relations, Lesya Ukrainka Eastern European National University (Lutsk, Ukraine).

E-mail: pyza_sv@wp.pl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.