Научная статья на тему 'Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности'

Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пунтус Ю.И., Рашидова С.А.

В данной статье рассматривается эффективность технологии организации литературных гостиных в урочное и внеурочное время как возможность формирования потребности учащихся в самовыражении и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности»

150

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. - М.: Просвещение, 1988.

3. Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988.

4. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. - Вологоград: Учитель, 2002.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМ САМОРАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ

© Пунтус Ю.И.*, Рашидова С.А.*

Школа № 559 Выборгского района, г. Санкт-Петербург

В данной статье рассматривается эффективность технологии организации литературных гостиных в урочное и внеурочное время как возможность формирования потребности учащихся в самовыражении и саморазвития.

Ключевые слова: литературная гостиная; морально-нравственные ориентиры; духовно-нравственное воспитание; саморазвитие личности.

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития творческой самостоятельности учащихся. Задача учителя - помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, креативности, стимулировать саморазвитие личности. Именно литературные гостиные являются наиболее гибкой формой работы, предполагающей свободное общение на литературном материале; формирование эстетических и психологических механизмов общения учащихся с искусством, творческими людьми.

Литературная гостиная - это содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим. Значит, гостиная - это форма постижения эстетики. «В красоте нужно жить, чтобы узнать ее», - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый из нас ощутил особый эмоциональный настрой « на самый высший лад» - лирический.

Первый и важный компонент в нашей работе - эстетический. Эстетика гостиной создается самими учащимися. Ребята сами выстраивают сценическое пространство, какое необходимо освещение, декорации, музыкальное оформление, костюмы, прически и т.д. Все это формирует эстетический взгляд, вкус, чутье, а в перспективе - эстетическое мировоззрение.

* Учитель русского языка, литературы.

* Учитель русского языка, литературы.

Теория и методика обучения и воспитания

151

Другим наиболее важным аспектом в нашей работе является нравственный. Весь «литературный материал», который дети «пропускают через себя» имеет морально'-нравственный ориентир: подросток осваивает такие понятия, как совесть, честь, долг, сострадание, сочувствие и т.д. Тем самым ученики приобретают опыт сопричастности, ответственности, опыт переживания сильных эмоций вместе с литературными героями. Благодаря этому развивается эмоциональная сфера личности.

Более 18 лет назад одной из форм работы над творческим саморазвитием личности в нашей школе учителями русского языка и литературы была выбрана Литературная гостиная. Время подтвердило, что данная форма работы как нельзя лучше способствует задачам эстетического воспитания школьников, т.к. является комплексной и включает в себя все основные виды творческой деятельности: выразительное чтение и рассказывание, ролевую игру, инсценировки литературных произведений, иллюстрирование, создание тематических выставок и стенгазет, исполнение и умение слушать классические музыкальные произведения.

Первоначально проводимые Литературные гостиные были посвящены важным знаменательным датам - юбилеям известных отечественных поэтов и писателей, но с течением времени стали откликаться и на важнейшие культурные события в жизни страны. В зависимости от тематики к работе при подготовке Литературной гостиной привлекаются учащиеся всех классов: с 5 по 11. Как из года в год меняется состав участников Литературных гостиных, так меняются и их интересы, не остаются неизменными школьные программы по литературе. Но остаются отдельные темы Литературных гостиных, ставшие за эти годы традиционными для нашей школы. Эти Литературные гостиные посвящены лицейским дням. Начиная с 5 класса (со времени изучения сказок А.С. Пушкина) неподдельный интерес у школьников вызывает жизнь и творчество А.С. Пушкина. Как пройти мимо этого явления -ведь «Пушкин - это наше все!» Отсюда Литературные гостиные «Что за прелесть эти сказки!», «Лицейское братство», «Моя Мадонна», «Пушкинский Петербург» Литературные гостиные позволяют школьникам сделать шаг к творчеству, тому объединяющему и определяющему началу, на котором и формируются личностные и общечеловеческие ценности.

Таким образом, мы видим всю эффективность и успешность данной формы работы в развитии творческой деятельности учащихся разных возрастов. Условия успешности заключаются в следующем:

- яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;

- сотрудничество музыкальных работников, педагогического коллектива школы и учащихся;

- освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);

152

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;

- увлеченность руководителя, его профессионализм. Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:

- в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);

- в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);

- в создании сценария на основе отобранного материала;

- в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене. Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом

(заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями. Результативность.

1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению.

2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.

3. Выбор педагогического образования выпускниками школы (на филологических факультетах учатся шесть студентов).

4. Результаты районных и областных литературных конкурсов:

- Диплом II степени в районной олимпиаде по литературе в 2009 году (О. Михайлова, 11 класс).

- Диплом II степени в районном литературном конкурсе «Человек будущего - человек нравственный» в 2010 году (К. Латипова, 8 класс).

- Диплом I степени в районном литературном конкурсе «И мы, признательные внуки», посвященном жизни и деятельности М.В. Ломоносова в 2011 году (Осипов И. 9 класс).

- Диплом I степени на Пятом Всероссийском фестивале детского литературного творчества в 2012 году (М. Пащенко, 7 класс).

- Диплом II степени в районном этапе городского литературного конкурса «Любовь, Красота, Знание - основа жизни в мироздании...» в 2013 году (К. Латипова, 10 класс).

5. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.

6. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, сравнительные характеристики и т.д.).

Цели и задачи работы

Цель - формирование эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению.

Теория и методика обучения и воспитания

153

Задачи:

1. Воспитание внимательного читателя (С.Я. Маршак: «без него (талантливого читателя) все произведения Гомера, Данте, Шекспира. Гете, Пушкина - всего лишь немая и мертвая груда бумаги»).

2. Воспитание чувства патриотизма, нравственности и высокой духовности путем общения с различными видами искусства.

3. Реализация творческих способностей личности в разных способах самовыражения.

Принципы работы:

1. Принцип психологической комфортности.

Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле «Литературной гостиной», со свечами и камином, музыка и т.д.) поможет психологически настроиться на общение.

2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.

Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

3. Принцип интеграции и диалога искусств.

Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.

4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.

Формирование эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения происходит в урочной деятельности благодаря специфичным формам и методам работы. На схеме эта часть отмечена как «Проблема» и «Урок».

Но наибольшей эффективности достигает этот процесс, если осуществляется связь урочной и внеурочной деятельности. Различные формы внеурочной деятельности, решая свои конкретные задачи, помогают решению общей проблемы.

Формирование личностного восприятия художественного произведения в форме конкретных результатов проявляется в творческих проектах. Собственный творческий поиск учащихся - это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позво-

154

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ляет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.

Список литературы:

1. Исаченкова Н.В. Сценарии литературных вечеров в школе / Н.В. Иса-ченкова; ред. Ю.И. Смирнов. - СПб.: Паритет, 2001. - 160 с.

2. Громцева С.Н. Поиск новых путей: из опыта работы / сост. С.Н. Гром-цева. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

3. Загребельная И.Н. Литературные гостиные в 8-11 классах / И.Н. За-гребельная. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 318 с.

4. Шадрина С.Б. Литературная гостиная 9-11 классы: разработки внеклассных мероприятий для старшекласников / Сост. С.Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 119 с.

ПРИМЕНЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ОПОР В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Рогожникова Е.С.*

Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением математики, г. Магнитогорск

В данной статье рассматривается наиболее эффективное вспомогательное средство, предлагаемое для использования на уроке английского языка.

Ключевые слова: дидактические средства, невербальные опоры, иноязычное высказывание.

Как показывают исследования, у некоторых школьников наблюдается низкая мотивация к изучению английского языка, потому что иностранный язык - трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определенные трудности, ведет к снижению интереса к английскому языку. Поэтому главная задача, которая стоит перед учителем, это раскрыть творческий потенциал обучаемых, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность школьников и интерес к языку.

В обучении английскому языку существуют различные подходы, различные стратегии.

Учитель английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.