Научная статья на тему 'Литературно-ролевая игра в процессе гуманистического воспитания детей дошкольного возраста'

Литературно-ролевая игра в процессе гуманистического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИТЕРАТУРНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / HUMANISTIC PEDAGOGICS / PRESCHOOL EDUCATION / LITERARY ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеичева Г. Г.

В статье рассматриваются особенности организации и проведения литературно-ролевой игры, ее влияние на нравственное развитие дошкольников. Автор предлагает использовать потенциал персонажа-ориентира в воспитании, опираться на психологические особенности дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY-ROLE-PLAYING GAME IN THE COURSE OF THE HUMANISTIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In article features of the organization and carrying out a literary role-playing game, its influence on moral development of preschool children are considered. The author suggests to use potential of the character reference point in education, to rely on psychological features of preschool children.

Текст научной работы на тему «Литературно-ролевая игра в процессе гуманистического воспитания детей дошкольного возраста»

УДК-

ЛИТЕРАТУРНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Г. Сергеичева

В статье рассматриваются особенности организации и проведения литературно-ролевой игры, ее влияние на нравственное развитие дошкольников.

Автор предлагает использовать потенциал персонажа-ориентира в воспитании, опираться на психологические особенности дошкольников.

Ключевые слова: гуманистическая педагогика, дошкольное воспитание, литературно-ролевая игра

Гуманистическое воспитание детей может быть результативным, если широко использовать потенциал литературно-ролевой игры, в которой участникам предлагается реализовать игровые и реальные отношения с учетом нравственных идеалов и ценностей, которые воспроизводятся в сюжете, ролях и правилах игры. Необходимо проводить с детьми такие игры, которые являлись бы для них практикой гуманистических взаимоотношений. Важнейшим объектом гуманистического воспитания должны стать реальные отношения детей в играх.

В педагогике уже были примеры того, что дети играли, исполняли роли образцовых детей (например, у Д. Селли). Они были более развиты нравственно, чем обычные, не игравшие дети. Опыт проведения игры по нами разработанной методике подтверждает наличие такого феномена

А.С.Макаренко считал, что воспитатель сможет организовать игру на основе художественного произведения, которое не идет вслед за актуальным состоянием детской психики, а всегда опережает это состояние, ведет ребенка вперед, дает притягательные примеры людей, которые вызывают желание следовать за собой.

В ролевой игре по мотивам литературных произведений осуществляется интеграция мнимых и реальных игровых отношений детей. По своей сути это уникальная форма организации жизни и деятельности детей. Такая игра опирается на литературные произведения, а самым главным из них является литературная сказка с элементами философии, героики, романтики, драматизма и реализма.

Литературно-ролевая игра как форма организации жизни и деятельности детей состоит в том, что она развивается по мотивам литературных произведений. Между игрой на сюжет литературного произведения и литературно-ролевой игрой есть общее и различное. Игра на сюжет литературного произведения рассматривается в педагогике как разновидность сюжетно-ролевой игрой. Ее иногда называют автономной. Она организуется педагогом или самими детьми. В ней дети чаще всего берут на себя роли взрослых и выполняют их в воображаемой ситуации. Она предполагает воспроизведение детьми фабулы, сюжетной стороны и поэтому довольно кратковременна.

Специфика структуры литературно-ролевой игры обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста. В литературно-ролевой игре ознакомление с художественным персонажем-ориентиром нацелено на постижение связей между отдельными его характеристиками. Очень важно выделять связи не внешние, формальные, а внутренние, существенные.

Чем глубже понимается психология персонажа-ориентира, тем яснее становятся мотивы его поступков. Чем богаче по содержанию поступки персонажа, выражающие его гуманистическую направленность, тем глубже мысли ребенка, сильнее его эмоции, и, как следствие, активнее его собственные положительные поступки. Углубляясь в сущность художественного персонажа-ориентира, ребенок начинает смотреть на события и явления окружающей действительности с точки зрения этого персонажа, критически оценивать выполнение взятой на себя роли с учетом точки зрения окружающих людей.

Литературно-ролевая игра выступает комплексным средством формирования гуманистической направленности личности ребенка, интегрируя педагогические возможности таких средств гуманистического воспитания, как известные игры, труд, учебная деятельность, детские художественные произведения и в первую очередь сказки.

Сказки являются наиболее привлекательными и доступными для детей литературными произведениями. Это обусловлено своеобразием духовного мира ребенка, спецификой его мышления. В свое время сказки, былины были основным источником приобщения ребенка к социальным и культурным структурам общества. Для гуманистического воспитания личности дошкольника важны аллегорические сказки, в которых ребенок знакомится с парными эталонами: добра и

зла, эгоистической и гуманистической направленности личности для того, чтобы дошкольник знал не только как поступать нужно, но и как поступать не следует.

Благодаря своим жанровым особенностям, сказки вызывают у ребенка реакцию содействия, проявляющуюся в мысленном принятии им позиции героев, в прослеживании хода их действий, сочувствии успехам и неудачам, стремлении вместе с ними достичь определенных целей.

Отечественные литературные сказки, опираясь на устную народную и мировую литературные традиции, изображают современных мальчиков и девочек, жизнь которых происходит в наши дни (или в сравнительно близкий исторический период) в знакомой ребятам обстановке города или деревни, детского коллектива или семьи.

Для разработки литературно-ролевой игры необходима сказка особенная. Нужно, чтобы главными ее героями были дети, близкие по возрасту к дошкольникам. Важно, чтобы главный положительный герой воплощал наиболее полно качества гуманистической личности. Нужно, чтобы в произведении содержался элемент экзотики. Необходимо также, чтобы герой действовал в сказке не в одиночку, а в коллективе - это позволит вовлечь в игру всех детей группы. Чрезвычайно важно, чтобы у положительного героя был выразительный антипод для более успешной оценки детьми своих поступков и поступков партнеров по игре. И, естественно, не обойтись без ярких, впечатляющих атрибутов и ритуалов, применяемых в игровой деятельности.

Литературно-ролевая игра обеспечивает художественное восприятие системы гуманистических идеалов и ценностей и действенно-практического их освоения. Научный компонент проявляется в системе гуманистического просвещения и в реальной деятельности ребенка. Художественный компонент позволяет облечь педагогическую деятельность в форму игры, в процессе которой жизнь детей окрашивается романтикой героизма, постигается сущность художественного персонажа-ориентира, воплощающего черты гуманистической личности.

В игру вовлекаются все дети делением группы на подгруппы по принципу взаимной симпатии, уважения. Дети по очереди выполняют игровую роль организатора. Воспитатель выполняет игровую роль партнера, обладающего руководящими полномочиями.

Развитие литературно-ролевой игры прослеживается через динамику представлений о художественном персонаже-ориентире, по степени создания игрового образа, через мотивы участия детей на каждом этапе игры. На первом этапе у них преобладают эмоциональные мотивы. Их участие в игре носит ситуативный характер и в основном связано с использованием атрибутов. На втором этапе значительно увеличивается количество ребят с действенными мотивами. На третьем этапе происходят существенные изменения: возможность совершать отдельные положительные поступки перерастает в стремление "правильно все делать". Более содержательными становятся и эмоциональные мотивы у детей.

Гуманистическое воспитание детей предполагает учет их потребностей, интересов, чувств и эмоций, возможностей детей в ходе игры как формы организации их жизни и деятельности.

Важным является сотрудничество детей и педагогов, что позволяет в литературно-ролевой игре вывести детей на новый, более высокий уровень отношений - содружество, на котором они становятся не просто сотрудниками, а соратниками. В контексте содружества они учатся у взрослых, обмениваются опытом, а самое главное - они вместе с воспитателями и под их руководством совершают гуманистические поступки, используя передаваемый взрослыми опыт трудовой деятельности, опыт познания окружающего мира, художественный опыт и т.д. Таким образом, взаимоотношения соратников мы воспринимаем как более высокий этап сотрудничества, и достичь его можно, включая ребенка в литературно-ролевую игру. Дети ведут себя в игре искренне и принципиально, руководствуясь в своей жизни гуманистическими нравственными ценностями.

Литературно-ролевая игра - длительная игра, которая заблаговременно конструируется с учетом потребностей, интересов, склонностей и возможностей детей дошкольного возраста, а затем стимулируется, организуется и регулируется воспитателем (как минимум, на протяжении года) через отношения, свойственные гуманистически развитой личности.

В литературно-ролевой игре отражается русская национальная ментальность. Игра имеет универсальный характер: гражданственный, трудовой, общинный (коллективный), гуманистический, реалистический, интеллектуальный.

Важное место в литературно-ролевой игре занимают эвристические беседы, направленные на постижение детьми сущности таких предельно обобщенных этических категорий, как "добро", "зло", "совесть", "долг", "честь" и др., проясняя эти понятия в различных жизненных ситуациях.

Теоретическое постижение содержания этических категорий возможно только на высоком уровне рациональной рефлексии, вышедшей за пределы непосредственного практического опыта,

что предполагает формирование системы элементарных научных представлений наряду с житейскими представлениями об окружающем мире.

Так, содержание сложной познавательной деятельности детей в теме "Мир вокруг нас, и мы в этом мире" определяется в соответствии со следующими принципами: энциклопедичность, научность, связь с окружающей жизнью, связь с содержанием литературного произведения, на основе которого организуется литературно-ролевая игра. Кроме того, в условиях познавательной деятельности осуществляется связь с природой родного края, используются в качестве развивающих элементы отечественной этнографии, быта, нравов.

Познавательная деятельность организуется на основе принципа доступности, содержание работы распределяется по учебным четвертям. При этом каждый последующий цикл познавательной деятельности тесно связан с предыдущим и создает предпосылки для успешного протекания последующего цикла: "Ценность человека", "Планета земля - наш общий дом", "Забота о будущем отечества", "Подвиг в жизни человека", "Мысли о человечестве". Каждый цикл делится на под-циклы: неживая природа, растительный мир, животный мир, человек, общество.

Программа эвристических бесед реализуется преимущественно в виде игр-диалогов, в форме свободных дружеских бесед. В процессе этих бесед происходит выявление, обработка и пополнение имеющихся у детей представлений об окружающем мире.

К важным функциям эвристических бесед этического содержания относятся так же: оказание детям помощи в постижении подтекста литературной сказки, мотивов поступков художественного персонажа-ориентира; углубленная подготовка детей к праздникам - кульминационным событиям каждого тематического периода (День Согласия, Новый год, День Защитников Отечества, День Победы, День знании). Эти функции реализуются одновременно.

Эвристические беседы этического содержания сочетаются с гуманистическим образом жизни в форме длительной игры, включающей известные виды деятельности (трудовую, учебную, бытовую, социально-культурную).

Сущность этических категорий осваивается детьми и через специфическую атмосферу, духовный уклад, гуманистический стиль отношений, складывающиеся в процессе литературно-ролевой игры. Все это передается детям, закрепляется в их опыте и способах действий, а поэтому является компонентом содержания образования. В литературно-ролевой игре разыгрывается желаемая форма осуществления жизни, обновленная на лучших началах. Реальная форма жизни является здесь одновременно и ее возрожденной идеальной формой. Это жизнь без мелочной опеки, без грубого авторитарного давления на малыша. Это жизнь, возвышающая детей в их собственных глазах и в глазах окружающих. Это жизнь наравне со взрослыми, это учеба, систематическое выполнение разнообразных трудовых поручений, это совместные бескорыстные дела на пользу и радость окружающим людям; это использование яркой впечатляющей атрибутики: эмблем, ритуалов, традиций. Это - жизнь-игра, жизнь-праздник. Идеально-утопическое и реальное сливается в литературно-ролевой игре воедино.

В статье рассматриваются особенности организации и проведения литературно-ролевой игры, ее влияние на нравственное развитие дошкольников.

Автор предлагает использовать потенциал персонажа-ориентира в воспитании, опираться на психологические особенности дошкольников.

Ключевые слова: гуманистическая педагогика, дошкольное воспитание, литературно-ролевая игра

Об авторе

Сергеичева Г.Г. - профессор кафедры художественного образования БГУ имени академика И.Г. Петровского, доктор педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.