Научная статья на тему 'Литературная история журнала «Звезда»'

Литературная история журнала «Звезда» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
788
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Королева П. Н.

«Звезда» – один из старейших российских ежемесячных «толстых» [Точного определения понятия «толстый» журнал нет. Под ним мы будем понимать такой тип издания, который объединяет в себе непременно троичную систему жанров – художественный отдел, публицистику и литературную критики] литературных журналов – издается без перерыва с декабря 1923 года по настоящее время. В связи с этим, представленная в нашей работе литературная история журнала позволит раскрыть не только «судьбу» отдельно взятого издания, но и поможет отследить основные вехи развития российской журналистики XX века в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературная история журнала «Звезда»»

ки: гуманистическое измерение: матер. секционного заседания конференции «Дни петербургской философии-2006». - СПб.: СПбГУ, 2007. - С. 168-175.

5. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны [Текст]: монография / А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 541 с.

6. Шафаревич, И.Р. Сочинения в 3 т. / И. Р. Шафаревич. - М.: Феникс - Том 2., 1994. - 512 с.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА «ЗВЕЗДА» © Королева П.Н.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

«Звезда» - один из старейших российских ежемесячных «толстых» [Точного определения понятия «толстый» журнал нет. Под ним мы будем понимать такой тип издания, который объединяет в себе непременно троичную систему жанров - художественный отдел, публицистику и литературную критики] литературных журналов - издается без перерыва с декабря 1923 года по настоящее время. В связи с этим, представленная в нашей работе литературная история журнала позволит раскрыть не только «судьбу» отдельно взятого издания, но и поможет отследить основные вехи развития российской журналистики XX века в целом.

Как и предшественники журнала, возникшие в советский период, «Звезда» была образована по решению ЦК партии. Весной 1923 году из Москвы был приглашен И.М. Майский (на тот момент заведующий Отделом печати Наркомата иностранных дел), которой уже декабре того же года (хотя на обложке значился - январь 1924) выпустил первый номер. Редакция сразу же прокламировала свою ориентацию на читателя-интеллигента, пусть и выраженную в стилистике того времени. Первый номер открывался таким обращением к читателю: «Возобновляя вековую традицию толстых журналов в Петрограде после пятилетнего перерыва, вызванного эпохой революции и гражданской войны, «Звезда» ставит своей задачей воспитание новой, выдвинутой революцией рабоче-крестьянской интеллигенции. Редакция прекрасно сознает всю трудность осуществления этой задачи в сложной обстановке наших дней, - тем не менее она уверенно рассчитывает, что в тесном контакте ей удастся найти

♦ Факультет филологии и межкультурной коммуникации, кафедра Журналистики

правильный путь к ее разрешению. Петроград. Ноябрь 1923 г.» [Звезда. -1924. - № 1. - С. 4].

На первом номере журнала лежит явный отпечаток эпохи, в нем одновременно увидели свет произведения недавно вернувшегося из эмиграции Алексея Толстого и стихотворение уже эмигрировавшего (в 1922 году) Владислава Ходасевича. Так было на протяжении всей истории журнала. Вопреки жестким рамкам, которые устанавливала цензура, «Звезда» открывала новые имена, которые впоследствии станут признанными классиками советской литературы.

Уже в начале 1924 года Майский был отозван на дипломатическую работу. Руководителем журнала становится видный литературный критик Георгий Горбачев. В первые два года значительное место в журнале занимал научно-популярный отдел - в ущерб литературной критике и библиографии, совершенно в нем незаметных, да и собственно «художественному» отделу: в некоторых номерах он составляет не более трети объема. В дальнейшем чисто литературные отделы займут в журнале доминирующее место, а научно-популярный уступит место общественно-политическому.

В первые годы «Звезда» стояла вне бурных литературных дискуссий, разгоревшихся в то время, придерживаясь спокойного тона, что отмечено, Евгением Шварцем: «Я помню, как «Звезда» родилась высоко-высоко в Госиздате, в Доме книги. И с самого рождения была она строга и академична, что чувствовалось и в обложке, и в верстке» [Шварц Е. Телефонная книжка. - М.: Искусство, 1997. - С. 161].

Спустя всего пару лет основное внимание будет отводиться публикации первоклассной прозы. На страницах журнала впервые увидели свет романы К. Федина «Братья», «Похищение Европы», «Города и годы», ряд произведений Юрия Тынянова («Смерть Вазир-Мухтара» и др.), рассказы Б. Лавренева, в том числе и прославивший его «Сорок первый». Журнал отдает предпочтение в основном тем писателям, которых в 20-е годы называли «писателями-попутчиками». Среди них Юрий Тынянов, Борис Пильняк, Ольга Форш, Леонид Леонов, Вениамин Каверин; из поэтов -Осип Мандельштам, Николай Тихонов, Константин Вагинов, Николай Заболоцкий, Николай Клюев [в № 1 за 2004 год вышла статья А. Арьева, которая так и называлась «Журнал «Звезда» и идеология попутничества», С. 146-152].

Ситуация резко меняется в конце 20-х годов, когда «Звезда» становится объектом жесточайшей критики и цензурных взысканий. Тогда журнал как бы разделяется на две части - Горбачев в критическом отделе пишет: «Эренбурги же, Серапионы, Пильняки и т.д. - это враги, хотя бы и легальные» [Звезда. - 1928. - № 3. - С. 19]. Однако в отделе художественной литературы, по-прежнему, продолжается публикация «попутниче-

ской» литературы. Это позволило хотя бы на некоторое время ослабить волну критики. Однако, испытывая давление сверху, исходящее из идеологических кругов Ленинградского обкома, редакция вынуждена все большее место отводить писателям, принадлежавшим к ЛАППу (Ленинградской ассоциации пролетарских писателей), - М. Чумандрину, Мих. Карпову, А. Тверяку и др., - произведения которых в большинстве своем справедливо забыты.

Но даже в таких условиях журнал стремится сохранить свое «лицо» -прежний высокий художественный и интеллектуальный уровень. В 30-е годы значительную роль в журнале играл Н. Тихонов, в редколлегию входили М. Слонимский, О. Форш, М. Зощенко и др. В отделе поэзии - циклы и отдельные стихотворения Бориса Корнилова, Николая Заболоцкого, Павла Антокольского, Елизаветы Полонской, Александра Гитовича, прекрасные переводы, чем всегда славилась ленинградская школа, и многое другое.

«Не созвучная со временем» позиция журнала привлекает внимание идеологических, а затем и цензурных инстанций. В это время была задержана публикация такой уникальной для того времени вещи, как поэмы Н. Заболоцкого «Торжество земледелия», «крайне путанное в идеологическом отношении произведение» - как говорилось в отчете.

Даже в годы блокады Ленинграда журнал не перестает выходить, хотя редакция вынуждена иногда сдваивать номера, выпускаемые с опозданием. Главная тема диктовалась событиями войны и жизнью осажденного города. Особенно сильным был поэтический отдел, который и определял облик журнала. В нем печатались А. Ахматова, Вс. Рождественский, В. Шефнер и др.

Важным для истории журнала стол 1946 год, когда вышло августовское Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а также был опубликован доклад на эту тему главного партийного идеолога А.А. Жданова: «Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко <...> Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахмато-вой,<которая> является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии <. > Обязать редакцию журнала «Звезда», Правление Союза советских писателей и Управление пропаганды ЦК ВКП(б) принять меры к безусловному устранению указанных в настоящем постановлении ошибок и недостатков журнала, выправить линию журнала и обеспечить высокий идейный и художественный уровень журнала, прекратив доступ в журнал произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных».

В том же году на место главного редактора «Звезды» был определен А.М. Еголин, ортодоксальный литературовед, занимавший в то время пост заместителя начальника Управления пропаганды и агитации ЦК. Примечательно, что до августа 1946 года журнал придерживался так называемого «коллегиального руководства»: главного редактора как такового не было, все номера подписаны редакционной коллегией, хотя, конечно, всегда выделялся из ее среды писатель или критик, игравший ведущую роль. Еголин стал первым «обозначенным» главным редактором: устанавливалась «персональная ответственность» - по типу других литературных ежемесячников. Издание подготовленных текущих номеров «Звезды» было задержано: сдвоенный № 7/8, который должен был выйти в августе, подписан к печати только 17 октября, а к подписчикам попал лишь в ноябре 1946 года. Через год Еголина сменил критик В.П. Друзин, руководивший журналом десять лет.

Как и другие журналы, «проштрафившаяся» «Звезда», находившаяся под особым надзором партийных и цензурных органов, потеряла свой прежний облик. Единственными сколько-нибудь примечательными произведениями, опубликованными в ней в это время, были повести и рассказы В. Пановой, Ю. Германа и некоторых других авторов.

В 1957 году главным редактором стал прозаик Г. Холопов, возглавлявший редакцию более трех десятилетий. На страницах журнала появляются новые имена - в основном поэты, ставшие впоследствии крупными мастерами, - В. Соснора, А. Кушнер; печатаются воспоминания Л. Борисова, иронические повести В. Шефнера, социальная фантастика братьев Стругацких, киноповести и пьесы А. Володина. Из более поздних публикаций следует отметить полузапрещенного Андрея Платонова, романы и рассказы Федора Абрамова. Отметим одну особенность журнала в этот период: он стоит в стороне от журнальной баталии, разгоревшейся между, условно говоря, «западниками» и «неопочвенниками», между «Новым миром» и «Октябрем», «Нашим современником» и «Молодой гвардией». «Звезда» всегда считала главной своей задачей сохранение культурных сил города (да и не только его одного) и предоставление молодым талантам трибуны для публикаций, а не развязывание полемики. Большое место отводит журнал публикации забытых текстов и историко-литературных материалов. С 1980 года время от времени выходят «персональные» номера журналов (эта традиция продолжается и в современных выпусках), вызывающие всеобщий интерес и поднимающие престиж журнала, - о Блоке, Цветаевой, Довлатове, Солженицыне, - или тематические, посвященные, в частности, «литературе русского зарубежья», оттепели 60-х годов и т. д.

В годы объявленной перестройки и гласности «Звезда» в силу постепенного ослабления цензуры меняет, естественно, свою направленность.

С 1989 по 1992 год редакцию возглавлял Г.Ф. Николаев. Из «органа Ленинградского отделения ССП» «Звезда» превращается в «Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал», во главе которого с 1992 года и по настоящее время стоят соредакторы Андрей Арьев и Яков Гордин. Редакция обдуманно выбирала тексты запрещенных или печатавшихся за рубежом произведений, те преимущественно, которые связаны с Петербургом. Так, например, с 1988 года стали печататься мемуары Ирины Одоевцевой «На берегах Невы», большое место в журнале заняли рассказы Сергея Довлатова и чуть позже стихи и проза Иосифа Бродского.

В настоящее время «Звезда» сохраняет свое значение ведущего литературного ежемесячника Петербурга и репутацию одного из самых качественных журналов России.

Список литературы:

1. Арьев А.Ю. Журнал «Звезда» и идеология «попутничества» // Звезда. - 2004. - № 1. - С. 146-152.

2. Блюм А.В. искусство идет впереди, конвой сзади: дискуссия о формализме 1936 г. глазами и ушами стукачей // Звезда. - 1996. -№ 8. - С. 218-228.

3. Николаев Г. Освобождение «Звезды». Штрихпунктирные заметки // Звезда. - 2001. - № 1. - С. 112-155.

4. Журнал «Звезда» 1926-2008 (анализ статей и отбора публикуемых материалов и авторов).

БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕРЕЗ «МАЛЕНЬКУЮ ИСТОРИЮ» (ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЮЖЕТ НА СОЦИАЛЬНУЮ ТЕМУ)

© Уфимцева Н.ПД Пономарёва Е.А.*

Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

Сюжет на социальную тему как феномен. Журналисткой прием отсутствия авторского закадрового текста в сюжете Маленькая история» (видеоматериалы прилагаются). Технология создания сюжета и его особенности.

♦ Заместитель декана факультета телерадиожурналистики, доцент кафедры Телерадиожурналистики, кандидат филологических наук

* Студентка 4 курса факультета телерадиожурналистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.