Научная статья на тему 'Литература сквозь призму математики'

Литература сквозь призму математики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
341
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Короткова К. В.

В данной статье затрагиваются вопросы взаимопроникновения литературы и математики, а также рассматривается возможность изучения литературных произведений с привлечением математических понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литература сквозь призму математики»

Список литературы:

1. Михайлов A.B. Языки культуры. - М., 1997.

2. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. - М., 2002.

3. Гиперион Гельдерлин Фридрих. Стихи. Письма. Сюзетта Гонтар. Письма Диотимы / Сост. Н.Т. Беляева. - М.: изд. «Наука», 1988.

ЛИТЕРАТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ МАТЕМАТИКИ

© Короткова К.В.*

Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань

В данной статье затрагиваются вопросы взаимопроникновения лиге -ратуры и математики, а также рассматривается возможность изучения литературных произведений с привлечением математических понятий.

Математика начинается везде, где нам удается достаточно четким образом обрисовать интересующую нас жизненную ситуацию. В современном обществе компьютерных технологий и прогресса новые пути и решения затронули практически все сферы человеческой жизни. Не осталась в стороне и образовательная сфера, где в настоящий момент широкое распространение получает интеграция дисциплин, сращивание разных областей знаний, их взаимопроникновение. В частности, на сегодняшний день все более широкое распространение получают методические и авторские программы по интегрированию литературы и психологии, литературы и экономики, литературы и религии и прочее [3]. Существует множество мнений по вопросу интегрированного преподавания. Ведь процессы интеграции могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние в ходе изучения интегрируемых дисциплин. Рассмотрим положительное влияние подобного рода интеграции на восприятие поэтических произведений, а именно романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин».

Поэзия отличается от прозы более высоким и гармоничным уровнем организации художественной формы. Четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность позволяют выявить в структуре стихотворного произведения математические закономерности, к примеру, законы симметрии, которые наиболее ярко прослеживаются в произведениях сонетной формы. Пушкин A.C. соединил все простейшие типы строфической симметрии - три типа четверостиший и единственный тип двустишия - в своей знаменитой «онегинской» строфе, структурная форму-

* Научный руководитель: Пустобаева О.Н., доцент кафедры Математических и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

ла которой имеет вид: AbAb CCdd EffE gg. В отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, т.е. рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, во втором - парная, те. Рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки, в третьем - опоясывающая

- рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки [1]. Ритм «онегинской» строфы также несет глубокую смысловую нагрузку. Четыре формообразующих элемента строфы

- это, как правило, и четыре содержательных элемента: тема-развитие-кульминация-афористическая концовка. Ритмическое движение начинается в ней полноударным ямбом, продолжая тем самым несколько замедленный темп последней строки предыдущей строфы. Сверхсхемное ударение на первом слоге первой строки и пропуск его на четвертом слоге той же строки готовят читателя к неспешно нарастающему темпу повествования.

Еще одна характерная особенность «онегинской строфы» - это три героя (Онегин, Читатель и Автор), три ритмических маркера и - классический сонетный ритм, одновременно являющийся и гармоническим ритмом «онегинской строфы», в которых, возможно, и заключается тот феномен пушкинского стиха, который, говоря словами В. Брюсова, «кажется понятным, как в кристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине» [3].

Таким образом, сонетная форма организации поэтического произведения отличается от прочих лирических жанров своей структурированностью и четкой организацией, а математические основы, в частности законы симметрии, гармонично и правомерно проникают в структуру поэтического произведения и объясняют закономерности его построения.

Еще одним примером обоснованного взаимопроникновения гуманитарных и естественных дисциплин, а именно литературы и математики, может послужить рассмотрение системы образов романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин», их связь с авторскими отступлениями и его композиции с помощью гексаграмм, октограмм и чисел Фибоначчи.

Так, система образов романа являет собой гексаграмму, составленную из двух противоположно направленных друг другу равносторонних треугольников. Три главные героя распределяются по вершинам нижнего треугольника. Автор помещается в центре внутреннего шестиугольника (рис. 1). Три главных героя объединены в единый треугольник, так как они представляют дворянство России I половины 19 в. и являют собой определённые нравственные, духовные литературные типы:

- Онегин - «высший свет»; холодный эгоист, сухой реалист;

- Ленский - просвещённое дворянство; романтик-идеалист;

- Татьяна - патриархальное дворянство; идеал «русской души».

Все три героя объединены ещё одним действующим лицом - Автором,

который делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассуждает о нравах и морали общества. Автор-повествователь связан с каждым из своих героев. Эта же схема поможет наглядно показать не только место геро-

ев и автора в содержании романа, но и их тесную взаимосвязь между собой. К примеру, на гексаграмме дуга, соединяющая Онегина и Ленского, проходит через вершину «Философские раздумья». В тексте романа читаем: «Меж ними всё рождало споры // Ик размышлению влекло...».

философские раздумья

Ленский

описание природа,!

Татьяна

Рис. 1. Гексаграмма системы образов романа «Евгений Онегин»

Дуга Татьяна-Онегин проходит через вершину «Лирические зарисовки». Действительно, большинство лирических отступлений вызвано размышлениями автора, связанными с чувствами и поступками этих героев. Татьяна и Ленский. Казалось бы у этих героев очень мало общего в романе, кроме того, что любовь каждого из них безответна. Но на гексаграмме дуга, соединяющая Татьяну и Ленского, выявляет еще одну черту сходства героев - оба любят природу всей душой. Именно близость к природе роднит этих героев с Автором-повествователем («Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой»). Эту связь можно увидеть и на гексаграмме.

Композицию романа можно представить в виде октограммы, восьми-лучевой звезды, лучи которой соединены линиями между собой. В центральном малом квадрате размещается Автор-повествователь, так как Автор присутствует в каждой из восьми глав и как действующее лицо, и как сторонний наблюдатель, и как сопереживающий героям свидетель. Эта геометрическая фигура олицетворяет созидание и плодородие. Роман «Евгений Онегин» созидает непреходящие человеческие ценности - Любовь и Верность. Последние слова Татьяны Лариной («Но я другому отдана, я буду век ему верна») - доказательство этой мысли.

Для того чтобы показать, каким образом числа Фибоначчи (числовая последовательность 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55.) связаны со структурой и содержанием романа, все восемь лучей обозначаются цифрами по порядку, соответствующими главам романа. Числа Фибоначчи в последовательности глав представлены следующим образом: глава 3 - письмо; глава 8 -

письмо; глава 5 - сои. На рис. 2 наглядно видно, как глава 8 соединяется прямыми с главами 3 и 5. Это позволяет выявить роль и взаимосвязь ключевых глав: 3,5 и 8. Здесь наблюдается основной принцип романа - симметрия и параллелизм.

1 2

б 5

Рис. 2. Связь чисел Фибоначчи со структурой и содержанием романа

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в главах 3 и 8 (встреча-письмо-объяснение). Глава 5 занимает особое место в композиции романа. Если глава 3 - это завязка в композиции романа (знакомство Татьяны и Онегина), то глава 8 - развязка (расставание). Глава 5 -своеобразное предсказание кульминации и развязки. В пятой главе есть вещий сон Татьяны. В нём - предсказание кровавой развязки поединка ме^ду Онегиным и Ленским. Числа Фибоначчи ещё раз встречаются в композиции романа следующим образом: первая, седьмая и восьмая главы -всего 3 главы - описывают события в двух столицах - в Москве и Петербурге. Остальные 5 глав - в деревне. В главе 7 - 55 строф (число Фибоначчи). Ещё на одно число Фибоначчи достаточно значимо в структуре романа - 21. В каждой из глав находится 21 строфа, завершающие строки которой имеют решающее значение для героев. К примеру, 21 строфа 3 главы, где Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, написав письмо и презрев условности света. По сути, именно этот момент и становится отправной точкой всех дальнейших событий романа.

Таким образом, не зная математики и «проливая слёзы над геометрией», Пушкин гениально «открыл» в своём стихотворном романе математические законы Вселенной и геометрическую симметрию композиции произведения. Изучение структурного содержания романа в тесной взаимосвязи с математическими основами позволяет глубже понять проблематику произведения и его идейное содержание. Облегчить восприятие некоторых тем и моментов, мало знакомых современному читателю.

Список литературы:

1. Гроссман Л.П. Онегинская строфа: собр. соч. - Т. 1. - М., 1928.

2. Беньковская Т.Е. Литература в условиях интеграции // Литература: учеб.-метод. прил. к газ. «Первое сентября». - 2010. - № 7. - С. 22-23.

3. Брюсов В. Miscellanea. Избранные сочинения. - С. 388.

4. Волошинов А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. - М.: Изд-во «Просвещение», 2000.

«ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ» В ПОЭЗИИ 70-80-Х ГОДОВ 20-Г0 ВЕКА (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА СПЕЦИФИКИ ТВОРЧЕСТВА К. ВАСИЛЬЕВА И Н. РУБЦОВА В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ)

© Кузьмина М.Н.*

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль

«Поэзия - абсолютная форма исповеди».

К. Васильев.

Каждый из поэтов является создателем своего собственного поэтического мира, и то, что ощутил, выстрадал, впитал своей душой и своим сердцем один, не способен выстрадать и ощутить другой. К тому же, у каждого своё время: у Рубцова - голодные послевоенные, у Васильева -бездуховные позднесоветские. Но всё же очевидна бесспорная глубинная общность их творческих исканий, в основе которых острое, проникновенное чувство родной земли, родной природы, историческая память народа, состоящая в «очарованном» единении с самим собой, с читателем, страной... Нежная, преданная, «непобедимая» любовь к Отчизне питала душу поэтов, была им опорой в тяжёлые минуты, давала надежду и силу. Как близки строки, разделённые тремя десятилетиями:

Вокруг любви моей

Непобедимой Врождённое чувство родимой земли

К моим лугам ^е может остыть и не может пропасть.

Где травы я косил. Всегда я yзнaю, что травы взошла

Вся жизнь моя Что травы готовы под косами пасть.

Вращается незримо ^ всласть не смогу надышаться земным.

Как ты, земля, к. Васильев [1, с. 107]

Вокруг своей оси... [4, с. 58]

ь Студент кафедры Русской литературы. Научный руководитель: Филипповский Г.Ю., профессор кафедры Русской литературы, доктор филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.