Научная статья на тему 'Лирика Н. А. Некрасова в школах Республики Татарстан'

Лирика Н. А. Некрасова в школах Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1042
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарипова Г. А.

This article demonstrates the effectiveness of using the Comparative method at school of the Republic of Tatarstan. It shows how comparing Nekrasov's lyrics with A.Pushkin's, F.Tutchev's, A.Fet's, A.Block's and G.Tukay's lyrics provides deep knowledge of Nekrasov's poems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of Nekrasov's lyrics at schools of the Republic of Tatarstan

This article demonstrates the effectiveness of using the Comparative method at school of the Republic of Tatarstan. It shows how comparing Nekrasov's lyrics with A.Pushkin's, F.Tutchev's, A.Fet's, A.Block's and G.Tukay's lyrics provides deep knowledge of Nekrasov's poems.

Текст научной работы на тему «Лирика Н. А. Некрасова в школах Республики Татарстан»

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь -Все это мужа не спросись.

Мать сестер Лариных сама проверяла ход работ, без управляющего, возможно, не доверяя и не желая платить; сама вела книгу расходов.

В конце занятия преподаватель подводит итоги проделанной работы, отмечая участие каждого студента в группе. Синтезируя полученные знания, студенты приходят к выводу, что В.Г. Белинский абсолютно прав, называя роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»: « Действительно, все важнейшие стороны жизни государства есть в романе. Раньше я не обращал на это внимание. Хорошо, что мы рассмотрели произведение таким образом», «Интересно, что я раньше не замечал, как похожи с.уДьбы няни и матери Лариных; а ведь одна - крепостная крестьянка, а другая - московская барышня, ставшая провинциальной

помещицей», «Впервые задумался над тем, почему Онегин заменил барщину оброком. Оказывается, чтение экономической литературы ему пригодилось в жизни».

Использование метода проекта на занятиях по литературе оказалось весьма эффективным, позволило охватить значительный круг аспектов романа, развить навыки сравнительного анализа, формулировать причинно-следственные связи, увидеть различные стороны российской жизни в их взаимопроникновении.

Литература:

{.Аникин А. В. Муза и мамона: Социально-экономические мотивы у Пушкина,- М., 1989.

2. Белинский В.Г. Избранные статьи.-М., 1965.

3. Никитина П.П.. Железнякова О.М., Петухов М,А, Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ, учреждений сред. проф. образования,- М., 2002.

4. Хейне П. Экономический образ мышления.- М., 1992,- С. 699-702.

ЛИРИКА Н А. НЕКРАСОВА В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Г.А. Гарипова, аспирант Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Казань

И.А.Некрасов - поэт весьма неоднозначный. Отношение к художественному творчеству Николая Алексеевича Некрасова было достаточно противоречивым. С одной стороны, одни в соответствии с новым изменившимся сознанием принимали и понимали его глубокую любовь к народу,

прозаичный, тенденциозный, гражданственный и социальный характер его стихотворений, усматривая во всем этом новаторство поэта. С другой стороны, сторонникам прежних вкусов не нравилась новая гражданская стихия в творчестве Некрасова, его произведения они называли лишь «и.то

63

Казанский педагогический журнал 12!2006

щадной поэзией», не заслуживающей внимания высокого вдохновения, способной только унизить поэтический порыв, смешать его с уличной пошлостью и вздорным зубоскальством» [Скафтымов, 1991, 3].

Поэзия Некрасова давно хреетома-тийна, она изучается в школе как своеобразная иллюстрация к историческим событиям и идеям второй половины XIX века. Сегодня многие исследователи творчества Некрасова предлагают отойти от такой трактовки. Тем более что в творчестве Некрасова есть произведения, далекие от социальной проблематики. Речь идет о любовной лирике Некрасова - «панаевском цикле».

Необходимо задаться целью ~ исследовать истоки глубокой испове-дальности Некрасова, покаянных настроений, природу его трагичности в «панаевском цикле»; определить нравственно-психологическое содержание и эстетическое своеобразие формы стиха поэта. Определяющим в изучении любовной лирики Н.А. Некрасова станет сравнительно-сопоставительный анализ, а ключевыми понятиями соответственно - контекст, литературные взаимосвязи между поэтом, его предшественниками и последователями, диалог русской и национальной литературы. Такой подход обеспечивает глубокое погружение в художественный мир Н.А. Некрасова.

С любовной лирикой Н.А.Некрасова учащиеся знакомятся в 9 и 10 классах. В 9 классе на уроках звучат стихотворения «Давно - отвергнутый тобой», «Я сегодня так грустно настроен», которые мы предлагаем рассмотреть, сопоставляя их со сти-

64

хотворением К*** (Не спрашивай, зачем унылой думой») Пушкина и «В разлуке есть высокое значенье» Тютчева. Программой по литературе в 9 классе предусмотрены стихотворения и для самостоятельного изучения: «Мы с тобой бестолковые люди», «О письма женщины нам милой», «Я посетил твое кладбище», «Прости», «Когда горит в твоей крови». В 10 классе изучается стихотворение «Я не люблю иронии твоей», его мы предлагаем изучать в сопоставлении со стихотворением А. Фета «Далекий друг, пойми мои рыданья».

В 10 классе на заключительном этапе уроков по творчеству Некрасова предлагаем цикл уроков по любовной лирике. В содержание цикла уроков входит сравнительно-сопоставительный анализ ряда стихотворений «па-наевского цикла» Н.А.Некрасова с любовной лирикой А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, Г. Тукая. Цель данного цикла уроков: через сопоставление определить место любовной лирики Н. А. Некрасова в русской поэзии; продемонстрировать, насколько он звучен и самобытен в «панаевском цикле»; показать, как он одновременно следует традициям русской поэзии и как влияет на своих последователей.

Любовная лирика Н.А. Некрасова представляет собой особую страницу его творчества. Она несколько неожиданна для учащихся, которые привыкли читать только социальные, гражданские стихотворения Некрасова. Любовная лирика Некрасова автобиографична.

На первом уроке по панаевско-му циклу знакомимся с личностью

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

А.Я. Панаевой, Пытаемся определить: «Что легло в основу рождения союза Некрасова и Панаевой?» Ученики отмечают, что красота, внешняя и внутренняя интеллигентность смогли очаровать поэта. Анализу стихотворений «панаевского цикла», которые мы предлагаем рассмотреть через сопоставление их с произведениями названных поэтов, предшествует работа учащихся по представлению истории создания «панаевского цикла», характеристики взаимоотношений Некрасова и Панаевой, В ходе этой работы определяются ключевые моменты, которые станут опорой при анализе произведений: «автобиографичность, жгучая исповедальность», «взаимопроникновение любви и прозы», «проза любви», «диалогический характер любовной лирики», «лирическая героиня — это друг, единомышленник», «непростые взаимоотношения, омраченные несходством характеров, житейскими невзгодами, усталостью, недовольством».

Дальнейшая работа - работа исследовательских групп учащихся, которые занимаются непосредственно сопоставительным анализом. На втором уроке рассматриваем пушкинские традиции в любовной лирике Н.Некрасова: стихотворение Некрасова «Горящие письма» и Пушкина «Сожженное письмо». В начале урока предлагаем учащимся вспомнить особенности любовной лирики Пушкина и Некрасова. Отмечаем, что поэтов сближает особое отношение к теме любви. Любовь для поэтов — это предмет высокой поэзии, это выражение психологических состояний, любовных переживаний лирического

героя. Однако далее определяем, что характер любовной лирики поэтов различен. В лирике Пушкина - это гармония, поклонение, источник красоты, ритма, определенности, она выведена за пределы быта и житейской «прозы», Это вовсе не дневник любовных поражений и побед. Лирика Некрасова автобиографична, исповедальна, это «роковой поединок» двух любящих сердец.

После чтения стихотворений размышляем над тем, что сближает эти произведения. Прежде всего обращаем внимание на мотив писем, который является одним из самых устойчивых в любовной лирике Некрасова («О письма женщины нам милой», «Так это шутка? Милая моя»). Письма сродни воспоминаниям. В них запечатлено прошлое, которое постоянно соотносится с настоящим, и тем самым расширяется временное пространство [Якушин, 2004: 254]. Учащиеся говорят о лирической тональности, о переданных в данных стихотворениях чувствах грусти, невозможности вернуть былое, душевной боли. Делается вывод, что стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинским. У обоих ритуал сожжения писем символизирует ритуал сожжения любви. У Пушкина: «Гори, письмо любви», у Некрасова: «Уж не горит ли с ними и любовь...» Только мотивы сожжения у поэтов разные. У Пушкина: «она велела», а у Некрасова: «злоба». Работа над анализом стихотворений идет по вопросам: Чем отличаются характеры лирических героев любовных стихотворений Пушкина и Некрасова? Как каждый из них относится к своей возлюбленной?

65

Казанский педагогический журнал 12!2006

В стихотворении Пушкина речь идет о лирическом герое, он единственный участник этого ритуала, о лирической героине мы узнаем лишь то, что «она велела», здесь сложно говорить о причинах этого поступка, невозможно ничего сказать о возлюбленной. У Некрасова присутствуют оба главных действующих лица: раскрываются переживания лирического героя, раскрыт и характер его возлюбленной, отмечаем, что здесь письма сжигает лирическая героиня. И реакция пушкинского и некрасовского героев на происходящее существенным образом отличается. Лирический герой Пушкина долго не решается «предать огню все радости мои», он весь в желании сохранить пепел, как символ былого чувства. Лирический герой Некрасова ощущает, что сожжение писем - это конец любви, причем решение это принято не им, а возлюбленной, Она сама сделала свой выбор, а герой с ним примирился, хотя заметил, что это «безумный шаг, роковой». Таким образом, можно говорить о пушкинской традиции в любовной лирике Некрасова, которая представлена через обращения к традиционным мотивам, через общую тональность звучания, через изображения психологических переживаний лирического героя, глубокой лиричности и эмоциональности.

На третьем уроке рассматриваем взаимосвязь творчества Некрасова с его современниками Тютчевым и Фетом. Необходимо отметить, что творчества этих поэтов представляли собой два противоположных лагеря: поэт гражданской и социальной лирики Некрасов противопоставлялся

66

поэтам «чистого искусства» Фету и Тютчеву. Предлагается возможность сравнить их в освещении любовной лирики. На уроке рассматриваются стихотворение Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю», Тютчева «О, как убийственно мы любим» и Фета «Долго снились мне вопли рыданий твоих». Определяющим в сравнении особенностей любовной лирики столь разных поэтов станет мотив трагичной, роковой любви. В жизни Н. Некрасова- Это любовь к

А.Я. Панаевой, в жизни Ф.Тютчева -к Е. А. Денисьевой, в жизни А.Фета - к М. Лазич. Урок начинается с небольшого вступительного слова о вышеназванных Музах поэтов, предлагаем учащимся вспомнить историю любви каждого поэта. Далее начинаем исследование по вопросам: Что сближает эти произведения? Какими представлены лирический герой и героиня? Над чем размышляют поэты? Прежде всего, обращаем внимание на эмоциональный тон стихотворений, на выраженные в них чувства и их источник. Учащиеся говорят, что роднит эти произведения: во-первых, глубокое чувство любви, которое силой своей страсти и безумства, ревностью и обидой может погубить несчастную жертву, неслучайно и у Некрасова, и у Фета образ лирического героя сравнивается с палачом, а Тютчев прямо заявляет об убийственной силе любви; во-вторых, чувство бессилия, непоправимости ситуации, лирические герои в произведениях продолжают любить, но их любовь приносит одни страдания и боль, свою любовь они проносят через всю жизнь, стараются искупить вину, однако, не получается;

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

в-третьих, по мнению Скатова, внимание к чужому «я», вот почему стихотворения написаны прямой речью от себя [Скатов, 2004: 148]. По своему эмоциональному тону стихотворения напряженны, полны сочувствия и бессилия, а вызваны эти чувства пониманием нелегкой доли возлюбленной, осознанием ее тяжелого положения, когда ради любви она должна страдать, притворствовать, молчать, грустить, терпеть и принимать решения возлюбленного. Учащиеся также обращают внимание на то, что сближает эти произведения наличие лирического сюжета: он и она > любовные взаимоотношения («Тот день, когда меня ты полюбила», «Ты говорил: она моя...», «Проходили года - мы умели любить») > разлад и страдания («Ты, ревностью истерзана моей», «И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон?», «.,,И пришлось уходить: уносило меня в неизвестную даль»). Следует особо отметить взаимосвязь Некрасова и Тютчева, У Некрасова и Тютчева стихотворения автобиографичны. По мнению исследователей, ПОЯВИЛИСЬ поэты, которые четко наметили индивидуальный женский образ. И Некрасов, и Тютчев, каждый по-своему, оказались готовы к созданию в интимной лирике не традиционно одного - мужского, а двух (его и ее) характеров, из которой женский оказывается чуть ли не главным [Скатов, 2004: 146]. Именно это объединило «панаевский» и «денисьев-ский» циклы. Кроме того, сближает произведения поэтов и то обстоятельство, что писались они в одно и то же время, наконец, и третье, любовь Некрасова и Панаевой, как и любовь Тют-

чева и Денисьевой, была «незаконной», ставила в необычное, двусмысленное, кризисное положение.

Однако нельзя не отметить и существенных различий между произведениями. У Фета стихотворения о любви по-пушкински возвышенные И мудрые. В данном стихотворении изображена достаточно обобщенная одномоментная ситуация, хотя с протяженностью в несколько лет - << Проходили года, / Проносились года». Герои живут в постоянной смене чувств - «расцветала улыбка, грустила печаль». Эти взаимоотношения тянулись долго, не имея будущего, пока не было принято решения об уходе: «И пришлось уходить». Во взаимоотношениях героев Фета нет равноправного поединка двух страстей, как это мы видим у Некрасова, нет глубочайшего трагизма со стороны лирического героя, как у Тютчева. Лирический герой Фета выступает хозяином судьбы, и этому он противиться не может, в этом сказывается сильная пушкинская традиция, женским характерам отводилась, как правило,, пассивная роль, поскольку в силу своего общественного и семейного положения они не имели возможности постоять за себя и самостоятельно принять то или иное решение. Вот почему после первой нанесенной обиды лирический герой «умалил» героиню, а потом принял решение уйти навсегда.

У Тютчева мы отмечаем глубочайший драматизм: в понимании поэта любовь не только безоблачное счастье, но и подчиняется необъяснимому закону страдания, зла и разрушения. Чувства сильны и беззаветны,

6/

Казанский педагогический журнал

122006

сердца преданы друг другу, однако «союз души с душой» губителен. Если сердца обречены на любовь, значит, они обречены и на поединок друг с другом, это неизбежно. Страсти слепы, в них темная стихия, хаос, который поэт видел всюду. Но не только любовь сама по себе разрушительна. Ее губят и те, кто осуждает и тем самым оскверняет «беззаконное» чувство. Эти блюстители узаконенной морали втаптывают в грязь чувства героини. А он не может бороться с этим, обвиняет, корит себя, но остается бессильным перед обвинителями. Она же борется и в схватке с толпой побеждает, сумев сохранить свою любовь.

Наконец, у Некрасова мы видим предельную конкретность, живое ощущение другого человека как личности, причем страдающей, способность к состраданию. Чернышевский называет стихотворение Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» лучшим лирическим произведением на русском языке. Необходимо отметить тот факт, что это стихотворение написано под влиянием Тютчева, а именно его умением своей поэзией подниматься на «высоту», вот туда на «высоту» захотелось и Некрасову, и, как отмечают многие критики, это ему удалось сделать в стихотворении «Тяжелый крест достался ей на долю». По мнению Скатова, высокий строй и удивительная цельность этого стихотворения определены одним образом -образом креста, осеняющим все стихотворение [Скатов, 2004:149]. Благодаря этому образу, мы можем говорить о высокости страдания лириче-

ских героев и высокости окончательного перед ликом близящейся смерти разговора. Так Некрасов строит равный тютчевскому высокий образ.

Таким образом, при всей противоположности мироощущений, взглядов и мыслей современников Некрасова, Тютчева и Фета, можно говорить об их сближении в освещении любовной лирики.

На четвертом уроке рассматривается взаимосвязь Некрасова уже с его последователями, на примере творчества А. Блока. Выбор этого имени обусловлен тем, что поэты серебряного века оставили наглядное доказательство того, что творчество Некрасова им было близко и волновало их, об этом анкета, составленная и предложенная поэтам серебряного века К. Чуковским. А также именно Блоку присущи мятежность, рок, социальность и гражданственность, а социальности и гражданственности Блок учился у Некрасова. Урок построен на основе сопоставительного анализа стихотворений Н. Некрасова «Когда из мрака заблужденья» и А. Блока «Перед судом». Анализу предшествует небольшое вступительное слово учителя об особенностях любовной лирики Блока. Блок очень тонкий лирик, как поэт он формировался сначала под влиянием романтизма

В.А. Жуковского, потом под влиянием поэта-философа Вл. Соловьева. Любовная лирика Блока имеет целый ряд адресатов, но самый яркий - невеста, жена Л.Д. Менделеева. Именно ей был посвящен цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». В этих стихах любовь и образ возлюб-

■■■ II II II

-ф- Л ■ ■ I I I

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

ленной теряют земные черты и уподобляются небесному, возвышенному: Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Однако позже происходит возврат к естественному чувству земной любви со всеми ее радостями и муками, любовь и страсть соседствуют с пытками, смертью, встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви, пробуждается надежда на возможность счастья. Такой многозвучной и многообразной представлена любовная лирика Блока.

После чтения стихотворений определяем, что их сближает. Учащиеся без труда отмечают, что это лирический сюжет. Некрасов и Блок обращаются к сходному сюжету о встрече лирического героя и героини, за плечами обеих лирических героинь тяжелый путь порока, «лукавый, многим женщинам сужденный путь...». Причем история лирического сюжета рассказана лирическими героями, мы видим все их глазами * Лирические герои сочувствуют, понимают и принимают «дитя несчастья». Обращаем внимание на выраженные в стихотворениях чувства - это чувство сострадания, умение выслушать и принять чужую боль, чувство прощения. Однако при всей схожести лирического сюжета описываемая ситуация и у Некрасова, и у Блока принимает свое оригинальное воплощение.

Далее идет работа по вопросам: Какова судьба лирических героев? У Некрасова замечаем некую одно-

сторонность. Главное действующее лицо - лирическая героиня. Мы наблюдаем за ее поведением во время рассказа своей истории лирическому герою: «полна глубокой Муки», «ломая руки», «вдруг разрешилася слезами». У Блока мы видим, что это встреча двух бывших возлюбленных, которые когда-то вместе встали на порог порока: «Я и сам ведь не такой _ не прежний», «Я не только не имею права, /Я тебя не в силах упрекнуть». Здесь соответственно два действующих лица. Через историю лириче-ской героини мы узнаем историю и лирического героя. Они обманулись своей мечтой о высшей любви, небесная любовь превратилась в пагубную страсть. Получаются две разные картины: у Некрасова - встреча-узнавание, у Блока - встреча-воспомина-ние. Также разным оказывается и финал этих встреч: обнадеживающий у Некрасова - лирический герой берет на себя все Заботы, прощая и Забывая все то, что услышал, и предлагает безоблачную жизнь.; открытый у Блока - лирический герой берет на себя ответственность за все случившееся и просит прощение.

Таким образом* Некрасов может быть и созвучен поэтам серебряного века.

Пятый урок направлен на решение проблемы взаимосвязей русской и татарской литературы. На уроке рассматриваем в целом любовную лирику: «панаевский цикл» Некрасова и цикл стихотворений Габдуллы Тукая из шести любовных газелей, публиковавшихся в журнале «Эльгасрель-джадид»: «После расставания», «О,

Казанский педагогический журнал 12!2006

эта любовь», «Я ль не горемычный?», «Неужели так и сгину?», «Надпись на могильном камне моей любимой», «Когда б не ты!». На протяжении всего цикла уроков учащиеся формировали свое представление об особенностях любовной лирики Некрасова. На формирование Этого представления и была направлена исследовательская работа по сопоставительному анализу стихотворений Некрасова с произведениями его предшественников, учителей (Пушкина), современников (Тютчева и Фета), последователей (Блока). Г. Тукая, великого татарского поэта, тоже можно назвать последователем Некрасова, так как рождение Тукая поэт проходило под влиянием великих поэтов русской поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Увлечение поэзией Некрасова и освоение традиций русской литературы Тукаем проходит в несколько этапов. В самом начале это внимательное чтение произведений Некрасова. Затем - поиск тождественных образов, мотивов, представлений, ассоциаций. Наконец, увлечение перерастает, по словам М.Х. Гайнуллина, в близость эстетических взглядов, творческих принципов [Гайнуллин, 1972: 488-496].

Непосредственно перед анализом необходимо раскрыть историю создания тукаевского цикла стихотворений о любви. Сам Тукай не объединял стихотворения в циклы. Эти 6 газелей несомненно объединены одной темой и одним адресатом, который остается неизвестным. По всей видимости, этот цикл стал отзвуком любовной драмы, которую поэт пережил в Уральске, Эта любовная драма счи-

90

тается первой любовью татарского поэта, которая, к сожалению, осталась незамеченной и безымянной [Думаева-Валиева, 2006: 217].

Работа по анализу стихотворений Тукая проходит но вопросам: Какие мотивы «панаевского цикла» звучат в лирике Тукая? В чем самобытность тукаевской любовной лирики? Учащиеся отмечают, во-первых, в любовной лирике Тукая проявляются черты личности Тукая в его отношении к любви и к возлюбленной, а значит проступает определенная автобиографичность: «Вдохновленный любовью и разлукою, стихи / Ныне спутниками жизни стали горестной моей»; во-вто-рых, в основе любви лирического героя лежит благоговейное преклонение перед любимой, уважительное высоко гуманистическое отношение поэта к женщине: «Завершу стихотворенье, твое имя опустив, / Безымянным обращеньем защитивши от людей». Этот цикл стихотворений о любви проникнут мольбами, размышлениями о страданиях от безответной любви. Тукай специально обращается к восточной форме газели, которая может вобрать в себя элементы плача и причитания. Данный цикл стихотворения также напоминает лирический исповедальный дневник молодого поэта, для которого без любви нет покоя и вдохновенья.

Таким образом, цикл уроков по изучению любовной лирики Н.А.Некрасова является доказательством того, что Некрасов современен и интересен, что его лирика в сопоставлении с произведениями его предшественников, современников и последователей раскрывается многогранно.

-ф- -i ■ итп

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

Литература:

{.Двдотъя Панаева. Воспоминания.-М„ 1972.

2. Блок А. Стихотворения и поэмы. -Казань: Татарское книжное издательство, 1980.

3. Громов П.П. А. Блок, его иредше ственники и современники,- Д.; 1986.

4. Касаткина В.Н. Эстетическое освоение поэзии Ф.И. Тютчева.- М., 1981.

5. Мадер Р.Д. «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат...» <-11а наевский цикл» Н.А. Некрасова. X класс// Литература в школе. 2004.- № 8.

6. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы - М.: ACT, 2007.

7. Пушкин А.С. Избранные Сочинения.- М.: Художественная литература, 1980.

8. Рез З.Я. Лирика Н.А.Некрасова в школьном изучении. М.: Просвещение, 1982.

9. Русская литература в 10 класее татарской школы, Методическое руководство к \ 4c6iittK\ хресгомлпш / М.Г,Ахметзянов и др,- Казань: Магариф, 2004.

10. Русская литература в 9 классе татарской школы. Методическое руководство к учебник) хрестоматии / М.Г,Ахметзянов и др.- Казань: Магариф, 2003.

11. Скатов Н. Некрасов,- М.: Молодая гвардия, 2004,

12. Скатов Н.Н. Некрасов И Фет // Скатов Н.Н, Некрасов, соверменники и продолжатели, - Л., 1973.

13. Скафтымов Л. Н.А. Некрасов (к пятидесятилетию со дня его смерти» // Русская литература.- 1991.- № 2; Наука,

С. - Петербургское отделение.

14. Тютчев Ф. Волшебная струна: Стихотворения,- М.: Летопись, 1997.

15. Тукай Г. Избранное // Перевод с

татарского B.C. Д у маевой- В алиевой. -

Казань: Магариф, 2006.

16. Халит Г. Габдулла Тукай и татарское литературное движение начала XX века,- Казань: Таткнитоиздат, 1956 т.

17. Чуковский К.И. Панаева. Очерк// Авдотья Панаева, Воспоминания,- М., 1972,- 483 с,

18. Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя,- М.: Дрофа, 2003,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.