Научная статья на тему 'Лингвокультурный аспект гуманитарной географии'

Лингвокультурный аспект гуманитарной географии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / HUMAN GEOGRAPHY / ИМИДЖ / IMAGE / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / GEOGRAPHICAL IMAGE / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / REPRESENTATION / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / HUMANITIES / ФИЛОЛОГИЯ / PHILOLOGY / ЛИНГВИСТИКА / LINGUISTICS / ТОПИКА / TOPIC / ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ / LANGUAGE MATERIAL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трухан В.А.

В статье дана краткая характеристика истории гуманитарной географии в России. Проведено исследование лингвокультурного аспекта гуманитарной географии. Особенно отмечаются базовые понятия и направления развития лингвистического аспекта науки. Изучены перспективы взаимодействия филологии с гуманитарной географией. Приведены материалы исследования имиджа и статусов Ивановской области в рамках лингвокультурного аспекта гуманитарной географии. Описаны основные интерпретации статуса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUOCULTURAL ASPECT HUMAN GEOGRAPHY

The article describes in short the history of humanitarian geography in Russia. It is dealt with linguocultural aspect of humanitarian geography. It is specially noted the basic concepts and directions at the linguistic aspects of science. It draws our attention to interaction of philology with humanitarian geography. Data are given about image and status of the Ivanovo area at linguocultural aspects of humanitarian geography. It is described the basic interpretation of the status of the region.

Текст научной работы на тему «Лингвокультурный аспект гуманитарной географии»

- Филология -

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ГУМАНИТАРНОЙ ГЕОГРАФИИ

В.А. Трухан, магистрант

Ивановский государственный университет

(Россия, г. Иваново)

Аннотация. В статье дана краткая характеристика истории гуманитарной географии в России. Проведено исследование лингвокультурного аспекта гуманитарной географии. Особенно отмечаются базовые понятия и направления развития лингвистического аспекта науки. Изучены перспективы взаимодействия филологии с гуманитарной географией. Приведены материалы исследования имиджа и статусов Ивановской области в рамках лингвокультурного аспекта гуманитарной географии. Описаны основные интерпретации статуса региона.

Ключевые слова: гуманитарная география, имидж, географический образ, репрезентация, гуманитарные науки, филология, лингвистика, топика, языковой материал, моделирование, идентичность.

Гуманитарная география (ГГ) -«междисциплинарное научное направление, изучающее различные способы представления и интерпретации земных пространств в человеческой деятельности, включая мысленную (ментальную) деятельность» (Д.Н. Замятин, [1]). Данная дисциплина рассматривается преимущественно в рамках собственно географии (социальной, экономической, политической), однако, как представляется, в условиях глобализации и взаимного междисциплинарного проникновения методов, приемов, способов исследования объект ГГ может быть расширен за счет лингвокультурологического (лингвокультурного) описания наименований земных пространств.

История гуманитарной географии начинается с 80-ых гг. XX века, когда советский географ Д.В. Николаенко предложил термин как попытку оформления новой дисциплины в параллель крайне экономизированной советской общественной географии.

Как единое научное направление ГГ сформировалась благодаря школе отечественного географа и культуролога Д.Н. Замятина, который объединил несколько схожих по своей методологии направлений собственно географии.

Лингвокультурный аспект гуманитарной географии является практически не изученным и открывает большие

перспективы для научного исследования. Изучение пространства и места в семиотическом плане и с точки зрения существующих репрезентантов (имен места) определяет актуальность научного исследования.

Д.Н. Замятин рассматривает в своих программных работах такие понятия и явления, как географический образ и его моделирование, образно-географическая карта, знаковое место, гетеротопия, локальный миф, метагео-графическое пространство, когнитивная модель пространственных представлений, интерпретация образа гуманитарной географии [1]. Каждое из перечисленных явлений предполагает наличие описательной базы в лингвокультуроло-гическом аспекте.

Первоочередная задача лингвистического исследования - разработка терминологического аппарата, способов описания языкового материала с учетом методологии гуманитарной географии и методов современной лингвокультуро-логии. Приложение методологии гуманитарной географии к лингвистическому материалу осуществляется впервые, что и определяет новизну исследования. Гипотетически результаты исследования могут расширить горизонты исследовательского материала для лингвистики.

- Филология -

Таким образом, данная работа - своего рода апробация новой для лингвистической науки методологии, открывающей перспективы лингвокультуро-логических описаний, в чем и заключается ее новизна.

Первым этапом исследования в рамках изучения лингвокультурного аспекта ГГ стал отбор языкового материала. Имиджевые характеристики и реальный статус Ивановской области имеют двоичную структуру: статус «города невест» и статус «текстильного края».

С целью выявления адекватной оценки репрезентативности представлений о регионе был отобран лингвистический материал, связанный с текстильной промышленностью Ивановской области, а именно названия магазинов текстильной продукции торгового комплекса «РИО» (г. Иваново).

Исследование названий позволило выделить несколько групп.

1. Названия-имена («Виктория», «Светлана», «Татьяна», «Инга», «Мария», «Юлия», «Евгения», «Алла»).

2. Названия, заключающие в себе указание на ассортимент товара («Полотенца», «Гобелен», «Постельное белье», «Махровые халаты и полотенца», «Одела, пледы», «Носки»). Среди названий торговых точек встречено название «Столица текстиля», которое

также относится к группе наименований, указывающих непосредственно на продукцию.

3. Названия, указывающие на фирму-производитель («Шуя Текс +», «ООО Трио», «ООО Мир текстиль», «Швейная фабрика Восток», «Красная ветка»).

4. Названия с указанием на потенциального покупателя («Для милых дам», «Шмотки для кнопки», «Модные детки», «Юниор»).

5. Названия-казусы («Модный интерьер» - магазин, реализующий исключительно одежду; «Иванушка» -домашний текстиль больших размеров для женщин солидного возраста; «Iren Stale» - ошибка в иноязычном написании).

Все названия делятся также на те, которые используют кириллическое написание, и те, которые используют латинское написание.

Таким образом, названия торговых точек, несмотря на их субъективную мотивацию, связаны с личными ассоциациями частных предпринимателей и владельцев, отражают современное состояние «текстильного» статуса Ивановской области, передают репрезентативные представления жителей региона о местной топике и акцентируют внимание покупателей на реализуемом товаре.

Библиографический список

1. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. - 2010. -Т. 9. - №3. - С. 26-50.

2. Митин И.И. Гуманитарная география: проблемы терминологии и (са-мо)идентификации в российском и мировом контекстах // Культурная и гуманитарная география - 2012. - Т. 1. - № 1. - С. 1-10.

- 0UMOMoeua -

LINGUOCULTURAL ASPECT HUMAN GEOGRAPHY

V.A. Trukhan, graduate student Ivanovo state university (Russia, Ivanovo)

Abstract. The article describes in short the history of humanitarian geography in Russia. It is dealt with linguocultural aspect of humanitarian geography. It is specially noted the basic concepts and directions at the linguistic aspects of science. It draws our attention to interaction of philology with humanitarian geography. Data are given about image and status of the Ivanovo area at linguocultural aspects of humanitarian geography. It is described the basic interpretation of the status of the region.

Keywords: human geography, image, geographical image, representation, humanities, philology, linguistics, topic, language material, modeling, identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.