Научная статья на тему 'Лингвокреативность взрослого мира: игры в «Социальной сети»'

Лингвокреативность взрослого мира: игры в «Социальной сети» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
519
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ЛИТЕРАТУРА НОНСЕНСА / ПОЭЗИЯ В ИНТЕРНЕТ / МЕХАНИЗМ ЯЗЫКОВОЙ ШУТКИ / LINGUA-CREATIVE ACTIVITY / LINGUISTIC GAME / NONSENSICAL LITERATURE / MEME POETRY / THE LINGUISTIC JOKE MECHANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соковнина Вероника Владимировна

В статье рассматривается понимание «игры» и её роль современных реалиях взрослого мира. Автор анализирует возникновение и развитие интернет-поэзии в жанре нонсенса как вариации лингвокреативной деятельности взрослого человека, а также пытается раскрыть её психологическую и социальную функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lingua-creativity of the adult world: games on the «social network»

The article is dedicated to the concept of the «game» and the role of it in the realms of the adult culture. Author analyzes the origins and development of the internet meme poetical pieces as the variatons of the lingua-creative activity of the adult; one also tries to display it's psychological and social functions.

Текст научной работы на тему «Лингвокреативность взрослого мира: игры в «Социальной сети»»

В.В. СОКОВНИНА

(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург)

УДК 81’23+82-1 ББК Ш100.6+Ш301.45

ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ ВЗРОСЛОГО МИРА:

ИГРЫ В «СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ»

Аннотация: В статье рассматривается понимание «игры» и её роль современных реалиях взрослого мира. Автор анализирует возникновение и развитие интернет-поэзии в жанре нонсенса как вариации лингвокреативной деятельности взрослого человека, а также пытается раскрыть её психологическую и социальную функции.

Ключевые слова: лингвокреативная деятельность, языковая игра, литература нонсенса, поэзия в Интернет, механизм языковой шутки

Они желали бы только разыгрывать в тишине и покое свои домашние

партии дискурса, хорошенько заперевшись от всех П. Слотердайк «Солнце и смерть»

Согласно Ф.Г. Юнгеру, существует три рода игр: игры, основанные на счастливом случае, игры, основанные на искусности, а также игры, основанные на подражании и постподражающие игры. Первый род игр, как понятно из названия, собирает в себе все азартные игры, постоянно держащие в напряжении игрока, от умения и навыков которого зависит меньше, чем от случая. Второй род игр является противопоставлением первому, здесь игра осуществляется благодаря навыку, искусности игрока, от которого зависит сложность, продолжительность и успешность такой игры. На основе искусности могут быть как подвижные, так и интеллектуальные игры, например, загадки и головоломки, шахматы и стратегические игры. Третий род игр основан на подражании и является самым обширным полем для игры. «Игроки в игры, которые основываются на счастливом случае и на искусности, ведут свою игру со случаем и искусностью. Я не могу так же играть с подражанием, не могу заниматься игрой с ним. Я не играю с подражанием, а подражаю; в этом и состоит игра» [Юнгер 2012: 46]. Так, объектом игры может стать что угодно: игры с куклами, коллекционирование, танец, актёрская игра, музыка, литература - всё это есть продукт подражания. Разумеется, что в искусстве, например, в игре на музыкальном инструменте нельзя обойтись без искусности, которая

позволяет реализовать подражание с определённой долей индивидуальности подражающего.

Неудивительно, что такие игры преобладают не только у детей, но и у взрослых, которые намеренно подражают детскому восприятию мира. Если данная тенденция ещё не так заметна в различных областях современного искусства, то в виртуальном пространстве - сети Интернет как в наиболее мобильном и восприимчивом к переменам информационном поле - такая игра налицо.

Подобного рода подражание находит отражение в литературе нонсенса, суть которого, по словам Н. Демуровой, «именно в этой детской «остранённости», в умении взглянуть на мир «свежим» глазом ребенка» [Демурова 1979: 76]. Нонсенс, в отличие от абсурда, является игрой ума и не стремится к высмеиванию и исправлению мира, это игра ради самой игры. З. Фрейд описывал нонсенс как своеобразный «уход», отклонение от логической линии в сторону абсурда и «освобождение от внутренних оков» [Цит. по: Дж. Колонезе, 2007]. Так, можно сказать, что нонсенс - это игра в литературу, подражание, основанное на поиске альтернативных слов, явлений, ситуаций, идущем вдоль смыслового ряда.

В данной статье мы рассмотрим одно из направлений нонсенса в рамках сети Интернет - пирожково-порошковую поэзию.

«Пирожки» были придуманы пользователем LiveJoumal - allcogol, создавшим в 2003 году их прообраз в виде стихотворения из шести строф под названием «Пирожки», откуда, по одной из версий, и пошло наименование жанра. В этом же году была открыта первая «пирожковая лента», в которой каждый пользователь мог стать автором пирожка. «Порошки» как дочерний жанр возникли от экспромта Mindless Art Group: в плену аборигенов стонет/ отважный леонард кокто/ ему засовывают в ноздри/ пальто.

Как и любая игра, «пирожки» и «порошки» имеют свои правила. Малый поэтический жанр «пирожок» предельно детерминирован и представляет собой законченное нерифмованное четверостишие, написанное четырехстопный ямбом (9-8-9-8), строчными буквами и без знаков препинания: геннадий пишет на асфальте/ красивым почерком люблю/ но буква ю выходит криво/ он злится комкает асфальт. Жанровые характеристики «порошков» отличаются лишь размером (9-8-92) и рифмовкой второй и четвертой строки: кто виноват и что с ним делать/вот что народ волнует лишь/ну и конечно же хау мач из/зе фиш

Несмотря на строгое ограничение правилами, жанровые формы «пирожки» и «порошки» стали открытой площадкой для языковой

игры. Так, в стихах довольно часто можно встретить приём аллитерации и тавтограммы: жы шы пишыте через ы вы/жы шы ты через ы пишы/через пишыте ы жы шы вы/жы шы; что есть то есть как говорится/ешь то что есть нельзя же есть/то чего нет не существу-ет/тоесть; ужу уже не стать ужее/ужее некуда уже/уже достигнута вся ужесть/в уже. В последнем примере, помимо приёмов со-звучания автор использует альтернативный способ образования формы слова (ужее - сравнительная степень от «узкий», ужесть - «узкость»). Таким образом, помимо новых слов образуются и новые смыслы в звуковых переплетениях текста, распознавание которых доставляет читателю как эстетическое, так и интеллектуальное удовольствие от игры.

Зачастую авторы пренебрегают правилами непроницаемости словоформы, используя усечение основы слова, псевдочленение словоформы и графоморфоактуализацию для попадания в ритм и усиления комического эффекта: я не поверю не услышу/вселенную остановлю/когда ты скажешь еле слышно/не лю; друзья прошу вас расходитесь/тут право не на что смотреть/сказала глеба никаноры/ча треть.

Нарушение орфографических норм так же является характерной чертой пирожковой поэзии: эмчеэс, жызнь, пришол, чутьчуть, какой-та, распустиццо, чорный, ещо, цылиндыр. Такое разрушение системы правил более всего напоминает игру, некий детский протест против излишних условностей, что заранее настраивает читателя на игровой лад и провоцирует на лингвистические шалости.

Одним из ведущих приёмов языковой игры в пирожковопорошковой поэзии является игра с прецедентными феноменами: трамваю старому всё снится/в депо забытом страшный миг/звон масло голова на рельсах/и крик; исус всем пишет эсемэски/ ребята вечером ко мне/ нас леонардо нарисует/ оденьтесь только победней; я упираюсь в стену дома/ падёт которая вот вот/ моя слюна смешалась с кровью/ хохочет мой сосед наф наф; медведев пишет на указе/ владимир как насчёт бэ пять/ ответ приходит через сутки/ бэ пять убит стреляй еще. Использование и переосмысление известных читателю сюжетов, ситуаций и героев в рамках этих ситуаций позволяет запустить сам механизм языковой шутки согласно теории обманутого ожидания: контраст между ожиданиями читателя, основанными на его личном опыте, и конечной реализацией активизирует игру. Таким образом, читатель, узнав прецедентный фон, может насладиться непосредственно процессом игры.

Рассмотрев данную внутрижанровую игру, необходимо заметить,

что это только одна из подражающих игр в сети, где взрослые, уподобляясь детям, пробуют язык на прочность и выходят за рамки лингвистической системы. Следует также понимать, что детское словотворчество носит иной характер и функции, нежели постподражатель-ная игра взрослых. Как пишет Т. А. Гридина, «детская речь - сфера речевой деятельности, применительно к которой понятие креативности может рассматриваться двояко: с одной стороны, это креативность «вынужденная», компенсирующая дефицит языкового и когнитивного опыта ребенка; данный вид креативности проявляет обостренную интуицию в использовании детьми потенциала языковой системы; с другой стороны, это креативность, обнаруживающая способность ребенка к осознанному нарушению языковых конвенций» [Гридина 2009: 8]. Таким образом, можно отметить, что словотворчество ребёнка не является языковой игрой в прямом понимании, а служит в каком-то смысле способом познания окружающей действительности. Взрослый же воспринимает лингвокреативную деятельность как возможность поиграть с системой, осознанно ломая языковые нормы. Следовательно, подражая ребёнку, взрослый вкладывает иной смысл в созданную ранее форму. Таков механизм социального явления игр в инфантилизм, но в чём его причины?

Вероятно, корни возникновения новой игры следует искать в области психологии, которая идентифицирует состояние современного общества как невротизацию: личность постоянно испытывает психологический дискомфорт от несоответствия собственного «Я» тому идеальному образу, который агрессивно навязывает общество. Социум посредством рекламы в СМИ, фотографий в модных журналах, телевизионных передач транслирует для каждого отдельно взятого индивидуума образ идеального успешного счастливого человека, формируя клипартное4 сознание. Так, постоянное стремление к заданному идеалу и несоответствие ему порождает невротизацию личности.

Сегодняшний этап развития технологий позволяет людям общаться, не выходя из дома: 1ш1а^ат, Ыуе.Тоита1, социальные сети - это огромные площадки, где каждый может придумать другого, альтернативного себя. Не случайно одним из популярных мемов в Сети является креолизованый текст, цитирующий И. Бродского «не выходи из комнаты, не совершай ошибку» на фоне мрачных, серых фотографий -встреча с реальностью пугает. Так как нет прямого общения, нет жи-

4 Клип-арт (от англ. СИрЛн) - графические элементы для создания дизайна. Клип-арт библиотеки в Интернет содержат картинки на любую тему для оформления текста подходящими иллюстрациями.

вой коммуникации, а следовательно, нет и возможности подтверждения, что остальные люди так же не идеальны - неудовлетворённость нарастает. В такой критической ситуации человек инстинктивно делает попытки себя репарировать и по лестнице онтогенеза символически возвращается обратно в детство, где было положено начало всех психосексуальных стадий развития, надеясь выстроить себя заново. Однако возникает вопрос, почему, дав свободу своему «внутреннему ребёнку», человек выбирает языковую игру и словотворчество как способ сублимации внутреннего конфликта?

З. Фрейд в работе «Художник и фантазирование» писал, что творец - это несостоявшийся невротик, то есть, субъект, который сумел так организовать накопившуюся (и угрожающую ему неврозом) энергию либидо, чтобы она трансформировалась в творчество. Таким образом, не удивительно, что при возрастании невротизации в обществе и неудовлетворённости, данная энергия всё больше инвестируется в творческую деятельность. Более того, общество в данном случае выступает как коллективная родительская фигура, одобрение которой необходимо «внутреннему ребёнку», иначе бы всё написанное оставалось в рамках персональных компьютеров.

В итоге, можно сказать, что отмеченная тенденция есть симптом смысловой перегруженности общества, от которой человек бежит в детство, где можно ещё раз переиграть все социальные роли и установить новые смысловые парадигмы. Так, пространство Интернет становится детской площадкой, на которой взрослые, пытаясь сублимировать негативный груз, возложенный на них социумом, лепят «пирожки» и толкут «порошки».

ЛИТЕРАТУРА

Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива: Коллективная моногр. /Отв. ред. Т.А. Гридина. - Екатеринбург, 2009.

Демурова Н.М. Льюис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. - М., 1979

Колонезе Дж. Нонсенс как форма комизма // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. - М., 2007

Юнгер Ф.Г. Игры. Ключ к их значению / Пер с нем. А.В. Перцева. - СПб., 2002

Фрейд З. Художник и фантазирование / Пер с нем. Р.Ф. Додельцева. - М., 1995

© В.В. Соковнина, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.