Научная статья на тему 'Лингво-риторическая теория диалога «Столица - регион»'

Лингво-риторическая теория диалога «Столица - регион» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ "СТОЛИЦА РЕГИОН" / ОБЩЕЕ МЕСТО / ДИСТРИБУЦИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ваганова Е. А.

В статье рассматривается диалог между СМИ, представленными формообразующими частями государства: СМИ населённого пункта СМИ субъекта федерации СМИ федерального центра. Лингво-риторическая теория исследования диалога основывается на категориях классической риторики, общелингвистического метода и контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингво-риторическая теория диалога «Столица - регион»»

е. А. Ваганова

ЛИНГВО-РИТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДИАЛОГА «СТОЛИЦА - РЕГИОН»

В статье рассматривается диалог между СМИ, представленными формообразующими частями государства: СМИ населённого пункта - СМИ субъекта федерации - СМИ федерального центра. Лингво-риторическая теория исследования диалога основывается на категориях классической риторики, общелингвистического метода и контент-анализа.

Ключевые слова: диалог «столица - регион», общее место, дистрибуция, контент-анализ.

В современном обществе массовой коммуникации категория «государство», как её описал Аристотель, остаётся такой же актуальной. Государство, по Аристотелю, есть совокупность управляющих диалогов [2]. В современном обществе управляющие диалоги осуществляются СМИ. Поскольку массовая коммуникация характеризуется отсутствием обратной связи в паре СМИ - рядовой читатель, диалог, следовательно, строится между СМи, представленными разными формообразующими частями государства: СМИ населенного пункта (например, города, не являющегося региональным центром) - СМИ субъекта федерации - СМИ федерального (общегосударственного) центра. От качества данного диалога apriority зависит благополучие государства.

Наше исследование посвящено изучению медиа-текстов, являющихся составными частями политического диалога, представленного в печатных СМИ. Анализу подверглись публикации, освещавшие выборы Президента России в 2008 году. Целью исследования стало выявление состава и структуры политического диалога.

Условием всякого диалога (его становления и развития) является динамическая комбинация общих и раздельных смысловых элементов. Семантическая структура внутригосударственного диалога может быть эксплицирована совокупностью общелингвистического метода с методом риторической дедукции. Словарное наполнение политического диалога может быть выявлено посредством статистического анализа словарных тенденций с элементами контент-анализа.

Метод риторической дедукции восходит к трактату Аристотеля «Топика», обобщён в «Кратком руководстве к красноречию...» М. В. Ломоносова, современных работах по теории аргументации.

общелингвистический метод описан Ю. В. Рождественским в «Лекциях по общему языкознанию». Уточнение числа и характера

описания единиц языка, согласно этому методу, проводится с помощью процедуры, называемой дистрибуция. Слово «дистрибуция» буквально означает «распределение», или, иначе, сочетаемость единиц в речевой цепи. Дистрибутивный анализ оперирует двумя основными понятиями: синтагма и парадигма: есть вертикальные столбцы - парадигмы и горизонтальные строки - синтагмы. Горизонтальные строки и вертикальные столбцы связаны тематическим единством содержания. Пересечение столбца со строкой представляет своеобразное определение понятия по двум аргументам - парадигматическому и синтагматическому. На этом основании строится система разведения понятий. Если два элемента (конкретные единицы какого-то одного языкового яруса) никогда не встречаются в одной парадигме (позиции), то относительно этой позиции они находятся в отношении дополнительной дистрибуции, если два элемента могут встречаться в одной и той же парадигме, то они находятся в отношении контрастной дистрибуции. Инвариантами признаются элементы, которые находятся одновременно в отношениях контрастной и дополнительной дистрибуции. Задача исследователя заключается в минимизации строевых позиций, причём эта минимизация не должна осуществляться в ущерб многообразию: требуется определить такой минимум позиций, который позволит выразить всё многообразие смыслов благодаря комбинациям инвариантов.

Минимумом позиций (парадигм) на текстовом уровне языка может служить комплект общих мест (например, 16 общих мест в «Кратком руководстве...» М. В. Ломоносова)1. В этом случае элементами являются речевые высказывания, на которые делится текст. Степень правильности (и успешности) диалога зависит от числа единиц, находящихся в отношениях контрастной и дополнительной дистрибуции.

контент-анализ, или анализ содержания, является одним из наиболее распространённых

в современной практике изучения содержания массовой коммуникации. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. В рамках этого метода предполагается, что на основе знания о содержании материалов массовой коммуникации исследователь может делать выводы о намерениях коммуникатора или возможных эффектах сообщения. С помощью контент-анализа можно определить степень соответствия сообщения намерениям коммуникатора и специфике канала, изучить связи между характеристиками сообщения и установками аудитории, а также её реальным и коммуникативным поведением.

Для анализа были взяты статьи, опубликованные в феврале 2008 года на страницах «Российской газеты» (общегосударственного печатного СМИ), «Советской Чувашии», представляющей субъект федерации, и районной газеты «Алатырские вести».

«Российская газета» - ежедневная общественно-политическая общенациональная газета, имеющая статус официального публикатора государственных документов и выходящая тиражом более 200 тыс. экземпляров форматом А2 на 16-24 полосах. «Российская газета» имеет строгий рубрикатор, который определяет структуру издания. Основными постоянными разделами являются: 1) «Государство» (подразделы «Власть», «Политика», «Казна», «Право», «Безопасность», «Армия», «Граждане», «Социальная сфера» и др.); 2) «Экономика» (подразделы «Экономическое законодательство», «Финансы», «Отрасли», «Бизнес»; 3) «События и комментарии»; 4) «В мире»; 5) «Общество»; 6) «Документы»; 7) «Культура»; 8) «Спорт». В период предвыборной кампании со 2 по 29 февраля 2008 года в выпуск был введён раздел «Выборы», занимавший одну полосу. Здесь публиковались политические программы кандидатов в Президенты России. Ход предвыборной кампании освещался публикациями в разделах «События и комментарии» и «Государство» (в подразделах «Власть», «Политика»), причём материалы размещались в рубриках «Приоритет», «Президент», «ЦИК», «Выборы».

Газета «Советская Чувашия» - единственное ежедневное общественно-политическое издание Чувашской Республики, выходящее на русском языке. Своё название газета сохрани-

ла как память, как дань уважения к истории, к своим предшественникам и как известную авторитетную торговую марку, которая в профессиональных рейтингах печатных СМИ России занимает ведущее место2. Ежедневный (4 полосы форматом А2) тираж газеты составляет 20 тыс. экземпляров; тираж выпуска, выходящего по четвергам (20 полос форматом А3), - 25 тыс. экземпляров. Освещением предвыборной кампании на страницах газеты занимался журналист Л. Васильев, его заметки об основных мероприятиях, проводимых на территории Чувашии, публиковались на 1-2 полосах ежедневных выпусков в рубрике «Выборы-2008».

«Алатырские вести» - газета одного из районных центров Чувашской Республики, г. Алатыря. Она была основана в марте 1918 года, выходила под различными названиями; тираж газеты доходил до 16 тыс. и более экземпляров, сегодня тираж составляет 3745 экземпляров. Выходит газета два раза в неделю: во вторник - четырёхполосный, а в субботу - восьмиполосный номер. Материалы, освещавшие ход предвыборной кампании, публиковались, как и в «СЧ», в рубрике «Выборы-2008», а также «Россия - вперёд!».

Для анализа были отобраны по три статьи из каждого издания, размещённые в рубриках или подразделах «Выборы», которые можно в совокупности рассматривать как самостоятельный блок в общем развитии предвыборного диалога.

Инициатором в рассматриваемом диалогическом блоке выступила «Российская газета» со статьёй Е. Власовой «Не корысти ради...», опубликованной 1 февраля 2008 года. Содержание статьи составила информация о количестве денежных средств, затраченных на проведение избирательной кампании каждым кандидатом, а также об источниках формирования самих избирательных фондов. В этот же день в газете «Советская Чувашия» вышла подборка цитат из выступлений кандидата Д. Медведева, подготовленная М. Вансяцким. Ближайший по времени к 1 февраля 2008 года выпуск газеты «Алатырские вести», вышедший 2 февраля 2008 года, содержал расширенное по отношению к материалам «СЧ» цитирование высказываний кандидата Медведева. Самостоятельная публикация в рамках рассматриваемого диалогического блока вышла 9 февраля 2008 года под названием «Обсуждена стратегия развития социальной сферы». В статье освещалось заседание президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных нацпроектов, кото-

рое провёл 4 февраля 2008 года Д. Медведев.

В комплектацию рассматриваемого диалогического блока входят также следующие статьи: А. Ильин, Е. лашкина. не приедут, не увидят. - «РГ» - № 4584 - 08.02.2008; В. Петров. Завершая подготовку - «РГ» - № 4601

- 29.02.2008; Л. Васильев. Если со зрением проблемы - «СЧ» - № 36 - 27.02.08; Л. Васильев. Вся правда о выборах - «СЧ» - № 40 -01.03.08; ВЦИОМ: Дмитрий Медведев может набрать около 75 % голосов» - «АВ» - № 19-20

- 16.02.08; Р. Николаева. Главные темы дня -«АВ» - №24 - 27.02.08

К каждой статье была применена процедура комплексного лингво-риторического анализа. В качестве примера приведём анализ статьи

Е. Власовой «Не корысти ради...», опубликованной 1 февраля 2008 года на страницах «Российской газеты». Название статьи содержит общее место причина. Лид «Все четыре кандидата в президенты активно тратят деньги. На ведение избирательной кампании у них уже ушло 40,4 млн рублей. Об этом вчера сообщил заместитель председателя ЦИК Станислав Вавилов» образован общими местами уравнение - «Все четыре кандидата активно тратят деньги», свойства материальные (величина) - «40,4 млн рублей» и имя - «заместитель председателя ЦИК Станислав Вавилов».

Результаты логического рассечения текстового массива «РГ» по общим местам могут быть представлены в виде таблицы:

название общего места пример из статьи

Имя 1) первый вице-премьер Дмитрий Медведев 2) глава ЛДПР Владимир Жириновский 3) лидер ДПР Андрей Богданов 4) лидер коммунистов Геннадий Зюганов 5) заместитель председателя ЦИК Станислав Вавилов 6) министр иностранных дел Сергей Лавров 7) генеральный секретарь Парламентской ассамблеи ОБСЕ Спенсер Оливер 8) председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Горан Леннмаркер 9) председатель Госдумы Борис Грызлов 10) официальный представитель МИД Михаил Камынин 11) директор БДИПЧ ОБСЕ Кристиан Штрохал 12) член ЦИК Геннадий Райков 13) член ЦИК с правом совещательного голоса Александр Кобринский 14) требования БДИПЧ называются ультиматумом

3) свойства материальные (величина) 1) 40,4 млн рублей 2) 26,4 млн рублей 3) 11,9 млн рублей 4) 1,2 млн руб. 5) 811 тыс. руб 6) 3 млрд 991 млн руб 7) 5 млрд 125 млн руб 8) 70 человек

11) предыдущее и последующее 1) траты на ведение предвыборной агитации - последующие траты 2) трудные переговоры с БДИПЧ ОБСЕ - отсутствие на выборах наблюдателей из ОБСЕ 3) последние дискуссии - выборы 4) предвыборная кампания - «круглые столы» 5) письмо Центризбиркома БДИПЧ ОБСЕ (только последующее)

9) происхождение 1) «за счёт политической партии», добровольные пожертвования юридических лиц, личные накопления ^ фонды кандидатов 2) неадекватное поведение БДИПЧ ^ необходимость реформирования БДИПЧ 3) легитимный уход главы государства ^ спокойная, «уникальная» избирательная кампания

6) действие и страдание 1) Россия не позволит БДИПЧ ставить ультиматумы 2) Г. Леннмаркер уведомил Б. Грызлова о невозможности принять приглашение и прислать наблюдателей

10) причина 1) «Не корысти ради...» 2) проведение предвыборной агитации - причина создания фондов кандидатов

15) противные и несходные вещи 1) наблюдение за выборами ^ наблюдение за состоянием дел в стране 2) мнение МИД России ^ заявление БДИПЧ ОБСЕ

13) обстоятельства история с квоту наблюдателей БДИПЧ и датой прибытия миссии

2) целое и части подготовка к выборам - целое, проверка системы ГАС-выборы, аккредитация международных наблюдателей, рассмотрение жалоб - её части

8) время дату прибытия миссии назначил на 27-28 февраля

16) уравнение все четыре кандидата в президенты активно тратят деньги

Сопоставление результатов выявило повторяющиеся и неповторяющиеся общие. Повторяющиеся общие места: целое и части, свойства материальные (величина), имя, действие и страдание, время, происхождение, причина, предыдущее и последующее, обстоятельства. из них сильными позициями являются имя, предыдущее и последующее и противные и несходные вещи, так как имеют общие элементы: «Д. Медведев», «Г. Зюганов», «В. Жириновский», «А. Богданов»; «предвыборная кампания - «круглые столы», дискуссии, заявления - выборы»; «мировое сообщество, БДИПЧ ОБСЕ, функции международных наблюдателей ^ Россия, функции российских наблюдателей». неповторяющиеся общие места распределились следующим образом:

способен выявить характер отношений, складывающихся в ходе внутригосударственного диалога, определить основные слова-понятия, которыми оперирует общество. При условии, что статистический анализ направлен на подсчёт частей речи, по его данным можно определить модальность речевых высказываний: чем больше глаголов содержит речь, тем более прагматичный характер она имеет.

Ниже в табличном виде представлены количественные характеристики анализируемых статей:

как видим, в текстах общегосударственного печатного СМи существительные превалируют над глагольными формами в 2,5-3,2 раза, в издании, представляющем субъект федерации, - в 1,9-2,6 раза, а в районной газете - в 4,6-5,1

в центральной газете

признаки противные и несходные вещи уравнение

в региональной газете свойства жизненные место признаки противные и несходные вещи уравнение

в местной газете

место

Видим, в отношении позиций в структуре внешнего диалога (центр - регион - город) реализована контрастная и дополнительная дистрибуция.

лингво-риторический анализ сопровождался статистическим анализом с элементами контент-анализа. Статистический анализ словарных тенденций текстовых массивов, освещающих значимые для государства события,

раза. Соотношение имён и местоимений представлено следующим образом: в «РГ» местоимений меньше имён в 5,6-13,9 раза, в «СЧ» - в 4,4-7 раз, в «АВ» 6-30,3 раза. В «РГ» и «СЧ» служебные слова составляют примерно 2025 % от числа употреблённых слов, тогда как в «АВ» их всего 15-20 %.

Полученные статистические данные, на наш взгляд, наглядно отражают складывающиеся в

Всего слов, из них:

«Российская газета»

360/311 539/467 234/214

«советская Чувашия»

1146/1051 226/219 226/204

«Алатырские вести»

240/228 153/136 271/194

сущест. 129 179 82 316

прилаг. 26 29 25 141

числит. 26 15 2 17

местоим. 13 40 12 109

глаголов 40 71 33 164

наречий 13 16 10 71

СКС 1 4 0 6

служ. слов 63 113 50 227

ходе внутригосударственного диалога отношения между его участниками. Примерно равное соотношение именных частей речи и глаголов в текстах «РГ» и «СЧ» может свидетельствовать о равноправных позициях федерального и регионального СМИ, о стремлении к диалогу в решении общегосударственных задач. Выявленная тенденция увеличения преобладания именных форм над глагольными в местной прессе демонстрирует высокую степень зависимости местного печатного СМИ от регионального и общегосударственного, неспособность выступать на позициях равноправного участника политического диалога.

Таким образом, предложенный нами метод исследования текстов, являющихся составными частями политического диалога, представленного в печатных СМИ, позволяет выявить состав и структуру самого диалога, что , в свою очередь, будет способствовать конструированию риторически грамотных текстов-реплик, обеспечивающих эффективное управление государством.

Примечания

1 «Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) це-

90 75 121 64 111

18 17 30 8 17

4 5 5 19 1

20 14 9 3 9

35 34 26 14 22

8 2 3 1 5

1 1 1 0 0

43 56 33 27 29

лое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения» [4; 74].

2 См.: URL : www.digest.ru.

Список литературы

1. Аверьянов, Л. Я. Контент-анализ [Электронный ресурс]. URL : http://www.i-u.ru/bib-lio/archive/averjanov_kontent.

2. Аристотель. Политика / Аристотель // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. М. : Мысль, 1984. С. 375-644.

3. Аристотель. Топика / Аристотель // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 2. М. : Мысль, 1978. С. 347-531.

4. Ломоносов, М. В. Книга первая // Антология русской риторики. М. : Университетский гуманитарный лицей, 1997. С. 71-210.

5. Рождественский, Ю. В. Лекции по общему языкознанию. М. : Высшая школа, 1990. 381 с.

и. А. Голованов

особенности реализациимифо-фольклорных мотивов в медиадискурсе

В статье рассматриваются вопросы значимости средств массовой информации в сохранении и возможностях использования мифо-фольклорной составляющей современного человеческого сознания.

Ключевые слова: сознание, фольклор, миф, современность, медийные тексты, эксплуатируе-мость, пророчества и провидцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.