Научная статья на тему 'Лингвистическое изучение феномена родства'

Лингвистическое изучение феномена родства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
851
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОЛОГИЯ / ЛЕКСИКА РОДСТВА / КОНЦЕПТ / МЕТАФОРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СИНКРЕТИЗМ / RELATIONSHIP''S VOCABULARY / TERMINOLOGY / A CONCEPT / A METAPHOR / PRESENTATIONS / SYNCRETISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николенко Ольга Юрьевна

Исследуются различные ипостаси и языковая репрезентация феномена родства, определяются задачи по изучению данного феномена с точки зрения антропоцентрической лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic studying of a phenomenon of relationship

Different hypostasises and language representations of a phenomenon of relationship are investigated. Tasks in studying of this phenomenon from the point of view of anthropocentric linguistics are detected.

Текст научной работы на тему «Лингвистическое изучение феномена родства»

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

О.Ю. НИКОЛЕНКО

(Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия)

УДК 811.161.1 ’37 ББК Ш141.2-31

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА РОДСТВА

Аннотация: Исследуются различные ипостаси и языковая репрезентация феномена родства, определяются задачи по изучению данного феномена с точки зрения антропоцентрической лингвистики.

Ключевые слова: терминология, лексика родства, концепт, метафора, представления, синкретизм.

В силу своей многоплановости феномен родства в разных аспектах может быть объектом изучения разных наук: биологии (генетики), социологии, юриспруденции, генеалогии, этнографии, психологии, культурологии, лингвистики и даже математической логики.

Феномен родства имеет сложную природу: биологическая основа кровного родства и социальная природа родства брачного в современном обществе дополняются юридическим, духовным и ритуальным компонентами, закрепляющими «не-родство» (не кровное и не брачное) в статусе родства. Кроме того, биологическая и социальная природа родства и брака понимается разными народами различно, в соответствии со сформировавшейся этнокультурной спецификой (полигамия и моногамия, групповой брак, родовая община, нуклеарная семья и т.д.). Но не только структура общества и характер родственных связей и отношений как таковые, но и «их культурное осмысление, их ритуальное оформление, их содержание и оценка, их место в том, что принято называть традиционной картиной мира» [Толстая 2009: 7], являются индивидуальными для каждой общественной формации.

Таким образом, можно выделить несколько уровней родства, определяемых разными факторами:

• кровное родство - связь между людьми, обусловленная общностью происхождения одного лица от другого (прямая линия) или нескольких лиц от общего предка (боковая линия); это «эталонное» родство, заданное природой;

• брачное родство, или свойство - отношения близости, возникающие в результате брачной связи; это социальное родство, определяемое принятой в обществе формой брака;

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

• юридическое родство - приравненные к кровному родству отношения между неродственными людьми, закрепленные юридически (усыновление); определяется общественной нормой права;

• духовное родство - приравненные к кровному родству отношения, возникшие в результате церковного обряда крещения; определяется церковью;

• ритуальное родство - отношения, возникшие вследствие ритуала (родство по пище, молочное родство, побратимство, братство по кораблю и т. д.); определяется социальной группой;

• психологическое родство - сближение или отдаление родственных / неродственных людей на основе их личностных отношений (приближение и отдаление родства, шуточное родство и т. д.); определяется отдельным человеком, ego.

Формирование такой сложной структуры происходило постепенно. Первичное представление о родстве, вероятно, носило синкретический характер и являлось одним из способов объяснения мира. Это первопонятие родства охватывало не только отношения человека с другими людьми, но с природой, с Космосом, о чем свидетельствуют мифы. Последовательное наполнение лексической группы родства отражает процесс формирования у человека отдельных ментальных категорий, в том числе и категории «ego» («я», «личности», «персонально-сти»). В основе терминологии кровного родства лежит осознание объективной биологической связи между объектами, которое происходит постепенно. Так, мать ребенка всегда была известна в силу естественных причин, в отличие от отца, потому формирование термина мать происходило, вероятно, быстрее. Однако на формирование термина могло оказывать воздействие не только разнотемповое осознание биологического родства, но и осознание социальной функции особи - биологического родственника. Например, в определенную эпоху социальная функция матери классифицировала ее по отношению к ребенку наравне с ее сестрами - тетками ребенка. Поэтому мать и сестра матери назывались в ту эпоху одинаково. Таким образом, биологическое родство связано с родством социальным, определяемым, в первую очередь, формой брака (Л.Г. Морган, Р. Лоуи, У. Риверс, А.М. Золотарёв). Наиболее древней формой является групповой смешанный брак, прямым следствием чего была невыясненность отцовства. В таких условиях отцами особи на полных правах могли считаться как собственно возможный биологический отец, так и все его братья, даже все отцы отцов, а потому они назывались общим для класса старших мужчин классифицирующим термином. С возникновением малой индивидуальной

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

семьи и более четким осознанием личного родства складывается описательная система, в которой разные лица называются индивидуальными терминами. Так, термином отец в славянских языках называют только кровного родителя, хотя в материальном отношении слово отец является продолжением древнего названия представителя класса старших мужчин. Действующая в современных индоевропейских языках, в том числе и в русском, описательная система родства разграничивает то, что не было существенно в древности. В дальнейшем с развитием различных общественных институтов формируются и другие виды социального родства, в разной степени и в разных направлениях отступающие от прототипической модели кровного родства, которая служит для них эталоном. Современное понимание родства дополняется субъективным осознанием личного родства: на первый план выходит родство духовное, психологическая близость, но не биологическое родство или свойство, установленное современным институтом брака.

Именно сложность и длительность формирования структуры самого феномена родства, сочетающего элементы объективные, заданные природой, и субъективные, устанавливаемые обществом и человеком, служит причиной многочисленных споров между исследователями родства об объеме предмета изучения и подходах (H.A. Добронра-вин, Г.В. Дзибель). В частности это касается этнографических исследований, занимающихся системами родства у разных народов. Непонимание возникает вследствие того, что при оперировании одними и теми же элементами формальной оболочки (терминами родства и сопряженными с ними лексическими единицами) исследователи феномена родства в содержательном отношении опираются на разные стороны этого явления. Появилась необходимость разграничить объекты исследования (в том числе и терминологически) в лингвистическом, культурологическом и этнографическом смыслах (H.A. Добронравин, A.A. Бурыкин; Г.Р. Доброва,). Отдельного внимания заслуживает и терминология на основе лексики родства других гуманитарных наук: социологии, демографии, психологии, правда, каждая из которых имеет свой объем и набор дифференциальных признаков. Развитие научно-естественного знания привело к изменению представления о природном родстве, например, возникла дифференциация генетическая (биологическая) мать - суррогатная мать - мать. Таким образом, каждая научная область, изучающая феномен родства, вырабатывает свой подход и свою систему описания, что приводит к дифференциации знаний о родстве.

Но в то же время назрела необходимость описания концепта родства в его языковой репрезентации с учетом развития понимания род-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

ства в отдельных областях человеческого знания и его синтетического представления в сознании носителя языка. Именно такое синтетическое представление является основой для современного понимания феномена родства. Именно такое синтетическое представление и является концептом родства в сознании всех русскоговорящих, выступает ядерной частью общего знания о феномене родства.

Первое, лежащее на поверхности и достаточно успешно разработанное, традиционное лингвистическое направление - изучение языковых единиц и форм выражения феномена родства в их семантическом, этимологическом, функциональном смысле, выявление структурных, словообразовательных связей между ними, исследование устойчивых сочетаний и т. д. Однако известно, что на основе одних и тех же языковых фактов можно прийти к разным выводам. Так, при анализе индоевропейских праформ терминов родства количественная недостаточность терминов, называющих родственников со стороны женщины, породила мысль, что индоевропейцы не знали матриархата, но обращение к вне-языковым фактам позволило объяснить именно существованием матриархата «многочисленные сдвиги в древнейших пластах основного словарного фонда индоевропейских языков, в частности в родственной терминологии» [Исаченко 1984: 96]. Комплексность подхода принципиально поддержал О.Н. Трубачев в своем фундаментальном исследовании истории славянских терминов родства [Трубачев 1959].

В первую очередь изучение языковой репрезентации феномена родства должно опираться на этнокультурные исследования систем родства. Процесс взаимодействия исследований по лексическому наполнению категории родства (как лингвистическая деятельность) и исследований фактов истории общественно-социального развития (как экстралингвистическая деятельность) двусторонний: исследование

лексики дает материал и доказательства для исследований социальноисторических процессов общества и наоборот. В связи с этим особенно актуальной представляется мысль о переходе языкознания от сис-темоцентризма к антропоцентризму. Безусловно, необходимо большее внимание к человеческому фактору в языкознании, а исследования по системной организации языка должны сопровождаться культурологическими, социологическими, когнитивными, психологическими изысканиями.

Можно определить некоторые задачи по изучению феномена родства с точки зрения антропоцентрической лингвистики.

Когнитивное направление связано с изучением и описанием структуры ментально-языкового концепта «родство» в его слоистой структуре Сопоставительное изучение терминологии родства и языко-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

вой репрезентации концепта «родство» в разных языках должно привести, по мнению исследователей данного направления, к пониманию общего и частного в осознании феномена родства разными народами и, вследствие этого, уточнить структуру национального концепта. Это сближает сопоставительные исследования с этнолингвистическими.

Этнолингвистическое направление связано с описанием триады: языковые формы (вся лексика и фразеология, относящаяся к родству), фольклорные формы (мотивы и сюжеты, связанные с отношениями родства, их состав и структура, их символика и функции и т. п.) и ритуальные формы (обряды установления родства или изменения родственных отношений, их типология и функции), на основании которых должна быть реконструирована общая семантика, символика и аксиология родства [Толстая 2009: 9].

Представление о родстве, или концепт родства, в языковом сознании является неким универсальной кодом, формулой, моделью, синтетическим знанием, экстраполирующимся на все области жизни. Это проявляется в переносе представлений о родстве (метафорах родства) на различные явления и объекты действительности и на типы отношений: например, в терминологии - языковое родство, родство гармонии в музыке (родство тональностей); в политическом дискурсе - батька Лукашенко, СССР - «старший брат» и т.д.. Отдельные имена родства становятся базой для метафорической семантической деривации (отец «основатель», дед «старослужащий», мама-папа «разъемы» и т.д.). Вероятно, именно в изучении этих метафор кроется один из возможных путей решения вопроса о смысловом наполнении концепта.

Однако сам концепт родства и родственных отношений в целом и в своих значимых частях часто предстает как метафора, например, род, семья (как одна из форм реализации родства) - человеческий организм (своя кровь - «родня», голова-глава семьи, колено - горизонтальный срез родственников, степень родства, др.-рус. кость «род, племя», др.-рус. мизинец - «младший сын») и род, семья - растение (корни родства, ветви генеалогического древа, семя - «потомство», отпрыск - «ребенок», племя, племянник - генетически родственное слову плод). Как отмечает С.М. Толстая, связь понятий родства с этими двумя лексическими сферами (соматизмы и фитонимы) не случайна, она отражает в первом случае антропоцентризм традиционной картины мира, выражающей социальные понятия на языке человеческого тела; во втором -«биологизм», обращение к растительному (вегетативному) коду для обозначения социальных отношений [Толстая 2009: 11].

Таким образом, древнее синкретическое представление о родстве как одном из законов мироустройства находит отражение и в универ-

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

сальной метафоре родства и в метафорическом представлении о самом родстве.

Лингвистическое изучение эволюции концепта родства от древнейшей синкретической формы до современного универсального синтетического знания должно выявить динамику содержательной и формальной стороны языковых фактов, лингвистическая интерпретация которых должна сопровождаться внелингвистическим комментарием.

ЛИТЕРАТУРА

Бурыкин A.A. Какая реальность наблюдается исследователями при описании систем терминов родства? // Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып. 5. - СПб., 2000.

Доброва Г.Р. Основные современные лингвистические и психолингвистические подходы к изучению терминов родства // Пихолшгвистика: Науково-теоретичний зб1рник. - Переяслав-Хмельницький, 2008. - Вып. 1 // sci-lance.com/library/book/39321.

Добронравин H.A Родство как оболочка и поиск скрытых смыслов (от политологии до лингвистики и права) // Антропологический форум. № 14. Онлайн. // www.anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/014online/ dobronravin.pdf.

Дзибель Г.В. Феномен родства. Пролегомены к иденетической теории. -СПб., 2001.

Исаченко A.B. Индоевропейская и славянская терминология родства // IsaCenko A.V. Opera selecta. - München, 1984.

Толстая C.M. Категория родства в этнолингвистической перспективе // Категория родства в языке и культуре. - М., 2009.

Трубачёв O.H. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. - М., 1959.

© Николенко О.Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.