Научная статья на тему 'Лингвистическая школа А. П. Дульзона: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям'

Лингвистическая школа А. П. Дульзона: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.П. ДУЛЬЗОН / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТНОГЕНЕЗ НАРОДОВ СИБИРИ / A.P. DULZON / LINGUISTIC SCHOOL / INTERDISCIPLINARY STUDIES / SIBERIAN PEOPLES'' ETHNO-GENESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крюкова Елена Александровна

Представлен обзор истории развития и современного состояния исследований Лингвистической школы Андрея Петровича Дульзона, которой в 2017 г. исполняется 70 лет. Андрей Петрович был всесторонне одаренным ученым, работающим в междисциплинарном ключе. Его исследования по археологии, топонимии, лингвистике были направлены на изучение происхождения аборигенных народов Сибири и их языков. А.П. Дульзону удалось привлечь к работе по данной проблематике большое число научных работников и студентов, что в итоге привело к созданию одного из известных лингвистических центров в Сибири и положило начало истории лингвистической школы. Потенциал, заложенный А. П. Дульзоном, поддерживается несколькими поколениями его последователей, научные изыскания которых гармонично влились в новую научную парадигму XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic school by A.P. Dulzon: from descriptive linguistics to interdisciplinary studies

Next year the Linguistic school of A.P. Dulzon celebrates its 70th anniversary. The elaboration of studies plan for Siberian aboriginal peoples and their languages is considered to be its starting point. The research potential which was founded by Andrey P. Dulzon in the 40th of the XX century have crossed the century's borderline and entered the new scientific paradigm of the XXI century. The long life span of the linguistic school was determined by the setting of the research problem which currently is also one of the primary scopes in modern anthropocentric scientific paradigm. Besides, during the descriptive linguistics period, A.P. Dulson proposed using systematic complex approach to study on the set problem, namely, involving archaeological, anthropological, ethnographical and linguistic materials for studying Siberian indigenous peoples. Andrey P. Dulzon's contribution is not only that he elaborated a prospective research program, he himself was a sample of a scientist working cross-disciplinarily: his contribution to archaeology, toponymy, linguistics is widely known in scientific communities. Several generations of his apprentices belong to A.P. Dulzon's school legacy. He was capable of organizing a big amount of researchers and students who provided succession of generations in the linguistic school by A.P. Dulzon. About 200 volumes of field notes on different Siberian peoples' languages are stored in the archive of Department of Siberian Indigenous Languages of Tomsk State Pedagogical University. The archive of the Department includes hand-written card-catalogues: 120 000 cards on Ket-Russian dictionary, 80 000 cards on Selkup-Russian dictionary, relatively small catalogues on other languages (Nganasan, Dolgan, Chulym-Turkic), 242 000 cards on Siberian, Far East and Central Asia toponyms. Scientific potential of Dulzon's researches currently is realized through expeditions for collecting and documenting Siberian peoples' languages, projects on aboriginal languages and cultures studies, the results are provided to a wide range of scientists in published dictionaries, monographies, experience exchange is carried out during regular international conferences "Dulzon redings". The studies level, set by A.P. Dulzon on comprehensive studies of Siberian indigenous peoples' languages in XXI century turned into interdisciplinary studies with application of modern achievements of computer, field, areal, cognitive linguistics, ethnolinguistics, social linguistics, folklore studies and other related sciences.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая школа А. П. Дульзона: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям»

Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 4 (42)

УДК 81-119

Б01: 10.17223/19988613/42/3

Е.А. Крюкова

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА А.П. ДУЛЬЗОНА: ОТ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Типология категории посессивности на материале языков обско-енисейского ареала» (проект 15-04-00406 а).

Представлен обзор истории развития и современного состояния исследований Лингвистической школы Андрея Петровича Дульзона, которой в 2017 г. исполняется 70 лет. Андрей Петрович был всесторонне одаренным ученым, работающим в междисциплинарном ключе. Его исследования по археологии, топонимии, лингвистике были направлены на изучение происхождения аборигенных народов Сибири и их языков. А.П. Дульзону удалось привлечь к работе по данной проблематике большое число научных работников и студентов, что в итоге привело к созданию одного из известных лингвистических центров в Сибири и положило начало истории лингвистической школы. Потенциал, заложенный А. П. Дульзоном, поддерживается несколькими поколениями его последователей, научные изыскания которых гармонично влились в новую научную парадигму XX в.

Ключевые слова: А.П. Дульзон; лингвистическая школа; междисциплинарные исследования; этногенез народов Сибири.

В 2017 г. исполняется 70 лет Лингвистической школе А.П. Дульзона. Точкой отсчета считается разработка исследовательского плана по происхождению аборигенных народов Сибири и их языков. Исследовательский потенциал, который был заложен Андреем Петровичем в 40-е гг. XX в., пересек рубеж столетий и гармонично влился в новую научную парадигму XXI в. Долголетие лингвистической школы было предречено самой постановкой исследовательской проблемы, которая и в наше время остается одним из приоритетных направлений в современной антропоцентрической научной парадигме. Кроме того, в век описательной лингвистики А. П. Дульзон предложил использовать систематический комплексный подход по исследованию поставленной проблемы, а именно привлечение археологических, антропологических, этнографических и лингвистических данных для исследования малых народов Сибири.

Заслуга Андрея Петровича состоит не только в том, что он разработал перспективную исследовательскую программу, он сам был образцом ученого, работающего в междисциплинарном ключе: его вклад в археологию, топонимию, лингвистику известен в широких научных кругах.

Археологические изыскания Андрея Петровича -итог поездок по рекам Томской области. Результатом самостоятельных раскопок, в которых принимали участие его ученики из Томского государственного педагогического института и Томского государственного университета, стала серия трудов «Дневники раскопок курганского могильника на Басандайке» (1947), «Схематическая карта расселения чулымских тюрков и их соседей в XVII веке» (1948), «Карта археологических памятников Чулыма» (1951), «О некоторых древних поселениях в пределах Томской области» (1954), «Археологическая карта Томской области» (1954), «Остяц-

кие курганные могильники XVI и XVIII вв. у села Молчаново на Оби» (1955), «Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар» (1958) и др.

«Все археологические работы А.П. Дульзона и в настоящее время представляют большую ценность и являются необходимым фоном для дальнейшего изучения топонимии и языков аборигенных народов Сибири» [1. С. 10].

Не менее значительным является труд А.П. Дульзона и его учеников в области топонимики, была проделана большая работа по сбору топонимов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Данные по топонимике использовались для решения этнолингвистических и исторических вопросов, что нашло свое отражение в научных публикациях: «Древние смены народов на территории Томской области по данным топонимики» (1950), «Географические названия Западной Сибири как источник ее древней истории» (1959), «Вопросы этимологического анализа русских топонимов субстрактного происхождения» (1959), «Этнический состав древнего населения Западной Сибири по данным топонимики» (1961), «Древние передвижения кетов по данным топонимики» (1962) и др.

«Заслугой профессора А.П. Дульзона является создание в Томске самого крупного топонимического центра страны в 1950-1970-е гг. Специальными исследованиями были охвачены кетские топонимы (А.П. Дульзон), селькупские (Э.Г. Беккер), хантыйские (Л.И. Калинина), мансийские (Г.П. Вуоно), нганасанские (П.М. Коптелов), якутские (К.Ф. Гриценко), алтайские (О.Т. Молчанова), эвенкийские (К.И. Юргин), североказахские (В.Н. Попова), шорские (М.А. Абд-рахманов), русские (И. А. Воробьева), а также ненецкие и тувинские топонимы» [2. С. 8].

Высоко был оценен вклад Андрея Петровича в изучение аборигенных языков Сибири, за свой фундаментальный труд «Кетский язык» (1968) он был удостоен Государственной премии СССР. Начиналось все с публикации отдельных статей по изучению кетского языка, таких как «О категории рода в кетском языке» (1957), «Термины родства и свойства енисейских ке-тов» (1959), «Словарные материалы по кетским наречиям» (1961) и других работ по грамматике и фонетике. Кроме того, Андрей Петрович ввел в широкий научный оборот материалы по кетскому языку, когда он собрал и опубликовал большое количество кетских сказок и текстов, которые востребованы у специалистов различных профилей (лингвистов, фольклористов, этнографов) и в наше время.

К наследию школы Андрея Петровича, несомненно, относятся несколько поколений его учеников. Он сумел организовать вокруг себя большое число научных работников и студентов, заразить интересом к проблеме происхождения аборигенных народов Сибири своих учеников, которые также увлеченно занимались разработкой поставленной проблемы и обеспечили преемственность поколений в лингвистической школе А.П. Дульзона. Многие из них работали в Томском государственном педагогическом институте (теперь университете). Невозможно в рамках одной статьи перечислить всех учеников Андрея Петровича и их последователей. Перечислим тех, кого, к сожалению, нет больше с нами, тех, кто оставил яркий след в жизни Томской лингвистической школы [3. С. 25-26].

Ольга Андреевна Осипова была хранителем традиций томской лингвистической школы. Под ее руководством продолжали развиваться основные направления работы, заложенные А.П. Дульзоном.

Поротова Тельмина Ивановна до конца своей жизни, несмотря на тяжелое состояние здоровья, оказывала помощь по редактированию кетских текстов и кетского словаря.

Валл Маргарита Николаевна - талантливый исследователь кетского языка, долгое время работала в Институте истории, филологии и философии СО РАН в Новосибирске, а затем переехала в Германию. Все это время она постоянно поддерживала связь со своей альма-матер.

Морев Юрий Алексеевич - известный специалист в области селькупского языка.

Быконя Валентина Викторовна - после Э. Беккер возглавляла научное направление по селькупскому языку.

Будущим поколениям ученых Андрей Петрович оставил богатое наследие. Под его руководством были защищены 19 кандидатских и две докторские диссертации по индоевропейским языкам и 23 кандидатские и две докторские - по языкам народов Сибири и топонимике. За 30 лет научной деятельности им было организовано 90 экспедиций в Томской области и Красноярском крае. В 35 экспедициях Андрей Петрович принял личное участие.

Около 200 томов полевых записей по различным языкам народов Сибири хранятся в архиве кафедры языков народов Сибири Томского государственного педагогического университета (далее кафедра): кет-скому (83), селькупскому (76), нганасанскому (11), энецкому (6), долганскому (8), обско-угорским (6), чу-лымско-тюркскому (4). Некоторые полевые тома сопровождаются аудиозаписями [4].

Архив кафедры располагает рукописными картотеками: 120 000 карточек по кетско-русскому словарю, 80 000 карточек по селькупско-русскому словарю, сравнительно небольшие картотеки по другим языкам (нганасанскому, долганскому, чулымско-тюркскому), 242 000 карточек по топонимам Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.

В настоящее время неотъемлемой частью научных исследований аборигенных языков Сибири на кафедре являются комплексные этнолингвистические экспедиции, направленные на сбор языкового, этнографического, социолингвистического материала. С середины 90-х гг. XX в. насчитывается более 50 экспедиционных исследований в места проживания коренного населения Сибири, были охвачены территории Томской области и Красноярского края. Результаты проведенной работы представлены в 40 защищенных кандидатских и в двух защищенных докторских диссертациях.

Рукописный архив кафедры не только пополняется новыми материалами, но и переносится на современные носители с целью продления жизни ценным материалам: оцифрованы аудиозаписи, часть картотеки, часть полевых томов, составляется электронный корпус текстов по языкам обско-енисейского языкового ареала.

Картотеки по селькупскому и кетскому языку послужили основой для публикации «Словаря говорных форм кетского существительного» Т.И. Поротовой (2002), «Морфологического словаря кетского глагола» Э. Вайды и М. Зинн, «Селькупско-русского диалектного словаря» (под ред. В.В. Быконя, 2005), «Большого кетского словаря» в двух томах (под ред. Е. Которовой, А. Нефедова, 2015).

Среди публикаций сотрудников и аспирантов кафедры необходимо отметить монографии по селькупскому, хантыйскому, кетскому языкам:

- Полякова Н.В. Концепт «пространство» и средства его репрезентации в селькупском и русском языках (2006);

- Фильченко А.Ю. Аспекты грамматики восточно-хантыйских диалектов (2010);

- Диденко А. В. Категория императива в угорских языках (2010);

- Крюкова Е.А. Пространственно-временные отношения в енисейских языках (2013);

- Nefedov А. Clause linkage in Ket (2015).

Особо необходимо отметить серию сборников аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала, в которых представлены тексты из электронного корпуса (1-й том вышел в

20

Е.А. Крюкова

2010 г., 2-й - в 2012 г., 3-й - в 2013 г., 4-й - в 2015 г.). Языковой культурный материал охватывает обширную территорию Западной Сибири, условно означаемую как обско-енисейский языковой ареал, и включает наиболее редкие и наименее изученные языковые системы: восточные диалекты хантыйского языка, южноселькупские диалекты селькупского языка, средне-чулымский диалект чулымско-тюркского языка, бачат-ский диалект телеутского языка. В сборник вошли фольклорные и бытовые тексты, собранные с середины 50-х по середину 90-х гг. XX в. из архива полевых томов. Архивные тексты подверглись подробному современному лингвистическому анализу, транскрипция унифицирована, проведено поморфемное глоссирование, оригинальные тексты сопровождаются русским и английским переводом. Все тексты снабжены фольклорным анализом с детальным описанием ключевых фольклорных мотивов, их универсальных и уникальных характеристик.

С 2013 г. Томский государственный педагогический университет выпускает «Томский журнал лингвистических и антропологических исследований», в котором публикуются работы по актуальным вопросам лингвистики и антропологии с особым приоритетом исследований Сибири. С декабря 2015 г. журнал включен в список ВАК и в русскую версию индекса цитирования (RSCI) на базе Web of Science.

Научный потенциал последователей А.П. Дульзона в настоящее время реализуется в проектах РГНФ «Типология категории посессивности на материале языков обско-енисейского ареала» (руководитель А.Ю. Филь-ченко) и «Этнокультурная специфика образов пространства и времени в языковом сознании представителей селькупского, хантыйского, чулымско-тюрского и русского этносов в условиях контактного взаимодействия» (руководитель Н.В. Полякова), они направлены на междисциплинарные исследования грамматики и лексики исчезающих языков Сибири.

Основной научной проблемой, на решение которой направлен первый проект, является проблема создания типологии посессивности на материале малоизученных исчезающих языков Западной Сибири. Исследовательский фокус проекта - создание «типологического портрета» изучаемых языков - описание всего разнообразия посессивных конструкций в разносистемных и генетически неродственных и отдаленно родственных языках, распространенных в обско-енисейском ареале. Иссле-

дуются как именные, так и предикативные посессивные конструкции в рамках общетипологической перспективы, современной теории грамматикализации, теории информационной структуры высказывания, а также в прагматическом аспекте функционирования посессивных конструкций.

Второй проект посвящен выявлению этнокультурной специфики образов пространства и времени в языковом сознании представителей селькупского, хантыйского, чулымско-тюркского и русского этносов разных поколений в условиях контактного взаимодействия. Анализируются корпуса этнолингвистических данных, фольклорных и бытовых текстов по селькупскому, хантыйскому и чулымско-тюркскому языкам, используются данные, полученные в результате проведения свободных и направленных ассоциативных экспериментов. Сопоставительное изучение образов пространства и времени как важнейших дискретизаторов картины мира позволяет выявить константы и переменные данных образов как у представителей одного этноса, так и универсальные и этнокультурные черты у представителей разных этносов. Анализ образов пространства и времени у представителей разных поколений позволит выявить трансформационные процессы в языковом сознании этноса, проанализировать вектор данных изменений и сопоставить трансформационные тенденции у разных этносов.

Андреем Петровичем была заложена традиция проведения (с 1969 г.) всесоюзных конференций «Проблема происхождения аборигенов Сибири и их языков». В настоящее время раз в три года проводится конференция «Дульзоновские чтения», тематика которой традиционно охватывает широкий круг общетипологических вопросов в сфере исследования языков России, лингвистических, этнографических и археологических исследований миноритарных этносов России. Особое внимание уделяется вопросам изучения языков и культур коренного населения Сибири. 27-е Дульзоновские чтения состоялись в июне 2014 г., проведение очередной конференции планируется в 2017 г.

Уровень исследований, который задал Андрей Петрович по комплексному изучению языков народов Сибири, вылился в XXI в. в междисциплинарные исследования с применением современных достижений компьютерной, полевой, ареальной, когнитивной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, фольклористики и других смежных наук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипова О.А. Многогранность профессора А.П. Дульзона (1900-1973). Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2011. 63 с.

2. Галкина Т.В., Осипова О. А. А.П. Дульзон и его школа // Вопросы языкознания. 2000. № 3. С. 3-11.

3. Крюкова Е.А. Исследование енисейских языков в Томском государственном педагогическом университете: преемственность поколений //

Сравнительно-исторические и типологические исследования языка и культуры: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2007. Вып. 3. С. 25-28.

4. Диденко А.В., Крюкова Е.А. Экспедиционные исследования кетского языка в XXI в.: архивные материалы кафедры языков народов Сиби-

ри // Труды Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова : сб. ст. Томск, 2012. Т. 12. С. 272-282.

Kryukova Elena A. Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia). E-mail: elenakrjukova@tspu.edu.ru

LINGUISTIC SCHOOL BY A.P. DULZON: FROM DESCRIPTIVE LINGUISTICS TO INTERDISCIPLINARY STUDIES.

Keywords: А.P. Dulzon; linguistic school; interdisciplinary studies; Siberian peoples' ethno-genesis.

Next year the Linguistic school of A.P. Dulzon celebrates its 70th anniversary. The elaboration of studies plan for Siberian aboriginal peoples and their languages is considered to be its starting point. The research potential which was founded by Andrey P. Dulzon in the 40th of the XX century have crossed the century's borderline and entered the new scientific paradigm of the XXI century. The long life span of the linguistic school was determined by the setting of the research problem which currently is also one of the primary scopes in modern anthropocentric scientific paradigm. Besides, during the descriptive linguistics period, A.P. Dulson proposed using systematic complex approach to study on the set problem, namely, involving archaeological, anthropological, ethnographical and linguistic materials for studying Siberian indigenous peoples. Andrey P. Dulzon's contribution is not only that he elaborated a prospective research program, he himself was a sample of a scientist working cross-disciplinarily: his contribution to archaeology, toponymy, linguistics is widely known in scientific communities. Several generations of his apprentices belong to A.P. Dulzon's school legacy. He was capable of organizing a big amount of researchers and students who provided succession of generations in the linguistic school by A.P. Dulzon. About 200 volumes of field notes on different Siberian peoples' languages are stored in the archive of Department of Siberian Indigenous Languages of Tomsk State Pedagogical University. The archive of the Department includes hand-written card-catalogues: 120 000 cards on Ket-Russian dictionary, 80 000 cards on Selkup-Russian dictionary, relatively small catalogues on other languages (Nganasan, Dolgan, Chulym-Turkic), 242 000 cards on Siberian, Far East and Central Asia toponyms. Scientific potential of Dulzon's researches currently is realized through expeditions for collecting and documenting Siberian peoples' languages, projects on aboriginal languages and cultures studies, the results are provided to a wide range of scientists in published dictionaries, monographies, experience exchange is carried out during regular international conferences "Dulzon redings". The studies level, set by A.P. Dulzon on comprehensive studies of Siberian indigenous peoples' languages in XXI century turned into interdisciplinary studies with application of modern achievements of computer, field, areal, cognitive linguistics, ethnolinguistics, social linguistics, folklore studies and other related sciences.

REFERENCES

1. Osipova, O.A. (2011)Mnogogrannost'professora A.P. Dul'zona (1900-1973) [Professor A.P. Dulzon's versatility (1900-1973)]. Tomsk: Tomsk State

Pedagogical University.

2. Galkina, T.V. & Osipova, O.A. (2000) A.P. Dul'zon i ego shkola [A.P. Dulzon and his school]. Voprosyyazykoznaniya. 3. pp. 3-11.

3. Kryukova, E.A. (2007) Issledovanie eniseyskikh yazykov v Tomskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete: preemstvennost' pokoleniy

[Research of the Yenisei languages in Tomsk State Pedagogical University: Succession of generations]. In: Sravnitel'no-istoricheskie i tipologiches-kie issledovaniya yazyka i kul'tury: problemy i perspektivy [Comparative-historical and typological studies of language and culture: Problems and prospects]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University. pp. 25-28.

4. Didenko, A.V. & Kryukova, E.A. (2012) Ekspeditsionnye issledovaniya ketskogo yazyka v XXI v.: arkhivnye materialy kafedry yazykov narodov

Sibiri [The expedition research of the Ket language in the 21st century: The archives of the Department of Siberian Languages]. In: Trudy Tomskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya im. M.B. Shatilova [Proceedings of Tomsk Regional Museum of Local Lore]. Vol. 12. Tomsk: [s.n.]. pp. 272282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.