Научная статья на тему 'Лингвистическая аргументация как новая дисциплина'

Лингвистическая аргументация как новая дисциплина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
998
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / РИТОРИКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ / НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕК АРГУМЕНТИРУЮЩИЙ (HOMO ARGENS) / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / LOGIC / RHETORIC / LINGUISTIC ARGUMENTATION / SCIENTIFIC DISCIPLINE / INTEGRITY / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / ARGUER (HOMO ARGENS) / UNIVERSALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фанян Нелли Юрьевна, Васильев Лев Геннадьевич

В статье рассматриваются некоторые структурные и содержательные аспекты лингвистической аргументации (ЛА) как интегральной дисциплины. На основе обзора образовательной программы дисциплины обосновывается междисциплинарный характер ЛА. Делается следующий вывод: находясь на пересечении различных научных направлений и теорий, она представляется их средоточием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC ARGUMENTATION AS A NEW DICIPLINE

The article discusses structural and substantive aspects of linguistic argumentation (LA) as an integral academic discipline. The review of the academic program of the discipline serves as a conclusive basis for a multi-disciplinary character of LA. The conclusion given is that being a point of intersection of many schools and theories LA can be regarded as their focus.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая аргументация как новая дисциплина»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

779

УДК 81 '42:161/162 Н.Ю. Фанян, Л.Г. Васильев

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ КАК НОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

В статье рассматриваются некоторые структурные и содержательные аспекты лингвистической аргументации (ЛА) как интегральной дисциплины. На основе обзора образовательной программы дисциплины обосновывается междисциплинарный характер ЛА. Делается следующий вывод: находясь на пересечении различных научных направлений и теорий, она представляется их средоточием.

Ключевые слова: логика, риторика, лингвистическая аргументация, научная дисциплина, интегральность, прак-тико-ориентированный подход, человек аргументирующий (homo argens), универсальность.

Современная наука с учетом новых тенденций в образовании находится в постоянном развитии. Практико-ориентированный подход требует создания программ новых дисциплин, представляющих собой средоточие нескольких научных знаний и направлений в пространстве современного гуманитарного знания. Такой интегральной дисциплиной мы по праву считаем Лингвистическую аргументацию. Она имеет свою историю, методологическую базу, подходы и направления в исследовании. Обзор образовательной программы наилучшим образом демонстрирует связь теории и практики научного направления, вместе с тем собственно интегральный характер самого направления и соответственно дисциплины.

В образовательной сфере предвестником дисциплины «Лингвистическая аргументация» являлась «Логика», которая преподавалась на различных университетских факультетах, в том числе и гуманитарных - историческом, юридическом, филологическом. К концу прошлого столетия интерес к ней как учебной дисциплине на филологических факультетах пошел на убыль. На других гуманитарных факультетах место «Логики» со временем занимает «Теория аргументации», затем - «Теория и практика аргументации».

В направлении филологического (лингвистического) образования актуальна дисциплина «Лингвистическая аргументация», нацеленная на систематизацию разрозненных знаний, полученных при изучении курсов междисциплинарной области гуманитарного цикла. Она знакомит студентов-бакалавров с новой академической дисциплиной, с основными - классическими и новыми - понятиями в данной области для повышения качества подготовки студентов. Задачи дисциплины реферируют к той или иной области гуманитарного знания, в совокупности формирующих интегративную область ЛА.

В зависимости от задач, поставленных в программе дисциплины ЛА, мы выделяем три раздела, обозначающих основные вехи в развитии теории и практики изучаемой области в диахронии и синхронии. Они обусловлены местом дисциплины в структуре образовательной программы. ЛА относится к дисциплинам по выбору учебного плана, входит в круг предшествующих и последующих взаимосвязанных предметов методологического и практико-ориентированного цикла: философия, (деловая) риторика, речевой этикет, введение в теорию коммуникации, лингвокультурология и межкультурная коммуникация, стилистика, практикум по креативному письму, теория текста и дискурса, филологический анализ текста, вопросы анализа художественного текста. Такое расположение ЛА в структуре наук гуманитарного цикла, на наш взгляд, обосновывает статус ЛА как научного направления, являющегося средоточием этих наук и научных направлений, реализуемых в учебном процессе.

Междисциплинарный статус ЛА обеспечивается актуализацией ее понятийного аппарата с учетом научного и исторического осмысления вопроса в различных парадигмах. Данный подход формирует содержание двух первых разделов преподаваемой дисциплины - «Парадигмы исследования проблем лингвистической аргументации» и «Междисциплинарная область исследования аргументации в свете современных направлений и методологий».

Первый раздел объединяет теоретические знания в области логики, философии, риторики, дидактики, т. е. дает представление об основных этапах и предпосылках развития ЛА в различные исторические периоды. Второй раздел реферирует к проблемам когнитивистики, искусственного интеллекта, теории коммуникации, теории текста и дискурса. В совокупности первые два раздела знакомят студентов с источниками и важнейшими научными школами, сформировавшими в итоге область ЛА.

780_Н.Ю. Фанян, Л.Г. Васильев

2017. Т. 27, вып. 5 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Среди значимых трудов назовем «Риторику» Аристотеля [2], «Новую риторику» Х. Перельмана и Л. Титеки [20], «Основы теории аргументации» А.А. Ивина, в частности развитие понятия контекстуальной аргументации [3], монографию «Аргументация и ее понимание» Л.Г. Васильева [7], где описывается грамматически-ориентированный метод восстановления целостного аргумента, монографию [9], где излагается метод контаминации пропозиционально-функционального и аргументативно-функционального подходов к рассуждению в естественно-языковом информативном тексте. «Лингвистическая аргументация» взаимодействует с дисциплинами «Теория текста и дискурса», «Вопросы анализа художественного текста», объединенными общими понятиями - текст / дискурс (любой, включая художественный; при этом особый интерес представляет рассмотрение сущности аргумен-тативного (аргументирующего) дискурса). В рамках Теории аргументации наряду с теоретическим и эмпирическим видами аргументации называется художественная аргументация, которая в художественном творчестве реферирует непосредственно к понятиям «эстетическое кредо», «эстетический идеал», «эстетическое намерение», связанным с понятиями языковая / концептуальная / художественная картины мира. Художественная аргументация призвана, с одной стороны, обосновывать эстетическое намерение отдельного художественного направления (школы), с другой стороны, конкретного автора художественного произведения (словесного, изобразительного и др.) как творческой личности (писателя, художника, композитора, режиссера, архитектора и др.). Доля теоретического и эмпирического видов аргументации равнозначно представлены в художественной аргументации, поскольку любое исследование методологически обосновано теоретическими положениями, характеризующими актуальность нового изыскания, требующего в свою очередь анализа нового эмпирического материала с привлечением соответствующих методов анализа. Таким образом, лингвистическая аргументация - средоточие всех названных видов аргументации. В классической теории текста / дискурса в поле художественной аргументации включается понятие убеждения как основной цели аргументации (см. в этой связи монографию [8]). С другой стороны, можно свидетельствовать об отсутствии намерения убеждать в эстетике Андре Жида (см. далее аналогичную позицию-концепцию в области когнитивистики у У. Матураны). Подобная постановка вопроса обусловливает необходимость введения в программу дисциплины нового раздела, учитывающего личностный фактор в аргументации. Переходим к его интерпретации.

Третий раздел «Человек аргументирующий» (homo argens - термин наш. - Н.Ф.) - логическое завершение проектирования программы с позиции практико-ориентированного подхода. Он включает в себя обобщение прикладных аспектов теории аргументации, объектом которых в целом является языковая личность как homo agens и homo argens. Все три раздела дисциплины способствуют освоению программы в различных сферах профессиональной деятельности - научно-исследовательской, педагогической, прикладной, проектной, организационно-управленческой.

Крайне ограниченное количество (16 лекционных) часов, отведенное к реализации обсуждаемой дисциплины, характеризует теоретическую амбициозность, вместе с тем практическую состоятельность проекта по дисциплине «Лингвистическая аргументация» посредством соответствующих эффективных современных образовательных технологий. Основная из них -интерактивная лекция, представленная в различных вариациях и формах. Интерактивность при освоении содержательного аспекта данной дисциплины естественна и не надумана сообразно формам реализации образовательной технологии. На проблемной лекции наблюдается непосредственная связь теории и практики: к примеру, «мозговой штурм» включает в себя элементы майевтики - сократовского метода философствования. Другие формы интерактивной технологии (групповая дискуссия, «круглый стол») способствуют реализации различных видов аргументации на основе применения деловых (ролевых) игр. В них могут отрабатываться формы аргументации (дебаты, диспуты), структура спора.

Практико-ориентированный подход способствует подготовке студентов к профессиональной деятельности в межличностной и межкультурной среде, направленной на установку взаимопонимания и разрешения конфликтов. Каким же образом вырабатывается, активизируется коммуникативная / аргументативная компетенции? Для ответа на данный вопрос от структурного представления вопроса переходим к содержательному аспекту. В каких позициях мы находим интегративность наук гуманитарной области? Она обусловлена развитием различных направлений: прагма-/ психо- / социолингвистического и лингвокультурного. Остановимся на некоторых категориях наук междисциплинарной области. Собственно область «Логики» предоставляет материал по основным понятиям и категориям - формы мышления, типы умозаключений. Формы мышления (понятия, суждения, умозаключения) находят специфическое, менее жесткое, контекстуальное, континуальное развитие в «Лингвис-

тической аргументации». На уровне понятий в аргументации вычленяются возможные уловки, «ловушки языка», основанные на следующих явлениях языка - полисемия, неясность, неточность [3].

К примеру, суждения в функциональном аспекте становятся объектами изучения Теории речевых актов, Теории речевых жанров, Теории и практики диалога, проходя этапы «суждение» / «высказывание» / «речевое действие» (акт/жанр). Далее, на смену логическим типам умозаключений (индукция, дедукция, аналогия) приходят вариации контекстуального типа умозаключения - «умозак-лючения-микс» как композиционные формы естественно-языкового аргументативного механизма, представленные в различных конфигурациях [16, с. 83].

Из «Введения в теорию коммуникации» продуктивным и значимым для ЛА представляется, к примеру, аспект, затрагивающий модели успешной коммуникации, анализ которых вырабатывает у студентов умение определять и устранять виды коммуникативных барьеров, избирать речевую стратегию с учетом межличностных и межкультурных особенностей коммуникации (повышение общей коммуникативной и аргументативной компетенции). Для этой цели мы предлагаем повторение, сравнительно-сопоставительное изучение, к примеру, максим, постулатов, законов коммуникации (Г.П. Грайс, Дж. Лич, Т. ван Дейк, И.А. Стернин), обусловливающих соответствующие коммуникативные стратегии, равно характеризующие аргументативную компетенцию. В этой связи актуально ознакомление студентов с аргументативной моделью коммуникации голландской школы [10]. В этом же контексте продуктивным представляется учет других факторов, актуальных в контексте ЛА. Так, в «Теории и практике аргументации» аргументация характеризуется как деятельность - социальная, интеллектуальная, вербальная. В ЛА наряду с вербальным аспектом привлекаются паравербальный и невербальний аспекты коммуникации. Для визуализации достаточно обратиться к истории вопроса, находя соответствующие иллюстрации из античной риторики (argumentum ex silentio - довод, почерпнутый из умолчания; argumentum argentarium - денежный довод, взятка, подкуп; argumentum baculinum - палочный аргумент, доказательство с помощью насилия).

Дополнительная самостоятельная проработка конкретного вопроса с заданиями способствует выработке навыков классификации, которые необходимы для создания классификационных матриц, к примеру, видов аргументов. Матрица аргументов строится на основе различных факторов - количества, качества, формы, содержания и др. Человеческий фактор обусловливает амбивалентный взгляд - противопоставление собственно человеческого фактора и объективного довода (argumentum ad hominem / argumentum ad rem), a также учета в контексте человеческого фактора специфики адресата как индивидуальности (argumentum ad hominem / argumentum ad personam). Гендерный аспект формирует вид аргумента - «бабий / дамский аргумент» [4], а также определяет и развивает понятие «женская логика» в теории и практике аргументации [14].

Дополнительным теоретическим и иллюстративным материалом к разделу «Человек аргументирующий» [термин наш. - Н.Ф.] фигурируют диссертационные исследования, выполненные в калужской школе лингвистической аргументологии [6], углубляющие наши знания относительно «когнитивного стиля» (КС - базовое понятие «психологический тип» К.Г. Юнга), с введением разновидностей понятия «стиль мышления». Заслуживают внимания и уже внедрены в учебный процесс по прагмалингвистическим курсам (необходимо продолжит внедрение в рамках ЛА) исследования языковой личности, ориентированные на КС. В [5] проанализирована специфика вербализации КС «когнитивная простота» / «когнитивная сложность», и для носителей КС «когнитивная сложность» характерны черты активность, персуативность, конкретность, аналитичность, а для носителей КС «когнитивная простота» - созерцательность, хэзитивность, абстракность и синтетичность». В [11] изучены особенности сходства и различий языковой манифестации КС «конкретная концептуализация (КК) / абстрактная концептуализация (АК)». Респонденты группы КК характеризуются наличием языковых черт активность, динамичность, статичность, персуативность, голословность, хэзитивность, конкретность, аналитичность, буквальность, центрированность. Респонденты группы АК - наличием черт динамичность, статичность, активность, пассивность, голословность, абстрактность, синтетичность, директивность, конфликтность, юмористичность, децентриро-ванность, центрированность. Респонденты группы зоны неопределенности характеризуются наличием черт: динамичность, статичность, активность, голословность, конкретность, синтетичность, буквальность, децентрированность, центрированность.

В иной по характеру работе различные стили мышления, выделяемые с учетом не уже психологической, а симбиоза психологической и коммуникативной установок (Аналитики, Реалисты, Прагматики, Синтезаторы, Идеалисты - см.: [1]) характеризуются по следующим факторам аргументации:

782_Н.Ю. Фанян, Л.Г. Васильев_

2017. Т. 27, вып. 5 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

коммуникативная цель (генерализация / искажение / опущение информации); тип макроинтенции (фатическая / императивная / экспрессивная); способ обоснования (коммуникация / интеракция / трансакция); тематичность (однотопиковость / многотопиковость); приоритетный тип предикатов (аудиальность / визуальность / кинестетичность / рациональность). Далее «на макроуровне Аналитики, Реалисты и Прагматики выделяют все Ходы и Макроходы, присущие исходному тексту-аргументу, тогда как Синтезаторы и Идеалисты опускают некоторые из них» [12. С. 5].

С тех же позиций стилей мышления выполнено экспериментальное исследование [13], ориентированное на установление особенностей («методов») оперирования фактами при вербализации понятого аргументатативного текста: ретроспективного (характерного для идеалистов); фокусированного (для реалистов); проспективного (для прагматиков); мозаичного (для синтезаторов); графическая (для аналитиков); со стилями связаны способы персонификации - абсолютной, относительной, ми-нимльной, условной, отсуствующей.

Исходя из практико-ориентированного подхода, интерес представляют ранее изученные когнитивные стили принятия решений, реферирующие к аргументативному началу: «бездумный стиль» -не рассуждающий / рассуждающий мало; «уступчивый стиль» - пассивное решение («...делаю потому, что от меня этого ждут»); «логический стиль» - объективная оценка альтернатив; «эмоциональный стиль» - основывается на чувствах; «интуитивный стиль» («.не знаю, почему., но чувствую, это правильно»); «нерешительный стиль» - скрупулезность, трудность в выборе альтернативы [19].

Творческие задания способствуют активизации интереса собственно к такой области знания как лингвистическая аргументация, которая позволяет увидеть функционирование живой речи и возможности нашего мышления в решении тех или иных задач (составление глоссария, подготовка сообщений выступлений, написание рефератов и эссе). Назовем некоторые темы рефератов: Риторическая школа Античности - источник теории аргументации; Классификация видов аргументов - от античности до наших дней; Сократовский метод и современная теория диалога; Эволюция проблемы «психологики» и др. Темы эссе по дисциплине «Лингвистическая аргументация» заданы в виде проблемы, предполагающей собственное видение автора: Я - аргументирующая личность; Моё видение цели аргументации. Креативность отрабатывается при решении ситуационных задач с методической подсказкой: 1. Вы -молодой родитель. Ваш малыш упорно не ест (не спит). Что с ним делать? 2. Вы - молодой и хороший специалист в частной конторе. У вас пока незавидная зарплата. Помогите себе. Найдите веские доводы для руководителя. Моделировать ситуации с использованием стратегического потенциала аргументации (стратегия - убеждение, тактики - утверждение и отрицание, предложение и совет, предупреждение и угроза, просьба и требование, объяснение и оправдание, упрек и уступка).

Основная общекультурная компетенция, вырабатываемая в целом в рамках дисциплины - способность использовать основы гуманитарных знаний для формирования мировоззренческой позиции. С этой целью интересно обсуждение, к примеру, таких вопросов: Какова перспектива решения проблемы отношения искусственного интеллекта и естественного языка с точки зрения аргументации? Как соотносятся теория структурного сопряжения [15] и теория аргументации относительно цели убеждения?

Таким образом, вводя студентов в курс животрепещущих проблем коммуникации, мы включаемся в совместную дискурсивную деятельность (социальную, интеллектуальную, семиотическую), вырабатывая навыки дискурсивных практик, которые реализуются в интегративном пространстве различных видов дискурса - от научного до повседневного. При этом понятие аргументативный (аргументирующий) дискурс для нас - не более чем условность. Согласно концепции Н.Ю. Фанян, изложенной в монографии [18], любой дискурс, а также любое высказывание, любой знак могут рассматриваться как аргументативно заряженные, исходя из их онтологической заданности, универсальности, соответственно - уместности. Теоретически данное положение эксплицировано в двояком толковании аргументации - априорном и манифестирующем, а также узком и широком. В связи с этим аргументативная модель семантического анализа текста/дискурса позиционируется как универсальная [17], обеспечивая интегральный статус лингвистической аргументации как научного направления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 328 с.

2. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С. 15-164.

3. Ивин А.А. Теория и практика аргументации. М.: Юрайт, 2013. 300 с.

4. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации: учебник. М.: Проспект, 2015. 288 с.

5. Беседина Е.В. Аргументативный дискурс когнитивно сложных и когнитивно простых личностей: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 2011. 18 с.

6. Васильев Л.Г. Аргументативные исследования: основы проблемы и современное состояние // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2002. С. 22-44.

7. Васильев Л.Г. Аргументация и ее понимание: логико-лингвистический подход: монография. Калуга: Калужский гос. ун-т, 2014. 330 с.

8. Васильев Л.Г. Проблема речевого воздействия: отечественные и зарубежные подходы: монография. Калуга: Калужский гос. ун-т, 2016. 151 с.

9. Васильев Л.Г., Назарчук Ю.И. Лингвистическая аргументология: структурно-семантический подход: монография. Калуга, Тирасполь: Калужский гос. ун-т; Приднестровский гос. ун-т. 2013. 131 с.

10. Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р., Хенкеманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка и представление: учеб. пособие / пер. с англ. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002. 160 с.

11. Зайцева В.Ю. Аргументативный дискурс носителей когнитивного стиля «конкретная / абстрактная концептуализация»: дис. ... канд. филол. наук. Калуга: Калужский гос. ун-т, 2012. 181 с.

12. Калашникова С.В. Лингвистические аспекты стилей мышления в аргументативном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь: ТвГУ, 2007. 16 с.

13. Киселева В.В. Варьирование вербальных реакций в аргументативном дискурсе: дис. ... канд. филол. наук. Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2006. 189 с.

14. Курбатов В.И. Женская логика (Игры общения и поведения). Ростов н/Д: Феникс, 1995. 542 с.

15. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 95-142.

16. Сташ А.В. Каузальность как компонент категориального поля аргументации (лингвистический аспект): дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2011. 206 с.

17. Фанян Н.Ю. Аргументативная модель семантического анализа текста/дискурса // Когнитивно-дискурсивные исследования в языке и речи: Коллективная монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. С. 116-138.

18. Фанян Н.Ю. Многомерность аргументации: проекция на лингвистическую область: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2000. 234 с.

19. Arroba T.Y. Decision-making style as a function of occupational group, decision content and perceived importance // Journal of Occupational Psychology. Guidance and Counseling. 1977. N 1. P. 219-226.

20. Perelman Ch., Olbrechts-Tyteca L. La nouvelle rhétorique. Traité de l'argumentation. Deux Vol. P., 1958. 734 p.

Поступила в редакцию 17.07.17

N.Yu. Fanyan, L.G. Vasilyev

LINGUISTIC ARGUMENTATION AS A NEW DICIPLINE

The article discusses structural and substantive aspects of linguistic argumentation (LA) as an integral academic discipline. The review of the academic program of the discipline serves as a conclusive basis for a multi-disciplinary character of LA. The conclusion given is that being a point of intersection of many schools and theories LA can be regarded as their focus.

Keywords: logic, rhetoric, linguistic argumentation, scientific discipline, integrity, practice-oriented approach, arguer (homo argens), universality.

Фанян Нелли Юрьевна,

доктор филологических наук, профессор

профессор кафедры французской филологии

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350058 Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 E-mail: nellyfanian@mail.ru

Васильев Лев Геннадьевич,

доктор филологических наук, профессор,

зав. кафедрой лингвистики и иностранных языков

ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (КГУ им. К.Э. Циолковского) 248023 Россия, г. Калуга, ул. С. Разина, 26 E-mail: vasilevlg@tksu.kaluga.ru

Fanyan N.Yu.,

Doctor of Philology, professor Professor at Department of French Philology

Kuban State University

149, Stavropolskaya st., Krasnodar, Russia, 350058 E-mail: nellyfanian@mail.ru

Vasilyev L.G.,

Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Linguistics and Foreign Languages

Tsiolkovsky Kaluga State University (TKSU) 26, Razina st., Kaluga, Russia, 248023 E-mail: vasilevlg@tksu.kaluga.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.