ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ЧЕРНАЯ А.А.,
соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Южный федеральный университет, e-mail:mstya-choyrnaya@mailш
В статье рассматривается проблема определения линейных объектов как одного из объектов гражданских прав в части соотношения подобных объектов с инженерными коммуникациями.
Ключевые слова: недвижимое имущество; линейный объект; инженерные коммуникации.
The article deals with the problem of determining linear objects as one of the objects of civil rights in comparison with service lines.
Keywords: real estate; linear object; service lines.
Коды классификатора JEL: К 10.
Для определения признаков любого из объектов гражданских прав, а также для выработки его четкой дефиниции, очень часто необходимо отграничить его от других смежных и тесно связанных с ним правовых явлений.
Проблема линейных объектов является широко распространенной на практике, но очевидное ее решение из анализа законодательства и нормативно-правовых актов зачастую не следует. В этих случаях на помощь должна приходить юридическая литература и аналитика, основанная на анализе правоприменительной практики. Целью настоящей статьи является разграничение правовых режимов линейных объектов и инженерных коммуникаций как вспомогательных объектов недвижимости по смыслу пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Далее — ГрК РФ) [2].
Итак, что же такое линейный объект? Прежде всего, следует отметить, что «линейный объект» (в нормативно-правовых актах и научной литературе встречаются также термины «линейно-кабельные сооружения», «линейно-протяженные объекты») — нормативное понятие, которое закреплено и определено (пусть и неполно) в законодательстве. Понятие линейного объекта, прежде всего, раскрывается в градостроительном законодательстве. Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся «линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения». Согласно п. 6 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [9] к линейным объектам относятся дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. О линейных объектах упоминают также п. 1 ст. 49 и п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (Далее — ЗК РФ) [4]. В это понятие ЗК РФ включает автомобильные дороги, железные дороги и другие линейные объекты.
Вслед за ГрК РФ, а также иными федеральными законами, юридическое понятие «линейный объект» используют и подзаконные нормативно-правовые акты. Так, в п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 (в ред. от 07.12.2010 № 1006) (Далее — Положение) [5], проводится классификация объектов капитального строительства в зависимости от их функционального назначения и характерных признаков. При этом выделяются объекты производственного назначения, за исключением линейных объектов; объекты непроизводственного назначения; и линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Таким образом, даже поверхностный анализ указанных положений показывает, что понятие линейного объекта сформулировано в законодательстве посредством метода перечисления и носит открытый характер. Перечень объектов, отнесенных законодательством к линейным объектам, не является исчер-
© А.А. Черная, 2011
ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ.
81
пывающим: все определения оставляют место для иных линейных объектов — к ним обычно причисляют мосты, туннели, сооружения метро, фуникулеры и т. п. [1, с. 4]. Кроме того, в различных нормативноправовых актах указанный перечень линейных объектов излагается с использованием различных терминов. Все эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии разработанной теоретической модели правового регулирования отношений по поводу линейных объектов и приводят к проблемам на практике. Подобная формулировка понятия линейных объектов приводит к сложностям квалификации того или иного объекта в качестве линейного и, следовательно, может повлечь применение несоответствующего правового режима. Еще одной проблемой применительно к линейным объектам, которая вытекает из сказанного, является наличие большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу отдельных видов линейных объектов (например, Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [10], Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11] и др.). Несогласованность общего и специального правового регулирования также порождает правоприменительные ошибки. Поэтому представляется правильным разработать концептуальное определение линейного объекта, которое содержало бы в себе не перечень возможных линейных объектов, а основные черты данного вида объектов гражданских прав, отличающие его от других объектов, а также унификацию терминологии, используемой при перечислении отдельных видов линейных объектов.
Принципиальным для определения правового режима линейных объектов является вопрос об отнесении их к объектам недвижимого имущества. Действующее законодательство прямо не называет линейные объекты объектами недвижимого имущества, в связи с чем в судебной практике и юридической литературе встречаются различные суждения по указанному вопросу. Однако представляется, что вопрос отнесения линейных объектов к объектам недвижимого имущества не должен вызывать сомнений. Исходя из общего понятия недвижимого имущества, содержащегося в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее — ГК РФ) [3], следует, что основными критериями отнесения объекта к недвижимому имуществу являются прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Линейные объекты соответствуют указанным критериям. Более того, линейные объекты являются объектами капитального строительства, и поэтому с учетом положений п. 11 ст. 1 ГрК РФ также логически можно вывести «недвижимый» характер указанных объектов.
Что же касается специфики линейных объектов, то она вытекает из сопоставления технических характеристик отдельных видов линейных объектов и состоит в их достаточной протяженности и прохождении по значительному количеству земельных участков, имеющих различных собственников и правовой режим. В п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [12] содержится краткое определение линейных объектов (сооружений). Являясь одним из видов недвижимости, линейные объекты имеют ряд признаков: ими могут быть сложные или неделимые вещи, они имеют значительную протяженность в пространстве и могут располагаться на территории более одного регистрационного округа. При этом они подлежат обязательному, в том числе техническому, учету, а сделки с ними — государственной регистрации. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [13] регламентирует установление местоположения линейных объектов посредством определения координат характерных точек, устанавливаемых специалистами в межевом деле.
Таким образом, в самом общем виде линейный объект — сложный объект недвижимости, обладающий характеристиками протяженности (прохождения через несколько земельных участков), линейности (имеющий начальный и конечный пункты) и обладающий определенным производственным назначением. С учетом указанных специфических признаков законодатель установил особенности правового режима линейных объектов, в том числе особенности строительства и реконструкции данных объектов. Раздел III Положения устанавливает специальные требования к проектной документации на линейные объекты. Строительство, реконструкция или капитальный ремонт линейных объектов осуществляется исключительно на основании разрешения на строительство (п. п. 7, 11, 13 ст. 51 ГрК РФ). Вместе с тем, существует группа объектов, имеющих ряд сходных черт с линейными, но отличающихся от них в вопросе необходимости разрешения на строительство, — это инженерные коммуникации, обслуживающие один земельный участок и расположенные на нем строения. В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04. 2009 г. № А32-14104/2008-41/213 [8] под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать любые постройки, которые предназначены для обслуживания и эксплуатации основного здания. К объектам вспомогательного использования судебная практика [6] относит: гаражи, трансформаторные подстанции, погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, трубопроводы, подъезды к корпусам, котельные, контрольно-пропускные пункты, теплицы, ограждения, асфальтовые покрытия, охранные пункты, коллекторы, кабельные линии, замощения. Таким образом, в ряде случаев грань между «линейными объектами» и «объектами вспомогательного использования» становится очень тонкой (оба
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
82
А.А. ЧЕРНАЯ
вида объектов являются недвижимым имуществом). Представляется, что в данном случае критериями разграничения должны служить целевое назначение объекта и его отношение к основному объекту. Для вспомогательного объекта характерны подчиненный по отношению к основному объекту характер, объективная невозможность его использования для иной хозяйственной цели, кроме как для обслуживания основного объекта, а также в качестве самостоятельного объекта. Для вывода о вспомогательном характере строения необходима связь между основным и вспомогательным строениями, схожая по своей природе со связью между главной вещью и принадлежностью, раскрытая в ст. 135 ГК РФ. Данный критерий был выработан судебной практикой [7]. Также при разграничении линейных объектов (газопроводов, нефтепроводов, ЛЭП, основное назначение которых — транспортировка энергоресурса на большие расстояния) и объектов вспомогательного назначения (газораспределительных сетей, водопроводов, коллекторов, обслуживающих один жилой дом) следует учитывать их технические характеристики, такие, как пропускная способность, мощность и др., которые можно определить только с помощью специалистов в технической области. Таким образом, на практике возможно отграничение линейного объекта от объекта вспомогательного назначения, однако оно является достаточно условным, зависящим от конкретики каждой ситуации. С точки же зрения теории осмыслению подлежит возможность установления для разных видов линейных объектов различных правовых режимов, а также выработка четких критериев для определения круга объектов, относящихся к линейным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочаров М. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. 2005. № 45.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ) // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 03.01.2005, № 1 (часть 1). Ст. 16; СЗ РФ. 25.04.2011, № 17. Ст. 2310.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2011 г. № 65-ФЗ) // СЗ РФ. 05.12.1994, № 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 11.04.2011, № 15. Ст. 2038.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.04.2011 г. № 56-ФЗ) // СЗ РФ. 29.10.2001, № 44. Ст. 4147; СЗ РФ. 11.04.2011, № 15. Ст. 2029.
5. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства рФ от 16.02.2008 г. № 87 (в ред. от 07.12.2010 г. № 1006) // СЗ РФ. 25.02.2008, № 8. Ст. 744; СЗ РФ. 20.12.2010, № 51 (3 ч.). Ст. 6937.
6. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 г. по делу № А32-45880/2009 (15АП-8569/2010).
7. Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 г. по делу № А32-23306/ 2007-5/65-5АЖ (15АП-2633/2008), Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 г. № 17АП-5602/2010-ГК по делу № А60-3919/2010, фАс Уральского округа от 28.09.2010 г. по делу № А60-3919/2010-С9.
8. СПС «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. ФЗ от 20.03.2011 г. № 41-ФЗ) // СЗ РФ. 27.12.2004, № 52 (часть 1). Ст. 5276; СЗ РФ. 28.03.2011, № 13. Ст. 1688.
10. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. ФЗ от 23.02.2011 г. № 18-ФЗ) // СЗ РФ. 14.07.2003, № 28. Ст. 2895; СЗ РФ. 28.02.2011, № 9. Ст. 1205.
11. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 06.04.2011 г. № 68-ФЗ) // СЗ РФ. 12.11.2007, № 46. Ст. 5553; СЗ РФ. 11.04.2011, № 15. Ст. 2041.
12. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. ФЗ от 20.03.2011 г. № 41-Фз) // СЗ РФ. 28.07.1997, № 30. Ст. 3594; СЗ РФ. 28.03.2011, № 13. Ст. 1688.
13. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. ФЗ от 27.12.2009 г. № 343-ФЗ) // СЗ РФ. 30.07.2007, № 31. Ст. 4017; СЗ РФ. 28.12.2009, № 52 (1 ч.). Ст. 6419.