Научная статья на тему 'Лидерство в молодежной среде. Социокультурный подход'

Лидерство в молодежной среде. Социокультурный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2204
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабаян Карине Рачиковна

Рассматривается феномен социального лидерства. Обоснованы актуальность проблемы и необходимость ее исследования в свете теорий лидерства, разработанных российскими и зарубежными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the phenomenon of social leadership. Relevance of the problem under study and necessity of its investigation in the light of leadership theories developed by Russian and foreign researchers are stated in this article.

Текст научной работы на тему «Лидерство в молодежной среде. Социокультурный подход»

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

УДК 316.42:65

К.Р. Бабаян ЛИДЕРСТВО В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Рассматривается феномен социального лидерства. Обоснованы актуальность проблемы и необходимость ее исследования в свете теорий лидерства, разработанных российскими и зарубежными исследователями.

K.R. Babayan LEADERSHIP IN YOUTH ENVIRONMENT. SOCIAL AND CULTURAL APPROACH

The article deals with the phenomenon of social leadership. Relevance of the problem under study and necessity of its investigation in the light of leadership theories developed by Russian and foreign researchers are stated in this article.

В который раз за столетие Россия переживает период глубоких социальных изменений и потрясений. Вопреки собственному трагическому опыту, историческому опыту других государств российское общество ступило на сложную, опасную стезю тотальных социальных преобразований.

Начавшиеся изменения в нашей стране, приведшие в начале 90-х годов фактически к смене общественного строя, коренным образом изменили условия жизни населения, социальные аспекты формирования рыночной экономики приобрели самодовлеющее значение.

Абсолютное большинство населения обобрано государством: материальное положение большей части населения значительно ухудшилось; социальное расслоение достигло невиданных масштабов; приватизация оказалась антинародной акцией; невиданный в истории размах коррупции и преступности, правовой беспредел; национальные распри и конфликты, упадок культуры и образования, науки и здравоохранения - вот та социальная обстановка, среда, в которой формируются нравственные и политические принципы нового общества, закладывается будущая структура собственности. Россия пытается встать на путь цивилизованного развития, создать устои рыночной экономики, сформировать подлинно гражданское общество и подлинно правовое государство. В нарастающей степени идет приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность. Преобразуются институты исполнительной, законодательной и судебной власти. Меняется система государственного управления, в которой

происходит все большая децентрализация. Идет процесс формирования многопартийности. Реализуется потребность в радикальном обновлении и преодолении сложившихся в обществе застойных порядков, приведших к нарастающему отставанию общества от современного мирового уровня. Как в хозяйственном, так и в социокультурном плане обновление означает, прежде всего, широкое внедрение рыночных отношений и частной собственности, что в принципе резко ограничивалось системой государственного социализма как в идеологических принципах, так и на практике. Это означает, что подвергается радикальному изменению система социализации общества в целом: резко сокращается сфера коммунитарных (межличностных) отношений, определяющихся как «социалистические», и расширяется сфера товарно-денежных связей. В ценностном плане это сопровождается расширением предпринимательских, достижительных, прагматических ориентаций, получающих соответствующую поддержку со стороны реформаторских кругов.

Такого рода перемены неизбежно влекут за собой подрыв сложившихся моральных норм и ценностей, что выражается как в «падении нравов», так и в росте корыстных, коррумпированных, криминальных отношений.

Наложение и столкновение разных типов социальности усиливается и растущим классовым разделением. Такое разделение, с одной стороны, - необходимое становление рыночных отношений. С другой стороны, стихийный процесс разделения приводит не только к резкому расслоению на богатых и бедных (в гораздо большей степени, чем в советский период или по сравнению с буржуазными странами), но и к резкому возрастанию количественных диспропорций - между небольшим числом сверхбогатых и растущим числом беднеющих слоев - при малочисленном среднем классе.

Это не только экономическая и не только нравственная проблема, но и социокультурная, так как последствием такого расслоения становится не только количественная диспропорция, но и наследственный характер массовой бедности - на фоне растущего благополучия немногочисленных слоев, которые унаследовали свои привилегии и которым реформы обеспечивают благоприятные условия для дальнейшего продвижения. Резкое различие доходов сопровождается ломкой системы социального обеспечения, что выражается в развитии платного образования и здравоохранения. Недовольство беднейших слоев, которым «нечего терять» и которые ощущают себя ограбленными и жертвами обмана, неизбежно подрывает стабильность в обществе. Привилегии элиты, стремящейся к быстрому обогащению любой ценой, ощущаются как нелегитимные, полученные за счет присвоения общенародного достояния, а не накопленные через самоограничение и инициативное расширение общественного производства.

Негативным последствием становится подрыв стимулирования тех слоев, которые не видят для себя шанса выбраться из бедности. Ставка на немногочисленную группу экономически активных собственников как социальную опору реформ и предоставление им хороших стартовых возможностей неизбежно дестабилизирует весь процесс модернизации. У значительной части населения возникает состояние аномии и чувство отчуждения от общества, что сужает размах инициативы в обществе и подрывает его человеческий потенциал. Широкая открытость общества облегчает усвоение новейших достижений внешнего мира, прежде всего высокоразвитых стран. Однако оборотной стороной такой открытости становится чрезмерное имитаторство, перенос излишних элементов чужеродных культур, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование образцов иноземной культуры, без должной адаптации к своему достоянию, оборачивается не только духовным, но и социальным разладом, порождающим реакцию отторжения. Происходит растущее расхождение между классовыми и социальными группами, центром и провинцией, поколениями. Форсированная вестернизация происходит через внедрение прежде всего гедонистических ориентаций, способствующих потребительскому ««включению» в мировой рынок, и той массовой культуры, которая утверждает потребительские ценности, обеспечивает мани-

пулятивное отвлечение от содержательного участия в общественной жизни, культ развлечений. В конце века, как и в его начале, Россия проходит через радикальные революционные перемены, сопровождаемые тенденциями к разрушению или отказу от многих позитивных достижений предшествующего периода. Происходящие при этом утраты не возмещаются частичными или поверхностными обретениями, что приводит к усилению в обществе негативных реакций. Избавление от политических или культурных крайностей достигается через создание устойчивой системы общественного самоуправления и формирования срединной культуры, обеспечивающей участие различных социальных, этнических и конфессиональных общностей. Наряду с тенденциями противостояния в российском обществе идут интенсивные поиски центрических принципов, которые способны нейтрализовать конфронтацию и обеспечить согласие всех созидательных сил. Взаимодействие России с восточными регионами - постоянный фактор ее истории и «евразийское» начало в цивилизационном облике России - важнейший компонент ее социокультурного и геополитического устройства. Вместе с тем Россия издавна втянута в орбиту западной цивилизации и соединяет в себе оба начала, что создает постоянное поле острых противоречий. В этом соединении противоречивых начал - та важнейшая составляющая, которая постоянно формировала облик России.

Таковы социокультурные условия сегодня в России. В реализации названных задач исключительная роль принадлежит молодежи, что обусловлено рядом факторов:

Во-первых, тем, что молодежь представляет собой самый подвижный, самый динамичный слой общества.

Во-вторых, молодежь занимает достаточно высокий удельный вес в совокупном населении страны. На 1 января 2002 г. в России проживало 36 млн. молодых граждан или каждый четвертый ее житель ( из них в Саратовской области на вышеуказанную дату проживало 632 тыс. молодых людей, 24% от общей численности населения области [1, с.9].

Рыночные и демократические преобразования открывают более широкие возможности перед населением страны. Что принесли молодежи перемены в общественном устройстве? Что изменилось в лучшую сторону для молодежи? Позитивных перемен совсем немного, на наш взгляд, но они есть:

- Прежде всего, главное завоевание - это свобода духовная, экономическая, политическая, т. е. молодые люди имеют право выбора.

- Несмотря на все проблемы и трудности нынешней жизни значительная часть молодежи смотрит в будущее спокойно, но без особых надежд (33%), с надеждой и оптимизмом (40%). Иначе говоря, общество имеет в целом весьма психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидательный труд. По самооценке, полученной в ходе социологических исследований, около 54% молодых людей считают себя движущей силой коренных преобразований в обществе [2, с.126-145, 226-245].

Социологические исследования показали, что в целом молодые люди высказались за продолжение перемен в сторону рынка. В целом молодые люди гораздо лучше, чем старшее поколение, адаптируются к новым экономическим условиям. Около 35% от общего числа молодежи (32 млн. человек в возрасте 15-29 лет) уже открыли собственное дело, более 30% из опрошенных хотели бы заняться предпринимательством. Молодежь высоко ценит экономическую свободу, такие качества личности, как предприимчивость, прагматизм, способность к риску и т.п. [3, с.11-29].

Молодой человек должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным изменениям специальности, то есть быть универсальным работником [4, с.305], способным хорошо проявлять себя в непредвиденных, нетривиальных обстоятельствах (творчество, новаторство, энергия, активность, альтернативность, мышление и т.д.). Сегодня сама социально-экономическая, социально-культурная и политическая ситуация «отбирает» таких людей из общей массы, стихийно «достраивает» их согласно логике жизни. Так ныне формируется тип личности лидера, делового человека.

Вместе с тем, новые и быстро меняющиеся требования к работнику и личности в сфере экономики и особенно высокотехнологичного производства; необходимость постоянно учиться и переучиваться, быстро и легко приспосабливаться к динамичной жизни, осваивать новые орудия труда, действовать инициативно, быстро, энергично; западный образ жизни, который утверждает индивидуализм, прагматизм и в делах и в отношениях, самостоятельность и независимость личности от окружающих, в том числе и от родителей; - все это делает востребованной личность с лидерскими качествами. И как вывод - в переходный период воспитание должно быть направлено на формирование в определенной степени индивидуалистического типа личности, способного к конкурентной борьбе, к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях.

Однако молодые люди также выступают и в роли первопроходцев в этом рождающемся заново обществе, и в данной роли, особенно с учетом их незрелого возраста, они подвергаются таким рискам, которых не знали их родители, воспитатели и остальные наставники. Другими словами, сегодня молодые люди России оказались как бы на линии огня: переходный период не только открывает перед ними возможности, но и несет с собой определенные опасности и трудности [5, с.146].

В прошлом молодежь готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на то, в котором жили их родители. Еще французский просветитель Ш. Монтескье в трактате «О духе законов» (1748) писал, что в древности воспитание было гармоничнее и эффективнее, потому что « последующая жизнь не отрицала его. Этами-нонд и в последние годы своей жизни говорил, видел, слышал и делал то же самое, чему учили его в детстве. Ныне же мы получаем воспитание из трех источников: от наших отцов, от наших учителей и от того, что называют светом. И уроки последнего разрушают идеи первых двух» [6, с.191]. Сегодня положение меняется. Социальные изменения настолько быстры и изменчивы, что никто уже не сомневается: сегодняшней молодежи предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и наша задача не в том, насколько полно нам удастся передать молодым свои знания и убеждения, а в том - сумеем ли мы их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не было при жизни родительского поколения, насколько успешно молодой человек пройдет процесс социализации. Специфичным для российской молодежи являются условия, в которых проходит социализация молодых граждан, среди которых: растущее неравенство и расслоение молодежи, как общая характеристика социальной дефрагментации российского общества, процесс дезинтеграции молодежи как страты по социально-профессиональным, региональным и этническим детерминантам.

Среди негативных факторов или источников угроз процессу позитивной социализации молодых граждан - кризис идентичности молодежи , снижение престижа труда у молодого поколения, отсутствие четкой внутренней системы ориентации и предпочтений, внутренняя неопределенность в шкале жизненных ценностей. Следствием необратимых процессов социального расслоения, социальной дихотомии позиций, интересов молодежи являются принципиальное противопоставление социально-активной и социально-пассивной молодежи. Причем последняя доминирует.

Таким образом, становление современной молодежи происходит в сложной социокультурной ситуации. И социализация молодежи (суть которой состоит в усвоении и инте-риоризации социальных ценностей и норм) осуществляется в неприемлемых для нормального общества условиях.

На современном этапе развития общества, когда главным становится преобразующая деятельность человека, идеал автономной личности, рост ее свободы, ответственности, теоретики и практики и социологии, и психологии, и педагогики, и других сложных наук уде-

ляют большое внимание становлению личностных лидерских качеств, способствующих спокойному вхождению индивида в быстроменяющуюся ситуацию.

Исторически концепции лидерства возникли из попыток описать лидеров религиозных сект и движений: Будду, Моисея, Иисуса, Мухаммеда, Кальвина.

Далее эти концепции развивались интенсивно; на современное формирование знания о лидерстве оказали работы классиков общественно-политической мысли. Это Геродот, Фу-кинид, Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиль, Г.Гегель, Р.Э. Эмерсон, Г. Лебон, Г.Тард и многие другие.

В XIX веке проблема социального лидерства рассматривалась в рамках теории «Герои и толпы» Т. Карлейля, субъективной социологической школы Н. Михайловского и Л. Лаврова, марксистской социологии К. Марксом (в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»), Г.В. Плехановым (работа «Роль личности в истории»); теории массового общества и человека массы Ф.Ницше, Г.Тардом, Т.Лебоном.

До конца XIX - начала XX столетия целостной теории лидерства как такового сформировано не было. Потребовались разработки М. Вебера, Р. Михельса, К. Левина, Дж. Шеннона, Л. Селигмена и целого ряда других исследователей, чтобы проблема лидерства конституировалась в самостоятельный раздел знания.

В немалой степени этому содействовало признание и распространение на Американском континенте в начале 30-х годов XX века идей итальянской школы политической социологии (Т. Моска, В. Парето). В XX веке проблема лидерства изучалась и в социологии, и в социальной психологии и в психологии управления, социологии управления и отечественными и зарубежными исследователями (А.И. Лоутон, Э. Роуз, С.Косе, Р. Стогдил и др.). Это и имплицитные теории лидерства (Лорд, Кембелл, Дампетт, Лоулер, Уэйк), теория личностных черт (Дю Брин, Лэнди и Трамбо, теория модифицированной модели Френча и Ретвена), теория X- и У-лидеров Фидлера. Проблема лидерства изучалась как способ групповой дифференциации во взрослом коллективе (А.В. Петровский, В.В. Шпалинский) и с разных позиций: как процесс межличностного влияния (А.В. Морозов), как механизм интеграции группы, групповой деятельности (В.Б. Ольшанский), как средство координации, организации членов социальной группы, средство управления ими (Р. А. Кричевский).

Ряд социологов научные изыскания сфокусировали на самоуправлении личности в процессе профессиональной деятельности (Т.М. Андреев, С.Я. Батышева, М.И. Рожков, Д. И. Фельдштейн).

В исследованиях изучены вопросы определения качеств, присущих лидерам: интеллект, способность творчески решать проблемы, влиять на людей, идти на риск, определились стили лидерства, стратегии лидерства. Все исследования, посвященные изучению проблемы социального лидерства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение для разработки проблемы формирования лидерских качеств, но все же не исчерпывают ее полностью в силу следующих причин:

- во-первых, проблема формирования лидерских качеств исследуется в основном во взрослом коллективе, без учета возрастных особенностей;

- во-вторых, как уже было сказано выше, новые социокультурные, социально- экономические условия в России создали потребность в личности, способной вести за собой, брать на себя ответственность, право выбора, иметь инициативу.

Профессиональное и жизненное самоопределение молодого человека, его интеграция во взрослую жизнь, в сферу труда, а тем более развитие его карьеры и стремление к успеху не рассматривались ранее как важные социальные проблемы.

В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности молодого человека на первый план выходит его продвижение по ступеням статусной, профессиональной, должностной иерархии, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда.

Однако нельзя отдавать этот процесс стихии, им необходимо созидательно управлять, понимая, что в известном смысле социальное лидерство, «лидер» - это и миллионы наемных рабочих, мелких и среднего масштаба предпринимателей, фермеров, а не только финансовые, политические и государственные деятели, руководители культурного, спортивного бизнеса и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2002 - год молодежи в Саратовской области: материал доклада Правительства Саратовской области. Саратов: Слово, 2002. 32 с.

2. Молодежь России: тенденции, перспективы / под ред. И.М. Ильинского. М.: Молодая гвардия, 1993. 376 с.

3. Молодежь в посткоммунистической России и Восточной Европе / под ред. Д. Риор-дана, К. Вильямса, И. Ильинского. М.: Голос, 1995. 474 с.

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И.М. Ильинский. М.: Голос, 2001. 696 с.

5. Молодежь России. Тенденции и перспективы: сб. науч. ст. М.: Академия, 1993.

146 с.

6. Монтескье Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. М.: Мысль, 1955. 256 с.

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Мысль, 1989. 240 с.

8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. М.: Москов. психол.-соц. ин-т. Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.

9. Левашов В. К. Социополитическая динамика: опыт социологических исследований / В.К. Левашов. М.: РИЦ ИСГН РАН, 2003. 222 с.

10. Проблема молодежи и молодежного движения в современной России: сб. науч. статей. Балашов: Николаев, 2003. Вып. 3. 128 с.

11. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути / Опыт социологических исследований / Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. 504 с.

12. Социология молодежи / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.

13. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода / Т.В. Ковалева // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 58-72.

14. Глобальное сообщество: картография постсовременного мира: Global society Cartography of the Post-Modern World; под ред. А.И. Неклесса. М.: Восточная литература, 2002. 463 с.

15. Иконникова С.Н. Социология молодежи (Проблемы воспитания духовного облика) / С.Н. Иконникова. Л.: Знание, 1985. 32 с.

16. Кон И.С. НТР и проблемы социологии, молодежи / И.С. Кон. М.: Знание, 1988.

64 с.

17. Российская молодежь: проблемы и решения / РАН (Институт комплексных социальных явлений). М.: Центр социального прогнозирования, 2005. 648 с.

18. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации: учеб. пособие / Т.И. Заславская. М.: Дело, 2004. 400 с.

19. Социальное качество российской молодежи на рубеже веков: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе» 21-23 марта 2000 г. Барнаул: БГПУ, 2000.154 с.

Бабаян Карине Рачиковна -

старший преподаватель кафедры «Культура речи и иностранные языки»

Саратовского юридического института МВД России

Статья поступила в редакцию 20.10.06, принята к опубликованию 14.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.