Научная статья на тему 'Лидерство Павла Никодимовича груздева в развитии советской педагогики как науки'

Лидерство Павла Никодимовича груздева в развитии советской педагогики как науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАКОН / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРИНЦИП / ПРАВИЛА / THE THEORY OF PEDAGOGICS / SCIENCE / EDUCATION / EDUCATING / SELF-EDUCATION / KNOWLEDGE / MAINTENANCE OF EDUCATION / LAW / CONFORMITY TO LAW / PRINCIPLE / GOVERNED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даутова О.Б., Кириллова Г.Д.

В статье определяется роль П.Н. Груздева в развитии советской дидактики. Обосновывается его лидирующее положение как организатора науки с 1930-х гг. до 1953 г. XX в., определившего основные направления научных исследований в области дидактики, о чем свидетельствуют его работы и учебники, вышедшее под его редакцией в этот период, прежде всего статья «Понятия закона, принципа, правила в педагогике», опубликованная в журналах «Советская педагогика» № 4-5 1946 г. и монография «Вопросы воспитания и обучения», изданная Академией педагогических наук РСФСР в 1949 г. Дан обобщенный анализ этих двух работ, показан диалектический метод Груздева-исследователя. Диалектический метод раскрывает взаимосвязи процессов, ведущих к развитию личности ребенка; объективные закономерности изучаемого педагогического явления. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article P. N. Gruzdev's role in development of the Soviet didactics is defined. It is stated that his leading position as an organizer of science from the 1930th to 1953 of 20th century defined the main directions of scientific research in the field of didactics. It is confirmed by his works and textbooks, especially by the article "Concepts of the Law, Principle, Rule of Pedagogics" published in scientific journal "Soviet Pedagogics" No. 4-5 of 1946 and the monograph "Questions of Education and Training" published by Academy of pedagogical sciences of Russian Soviet Federative Socialist Republic in 1949. The generalized analysis of these two works is given, the dialectic method of Gruzdev researcher is shown. The dialectic method discloses interrelations of the processes leading to development of the identity of the child; objective regularities of the studied pedagogical phenomenon.

Текст научной работы на тему «Лидерство Павла Никодимовича груздева в развитии советской педагогики как науки»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37 (47 + 57) (091) «19»

О. Б. Даутова, Г. Д. Кириллова

Лидерство Павла Никодимовича Груздева в развитии советской педагогики как науки

В статье определяется роль П.Н. Груздева в развитии советской дидактики. Обосновывается его лидирующее положение как организатора науки с 1930-х гг. до 1953 г. XX в., определившего основные направления научных исследований в области дидактики, о чем свидетельствуют его работы и учебники, вышедшее под его редакцией в этот период, прежде всего статья «Понятия закона, принципа, правила в педагогике», опубликованная в журналах «Советская педагогика» № 4-5 1946 г. и монография «Вопросы воспитания и обучения», изданная Академией педагогических наук РСФСР в 1949 г. Дан обобщенный анализ этих двух работ, показан диалектический метод Груздева-исследователя. Диалектический метод раскрывает взаимосвязи процессов, ведущих к развитию личности ребенка; объективные закономерности изучаемого педагогического явления.

In article P. N. Gruzdev's role in development of the Soviet didactics is defined. It is stated that his leading position as an organizer of science from the 1930th to 1953 of 20th century defined the main directions of scientific research in the field of didactics.

It is confirmed by his works and textbooks, especially by the article "Concepts of the Law, Principle, Rule of Pedagogics" published in scientific journal "Soviet Pedagogics" No. 4-5 of 1946 and the monograph "Questions of Education and Training" published by Academy of pedagogical sciences of Russian Soviet Federative Socialist Republic in 1949. The generalized analysis of these two works is given, the dialectic method of Gruzdev researcher is shown. The dialectic method discloses interrelations of the processes leading to development of the identity of the child; objective regularities of the studied pedagogical phenomenon.

Ключевые слова: теория педагогики, наука, образование, воспитание, обучение, самообразование, знания, содержание образования, закон, закономерность, принцип, правила.

Key words: the theory of pedagogics, science, education, education, educating, self-education, knowledge, maintenance of education, law, conformity to law, principle, governed.

© Даутова О. Б., Кириллова Г. Д., 2016

Что определило лидирующее положение Павла Никодимовича Груздева в педагогической науке и отразилось на многосторонности его деятельности? В биографии П. Н. Груздева (1889-1953) четко прослеживается костромской период - становление его как организатора новой школы - 6 лет, ярославский - 10 лет и московский период - 6 лет, периоды его развития как организатора народного образования. Ленинградский период состоит из двух вех 1934-1941 и 19461953 годы и уже отражает его лидерство в образовании. Он был во главе педагогики как науки на протяжении десяти лет, определив основные направления научных исследований в области дидактики.

Создание научной педагогической теории стало делом жизни П.Н. Груздева. Решение этой задачи осуществлялось через руководство исследовательскими и авторскими коллективами. Сила, жизненность, влияние созданных П.Н. Груздевым работ на его современников и последующее развитие педагогической науки и практики объяснялись реализацией диалектического подхода в разработке педагогической теории.

В начале 30-х гг. П.Н. Груздев руководил коллективом молодых ученых, в результате чего был создан учебник педагогики для педагогических техникумов. В авторский коллектив вошли те, кто в дальнейшем принимал самое активное участие в развитии советской педагогики: А.М. Арсеньев, А.К. Бушля, Н.Н. Воскресенский, М.А. Данилов, Н.В. Зикеев, Н.Д. Кузьмин, Н.А. Лялин, К.И. Прилуц-кий, Г.С. Прозоров. Учебник был опубликован в 1932 г. под редакцией П.Н. Груздева и А.И. Африканова.

Событием в педагогической науке стал также выход учебника «Педагогика», адресованный преподавателям и студентам педагогических учебных заведений и университетов, опубликованный в 1940 г. П.Н. Груздев написал первые семь глав раздела «Общие основы педагогики» и был ответственным редактором. Авторами остальных глав были известные в педагогическом мире ученые: Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Н.Г. Казанский, Н.А. Лялин, А.А. Невский, Л.Е. Раскин, И.Ф. Свадковский, Г.Г. Шахвердов и др.

Следующая коллективная работа под руководством П.Н. Груздева, имевшая большое влияние на развитие педагогики, была создана в период его работы на кафедре педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена. Это коллективный труд вышел под редакцией и с вводной статьей П.Н. Груздева «Воспитание мышления в процессе обучения» в 1949 г. В книге были представлены работы известных ученых страны, сотрудников ЛГПИ им. А.И. Герцена Ш.И. Ганелина, Е.А. Голанта. Е.М. Жилиной, В.Б. Журавлева, Е.О. Зейлигер-Рубинштейн, А.И. Сорокиной. В разработке проблем развития самостоятельности и творчества у детей большая роль принадлежала и Ленинградскому НИИ педагогики АПН РСФСР, первым директором которого в 1949 г. становится Павел Никодимович Груздев.

В своих научных публикациях П.Н. Груздев рассматривал наиболее сложные и нерешенные вопросы педагогической науки. Осознавая роль принципа историзма как условия диалектического рассмотрения исследуемых проблем, П. Н. Груздев опирается на обширный историко-педагогический материал, которым в совершенстве владел. Поэтому каждая его работа становилась событием, его публикации и выступления вызывали порой дискуссии, споры, возражения, рождали новые вопросы. Такой работой прежде всего стала статья «Понятия закона, принципа, правила в педагогике», вызвавшая огромный интерес в среде педагогов, психологов, философов. Дискуссия на страницах журналов продолжалась два года. В заключение журнал «Советская педагогика» обратился к деятелям педагогической науки с призывом усилить разработку категориального аппарата педагогики.

Эта статья актуальна и в наши дни. П.Н. Груздев при определении закона, принципа, правила как основных категорий педагогической науки ставит задачу найти объективно существующие и отделяющие одно понятие от другого грани, взаимосвязь между ними. Он пишет: «Там где закон раскрывает объективно существующие связи и отношения между явлениями, независимо от субъекта, там он называется законом, закономерностью. Там же, где закон становится исходной точкой приложения деятельности, сил и устремлений человека, там он рассматривается как принцип, т. е. как закон в субъективном смысле, как закон или правило поведения субъекта» [1, с. 5].

Демонстрируя взаимозависимость закона и принципа, объективного и субъективного на примере педагогики, он указывал, что из закона единства основных видов воспитания следует принцип всестороннего, интегрального воспитания человеческой личности. Закон единства основных видов воспитания известен давно, но принцип всестороннего воспитания долгие годы оставался мечтой, идеалом. Для того чтобы его реализовать, требуются определенные условия. Законы в субъективном смысле опираются на объективные законы.

Исходя из принципов диалектики, П.Н. Груздев утверждает, что целое не может быть сведено к сумме составляющих его компонентов. Исследование присущих педагогическим явлениям связей, рассмотрение отдельного компонента во взаимосвязи с остальными, изучение явления в развитии - этому подчинен его творческий поиск. Говоря о правиле, как частном проявлении принципа, он подчеркивает, что совокупность правил не составляет принципа: «Принцип есть синтез, то общее, что связывает все правила воедино, пронизывает единым пониманием» [2, с. 7].

11

Нельзя согласиться и с теми, писал П.Н. Груздев, кто под принципом понимал любое методическое правило. Такое неразличение приводит на практике к ремесленному характеру обучения и воспитания. Он предостерегал учителя от поиска рецептов, которые он мог бы быстро и легко использовать в работе, от превращения правила в догму, говорил о необходимости «принципиального» использования правила. В связи с этим он писал, что рецептура не сделает ремесленника творцом, но творца она может превратить в ремесленника. И, настаивая на вооружении учителя подлинной теорией, указывал: главное в педагогике не правила, а законы, из которых следуют правила. В то же время он утверждал, что плохая работа школы характеризуется слабым применением правил. Там, где не соблюдаются правила, царит аморфность руководства, произвольность, бесстильность, случайность. Диалектический подход к процессам обучения и воспитания проявляется и в том, что, несмотря на различия между законами, принципами, правилами, границы между этими понятиями крайне подвижны и условны, каждое из них может в определенных условиях перерастать в другое.

Одним из кардинальных вопросов педагогики и психологии П.Н. Груздев считал идею развития ребенка. Эта идея, как показала история педагогики, является основой обучения и воспитания. Анализируя ее раскрытие западными и русскими дореволюционными педагогами, а также представителями советской педагогики, и прежде всего А.С. Макаренко, он показывает разные подходы и уровни в ее решении. Каждый из педагогов вносил свой вклад в раскрытие законов, принципов и правил развития личности ребенка. Анализ педагогических систем различных авторов подводит к выводу, что определяющим в раскрытии законов, принципов, правил развития ребенка является понимание ими взаимосвязи между процессами развития, обучения, воспитания.

Исторический анализ позволяет утверждать, что наиболее правильно идею единства развития и воспитания решают представители советской педагогики и психологии, в этом случае Павел Никодимович ссылается на основной закон психического развития ребенка, сформулированный С.Л. Рубинштейном в его труде «Основы общей психологии». Суть закона в том, что процессы созревания, воспитания и обучения осуществляются не последовательно, а в диалектическом единстве: ребенок созревает, воспитываясь и обучаясь. Раскрытие психологического закона обусловливает законы, принципы, правила педагогики, понимание того, что ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, обучаясь и воспитываясь.

Поиск развития и путей конкретизации проблемы единства и диалектической взаимосвязи различных сторон учебно-воспитательного процесса приводит автора к исследованиям А.С. Макаренко. Следует отметить, что П.Н. Груздев относился к числу первых советских педагогов, понявших, проанализировавших и оценивших вклад А.С. Макаренко в советскую и мировую педагогику. Он считал, что А.С. Макаренко разработал ряд новых принципов в педагогике и раскрыл определенные закономерности воспитания. Выделяя в педагогической системе А.С. Макаренко главную и наиболее важную идею - единства - писал, что из нее следуют все принципы и правила воспитания. Заслугу А.С. Макаренко он видел в том, что давно известный закон единства воспитания он развил, доказав взаимовлияние различных сторон воспитания. Особенно глубоко и последовательно идея диалектического единства и взаимосвязи реализована в его учении о коллективе как воспитательном факторе: единство личности и коллектива, цели и средства, трудового и нравственного воспитания, отдельного правила и системы педагогических мер, коллективного и индивидуального воздействия, постепенности и перерыва ее «методом взрыва», метода принуждения и убеждения, уважения к личности воспитанника и требовательности к нему, традиции и движения вперед, воли коллектива и воли руководителя.

П.Н. Груздев показывает, что изучение взаимосвязи различных сторон воспитания приводит А.С. Макаренко к определению важнейшего закона советской педагогики - закона движения коллектива. А.С. Макаренко, обобщив свой опыт, делает вывод, что остановка в развитии коллектива или отдельной личности ведёт к деградации и коллектива, и личности. Рассматривая единство различных сторон воспитания, А.С. Макаренко вскрывает присущие ему противоречия, борьбу противоположностей как отражение реальной действительности. Диалектический подход в раскрытии процесса воспитания в системе А.С. Макаренко проявился и в том, что он показывает развитие воспитания в его разных более всесторонних связях и опосредованиях. Многосторонность процесса воспитания, его противоречивость и присущая ему динамика приводят А.С. Макаренко, с точки зрения П.Н. Груздева, к очень важному выводу, что всякое средство, правило воспитания нельзя рассматривать само по себе, абстрагируясь от всей системы воспитания, от его принципов, совокупности различных условий и влияний.

Исследование путей, обеспечивающих диалектическое единство всех сторон воспитания, раскрытие взаимосвязей процессов, ведущих к развитию личности ребенка, - вопросы, которые остаются в центре внимания и в последующих работах П.Н. Груздева. При

13

этом его продолжает интересовать не только содержательный аспект, но и метод раскрытия содержания, установление присущих содержанию диалектических связей.

В 1949 г. в свет вышли две очень важные для развития советской педагогики работы: коллективный труд сотрудников Ленинградского НИИ педагогики «Вопросы воспитания мышления в процессе обучения» под редакцией П.Н. Груздева и Ш.И. Ганелина; монография П.Н. Груздева «Вопросы воспитания и обучения». Книги широко обсуждались в педагогической среде.

П.Н. Груздев и в этих работах остается верным себе: он смело и творчески решает самые стержневые проблемы педагогической науки, среди которых большое внимание уделяется определению воспитания, образования, обучения, самообразования. Автор ставит задачу раскрыть основные понятия педагогики таким образом, чтобы показать существующую между ними взаимосвязь, а отсюда и взаимозависимость между основными процессами, формирующими личность ученика, а следовательно, и между основными разделами педагогической науки. Исследование этой зависимости волнует ученых по сей день. Можно соглашаться или не соглашаться с найденным П.Н. Груздевым решением, но нельзя не признать, что автор предложил обоснованный и последовательно осуществленный вариант рассматриваемой проблемы.

Необходимо обратить внимание на то, что у педагога нет однозначных формулировок, каждое явление рассматривается с разных сторон, показывая всю сложность и неоднозначность педагогических феноменов. П.Н. Груздев рассматривает воспитание как категорию общественной жизни. С этой точки зрения «воспитание представляет собою такую функцию общественной жизни, в которой осуществляется уход за подрастающими поколениями, передача и усвоение исторически накопленного опыта, необходимого для включения этих поколений в общественно-трудовую жизнь своего времени и развития этого опыта в новых общественных условиях» [2, с. 11].

Однако в процессе воспитания усваивается как прогрессивное, так регрессивное: суеверия, предрассудки, устаревшие приемы деятельности, искаженные знания, реакционные идеи, различные способы удовлетворения своих интересов и потребностей и т. д. Поэтому воспитание включает в себя не только передачу опыта, но и воздействие, влияние на отношение воспитанника к этому опыту, к деятельности других людей, к данному обществу и пр.

Исходя из этого, ученый следующим образом определяет задачу воспитания - воздействие воспитателя на воспитанника в таком направлении, чтобы воспитанник, усвоив известный опыт, приобрел новые черты и свойства, которые проявлялись бы в его многообразных отношениях к окружающему миру.

П.Н. Груздев утверждает также, что воспитание является деятельностью, и как всякая деятельность оно требует для своей продуктивности определенного времени, в течение которого сосредоточиваются внимание и воля и происходят последовательные и определенным образом организуемые действия воспитателя и воспитанника.

Педагог выделяет такую черту воспитания, как непрерывность. П.Н. Груздев пишет о том, что воспитание человека не заканчивается в каком-либо возрасте или в школе, ибо человек способен всю жизнь учиться, совершенствовать свой опыт, расширять и углублять свои знания, развивать свои дарования. П.Н. Груздев определяет пять смыслов воспитания: передача и усвоение опыта, воздействие и влияние воспитателя на воспитанника, формирование отношений, деятельность, непрерывный процесс. Только все эти смыслы вместе взятые позволяют говорить о целостном воспитании, так как человек это существо мыслящее, чувствующее, оценивающее, деятельностное, становящееся.

В работе П.Н. Груздев подчеркивает, что образование является таким же сложным понятием, как и воспитание, поэтому его надо рассматривать с нескольких сторон, учитывая многообразие тех явлений действительности, которые данное понятие отражают. В начале своего рассуждения П.Н. Груздев ставит вопрос об отличии воспитания и образования. Во-первых, образование не является всеобщей категорией, оно дается лишь некоторым, а воспитание людей в обществе осуществляется всегда, каковы бы ни были его содержание и формы.

Во-вторых, усвоение не всяких знаний и не всякое усвоение знаний делает человека образованным, существенным признаком образованного человека является усвоение современных достижений науки и техники на уровне тех задач, которые выдвинуло данное общество. Следовательно, образованный в прошлом человек может стать необразованным, если он не следит за развитием научных знаний и не пополняет своих знаний путем самообразования.

В-третьих, образование наращивается в ходе присвоения культуры, т. е. образование и культура тесно взаимосвязаны между собой. П.Н. Груздев подчеркивает, что «образованный человек - это, как правило, и наиболее культурный человек. Чем выше образование человека, тем выше и уровень его культуры, проявляемой человеком в труде и досуге, в общественной и личной жизни, в его многообразных интересах и потребностях» [2, с. 22].

П.Н. Груздев дает следующее определение категории «образование» - «Образование не только процесс усвоения современных знаний, но и формирование, создание, становление всей личности, развитие сознания, психики, выработка культуры поведения. Обра-

зование включает в себя понятие образа человека с определенными чертами и свойствами личности» [2, с. 22].

Мы видим, что образование Груздев понимает в широком смысле, что соотносится с современным пониманием образования, а именно переходом к гуманитарной образовательной парадигме, который произошел на рубеже 90-х гг. XX в. в нашей стране. Во-первых, ученый указывает на сложность образования как процесса - это и формирование, и создание, и развитие, и становление личности человека.

Во-вторых, ученый подчеркивает многоканальность процесса образования - это и развитие сознания, и развитие психики, и выработка культуры поведения. Необходимо подчеркнуть, что Груздев разводит процессы развития сознания и развития психики.

В-третьих, педагог утверждает, что образование связано со становлением образа человека вообще.

В работе «Вопросы воспитания и обучения» также ставится вопрос о содержании образования и подчеркивается, что оно многокомпонентное: а) сами знания; б) умения и навыки, говоря современным языком, способы действия; в) мировоззрение, которое определяет отношение человека к миру.

В чем же заключается содержание опыта, передаваемого молодым поколениям? Сюда входит: совокупность знаний, выработанных человечеством в исторической практике и обобщенных в науке; различные взгляды, убеждения, мировоззрение людей; уменья, навыки, методы, необходимые в общественно-трудовой деятельности и в усвоении новых знаний; понятия, нормы и правила, определяющие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к различным предметам и событиям.

В работе «Вопросы обучения и воспитания» ученый также рассматривает категорию «знания» и определяет их функции: обучающую, действенную, развивающую, побудительную к учению и самообразованию или мотивационную, мировоззренческую, воспитательную.

По мнению П.Н. Груздева, обучающая функция проявляется в двух смыслах: расширение суммы знаний, их объема, т.е. количественная сторона, и углубление знаний, качество усвоения, т. е. глубина понимания.

Большое значение для развития дидактики имело понимание знания П.Н. Груздевым как метода и определение действенной функции знания. Ученый пишет: «Овладение знаниями включает использование знаний как метода, как оружия дальнейшего изучения и усвоения знаний и усовершенствования практической деятельности. Использование знаний в практической деятельности это значит внесение в существующую практику при известных усло-

виях нового опыта, новых методов деятельности, более рациональных, продуктивных, а не простое следование установившимся нормам, приемам, т. е. творческое применение знаний. Такое применение знаний невозможно без развития ума» [2, с. 121]. Как видно из текста, действенная функция связана с развивающей.

Хочется обратить внимание на то, что Груздев часто употребляет словосочетание «учебный труд», подчеркивая тем самым необходимость употреблять усилия при осуществлении учения, необходимость напряжения всех сил ребенка: эмоциональных, чувственных, интеллектуальных, практических. Проблема осуществления учения связана с развитием умений учебного труда. П.Н. Груздев в своей работе также обращается к этому вопросу. Он пишет о том, что существуют предметные умения и общие умения учебного труда. Интересно определение этих умений, а именно, к ним относятся: умения работать над книгой; трудовые навыки и умения; умения наблюдать, экспериментировать, измерять, пользоваться различными приборами и инструментами; умение самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы; применять полученные знания в различных практических работах, делать выводы из фактов и наблюдений, формулировать определения, доказывать.

Развивающая функция знаний проявляется в двух смыслах: 1) развитие личности воспитанника в целом; 2) развитие мышления.

Остановимся более подробно на вопросе о развитии мышления. Груздев указывает на то, что нередко преподавание идет на таком уровне, что оно не содействует развитию умственных способностей, а напротив, заглушает их, не дает им возможности развернуться. Это происходит, если нарушается принцип единства взаимосвязи в обучении - усвоения знаний и умственного развития учащихся.

Развитие мышление ученика в процессе обучения становится возможным, если учитель средствами учебного содержания, с одной стороны, осуществляет воспитание гибкости и пытливости ума, сообразительности, а с другой стороны, создает условия для развития формальной и диалектической логики у ученика, т. е. вооружает его инструментом познания.

Задачей учителя является культивирование у учащихся следующих групп умений:

а) обобщения: умение из фактов делать правильные выводы, сопоставлять факты между собой, проверять сделанные выводы;

б) анализа: выделять существенные признаки и свойства, находить главные связи и отношения, подходить к предмету с нескольких сторон;

в) синтеза: учитывать новые условия и возможности перехода одного явления в другое, владеть знаниями как методом дальнейшего познания.

Развитие этих умений и мышления в целом происходит постепенно, поэтапно, этот путь представляет постоянные переходы от низшей ступени познания к более высокой, от житейских, обычных представлений к научным понятиям, от конкретного к абстрактному, от простых связей к более сложным, от внешних, случайных отношений предметов к внутренним, необходимым, от простого знания фактов и явлений к объяснению их сущности и требует перехода от формальной логике к диалектической.

Актуальным на сегодняшний день выступает положение о том, что изучаемый предмет или явление надо рассматривать не в застывшем виде, не изолированно, как в формальной логике, а в развитии, в связи с другими предметами и явлениями в определенной и конкретной обстановке.

Развитие мышления, по Груздеву, требует также осмысления своего сознания, т. е. форм своего мышления, что свидетельствует о переходе ученика на более высокий этап обучения. Это положение, с нашей точки зрения, восходит к принципу сознательности.

Рассмотрим еще одну функцию знаний - мотивационную, или побудительную к учению и самообразованию.

Во многих своих трудах П.Н. Груздев исследует проблему самообразования. Под самообразованием он понимает не только самостоятельное приобретение знаний без систематического повседневного руководства, но и способность человека учиться всегда из книг, у людей, у жизни, способность извлекать для себя поучительные уроки отовсюду, анализировать самокритически свои знания и поведение, находить недостатки и преодолевать их [2, с. 22]. Вопрос о самообразовании у П.Н. Груздева соотносится с таким понятием, как «учение жизни».

«Между первым, школьным, учением и вторым, учением жизни, существует определенная связь. Школьное учение закладывает фундамент, на котором строится второе учение. Успех второго учения в значительной степени зависит от того, какими знаниями и особенно умениями вооружила школа» [2, с. 114].

Ученный подчеркивает, что настоящее или подлинное образование надо отличать от ложного образования, при котором человек усваивает знания, даже прогрессивные идеи, но эти знания не превращаются в убеждения, в дело жизни, в руководство для деятельности. Убеждения - это не только сумма знаний, область ума, но и другие душевные силы и способности; это уверенность в правильности тех или иных мыслей, суждений, поступков, уверенность, ба-

зирующаяся не только на знаниях, но и на пережитом опыте, затрагивающая более глубоко внутренние силы личности [2, с. 21].

П.Н. Груздев в ряде работ обращается к категории отношения, неоднократно подчеркивая, что отношения складываются, образуются в течение довольно длительного времени под влиянием разных факторов, а не только материала обучения.

Он пишет о том, что в школе расширяется масштаб отношений, углубляется осознание этих отношений на основе представлений, понятий и мировоззрения. П.Н. Груздев выделяет также воспитательную функцию знаний, поскольку знания обладают воспитательной, образующей силой.

Груздев рассматривает проблему единства обучения и воспитания или воспитывающего образования в широком историческом контексте. Каждый акт обучения может и должен быть максимально использован как средство воспитания тех или иных свойств ученика: сознательности, воли, характера, внимательности, ответственности, самоконтроля и пр.

Для П.Г. Груздева характерна постановка глубоких теоретических вопросов, которые не имеют однозначного концептуального решения. Так, ученый подчеркивает, что вопрос о формальном и материальном образовании перешел из области содержания образования в область образовательных методов, соответственно ученым необходимо решить теоретический вопрос о единстве метода и знаний.

Также П.Н. Груздев поднимает важный в дидактике вопрос о логическом и психологическом обучении, из которого следует задача обучения, заключающаяся в том, чтобы развить мышление школьника, силу его суждения, способность анализировать и обобщать, словом, воспитывать определенную культуру ума.

Таким образом, П.Н. Груздев обосновал, что лишь в результате взаимосвязи воспитания, образования и обучения можно обеспечить решение всего комплекса задач, направленных на формирование личности ученика. При этом каждый из рассматриваемых процессов выполняет передачу и усвоение не каких-то отдельных аспектов исторически накопленного опыта, а всю их совокупность, так как они взаимосвязаны. Так, образование, которое представляет собой «основной элемент» воспитания, не только является процессом усвоения современных знаний, но и обеспечивает формирование, становление всей личности, развитие сознания, психики, культуры поведения.

Указывая на подвижность и взаимопереходы рассматриваемых понятий, П.Н. Груздев показывает, что обучение в широком смысле следует рассматривать как основной путь или форму воспитания. В этом случае передача опыта и воздействие на людей происходит

организованно, систематично, при определенном руководстве. В более узком смысле образование служит не воспитанию в целом, а является «элементом» «сознательного воспитания». В этом случае образование понимается как процесс передачи различных приемов и умений деятельности ученика. Этот момент всегда присутствует в процессе воспитания, но его роль и значение в этом процессе меняются в зависимости от различных конкретных ситуаций и т. д.

Жизнь и деятельность П. Н. Груздева убеждают в том, что современность научных идей и базирующейся на них педагогической теории определяется не количеством лет, прошедших с их опубликования, а тем, в какой мере они выявляют объективные закономерности изучаемого явления.

Список литературы

1. Груздев П. Н. Понятия закона, принципа, правила в педагогике // Сов. педагогика. - 1946. - № 4-5. - С. 3-33.

2. Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.