Михаил Александрович ______________________МЕНЬ
ГУБЕРНАТОР ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ______ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА
КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК ДОЦЕНТ
Сфера научных интересов: философия управления, социальное управление, руководство, лидерство, ценности и стиль руководства, личность лидера.
Основные научные публикации:
• Мень М. А. Лидерство как социальный и личностный феномен (теоретико-методологические аспекты исследования), монография. М.: Издательство МГУ, 2011. - 268 с.
• Мень М. А. Личностные основания лидерства (концептуальный анализ). Личность в социологии: теоретические предпосылки изучения: монография. М.: Издательство «ЭЛИТ», 2011. -352 с.
• Мень М. А. Руководство и ценности: монография. СПб.: Издательство СПбГУ, 2010. - 248 с. (в соавторстве с А. Ю. Назаровым и Е. А. Смирновым).
• Мень М. А. Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 4. С. 265-273.
• Мень М. А. Личностная структура лидерства // Управление мегаполисом. 2011. № 3. С. 76-86.
• Мень М. А. Миссия философа и практическая деятельность // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 2. С. 94-100.
• Мень М. А. Социальный мир личности: предпосылки построения комплексной модели // Личность. Культура. Общество. 2011. Т. XIII. Вып. 1. С. 86-101.
• Мень М. А. Социальные теории лидерства // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII.
Вып. 3. С. 171-183.
• Мень М. А. Социальные теории личности: опыт систематизации // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. Вып. 4. С. 92-101.
• Мень М. А. Социальная типология лидерства (комплексный подход) // Социология власти. 2011. № 5. С. 33-43.
М. А. Мень M. A. Men’
Лидерство: личностно-интЕРАктивный подход
LeADERSHip: тне PeRsonAL AnD InteRACTivE Approach
ключевые слова:
лидерство, личность лидера, личностноинтерактивный подход, социальная реальность лидера, персональная реальность лидера, модальности и модусы лидерства, проекции лидерства
В статье определяются границы понятия «личность лидера», а также намечаются перспективы личностно-интерактивного подхода к изучению лидерства, в том числе принципы взаимодействия социальной и персональной реальности лидера, модальной организации лидерства, а также взаимосвязи модусов его существования.
KEY WORDS:
leadership, a leader's personality, personality an interactive approach, social reality of a leader, personal reality of a leader, modalities and modes of leadership, projection of leadership
The article determines the boundaries of the concept «leader's personality» and also outlines prospects for personal and interactive approach to the leadership studying, including principles of interaction between social and personal reality of a leader, modal organization of leadership and interrelation of modes of its existence.
Понятие «личность лидера»
в социальной науке
В научной литературе понятие «личное влияние лидера» определяется по-разному. Например, А. Адлер утверждал, что человек по своей природе всегда стремится к превосходству. В его понимании оно фиксирует стремление личности к совершенной исполнен-ности (реализованно-сти), предполагающее, в свою очередь, движение вверх или по горизонтали, к более высокому или иному предпочитаемому положению в обществе, т. е. лидерству (см.: [3]). Ранее Адлер использовал понятия «агрессивность» и «обладание властью» для характеристики лидерской
позиции человека. Он считает эти качества во многом врожденными.
Кстати, у М. Вебера стремление человека к превосходству и господству связано в ряде случаев с различиями в уровне компетенции и объеме специальных
знаний, которыми располагает лидер формальной организации. Обладание властью или иными ресурсами здесь выступает скорее средством, чем целью. Правда, Вебер считает, что единственной фигурой, способной противостоять бюрократическому господству, является
^ Лидерство есть личностно-социальная (точнее - личностно-интерактивная) реальность, в которой соединяются экстернальный и интернальный планы бытия, объективный и субъективный, экстенциональный и интенцио-нальный аспекты деятельности.
капиталистический предприниматель, приобретающий иммунитет ко всем издержкам бюрократии. Возможно, это объясняется тем, что он располагает возможностями, недоступными бюрократическому аппарату, в том числе наличием ресурсов и полной автономией в принятии решений.
Вместе с тем, мы не во всем согласны с пониманием лидерства Адлером, хотя отмеченное им стремление личности к превосходству признается многими исследователями в качестве сущностной черты лидерства.
Во-первых, если следовать его логике, получается, что каждый человек - лидер, реальный или потенциальный. Однако, как мы знаем из опыта, лишь немногие люди реализуют свой лидерский потенциал. Большинство людей в силу своего биографического опыта продолжают жить, не ведая, какое им уготовано предназначение. К тому же некоторые индивиды предпочитают занимать зависимую позицию или быть соратниками и партнерами лидера, не претендуя на главную роль в общем деле.
Во-вторых, если цель лидера -достижение превосходства, то каково же тогда происхождение самого превосходства? Адлер полагает, что это качество «внутренне присуще самой жизни.
94_
§ Оно лежит в основе решения £ жизненных проблем и проявля-^ ется в том, как мы с ними справ-2 ляемся. Оно определяет направ-
ш
§ ление всех наших функций» [3, | р. 398]. Но если это так, то что ^ же тогда лежит за этим стремле-| нием к росту и движению вверх зЕ или ввысь? Адлер объяснял £ весьма неопределенно, утверждая, что это - часть жизни, ее динамический принцип, бесконечное движение к совершенству и т. п. И здесь мы попадаем в замкнутый телеологический круг.
В рамках же функционального подхода личность лидера рассматривается как источник команд и принудительного контроля. Или же ее влияние исследуется с точки зрения эффективного руководства группой и создания благоприятных условий для достижения цели (целевой подход). Вопрос о самом процессе взаимодействия между личностью лидера и членами его группы также является предметом отдельных исследований. Как известно, не только лидеры влияют на своих последователей, но и последние оказывают влияние на стиль их руководства, зачастую навязывая им свои требования.
Другим важным аспектом персонализации лидерства является то, что право руководить часто сознательно возлагается
_95
на лидера несколькими или § всеми членами группы. Это про- § исходит путем проведения вы- | боров в формальных группах | различного типа (в школах, уни- | верситетах, политических уч- а реждениях) или посредством 1 делегирования полномочий | в неформальных коллективах, ° когда группа друзей или сотруд- | ников признает лидером одного ° из своих членов. Причем в по- £ следнем случае лидер не нахо- | дится наверху иерархической ор- ^ ганизационной лестницы, а, на- | против, является одним из участ- < ников совместной деятельности, 5 который обладает особыми личностными качествами и делегированными ему полномочиями.
Феномен лидерства подразумевает также то, что лидер способен мотивировать группу, объединяя единичные усилия ее членов для достижения общей цели. Влияние предполагает, в свою очередь, изменение ситуации в направлении достижения цели, которую предлагает лидер. Он побуждает других людей осуществлять некие преобразования, т. е. решать трудные и жизненно необходимые задачи как в их собственных интересах, так и для утверждения личного господства. Однако он делает это особенным образом. Еще Макиавелли предупреждал Лоренцо Медичи, что нет ничего более трудного, чем взяться за
введение нового порядка вещей. Именно это и совершает лидер, побуждая членов группы к принятию «порядка вещей», который ему представляется более целесообразным или необходимым.
Еще раз подчеркиваем: личность лидера - это одновременно призвание и совокупная способность быть всегда и во всем впереди (разумеется, в значимых для людей ситуациях или там, где это возможно). Кроме того, это - способность брать на себя ответственность за других людей и за условия их взаимодействия, а также определять общие цели группы, изменяя условия коллективного порядка в оптимальном направлении и в соответствии с собственными интересами. Вместе с тем, в личности лидера соединяются еще два качества, на которые указывают исследователи: наличие в личностных мотивах ориентации на иерархическое соподчинение и способность к руководству собственным поведением (самоменеджмент) [2, с. 28-29].
Приведем определения личности, встречающиеся в социальных теориях личности, которые ближе всего подходят для понимания личностного содержания лидера: «целое, стремящееся к совершенству и обладающее творческой силой и уникальным стилем жизни» (К. Юнг);
96
существо, стремящееся к активному диалогу с обществом (Э. Мунье); «совокупная способность человека к реализации деятельности» (Дж. Ингхейм); рефлексирующий субъект, осознающий причины собственной деятельности и контролирующий процесс ее осуществления (Э. Гид-денс); обобщенная способность человека истолковывать по-своему и порождать события собственной жизни при помощи личных конструктов (Дж. Келле); креативный субъект, способный взять ответственность за себя и свое непосредственное окружение (А. Маслоу); существо, способное к трансцендирова-нию, в том числе к сознательному слиянию с другим человеком, группой и всем человечеством ради достижения целостного единства с ними (В. В. Козлов).
Принцип единства
персональной и социальной
реальностей лидерства
Концептуальной основой личностно-интерактивного подхода к изучению лидерства является принцип единства персональной и социальной реальностей лидерства. Причем переход от персональной реальности (личностного бытия) к социальной (бытия в социуме) не есть переход от единичного к всеобщему, как подчеркивает К. С. Пигров [1, с. 18б]. Тем
более, как он утверждает, персональная реальность не может быть редуцирована к социальной реальности.
В научной литературе принято выделять атрибутивные характеристики или сущностные признаки лидерства. Однако для их определения редко предлагаются основания. Поэтому такие признаки чаще всего являются предметом предпочтений отдельных ученых. Так, исследователи предлагают рассматривать две группы сущностных характеристик: групповые (центральная роль или властная позиция в группе, способ организации группы, установление системы иерархического соподчинения, процесс структурирования отношений в группе, вовлечение подчиненных в процесс выработки и принятия решений и др.) и персональные (личная ответственность, мотивация, решительность, наличие харизмы, рефлексивность и пр.). По сути дела, речь идет об отдельных свойствах или качествах лидера, формируемых в результате групповой динамики или являющихся следствием развития личности. Однако в нашем понимании атрибутивные характеристики лидерства выражают его природу, а не структуру как устойчивую совокупность свойств. Природа лидерства характеризуется целостностью или единством лич-
ности лидера, группы, ситуации их взаимодействия и среды существования. К атрибутивным характеристикам мы относим следующие:
- векторы развития (социализация и персонализация) лидерства, определяемые экстенцио-нальными и интенциональными факторами;
- личностные и социальные проекции лидерства, опосредующие взаимосвязь персональной и социальной реальностей;
- модальности и модусы существования лидерства, между которыми распределяются разные стороны и контексты этих реальностей.
Рассмотрим их по порядку.
1. В нашем понимании лидерство есть множественная или многоуровневая реальность. Его содержательная специфика определяется социальным и личностным контекстами, с одной стороны, и структурной организацией - с другой. В последнем случае лидерство дифференцируется в зависимости от структурных уровней социальной системы (индивид - группа - социальные институты - социум).
Взаимосвязь социальной и персональной реальностей следует выразить, прежде всего, при помощи двух встречных векторов развития - социализации и персонализации. Социализация характеризует процесс и результат
97_
§ воздействия социальной среды, | институтов на структуру лидер-| ства, а персонализация, напро-| тив, - перенос личностных ка-| честв лидера на систему его вза-§ имоотношений с группой и соци-1 альным окружением.
| 2. Персональная реальность
§ имманентна природе лидера, | а социальная и, в особенности,
о институциональная реальность £ трансцендентна и экстенцио-| нальна (внеположена) его бы-^ тию. Именно последняя посред-Ц ством культуры выступает по от-
< ношению к лидеру как всеоб-5 щее. И вместе с тем, что-то мы присваиваем, что-то теряется из виду, ускользает от нас, становится предметом отчуждения.
Каким же образом обеспечивается единство социальной и персональной реальностей в лидерстве? К. С. Пигров считает, что оно достигается за счет таких механизмов, как интенциональ-ность, инструментальность и интерсубъективность [1, с. 203]. Но мы полагаем, что интенциональ-ность является свойством персональной реальности как личностной активности лидера. Она выражает целостное отношение и смысловую обращенность лидера к действительности. А сущностным свойством социальной реальности является, на наш взгляд, экстенциональность, т. е. избирательное и дифференцированное отношение к элементам
_98
окружающей среды. Следова- § тельно, мы не можем отделить £ одно от другого, не введя сущно- | стных признаков. 2
3. Социальная (интерактив- § ная и институционально опосре- | дованная) реальность выступа- | ет «внешним» кругом бытия для | человека. Она опосредует его | отношения с миром и связана ° с определенным, институционально заданным порядком. Человек смотрит в мир через зеркало культуры и социальности.
В нем представлен социум как бы в свернутом виде.
Социальная реальность характеризует два типа взаимодействия людей в обществе: субъект-субъектное как непосредственное («лицом к лицу») взаимодействие индивидов и субъект-объ-ектное, институционально опосредованное взаимодействие.
Межличностное (интерактивное) измерение социальной реальности представлено, прежде всего, «первичным» уровнем. На этом уровне социальная реальность порождается множеством взаимодействий индивидов друг с другом. Но вместе они представляют собой нечто большее, чем их простая совокупность. При этом, как подчеркивает К. С. Пигров, «мы участвуем в этом бытии, мы создаем его своими действиями, мы не только понимаем его рационально, но и переживаем его эмоционально»
[1, с. 58]. Все это происходит на интерактивном уровне социальной реальности, он предполагает взаимодействие индивидов лицом к лицу, при котором у каждого из них может сложиться личное впечатление друг
о друге.
Мы настаиваем на том, что лидерство возникает, прежде всего, на первичном (интерактивном) уровне как устойчивое межличностное взаимодействие, в рамках которого оно предстает как инициативная структура, определяющая направленность деятельности группы.
Но социальная реальность еще и институционально опосредована. Между человеком и обществом находится много посредников - институтов как форм организации, которые обеспечивают поддержание порядка на разных уровнях организации социума. Поскольку институты подразделяются нами на социетальные, действующие на уровне всего общества (государство, национальная экономика, финансовая система и пр.), региональные (например, региональные структуры бизнеса и власти), организационно-управленческие (например, - формальные организации) и «первичные», существующие на уровне локальных сообществ и групп (семья, система родства, ассо-
циативные образования), то мы должны указать также на институциональный статус или ракурс изучаемого нами лидерства.
С позиции микросоциологи-ческого анализа нас будет интересовать в первую очередь взаимосвязь индивидов, статусных групп и институтов (преимущественно ассоциативных образований и формальных организаций), располагающихся соответственно на первичном и организационно-управленческом уровнях общества. Лидерство в семье или родственных образованиях выпадает из сферы нашего исследования.
Непосредственным предметом нашего анализа социальной реальности выступает лидерская группа, которую мы относим к разряду статусных и целевых групп, имеющих четкую структуру иерархического соподчинения статусных позиций и целевую направленность.
По своей социальной природе лидерство представляет собой разновидность организационной деятельности, ориентированной на обеспечение условий для иной деятельности, которую принято называть «базовой». Это деятельность групп и формальных организаций, направляемая «сверху» (субъектом управления). В этом контексте лидерство соотносится с другими формами организационной дея-
99_
§ тельности - руководством, ме-§ неджментом и пр.
| Если всеобщее (мир, социум, | культура) проникает в человека I через социальные представле-§ ния и трансценденцию, то всеоб-
1 щее в самом лидерстве - это то, | что не находится непосредствен-
О но в субъекте, и то, что он не мо-| жет переживать как самого се° бя. Трансцендентное в лидер-£ стве характеризует предельные | основания бытия лидера, недо-^ ступные его сознанию. Но откуда Ц же тогда лидер, как и любой че-
< ловек, узнает о существовании 5 трансцендентного? Кто нам сообщает о его присутствии? Ответ очевиден. Мы узнаем это из культуры, выступающей поставщиком ценностей, норм и образцов (моделей) поведения в структуры социального взаимодействия. Именно культура есть бытие всеобщего в социуме (метакультура), которое соотносится с типическими проявлениями особенного (локальные культуры и этнокультурные образования) и единичного (разнообразные субкультуры).
Таким образом, лидерство как феномен социальной реальности интересует нас главным образом на «первичном» (интерактивном и статусно-ролевом) и организационно-управленческом уровнях. Это один из важных аспектов микросоциологи-ческого анализа лидерства.
4. Персональная реальность дана нам в непосредственном переживании себя и своего места в мире. Она обладает телесностью (ощущением своего физического и символического присутствия в мире) и сознанием. Такая реальность выступает, на наш взгляд, в трех отношениях: (1) как способ постижения мира в себе, центром которого выступает идея «Я» (самость); (2) способ постижения себя в мире и своего места в мире, тесно связанный со свободой воли (экзистенция); (3) способ постижения мира через себя, сопряженный с представлениями об «обобщенном другом» (социальные представления). В последнем случае социум присутствует в человеке через представления о себе подобных. Как пишет К. С. Пигров, «поскольку во мне присутствует социум, я сам для себя такая же тайна, какая для меня - социум» [1, с. 188]. Постичь себя - значит увидеть себя в связи со всеобщим, находящимся за пределами индивидуальной телесности. Это достигается через механизмы социальной перцепции (восприятия себя частью социального целого, т. е. чего-то большего, чем сам человек) и экзистенции (переживания себя в мире).
Экзистенция находится между самостью как самосознанием (углубленной самососредоточен-
100
° ностью) и социальной перцепци-£ ей (сознательным слиянием g с целым или соотнесенностью
2 себя с ним). «Глубинный смысл § экзистенциализма, - подчерки-| вает К. С. Пигров, - в том, чтобы !! выдвинуть на первый план абсо-| лютную уникальность каждого зЕ человеческого бытия» [1, с. 189]. ° Его центральная идея заключается в том, чтобы признать следующее: наше индивидуальное присутствие или неприсутствие является таким же фундаментальным фактом, как и бытие социума. Экзистенция означает переживание себя и своего места в мире, осуществляемое в ситуации максимальной отстраненности человека от мира. В отличие от социальной перцепции, формирующей у лидера чувство сопричастности к обществу, экзистенция выражает идею соразмерности бытия человека и мира.
Но, сколько бы мы ни углублялись в природу персональной реальности, нельзя игнорировать социальное происхождение лидерства. Предметом микросо-циологического анализа лидерства выступает его личностноинтерактивная реальность, интегрирующая в себе социальную и персональную реальности.
5. Лидерство, формируясь на пересечении социальной и персональной реальностей, определяется, соответственно, соци-
альными и личностными проекциями, а они, в свою очередь, связаны с экстенциональными и интенциональными факторами.
Проекции социальной реальности лидерства (вектор социализации):
- социальная организация (процесс организации лидером совместной деятельности членов группы или более широкой системы взаимодействия);
- социальная интеграция (процесс достижения лидером высокой степени сплоченности группы и, как результат, солидарности);
- социальное влияние (воздействие субъекта на процессы групповой динамики и изменение качества социальной среды ради достижения поставленных целей и укрепления господства).
Проекции персональной реальности лидерства (вектор персонализации):
- мобилизация (использование лидером собственного потенциала, а также ресурсов группы и среды для организации совместной деятельности);
- идентификация (процесс и результат приобщения лидера к целому - культуре, социуму, группе);
- персонификация (присвоение лидером части ресурсов или полномочий группы посредством распространения своего влияния и установления господства).
101
g При этом социальные проек-! ции лидерства определяются >| преимущественно экстенцио-| нальными (внешнеположенны-| ми) факторами - общими целя-ш ми, нормами и ресурсами, а лич-
1 ностные проекции обусловлены | главным образом интенцио-§ нальностью как смыслопорож-| дающей активностью. g В реальной практике лидер-£ ства социальные и личностные ! проекции, выступающие конкре-^ тизацией двух встречных векто-Ц ров развития, существуют «по-
< парно», пересекаясь и налага-5 ясь друг на друга: социальная организация (экстенциональ-ный фактор) мобилизация (интенциональный фактор); социальная интеграция (экстенци-ональный фактор) идентификация (интенциональный фактор); социальное влияние (экс-тенциональный фактор) персонификация (интенциональный фактор).
Следовательно, понять природу лидерства можно лишь при учете встречных движений различных проекций и факторов. Так, например, социальное влияние можно рассматривать как «движение извне», определяемое общими задачами группы или социальной системы, а вот персонификация означает буквально олицетворение лидером группы и всего того, что в ней происходит. Это -
«движение изнутри», обусловленное интернальными и ин-тенциональными факторами. В отличие от социального влияния как прямого воздействия лидера на группу и ситуацию взаимодействия, персонификация есть «косвенное» и «мягкое» влияние, характеризующее распространение в группе личностных качеств лидера.
6. Взаимосвязь двух реальностей выражается в формах системной и групповой интеграции лидерства. До сих пор эту особенность данного феномена исследователи практически не учитывали. Лидерство, возникая на первичном (интерактивном и межличностном) уровне, формируется сначала в статусной группе, устанавливая инициативную структуру соподчинения статусов и позиций, а затем под воздействием социальных институтов трансформируется в социальные и личностные подсистемы, которые впоследствии образуют единую систему (целостное единство социальных и личностных начал). Следовательно, систему лидерства можно представлять полной или частичной, с точки зрения присутствия в ней той или иной реальности. Частичная система лидерства охватывает социальные либо личностные аспекты, а полная система включает уже весь комплекс модальностей
102
§ и модусов существования лиде-£ ра, относящихся к обоим типам ^ реальности. Как правило, она е редко бывает представлена
ш
§ в анализируемых нами моделях | лидерства. Но это уже предмет ^ отдельного исследования.
| В нашем понимании система
I лидерства (разумеется, в ее пол-
II ном объеме) выражает в структурном отношении следующую конфигурацию: личность лидера (персональные переменные и характеристики) - статусная группа, имеющая четко выраженную инициативную структуру и целевую направленность (групповые переменные), - непосредственное окружение, в том числе первичные институты, закрепляющие и легитимизирующие статус лидера и его группы (средовые факторы и институциональные переменные).
Далее для характеристики системы лидерства необходимо ввести и обосновать еще один критерий - модальности.
Принцип модальной
организации лидерства
Лидерство есть личностно-социальная (точнее - личностно-интерактивная) реальность, в которой соединяются экстернальный и интернальный планы бытия, объективный и субъективный, экстенциональный и интенцио-нальный аспекты деятельности.
При этом социальная реальность лидерства проявляется в объективных и экстернальных модальностях бытия человека (поведение, интеракция и трансценден-ция), а его персональная реальность - в субъективных и интер-нальных модальностях (самость, представления и экзистенция).
Конкретные модальности бытия личности применительно к лидерству следует рассматривать как устойчивые и инвариантные контексты или формы активности лидера и его группы.
Модальности социальной реальности лидерства:
- социальное поведение -«предметное бытие», существование лидера в материальнопредметном мире; наблюдаемая (внешне выраженная или экс-траиндивидная), предметно-чувственная активность, связанная с удовлетворением потребностей лидера и группы;
- социальная интеракция -«интерактивное существование», межсубъектное (в том числе межличностное) взаимодействие лидера и других участников взаимодействия, обмен позициями и ролями между ними; экстернальная (внешне наблюдаемая), интерактивная, интериндивидная или интерсубъектная активность лидера, ориентированная на обмен ролевыми позициями и достижение взаимопонимания в группе;
103
§ - трансценденция - «бытие
§ в ином», приобщение лидера | к миру «высших» смыслов и цен-| ностей; метаиндивидная, внеш-
I не обусловленная, объективно-§ идеальная (духовная) актив-
1 ность личности, сопряженная | с выходом за пределы индивиду-§ ального или группового созна-| ния в мир трансцендентного.
§ Персональная реальность ли-£ дерства:
| - социальная самость - само-
^ сознание лидера как пережива-Ц ние им мира в себе, но в прелом-
< лении социального окружения; 5 интернальная, интраиндивидная и субъективная активность его личности, обусловленная установками, которые составляют ее «внутреннее» ядро (или центр самосознания);
- социальная перцепция (социальные представления) -восприятие лидером себя как другого (других) или как части социального целого (группы, системы и пр.), формирование образа «обобщенного другого» (например, «Мы», «Они», «Другие»); интерактивная, интериндивидная и интерсубъективная активность личности лидера, опосредованная ролевыми установками и ожиданиями;
- экзистенция - «переживание себя в мире»; метаиндивидная, «внутренняя» и субъективно-идеальная активность лидера, связанная с постижением
смыслов его индивидуального существования в мире.
3. Содержание третьего принципа (взаимосвязь модусов существования лидерства) раскрывается в системе модальностей. При этом необходимо отметить, что в каждой модальности посредством модусов существования устанавливается собственное соотношение экстен-циональных и интенциональных факторов. Модусы существования лидерства подразделяются на несколько групп в зависимости от типа реальности и преобладания экстенциональных или интенциональных факторов.
Модусы социального существования лидера:
- экстенциональные модусы социального существования: функционирование (поддержание социального порядка в группе), позиционирование (формирование и распределение лидером ролевых позиций в группе) и разотождествление (отказ лидера от своей самости ради слияния с целым, решения общих задач группы);
- интенциональные модусы социального существования: преобразование (осуществление изменений в поведенческой сфере лидерской группы), само-презентация (изменение других путем предъявления себя другим участникам взаимодействия), трансцендирование (из-
104
§ менение ситуации в группе пу-£ тем погружения лидера в мир ^ иного и приобщения других уча-
2 стников взаимодействия).
§ Модусы персонального суще-| ствования лидера:
^ - экстенциональные модусы
| персонального существования: зЕ саморефлексия (осознание ли° дером собственных предпосылок деятельности в группе), представление себя другим, бытие-в-другом (формирование лидером установок на других), самоопределение (изменение других на основе личного примера индивидуального существования в мире и установления особых отношений с ним);
- интенциональные модусы персонального существования: самоконструирование (изменение других посредством осознания и изменения мира в себе), восприятие другого как себя, бытие-через-других (изменение других путем переноса собственных представлений в их установки), экзистирование (изменение других посредством радикального изменения отношения лидера к миру и своему месту в нем).
Кроме того, важно учитывать и такие элементы лидерства, как: творческая ориентация - ведущая позиция в группе; диспозиции (ожидания) -вознаграждения. Для представления личностно-интерак-
105
тивного подхода потребовалось ввести и обосновать ряд новых понятий, которые характеризуют в нем не только трансцендентную модальность (объективно-идеальное, в том числе ценности и цели), но и экзистенциальную модальность (субъективно-идеальное) в жизни лидера.
Итак, дальнейший успех в развитии социальных теорий лидерства, на наш взгляд, связан с разработкой личностно-интерактивного подхода, соединяющего в себе познавательные и практические возможности теории личностных черт лидера, ситуативного подхода и интеракционизма и других научных направлений.
1. Пигров К. С. Социальная философия. СПб., 2005.
2. Смирнов Е. А. Личность руководителя. СПб., 2005.
3. Adler A. Individual psychology. Boston, 1930.
REFERENCES ----------------------------------------
1. Pigrov K. S. Sotsialnaya filosofiya. SPb., 2005.
2. Smirnov E. A. Lichnost rukovoditelya. SPb., 2005.
3. Adler A. Individual psychology. Boston, 1930.