Научная статья на тему 'Личные библиотеки как источник по истории культуры'

Личные библиотеки как источник по истории культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3207
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личные библиотеки как источник по истории культуры»

О.Н. Ильина

Личные библиотеки как источник по истории культуры

Личные библиотеки как оригинальные и ценные историко-культурные источники у же давно привлекают внимание исследователей. Литература о личных библиотеках обширна и разнообразна. Условно можно представить все многообразие исследований о личных библиотеках в виде двух потоков: собственно книговедческие исследования, в которых накапливались и систематизировались сведения о личных книжных собраниях, и отраслевые исследования, где материалы о личных библиотеках использовались в качестве источника для решения конкретных задач в рамках различных гуманитарных областей. Логично было бы предположить, что «книговедческий поток» естественным образом сливается с потоком «общегуманитарным», представляя разнообразный и обильный материал для дальнейших научных построений и выводов. Но в реальной практике исследований книговедческий и отраслевые потоки «текли по параллельным руслам», лишь эпизодически сближаясь и пересекаясь.

Многочисленные книговедческие публикации по данной теме давали преимущественно лишь количественный прирост сведений: изучались отдельные книжные собрания, издавались каталоги личных библиотек видных деятелей науки и культуры, предпринимались попытки реконструкции утраченных библиотек, анализировались разнообразные записи на книгах, пристально рассматривались отдельные экземпляры изданий, входивших в то или иное собрание. Были созданы и обобщающие книговедческие исследования, построенные на анализе личных книжных собраний, среди них выделяются, признанные классическими, работы С.П. Луппова [9, 10, 11]. Однако, огромный фактический материал о личных библиотеках, накопленный в результате книговедческих исследований, не использовался в полной мере в гуманитарных исследованиях, а личные библиотеки до сих пор не заняли должного места в источниковедческом спектре историко-культурных исследований.

Лишь в литературоведении изучение личных библиотек имеет давние и плодотворные традиции. Личные библиотеки писателей активно изучаются в России уже на протяжении века. Ученые-филологи обращаются к этому источнику для изучения влияний и заимствований, творческой истории произведений, литературных взаимосвязей, для уточнения фактов биографии и творчества писателя и т. д. В некоторых случаях исследование личной библиотеки, как это стало с изучением библиотеки В.А. Жуковского, привело к изменению представлений научного сообщества о процессе формирования жанровой системы русского романтизма. Показательно также появление специальных филологических исследований, предметом которых является именно личная библиотека писателя в качестве источника изучения его жизни и творчества [2, 7, 12].

Примеры использования личных библиотек в качестве историко-культурного источника в других областях гуманитарного знания встречаются в отечественных исследованиях крайне редко1.

«К сожалению, до сих пор результаты многочисленных книговедческих исследований, оставались преимущественно в сфере историко-книговедческой же проблематики», - писал еще в 1972 году А.С. Мыльников. Применительно к вопросам изучения личных библиотек его утверждение справедливо и спустя тридцать лет.

В данной статье предпринимается попытка показать (в первом приближении) особенности личных библиотек как историко-культурного источника. Необходимость рассмотрения личных библиотек с позиций источниковедения в современной теоретико-познавательной ситуации обус-

1 В.А. Щученко, отмечая, что такого рода исследования практически не ведутся в России, посчитал необходимым познакомить отечественных исследователей с опытом французского ученого А.-Ж. Мартэна, в фундаментальном труде которого материалы личных библиотек были использованы для решения историко-философских задач, для изучения возникновения новых культурных явлений во Франции XVII в. (См.: Щученко В.А. К вопросу о методологии изучения движения книги // Проблемы методологии и методики изучения библиотечной отрасли: Сб. науч. трудов СПбГАК. Т. 144. - СПб., 1994. - С. 50-58).

ловлена прежде всего логикой развития гуманитарного знания. Сегодня специалисты-гуманитарии обращаются к историческим источникам, следуя принципу «признания чужой одушевленности». Антропологически ориентированная парадигма гуманитарных наук предполагает целостное познание человека в обществе и во времени. Источниковедение становится интегрирующей дисциплиной в системе гуманитарного знания, а «исторический источник выступает как единый объект различных гуманитарных наук при разнообразии их предметов» [6, с. 7].

Единодушное признание специалиста-ми-гуманитариями личной библиотеки в качестве важного историко-культурного источника до сих пор не подкреплено серьезным рассмотрением этого источника в ряду других и определением его особых источниковых функций. Показательны в этой связи замечания о роли исторических источников, хранящихся в библиотеках, в одном из самых обстоятельных учебных пособий по источниковедению: «Они выступают как источники исторической информации и одновременно как исторические источники» [6, с. 149]. И далее авторы данного учебного пособия отмечают: «Изучение социального состава владельцев книги, круга их чтения, отношения к книге в разное время, в различных общественных слоях, регионах, конфессиях выводит исследователя на постановку новых междисциплинарных проблем коллективной психологии, менталитета, культурологии» [6, с. 150]. Процитированными строками ограничивается косвенная характеристика источниковедческого значения личных библиотек: они не названы даже в ряду других источников. Между тем, в этом же учебном пособии обстоятельно характеризуются разнообразные группы исторических источников, прослеживаются типологические изменения корпуса источников в различные периоды истории, рассматриваются методы их изучения. Такое невнимание авторов к личным библиотекам вполне объяснимо: в исследовательской литературе личные библиотеки с позиций источниковедения до сих пор специально не изучались.

Вместе с тем, для осмысления источниковых функций личных библиотек чрезвычайно важными являются те работы, где с источниковедческих и культурологичес-

ких позиций рассматривается феномен книги. В ряду таких работ следует, прежде всего, назвать исследования А.С. Мыльникова [13, 14, 15, 16, 17]1. По мнению ученого, «книга может выступать по крайней мере в двух качествах - либо как аккумулятор информации (книга как инструмент в научной работе), либо как памятник письменности и печати (книга как источник)» [16, с. 20]. Определяя книгу как своеобразный синтезирующий компонент культуры, являющийся продуктом как духовного, так и материального производства, А.С.Мыльников считал, что основной задачей историко-культурных и историкобиблиографических исследований личных книжных собраний должно быть раскрытие через книгу духовных ценностей эпохи и порожденного ею типа человеческой личности. Предложенная им «формула» исследований предполагает изучение репертуара книги данной эпохи - изучение истории данного книжного собрания -изучение данного экземпляра книги [16, с. 40]. С одной стороны - поэкземпляр-ное изучение состава библиотеки, с другой - ее комплексное рассмотрение (история, тематика, соотношение книг по отдельным отраслям знания, характер организации и т. д.). Не останавливаясь на особенностях, предложенной А.С. Мыльниковым книговедческой методики анализа, как отдельной книги, так и книги в составе того или иного собрания, отмечу, что он является автором статьи «Каталоги личных библиотек ученых как историко-культурный источник» [14], также представляющей несомненный интерес с точки зрения рассмотрения личных библиотек в качестве исторических источников. В работах О.Г. Ласунского, В.И. Харламова [8, 23] и ряда других авторов также затрагиваются источниковедческие аспекты изучения личных библиотек, но ничего принципиально отличного от позиции А.С. Мыльникова работы названных авторов не содержат.

Положение о двойственном характере книги (источник информации и исторический источник одновременно) применитель-

1 Во время работы над данной статьей пришло печальное известие о кончине А.С. Мыльникова. Блестящий историк культуры, этнограф, книговед, Александр Сергеевич, пожалуй, как никто из его современников, много сделал для сближения источниковедения и книговедения, для культурологического осмысления явления книги, для определения подходов к изучению личных библиотек.

но к изучению личных книжных собраний чрезвычайно плодотворно, при всей, казалось бы, его очевидности и бесспорности. Если в первый период своей истории (при жизни владельца), личная библиотека - прежде всего источник получения информации (профессиональной, эстетической), то во втором периоде источниковые функции становятся преобладающими. Личное собрание выступает свидетелем времени, становится историко-культурным источником, к которому чаще обращаются не за той информацией, которую дает содержание книг, а за той, которая возникла в результате жизни библиотеки. Особую значимость приобретают такие характеристики, которые делают ее уникальной: неповторимое сочетание книг, индивидуальные переплеты, конволюты, экслибрисы, пометы, владельческие и дарственные надписи, вложения, следы чтения. Вместе с тем, информация, заключенная в книгах собрания, также приобретает важную характеристику - принадлежность к данному собранию: содержание книги может восприниматься и интерпретироваться именно сквозь призму принадлежности.

В особую группу источников выделяются в источниковедении разнообразные записи на книгах. Этот вид источников достаточно обстоятельно рассмотрен в специальной литературе: разработана систематизация записей, охарактеризованы особенности различных групп записей и их источниковые функции, показаны возможности использования материалов записей в исторических исследованиях1 [1, 3, 4, 18, 19, 20, 22]. Специалисты неоднократно подчеркивали, что историческая информация, заложенная в маргиналиях, значительно шире круга интересов только книговедческой науки, подтверждая данное положение оригинальными исследованиями записей на конкретных экземплярах книг. Большинство работ посвящено рассмотрению записей на рукописных и первопечатных книгах безотносительно к тому, в составе каких собраний (личных или общественных) эти книги находятся. Лишь в последнее время усилился интерес к изучению следов чтения и записей

1 Среди многочисленных публикаций по данной теме сошлюсь лишь на те, в которых записи на книгах рассматриваются в качестве исторического источника.

на книгах (владельческих и дарственных) из личных книжных собраний.

Даже столь краткое обозрение имеющихся книговедческих и источниковедческих исследований, в которых затрагиваются вопросы изучения личных библиотек, показывает, что до настоящего времени, по крайне мере, в отечественной литературе, личные библиотеки специально не рассматривались в ряду источников, характеризующих отдельные периоды и особенности отечественной культуры.

В источниковедении источник определяется как продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе. Личная библиотека является результатом целенаправленной собирательской деятельности ее владельца, а деятельность по созданию библиотеки, в свою очередь, обусловлена другими видами деятельности человека, стремившегося решать важные для себя проблемы. Очевидно, что чем более осознанно и целенаправленно формировалось то или иное книжное собрание, тем большую ценность оно представляет в качестве объекта исторического познания.

Другая особенность личных библиотек как историко-культурного источника заключается в том, что на всем протяжении письменной истории человечества они аккумулировали в себе другие виды письменных источников различных периодов, представлявших ценность для конкретной личности определенного времени. Если состав фонда общественных библиотек в рамках определенного периода и определенного региона достаточно стабилен, то состав личных библиотек дает более целостное представление о разнообразии культурных устремлений своего времени. И чем значительнее личность владельца библиотеки, тем сложнее выделить типические характеристики его библиотеки. Практика изучения личных библиотек показывает, что типичные книжные собрания чаще всего используются для изучения уровня развития культуры в целом, то есть для получения данных об обществе: обращение к личным библиотекам известных людей (государственных деятелей, писателей, ученых и т. д.) в большей степени отвечает задачам исследований в области персонологии, то есть позволяет полу-

чить оригинальные данные о конкретном человеке.

Не будет большим преувеличением сказать, что из всего вещного окружения человека, закончившего свой земной путь, личная библиотека наиболее ярко представляет духовный облик своего владельца, является его портретом и отражает неповторимый путь личности в пространстве культуры. «Собрание неотделимо от собирателя, это его микрокосм, овеществленная модель его личной культуры, особое средство освоения и интериоризации истории и культуры человечества», - отмечал известный библиофил и исследователь феномена собирательства М.В. Рац [21, с. 215]. Творческие достижения личности (научные труды, художественные произведения, изобретения и т. д.) представляют вершину айсберга, то, что автор посчитал необходимым явить миру, а книги личной библиотеки позволяют рассмотреть подводную часть, хранящую следы творческих и духовных исканий личности.

Личные библиотеки являются одним из наиболее информативных источников для познания неповторимых черт личности и процесса создания новых культурных ценностей. Принцип понимания одного человека другим через посредство текста произведения, определяющий специфику гуманитарного познания, органичен и для явления личной библиотеки. Уникальность этого источника постепенно осознается в научной среде. Исследования последних лет демонстрируют возможности использования материалов личных библиотек в различных направлениях историко-культурных исследований: взаимовлияние и взаимодействие культур, историческое портретирование, психология творчества, распространение культурных ценностей. Показательно, например, замечание Б.С. Илизарова: «Источников, непосредственно отражающих скрытую интеллектуальную и духовную жизнь человека, почти нет. Лишь прерывающимся пунктиром обозначают некоторые внутренние процессы черновые и подготовительные материалы людей, привыкших излагать свои мысли на письме, сюда же примыкают зафиксиро-

ванные спонтанные комментарии и высказывания <...> но именно они дают возможность историку заглянуть в душу своего героя» [5, с. 184]. К «спонтанным комментариям и высказываниям» ученый относит, прежде всего, маргиналии на книгах личной библиотеки. На основе тщательного анализа состава личной библиотеки И.В. Сталина и содержания его помет и записей на книгах автор приходит к интересным выводам, позволяющим по-новому осмыслить личность «отца народов», его поступки и их мотивы.

Сложность включения личных библиотек в существующие классификации исторических источников объясняется, прежде всего, их синтетическим характером: личная библиотека как единое целое обладает разнообразными источниковыми функциями и одновременно включает в себя рукописные и печатные источники, имеющие самостоятельную ценность. В свою очередь, отдельные экземпляры книг личной библиотеки, отражая историю их бытования в культурной среде и в составе конкретной библиотеки, также могут содержать в себе различные письменные источники (экслибрисы, маргиналии, вложения, закладки и т. д.).

С одной стороны, личные библиотеки следует отнести к вещественным источникам, с другой - они содержат целый комплекс письменных источников.

С точки зрения традиционного деления исторических источников на остатки и предания можно говорить о том, что личная библиотека является реальным воплощением времени и ее создателя (остатки), но одновременно и отображением того или иного исторического периода, явления через призму собирательской деятельности (предания). Создатель библиотеки сознательно отбирает воплощенные в книге культурные ценности, как своего времени, так и прошлого. Вместе с тем, нельзя забывать о функциях личной библиотеки как источника информации, заключенной в книгах библиотеки.

Многоуровневый характер личной библиотеки как исторического источника можно представить следующим образом:

Источник X ар ак т ер и с тики Какие с ведения дает ис т ор ику к уль тур ы Направления куль тур о л огич е ских исследований

Группа личных библиотек, выделенных на основании одного или нескольких признаков (период, регион, социальная и профессиональная принадлежность владельцев, тип собрания и т. д.) Количество библиотек в выбранных группах, средний объем, типичные черты, набор изданий по содержанию, хронологии, языкам и т. д. Пути миграции книги внутри группы и за ее пределами. Об уровне образованности различных профессиональных и социальных слоев, об уровне развития книгоиздания и книгораспростра-нения, о движении книги в различных слоях общества, в различные периоды, о ц е нн о стн о -п оз наватель ных ориентациях общества, об особенностях потребления книги, о проникновении иностранных, религиозных, эстетических, философских и др. влияний. Социологокультурологические, историческая диффузия культур, куль ту-рогенез, культурные контакты

Отдельная личная библиотека, как целостное историкокультурное явление Количественная (объем), принадлежность (сведения о владельце), состав (распределение по отраслям знания, видам и типам документов), географические, языковые и хронологические характеристики, внешние характеристики (наличие специальных переплетов, экслибрисов и т. д.), размещение, условия хранения, особенности и история формирования (источники комплектования библиотеки), наличие в собрании свидетельств принадлежности к той или иной социальной, профессиональной группе, научному сообществу, художественным и политическим направлениям (дары, оттиски статей, препринты, конволюты, особые группы документов- нелегальные и запрещенные издания, самиздат и т. д.) Сведения о владельце как читателе, книголюбе, библиофиле, состав и круг чтения, факты заимствований и преемственности, традиций и влияний, творческих и профессиональных связей, эстетические характеристики, политические взгляды, материальное положение и т. д. Историческая персо-нология, диалог культур, социология личности, история идей, открытий, хранение и трансляция культурных ценностей.

Отдельные экземпляры книг, рукописей, конволюты, входящие в состав библиотеки Переплет, экслибрис владельца библиотеки, сведения о прежних владельцах (владельческие записи, штампы, экслибрисы), дата и история поступления экземпляра в данное собрание, наличие дарственных надписей. История (судьба) отдельной книги, факты жизни и творчества владельца, сведения о контактах (творческих, личных, профессиональных и т. д. Историческая персо-нология, диалог культур, социология личности, история идей, открытий, хранение и трансляция культурных ценностей. Психология творчества, историческая персо-нология, диалог культур, социология личности

Записи на книгах: владельческие, дарственные, следы чтения, вложения, закладки, выписки, записи дневникового характера, творческие тексты. Характер записей, наличие исправлений, редакторской правки, условных обозначений, подчеркиваний и отчеркиваний, других способов выделения текста, наличие творческих текстов, изобразительных материалов. Особенности восприятия текста, психологические характеристики личности (темперамент, система ценностей ит. д.). Отношение к современникам и предшественникам, менталитет, аллюзии и реминисценции, заимствования и влияния, другие виды взаимодействия, факты биографии. Психология творчества, историческая персонология, диалог культур, социология личности

Резюмируя сказанное, можно выделить следующие особенности личных библиотек как источников для изучения истории культуры:

• личные библиотеки - синтетический, многоуровневый источник, аккумулирующий в себе различные типы вещественных и письменных источников;

• при использовании личных библиотек в качестве историко-культурного источника особую значимость имеют те характеристики личных библиотек, которые они приобрели в процессе своего бытования в пространстве культуры; книги личной библиотеки как источник информации также приобретают особую характеристику - принадлежность к тому или иному собранию.

• для некоторых направлений культурологических исследований (история трансляции культуры, культурные контакты, диалог культур, история менталитета, историко-культурологическая психология, социология культуры) личные библиотеки являются уникальным источником, так как непосредственно отражают эмоциональные, интеллектуальные проявления личности, процесс освоения, распространения и возникновения культурных ценностей;

• использование личных библиотек в качестве историко-культурного источника может стимулировать новые направления междисциплинарных исследований, связанных с изучением культурных коммуникаций;

Можно предположить, что в период активной культурологизации гуманитарного знания, значимость изучения личных библиотек возрастет, что позволит по-новому взглянуть на идею преемственности в культуре и полнее раскрыть пути творческого освоения культурных ценностей.

Литература

1. Бакланова Н.А. Значение владельческих записей на древнерусских книгах как источника для истории русской культуры / Н.А. Бакланова // Археографический ежегодник за 1962 год. М., 1963. - С. 197-205.

2. Балыкова Л.А. Мемориальная библиотека И.С. Тургенева как источник для изучения биографии и творчества писателя: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.А. Балыкова; ИРЛИ РАН. - СПб., 2003. - 22 с.

3. Будагова Л.Н. Дарственные надписи на книгах как источник культурно-исторической информации / Л.Н. Будагова // Книга в простран-

стве культуры: Тезисы докл. / Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1995. - С. 10-13.

4. Голева О.П. Некоторые аспекты изучения надписей на книгах / О.П. Голева // Букинистическая торговля и история книги. М., 1990. Вып. 1. - С. 157-161.

5. Илизаров Б.С. Сталин. Штрихи к портрету на фоне его библиотеки и архива / Б.С. Ильизаров // Новая и новейшая история. -

2000. - № 3. - С. 182-205.

6. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702 с.

7. Каскина Ю.У. Шахматовская библиотека А.А. Блока как источник изучения его жизни и творчества: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю.У. Каскина; МГУ. - М., 1996. - 22 с.

8. Ласунский О.Г. История библиофильства как отрасль книговедения / О.Г. Ласунский // Проблемы рукописной и печатной книги. - М., 1976. - С. 53-62.

9. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века / С.П. Лупов. - Л.: Наука, 1973. - 363 с.

10. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время: 1725-1740 / С.П. Лупов. -Л.: Наука, 1976. - 379 с.

11. Луппов С.П. Книга в России в XVII веке: Книгоиздательство, Книготорговля. Распространение книг среди различных слоев населения. Книжные собрания частных лиц. Библиотеки / С.П. Лупов. - Л., 1970. - 224 с.

12. Макарова Е.А. Круг чтения как отражение культурной интуиции писателя: (На материале библиотеки Н.С. Лескова) / Е.А. Макарова // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1997. - Вып. 19. - С. 98-100.

13. Мыльников А.С. История книжных собраний как отрасль книговедения / А.С. Мыльников // Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела: Секц. теорет. проблем библиофильства: Тез. докл. - М., 1974. - С. 6-8.

14. Мыльников А.С. Каталоги библиотек ученых как историко-культурный источник / А.С. Мыльников // Сов. библиогр. - 1986. -№ 5. - С. 38-44.

15. Мыльников А.С. Книга и культура /

А.С. Мыльников // Книга и культура: Сб. статей. - М., 1979. - С. 3-16.

16. Мыльников А.С. Книга как объект источниковедения / А.С. Мыльников // Источниковедение отечественной истории. - М., 1976. -С. 70-74.

17. Мыльников А.С. О книговедческом методе в источниковедении: (к постановке воп-

роса) / А.С. Мыльников // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 25. - М., 1972. - С. 8-21.

18. Поздеева И.В. Записи на старопечатных книгах кирилловского шрифта как исторический источник / И.В. Поздеева // Федоровские чтения. 1976. Читатель и книга. - М., 1978. -С. 39-54.

19. Поздеева И.В. Конкретно-исторические знания и искусство истории (Историческая информация записей на книгах) / И.В. Поздеева // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 71. - М., 1995. - С. 97-115.

20. Пушкарев Л.Н. Записи на книгах как источник по истории культуры (На материале книг Симеона Полоцкого) / Л.Н. Пушкарев //

Археографический ежегодник за 2000 год // М.,

2001. - С. 115-128.

24. Рац М.В. О собирательстве: заметки библиофила / М.В. Рац. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 350 с.

22. Семенова Г.Ю. Об интересах читателей XVII века по материалам записей в книгах: Опыт применения корреляционного анализа / Г.Ю. Семенова // Отечественная история. -1994. - № 1. - С. 169-178.

23. Харламов В.И. К вопросу об истории книги как историко-культурной дисциплине /

В.И. Харламов // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 53. - М., 1986. - С. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.