Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2010. Вып. 1 (16). С. 77-84
Личностный творческий вклад патриархов Русской Православной Церкви новейшего времени
В СОЗИДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
И государственности Н. Е. Шафажинская
В этой статье раскрыты различные грани личности и деятельности русских Патриархов XX века, поскольку в это непростое для России время их жизнь была ярким примером пламенного служения Богу, Отечеству, народу. Их христианский подвиг органично сочетался с личной одаренностью, харизматичностью каждого их них, что способствовало благодатному влиянию на все общество.
Патриарх Русской Православной Церкви призван быть духовно-нравственным эталоном религиозного и социокультурного служения для общества и государства. Особую значимость представляет личность Патриарха в аспекте психоло-го-педагогической и политической культуры, как пример архипастыря, заботящегося об укреплении морально-этических основ консолидации общества и формировании христианских ценностей в системе гражданских отношений.
Обращаясь к данной теме, считаем целесообразным выделить наиболее знаменательные грани деятельности русских Патриархов новейшего периода — авангарда современного монашества, — окрашенные колоритом их личностного содержания и спецификой творческой деятельности, которая во многом определяет эффективность миссии Первосвятителя, а, следовательно, и всей Русской Православной Церкви в конкретных исторических обстоятельствах социального развития.
Патриарха Тихона (1917—1925), в миру Василия Ивановича Белавина (1865— 1925), избранного на Патриарший престол Всероссийским Поместным Собором Русской Православной Церкви после двухвекового вынужденного безгла-вия, можно назвать самым великим мучеником за веру из всех пострадавших в эпоху страшных гонений после революции, когда, по слову святителя, «затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего»1. Все тяготы и репрессии, выпавшие на долю Церкви, он, как ее Предстоятель,
1 Цит. по : Владислав Цыпин, прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и Новейший периоды. 2-е изд. М. : Изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 361.
нес на своих плечах до самой мученической кончины. Личность Первосвятителя Тихона, по воспоминаниям митрополита Анастасия (Грибановского), отличали редкая скромность, кротость, «любовь, соединенная с нежностью и то чувство меры, которое особенно ценилось у иерархов древности»2.
Диапазон интеллектуальной и творческой активности святителя Тихона, реализованный в его социокультурном служении после окончания Петербургской духовной академии, включал преподавательскую, административную, миссионерскую, пастырскую и благотворительную деятельность. Так, возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много потрудился в деле распространения Православия, в благоустройстве обширной епархии, в строительстве храмов для православных верующих, в устройстве дома для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России. Все эти и другие достижения социального служения святителя способствовали его избранию почетным гражданином Соединенных Штатов3.
Действия Патриарха Тихона в репрессивный послеоктябрьский период свидетельствуют о том, что он предпринимал все возможное для сохранения в стране религиозной жизни и избежания жертв среди духовенства, монашества и мирян, определив строго каноническую позицию Русской Православной Церкви по отношению к советскому государству. Спокойный и сострадательный Патриарх проявил непоколебимую твердость позиции и воли во время трагической для Русской Церкви и отечественной культуры кампании по изъятию церковных ценностей, аргументированно убеждая новую власть в том, что «мы в полной неприкосновенности храним из глубины веков дошедшие до нас церковные сокровища, имеющие значение святыни или историческое, и хотим сберечь их до будущих веков...»4
Идеи и направление деятельности святителя Тихона последовательно продолжил в своем служении Святейший Патриарх Сергий (Страгородский) (1943—1944), для которого также главной целью являлось укрепление внутреннего единства Церкви и нормализация ее отношений с государством. Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867—1944) родился в Арзамасе, в семье потомственного священника Алексеевского женского монастыря. С юности у будущего Первосвятителя проявились многочисленные таланты: высокий интеллект, способности к научно-исследовательской деятельности в области богословия и, кроме того, он обладал незаурядными вокальными и музыкальными способностями, реализовавшимися в церковном пении.
Среди личностных характеристик Владыки современники отмечают его ровный, всегда доброжелательный нрав, чуждый малейших вспышек гнева и раздражительности, приветливость и простоту в обращении с представителями разных сословий. Еще в молодые годы, после успешного окончания Санкт-Пе-
2 Святейший Патриарх Тихон, характер его личности и деятельности (По личным воспоминаниям митр. Анастасия (Грибановского)) // Современники о Патриархе Тихоне / Составитель и автор комментариев М. Е. Губонин : Сб. : В 2 ч. Т. 2. М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. С. 18.
3 Современники о Патриархе Тихоне. Т. 1. С. 62.
4 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М. : Республика, 1995. С. 104.
тербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, иеромонах Сергий (1890) подал прошение о поездке в Японию в составе Православной миссии. В Токио он стал одним из ближайших помощников выдающегося православного миссионера, ученого-исследователя и просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина), прославленного русского святого, который оказал наиболее сильное влияние на духовное развитие будущего Патриарха5.
Характеризуя научно-исследовательскую деятельность Патриарха Сергия, профессор Д. В. Поспеловский называет его одним из самых выдающихся епис-копов-богословов ХХ в.6 Магистерская диссертация Святейшего «Православное учение о спасении» признана ценным вкладом в православную богословскую науку. Его высокий авторитет среди русских епископов за рубежом был обусловлен и тем, что Сергий не проявлял жесткого консерватизма как в своих политических взглядах, так и в отношении к интеллигенции и общественным движениям, о чем свидетельствует его переписка с русским религиозным философом В. Н. Лосским, проживающим в Париже7.
В годы Великой Отечественной войны митрополит Сергий проявил активное участие в патриотической деятельности Церкви, сумев фактически сохранить церковное единство в Советском Союзе, восстановить и оптимизировать церковное управление. Социокультурная деятельность митрополита Сергия (Страгородского) в военные годы ознаменовалась инициативной благотворительной деятельностью, включающей сбор денежных средств в Фонд обороны, на которые была сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского; собранные средства на создание самолетов, на содержание раненых, детей-си-рот и многие другие благотворительные нужды.
Собором епископов Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий 8 сентября 1943 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси. Уже в качестве Первоиерарха он усилил консолидацию Церкви, восстановил молитвенно-каноническое общение между Русской Православной Церковью и Православной Церковью древней Грузии, а также укрепил традиционные связи с Церквами Православного Востока. С 1943 г. начали происходить позитивные изменения в отношениях Церкви и государства: возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии», активизировалось духовное просвещение, стали постепенно восстанавливаться храмы и открываться монастыри. Эти созидательные процессы отражали одну из главных идей ученого-богослова Патриарха Сергия о том, что «общение с Богом — необходимость для человека, иначе он мертв для духовной жизни»8.
Традицию высокого духовно-культурного, пастырского и общественногосударственного служения своих предшественников продолжил и творчески обогатил выдающийся деятель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) (1945—1970). Патриаршество Алек-
5 Из воспоминаний митрополита Евлогия (Георгиевского) // Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. М. : Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999. С. 268.
6 Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 177.
7 Там же.
8 Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. С. 306.
сия I — это самая длительная и, пожалуй, самая значительная эпоха во взаимоотношениях Церкви и государства, ознаменованная в главных событиях яркой, творчески одаренной личностью великого Первоиерарха. Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский, 1877—1970) происходил из древнего дворянского рода, потомков псковских воевод, свято хранивших традиции православного благочестия. Семья Симанских была непосредственно и духовно связана со святителем Филаретом (Дроздовым), преподобным Амвросием Оптинским, святым праведным Иоанном Кронштадтским9. Благодатная атмосфера семейного воспитания будущего Первоиерарха, интеллектуальная одаренность, блестящее юридическое и богословское образование определили формирование его личности и служения. Главными индивидуальными качествами Владыки Алексия являлись его исключительная деликатность, благородство и подлинный аристократизм. Кроме того, он был тонким психологом и дипломатом, что эффективно проявилось в общественной и государственной деятельности Патриарха. Символическими фактами биографии Владыки могут служить военно-патриотические аспекты его пастырского и социокультурного служения: во время учебы на юридическом факультете военной тематике был посвящен его диплом, который он выполнял под руководством известного русского философа, князя С. Н. Трубецкого; во время Первой мировой войны он был архиепископом Новгородским; а в период Великой Отечественной войны провел в осажденном Ленинграде все девятьсот дней блокады. Уже 26 июля 1941 г. митрополит Алексий обратился к верующим с посланием «Церковь зовет к защите Родины», а 10 августа произнес пламенное патриотическое слово на эту же тему. «Мы верим, — говорил он, — что и теперь великий предстатель за землю Русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы...»10 Архипастырский подвиг самого митрополита Алексия, разделившего со своей паствой все тяготы блокадного периода, стал образцом высоты христианского духа, самообладания и непоколебимой веры11.
Говоря о социальном служении Владыки и силе его общественной пастырской проповеди, следует отметить тот факт, что в подчиненных ему храмах и во время блокады, и после ее ликвидации, не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам: в 1941—1944 гг. благодаря призывам и патриотическим обращениям архипастыря было собрано более тринадцати миллионов рублей. За организацию благотворительной патриотической деятельности в храмах города в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен государственной награды — медали «За оборону Ленинграда».
После избрания Патриархом Московским и всея Руси (1945) Алексий I впервые в истории в качестве паломника отправился на Святую Землю, выполняя не только религиозную, но и социально-политическую, гражданскую миссию, которая значительно поддержала и укрепила авторитет Русской Православной
9Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 345.
10 Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. С. 345.
11 Там же. С. 346.
Церкви и Советского Союза в международных и межконфессиональных отно-шениях12. Необходимо подчеркнуть, что, отличаясь дипломатической сдержанностью и лояльностью к власти, Патриарх нередко занимал твердую принципиальную позицию в тех случаях, когда это было необходимо в интересах Церкви и верующих. Так, в шестидесятые годы — период наиболее острой антирелигиозной кампании — Патриарх Алексий I выступил против закрытия Киево-Печерской Лавры, заявив о своем возможном уходе с поста в знак протеста, а на одной из представительных конференций советской общественности, посвященной проблеме разоружения, Патриарх прямо заявил о выдающейся роли Русской Православной Церкви, которая «...с момента своего возникновения воспитывала в людях чувство ответственности и долга... создала замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющиеся национальной гордостью нашего народа... Словом, это та самая Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравственному становлению нашего народа, а в прошлом — и его государственному устройству...»13
За свою многогранную духовно-просветительскую, миротворческую и социально-культурную деятельность Владыка неоднократно награждался орденом Трудового Красного Знамени (1946, 1952, 1962). Четверть века Патриаршего служения Алексия I в эпоху тоталитаризма увенчались достижением его главной цели — сохранения Русской Православной Церкви, аскетической традиции как нравственной основы отечественной культуры и государственности.
Иной тип русского Первоиераха представлял Святейший Патриарх Пимен (1971—1990), в индивидуальности которого следует выделить его глубокую молит-венность, сугубо монашескую направленность и духовный аскетизм. Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков, 1910—1990) получил благочестивое православное воспитание в трудовой патриархальной семье, в городе Богоро-дицке. Важно подчеркнуть, что, помимо религиозной, богословской направленности, в личности будущего Предстоятеля Русской Церкви рано проявилась творческая, художественно-эстетическая одаренность, получившая плодотворное развитие в церковном искусстве и пастырском служении Владыки. Музыкальный и вокальный таланты юноши позволили ему петь в архиерейском хоре Богоявленского собора, а углубленное теоретическое обучение певческому и регентскому искусству он проходил под руководством известного профессора Александра Воронцова и Евгения Дягилева. После пострижения в монашество с именем Пимен в 1927 г. молодой инок руководил хором в московском храме Пимена Великого, а в дальнейшем — успешно управлял церковными хорами в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных дирижеров. Важной гранью художественно-творческой натуры и всей жизни будущего архипастыря явилась его тесная дружба с живописцем П. Д. Кориным, который в одном из героев своей картины «Реквием» (иное название — «Русь уходящая») изобразил своего друга, иеромонаха Пимена, в качестве запоминающегося персонажа в галерее образов знаменитого полотна.
12 Поспеловский Д. В. Указ. соч. С. 202.
13 Русь уходящая. С. 278.
Существенной стороной социокультурной миссии Владыки Пимена уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси (1971) стало продолжение того направления, которое активно развивал Алексий I, а именно укрепление отношений между Православными Церквами разных стран.
В контексте осуществления этой высокой задачи Патриарх предпринял несколько зарубежных поездок, из которых особенно значимой может быть названа поездка в Святую Землю в мае 1972 г.; в октябре того же года Святейший Патриарх совершил визиты в Грецию, Румынию и Югославию; впервые в истории Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен посетил Святую гору Афон.
Из важных событий, предпринятых благодаря инициативе Патриарха в отношении развития отечественной церковной культуры, следует назвать официальное открытие Владыкой в сентябре 1980 г. в поселке Софрино завода с современными оборудованием и технологиями по производству предметов церковной утвари, необходимых для богослужений и использования мирянами в индивидуальной религиозной практике. Важно отметить, что содействие Патриарха позволило в восьмидесятых годах значительно увеличить объем деятельности Издательского отдела Московской Патриархии; начинался процесс постепенного возврата Церкви монастырей и храмов, первым из которых, благодаря усилиям его Святейшества, в 1983 г. был возвращен Свято-Данилов монастырь — «первый монастырь на Москве» (1282).
Социально-культурное служение Русской Православной Церкви, руководимой Патриархом Пименом накануне и, в особенности после празднования 1000-летия Крещения Руси, расширяло свои границы и усиливало духовно-нравственные позиции многих представителей советского общества. После юбилейных торжеств, всколыхнувших религиозное чувство значительной части народа, Церковь получила большую возможность участия, в лице своих представителей, в жизни социума. Так, в 1989 г. Святейший Патриарх Пимен был избран народным депутатом страны. В этом же году состоялось празднование 400-летия установления в России Патриаршества, в честь которого Первоиерарху удалось посетить Успенский собор, где были совершены панихида над гробницей Всероссийских Патриархов и молебен новопрославленным святым: Патриархам Московским и всея Руси святителям Иову и Тихону.
Являясь преемником церковного и социального служения Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I, Святейший Патриарх Пимен продолжил путь тех преобразований, которые осуществил и умножил в эпоху глубоких историко-культурных перемен Первоиерарх Русской Православной Церкви Алексий II (1990—2008).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер, 1929—2008) родился в Таллине в семье священника и с юности определил свой жизненный путь как служение Русской Православной Церкви. Монашеский постриг (1961) в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры он принял в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
После избрания митрополита Алексия на Московский Патриарший Престол (1990) его главной задачей стало восстановление церковно-государствен-
ных отношений в духе позитивного сотрудничества и равноправия; благодаря усилиям Святейшего 30 мая 1991 г. Русская Православная Церковь обрела право юридического лица. Патриарх Алексий II четко определил позицию высокого авторитета Церкви в обществе, ее активного участия в жизни народа и независимости по отношению к правительственным структурам14. В числе социокультурных инициатив Патриарха следует назвать, в частности, открытие им, совместно с ректором МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи.
Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимости религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отечественной культуры, Святейший Патриарх Алексий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого...»15
По благословению Его Святейшества открылись духовные семинарии, духовные училища, церковно-приходские школы и традиционные православные гимназии. Не осталось без попечения Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 — начале 1993 г. были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный университет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка не столько священнослужителей, сколько высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля с глубоким знанием богословских дисциплин.
При Патриархе Алексии II произошло важнейшее событие в судьбе Русской Православной Церкви новейшего времени — восстановление единства Русской Церкви. В праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Восстановление церковной целостности является одним из важнейших условий единства и взаимодействия христиан России и Европы в деле сохранения и распространения принципов христианской этики.
За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золотым крестом «За служение обществу»; отмечен многими церковными, в том числе международными наградами.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что из среды русского монашества в новейшую эпоху выдвигались авторитетные духовные лидеры, кото-
14 Патриарх Алексий. Принимаю ответственность за все, что было // Известия. 1991. 10 июня. С. 2.
15Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. III. Ч. I : Слова, речи, послания, обращения (2000—2004). М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 227.
рые становились в авангарде церковного строительства, социально-культурного служения и способствовали, по словам Патриарха Алексия II, «возрождению и укреплению России», ибо «Церковь всегда помогала государству, и благодаря ее духовной поддержке возвышалась Русская земля»16.
Показательно, что духовная высота христианского подвига русских Патриархов органически соединяется с многогранностью их творческой одаренности, личностной харизматичностью и высокой созидательной социальной инициативностью, что способствует их благодатному культурно-нравственному влиянию на общество во все периоды отечественной истории.
Ключевые слова: патриаршество, Русская Православная Церковь, служение, XX век, история РПЦ.
Personal Creative Contribution of Modern Russian Orthodox Patriarchs into National Culture and State System
N. E. Shafazhinskaya
This article provides the readers with different aspects of personality and activities of the twentieth-century Russian Patriarchs. During the complicated period of Russian history their lives serve as striking examples of zealous service to God, to Motherland and to their people. Their Christian work was naturally combined with gifted personality and charisma, which contributed to their positive impact on the society.
Keywords: Patriarchate, the Russian Orthodox Church, service, twentieth century, history of the Russian Orthodox Church.
16 Служение делу христианского просвещения. Выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Международных Рождественских образовательных чтениях (1999—2007). М., 2008. С. 5.