Научная статья на тему 'Личностный аспект характеристики преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, и взаимосвязь преступника и жертвы преступлений'

Личностный аспект характеристики преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, и взаимосвязь преступника и жертвы преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / CRIMINAL IDENTITY / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ / AGAINST PROPERTY / THEFTS / RAILWAY TRANSPORT / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / КРАЖИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович

Согласно статистическим данным, количество преступлений, совершаемых против собственности, продолжает оставаться довольно высоким. В статье уделено внимание преступлениям против собственности, которые совершаются на железнодорожном, воздушном и водном транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ASPECT OF CHARACTERISTICS OF CRIMES AGAINST PROPERTY COMMITTED IN THE TRANSPORT, AND THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PERPETRATOR AND THE VICTIMS OF CRIME

At the article paid attention to crimes against property committed on transport which is understood as rail, air and water transport. According to the statistics the number of crimes against property continues to be quite high.

Текст научной работы на тему «Личностный аспект характеристики преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, и взаимосвязь преступника и жертвы преступлений»

4. Постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона

8. Определение Конституционного суда РФ от 19.11.2009 № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи

Российской Федерации "О внесении изменений и до-42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, полнений в закон РСФСР «О судоустройстве пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Сове-РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСРта Российской Федерации от 16 июля 1993 года Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об ад- "О порядке введения в действие закона Российской министративных правонарушениях» в связи с запро-Федерации "О внесении изменений и дополнений в сом Московского городского суда и жалобами ряда Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР", Уго-граждан» от 2 февраля 1999 г. № 3 -П // Вестник ловно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный

Конституционного суда РФ. 1999. № 3.

5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5137.

6. Федеральный закон от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (Ч. I). Ст. 4924.

7. Федеральный закон от 27.12.2006 № 241-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального

кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Вестник Конституционного суда РФ. 2010. № 1.

9. Михлин А. С. Заключен пожизненно // Государство и право. 1995. № 4.

10. Петрашев В. Н. Пожизненное лишение свободы в российском уголовном законодательстве: ошибка? // Юридический вестник: РГЭА. 1997. № 1.

11. Михлин А. С. Смертная казнь: право на помилование и «право на смерть» // Государство и право. 1996. № 7.

12. Лепешкина О. И. К вопросу о возможно-

закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"» // Собра- сти применения смертной казни в России // Рос-ние законодательства РФ. 2007. № 1 (Ч. 1). Ст. 4. сийская юстиция. 2009. № 9.

УДК 343.985.7 : 343.346 + 343.953 ББК 67.99

© 2015 г. О. П. Трибунов

ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ТРАНСПОРТЕ, И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕСТУПНИКА И ЖЕРТВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Согласно статистическим данным, количество преступлений, совершаемых против собственности, продолжает оставаться довольно высоким. В статье уделено внимание преступлениям против собственности, которые совершаются на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Ключевые слова: личность преступника, преступления против собственности, кражи, железнодорожный, воздушный транспорт.

PERSONAL ASPECT OF CHARACTERISTICS OF CRIMES AGAINST PROPERTY COMMITTED IN THE TRANSPORT, AND THE RELATIONSHIP BETWEEN THE PERPETRATOR AND THE VICTIMS OF CRIME

At the article paid attention to crimes against property committed on transport which is understood as rail, air and water transport. According to the statistics the number of crimes against property continues to be quite high.

Keywords: criminal identity, against property, thefts, railway transport, air transport.

Для криминалистической характеристики пре- ляется на протяжении нескольких десятилетий, ступлений, пристальное внимание которой уде- в первую очередь интерес представляют данные

о личности преступника, указывающие ее закономерные связи с совершенным преступлением, в том числе проявляющиеся в следах и последствиях совершенного противоправного деяния. Очень точно и по существу о значимости личности преступника как элемента криминалистической характеристики говорит профессор А. В. Варданян, отметив, что «...неотьем-лемым и высокоинформативным элементом криминалистической характеристики тяжких насильственных преступлений против личности представляется характеристика типичных особенностей лиц, совершивших данные деяния» [1, с. 41]. Следует признать, что данный тезис относится и к иным преступлениям, в том числе преступлениям против собственности.

Личность преступника является объектом изучения многих наук, в том числе и криминалистики. Объединяющим фактором является то, что комплексное изучение личности преступника позволяет получить сведения, необходимые для раскрытия, расследования и предупреждения преступления, выбора и применения наиболее эффективной криминалистической и превентивной тактики, что в конечном счете имеет непосредственно прикладной аспект в деятельности правоохранительных органов.

Изучение личности преступника как элемента криминалистической характеристики невозможно без познаний криминологических особенностей личности. Следует согласиться с профессором А. Ю. Головиным, указавшим, что разработка криминалистических характеристик отдельных видов преступлений с учетом их уголовно-правовой и криминологической характеристики имеет и определенное практическое значение [2, с. 44], и поддерживающим позицию ряда криминалистов о том, что при формировании элементов структуры данной характеристики, исходя из сущности объекта, который она характеризует (преступная деятельность того или иного вида), необходимо учитывать и использовать отдельные существенные уголовно-правовые и криминологические сведения о преступлениях понятийного и направляющего характера. Иначе указанная характеристика потеряла бы свои правовые ориентиры, требующие криминалистического осмысления и описания, была бы лишена всякого смысла [3, с. 8]. Более того, абсолютно прав В. Я. Колдин, который отмечает, что информационные модели преступления, принятые в других науках, выступают дополнительным средством «прочтения», интерпретации обнаруженных следов [4, с. 28-46].

В этой части следует учесть мнение известного криминолога профессора А. И. Долговой,

которая достаточно детально и предметно систематизировала все признаки личности, выделив шесть их групп: социально-демографические; уголовно-правовые; социальные связи; нравственные свойства; психологические признаки; физические (биологические) характеристики [5, с. 339].

На наш взгляд, все признаки также можно условно разделить на три группы: демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические.

Безусловно, в генезисе преступлений, совершаемых на объектах транспорта, при выборе линии поведения и средств реализации намеченных целей существенная даже доминирующая роль принадлежит особенностям личности преступника, изучение которой в настоящем исследовании будет основано на анализе информации, отраженной в материалах уголовных дел. Под объектами транспорта в настоящей статье понимается железнодорожный, воздушный и водный.

Учитывая то обстоятельство, что большинство преступлений на транспорте, в том числе преступлений против собственности, совершается на железнодорожном транспорте, данному виду транспортной инфраструктуры традиционно уделяется особое внимание. Так, из 4 169 краж, совершенных в сфере пассажирских перевозок в 2014 г. в РФ, на железнодорожном транспорте совершенно 2 254 преступления [6].

Анализ исследуемых характеристик лиц, совершающих имущественные преступления на объектах транспорта, свидетельствует, что количество мужчин-преступников составило 94,3 %, женщин-преступниц - 5,7 %. Таким образом, число женщин-преступниц почти в 16 раз меньше, что говорит о меньшей степени криминогенности преступников женского пола.

Кроме того, сравнительный анализ гендерных данных преступников и потерпевших показал, что наиболее часто встречались ситуации, при которых мужчиной был как преступник, так и потерпевший. При этом преступники, как правило, были холосты (54,1 %).

Исследование возрастных характеристик лиц, совершивших кражи на транспорте, позволило установить, что наибольшую группу составили преступники в возрасте от 30 до 49 лет (45 %). Второе место занимают преступники в возрасте от 18 до 24 лет (20 %), третье - от 25 до 29 лет (19,2 %), далее - 50 лет и старше (10,8 %). Следует признать, что в результате профилактической работы сотрудников правоохранительных органов ежегодно усматривается снижение пре-

ступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, например, в 2013 г. данной категорией лиц было совершено 262 преступления, что на 18,1 % ниже показателей предыдущего года, а удельный вес составил 3,2 %. Вместе с тем 80 % несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в неблагополучных семьях.

Определенный анализ возраста преступников и потерпевших от рассматриваемой категории преступлений показал, что лица в возрасте от 18 до 24 лет почти в половине случаев (47 %) совершали преступления в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста. Для 25-29-летних возраст жертвы не имел значения, и возрастной диапазон потерпевших составил 16-60 лет. Преступники возрастной категории от 30 до 49 лет в основном совершали преступления в отношении лиц более старшего возраста - 40-60-летних (60 %). Такое положение дел можно обьяс-нить специфичностью рассматриваемой категории преступлений. «Молодые» преступники совершают в основном, как было отмечено выше, примитивные преступления, которые с большим успехом можно совершить в отношении лиц, не превышающих их как по интеллекту, так и по возрасту. Соответственно, преступники выбирают себе жертву «по зубам», чтобы с наибольшей вероятностью осуществить до конца свой преступный замысел. К тому же преступники выбирали себе в качестве жертв не очень осмотрительных, безответственных по отношению к своему имуществу, наивных людей малолетнего или, наоборот, престарелого возраста. Так, например, следуя в пассажирском поезде № 55 в вагоне плацкартного типа, гр. Ф. не поместила сумку с продуктами питания в рундук. Ночью Ф. заметила, что пассажир Г., находившийся в том же вагоне, забрал указанную сумку и скрылся по направлению к тамбуру. Ф., обратив внимание, что у Г. большое количество татуировок на руках и бедная одежда, сделала вывод, что он освободился из мест лишения свободы, а из-за опасения за свою жизнь не стала препятствовать Г. и лишь утром сообщила сотрудникам поездной бригады о хищении [7].

Кроме того, в результате исследования была выявлена зависимость способа совершения преступления от возраста лиц, их совершающих. Так, лица в возрасте 18-24 лет в большинстве случаев совершали кражи, не требующие определенных знаний в какой-либо области или особой эрудированности. Например, проходя по вагону и увидев лежащие без присмотра на столе или диване телефон, барсетку, кошелек, их похищают и сразу уходят из вагона. Для данной ка-

тегории преступников решающее значение имела благоприятно складывающаяся для совершения преступления ситуация. Этим обусловлено и значительное количество случаев совершения рассматриваемых деяний (77 %) в отношении жертв, способствующих своим поведением осуществлению преступного акта или создающих благоприятные для этого условия.

Преступная деятельность более взрослых лиц (от 30 до 49 лет) характеризуется совершением преступлений группой с предварительной подготовкой, причем посягательство происходит на имущество жертв различной возрастной категории. Преступникам этой возрастной группы также свойственно совершение преступлений в отношении лиц, чье поведение было виктимным, в том числе в результате совместного распития спиртных напитков (75 %).

Общеизвестно, что социальная ценность и значимость человека определяются уровнем его образования, которое оказывает воздействие на формирование интересов. Низкий образовательный уровень обусловливает примитивность взглядов и способствует развитию индивидуалистически-криминогенных тенденций. Так, в ходе исследования было установлено, что для лиц, совершающих имущественные преступления, в основном характерен невысокий образовательный уровень. Согласно статистическим данным, 38,3 % лиц, совершивших кражи на транспорте, имели среднее полное образование, 31,7 % - среднее профессиональное, 21,2 % -начальное и основное общее, 4,6 % - высшее образование.

В качестве следующего значимого фактора выступает социальное положение рассматриваемой категории преступников. Согласно данным исследования, большинство из них - это лица, небогатые и имеющие низкий социальный статус. Данное обстоятельство обусловлено тем, что кражи на транспорте совершают местные жители (75,2 % случаев), основная масса которых проживает в прилегающих к месту совершения преступлений населенных пунктах, в том числе в районных центрах или городах. Традиционно вблизи железнодорожных объектов отсутствуют респектабельные дорогостоящие жилые комплексы, более-менее престижные дома, так как такая близость не привлекательна для их владельцев (шум, сотрясание стен от проходящих поездов, громкоговорящая связь станций, запах креазота, которым пропитываются шпалы, резкий неприятный запах горелого угля, которым отапливаются пассажирские и почтовые вагоны).

Относительно правовой связи с государством 95,3 % всех лиц, совершающих кражи на транспорте, имели российское гражданство и по национальности являлись русскими.

Одним из существенных признаков, характеризующих личность рассматриваемой категории преступников, является судимость за ранее совершенные преступления. По данным исследования, 43,4 % лиц, совершающих кражи на объектах транспорта, ранее судимы. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению числа лиц, ранее судимых за совершение корыстных или корыстно-насильственных преступлений, что свидетельствует о накоплении ими криминального опыта. Учитывая, что практически половина преступлений исследуемого вида совершается лицами, ранее совершающими преступления, следует с уверенностью констатировать и согласиться с утверждением В. Н. Кудрявцева о том, что мотив обогащения является устойчивой чертой характера и даже мировозрения человека [8, с. 49].

Следует отметить, что типичным для данной категории преступлений является их совершение одним лицом в «благоприятно» сложившейся обстановке. Анализ материалов правоприменительной практики показал, что такие преступления составляют 87 %. Умысел на преступление в таких случаях возникает спонтанно, как правило, подталкивает к совершению преступного деяния виктимное поведение или виктимность потерпевшего лица. Виктимность жертвы может выражаться в невнимательности, доверчивости, легкомыслии, алкогольном опьянении и т. д. Очень распространены случаи, когда у преступника умысел на хищение возник после того, как жертва достигла сильного состояния опьянения и спиртные напитки потерпевший с преступником употреблял по своей инициативе и за свой счет, угощая спиртным будущего преступника.

Признаем, что для имущественных преступлений, совершаемых на транспорте, прежде всего на объектах железнодорожного пассажирского транспорта, это вполне закономерно. И. И. Карпец совершенно верно отмечает, что трезвые (или менее пьяные) преступники нередко, прежде чем совершить преступление, «накачивают» свою будущую жертву спиртным, а затем совершают задуманное [9, с. 413-414]. Употребление алкогольных напитков снижает возможность к сопротивлению, человек теряет бдительность. Безусловно, нетрезвое состояние в данном случае определяет выбор такого лица в качестве жертвы преступления. Достаточно распространенными являются случаи, когда потерпевшие, распивая

спиртные напитки с другими пассажирами в купе, сообщают о том, что едут за покупками, например, автомобилем, а сумочку с крупной суммой и документами демонстративно носят при себе. В результате обнаруживают, что сумочка украдена.

Заслуживает внимания и представляет известный интерес, в том числе для практических работников правоохранительных органов, ряд публикаций профессора А. В. Варданяна по актуальным проблемам теоретического и практического характера, связанным с изучением значимых для доказывания характерных особенностей личности потерпевшего, предопределяющих противоправный интерес к нему со стороны субъектов преступлений [10, с. 25-28]. Следует обратить внимание на «решающую» роль в механизме совершения преступного деяния виктимного поведения жертвы. Такое поведение выражается в демонстрации наличных денег, распитии спиртных напитков, ином аморальном или провоцирующем поведении. Вместе с тем представляют интерес данные, полученные в результате исследования, свидетельствующие о снижении в последние 5 лет количества лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2013 г. их численность составила 10,7 %, в 2014 г. - 9,8 %. Следует отметить при этом, что лица, впервые совершившие хищения, находились в состоянии опьянения значительно чаще, чем преступники-рецидивисты. Это обстоятельство в значительной мере объясняется тем, что рецидивисты более осторожны, они чаще совершают хищения в группе, более сложные с технической точки зрения, требующие тщательной подготовки и навыков. Учитывая, что 32,6 % краж на объектах транспорта совершается в составе группы лиц по предварительному сговору, следовательно, имеет место предварительная подготовка к совершению преступлений и прежде всего отыскание потенциальной жертвы.

Таким образом, криминологическая характеристика личности преступника, совершающего кражи на объектах транспорта, обладает следующими признаками. Лицо, совершающее рассматриваемые преступления, - это преимущественно мужчина в возрасте от 18 до 40 лет, имеющий среднее полное или профессиональное образование, как правило, нигде не работающий, не имеющий постоянного дохода, ранее судимый за имущественные преступления, являющийся местным жителем и в большинстве случаев русским по национальности. Совершение краж ими воспринимается как самый легкий способ обогащения.

Проанализировав материалы правоприменительной практики, можно констатировать, что среди изученных лиц определены два основных, традиционно выделяемых типа личности преступника -ситуационный (65 %) и злостный (35 %).

В заключение хотелось бы отметить, что при противодействии имущественным преступлениям на объектах транспорта, прежде всего кражам, необходимо учитывать социально-демографические и нравственно-психологические особенности личности преступника, осуществляющего свою преступную деятельность, иными словами, сведения о личности преступника, совершающего имущественные преступления на объектах транспорта как элемента криминалистической характеристики, составляют комплекс данных, которые способствуют формированию наиболее эффективных и действенных путей изобличения и розыска преступника.

Литература

1. Варданян А. В. Криминалистически значимые особенности лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против личности // Sworld: сборник научных трудов. М., 2013. Т. 29. № 1.

2. Головин А. Ю. Криминалистическая характеристика преступлений как категория современной криминалистики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 1-2.

3. Яблоков Н. П. Криминалистическая характеристика преступлений как составная часть общей криминалистической теории // Вестник МГУ. Серия «Право». 2000. № 2.

4. Типовые модели и алгоритмы криминалистического исследования / под ред. В.Я. Колди-на. М., 1990.

5. Криминология: учебник / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2008.

6. Сводный отчет о состоянии преступности на транспорте за январь-декабрь 2014 г. М., 2014.

7. Уголовное дело № 514078 // Архив Зимин-ского городского суда. 2005.

8. Кудрявцев В. Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М., 2007.

9. Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. М.,1992.

10. Варданян А. В. Виктимологический аспект личности потерпевшего в структуре криминалистически значимых признаков тяжких преступлений против жизни и здоровья человека // Философия права. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.