Научная статья на тему 'Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля'

Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
990
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ / VALUE SPHERE OF STUDENTS / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / PERSONAL VALUES OF STUDENTS / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / LOCUS OF CONTROL / УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / INTERNAL LOCUS OF CONTROL / ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / EXTERNAL LOCUS OF CONTROL / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давудова А.Р., Далгатов М.М., Магомедханова У.Ш.

В статье на основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности проявления личностных ценностей студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля. Полученные в эмпирическом исследовании результаты диагностики ценностной сферы студентов с разным локусом контроля показывают нам на имеющиеся между обеими группами студентов различия. Проведённый анализ показал, что личностные ценности студентов с разным локусом контроля в большей степени различаются на уровне их структурной организации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации учебно-воспитательной деятельности с учётом ценностной сферы личности студентов. Авторы делают вывод о том, что проведённый анализ показал, что личностные ценности студентов с разным локусом контроля в большей степени различаются на уровне их структурной организации. Студенты с интернальным локусом контроля обладают более организованной структурой личностных ценностей; количество базовых ценностей в структуре, сохраняющий свою важную роль на протяжении трёх лет обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL VALUES OF STUDENTS WITH INTERNAL AND EXTERNAL LOCUS OF CONTROL

In the article on the basis of theoretical and empirical analysis of the specific features of manifestation of personal values of students with internal and external locus of control are studied. The results obtained in the empirical study of the diagnostic value sphere of students with different locus of control show that there are differences between two groups of students. The analysis also shows that personal values of students with different locus of control largely differ on the level of their structural organization. The results of the study can be used to develop recommendations for the organization of educational activities with regard to axiological sphere of personality of students. The authors conclude that the analysis showed that personal values of students with different locus of control largely differ in their structural organization. The differences between groups of students are believed to be significant. Students with internal locus of control have a more organized structure of personal values; basic values in the structure continue to fulfill their important role during three years of studies.

Текст научной работы на тему «Личностные ценности студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 159.923.2

Davudova A.R., postgraduate, Department of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: dajzanat@inbox.ru

Dalgatov M.M., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: dalgatov@inbox.ru

Magomedhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru

PERSONAL VALUES OF STUDENTS WITH INTERNAL AND EXTERNAL LOCUS OF CONTROL. In the article on the basis of theoretical and empirical analysis of the specific features of manifestation of personal values of students with internal and external locus of control are studied. The results obtained in the empirical study of the diagnostic value sphere of students with different locus of control show that there are differences between two groups of students. The analysis also shows that personal values of students with different locus of control largely differ on the level of their structural organization. The results of the study can be used to develop recommendations for the organization of educational activities with regard to axiological sphere of personality of students. The authors conclude that the analysis showed that personal values of students with different locus of control largely differ in their structural organization. The differences between groups of students are believed to be significant. Students with internal locus of control have a more organized structure of personal values; basic values in the structure continue to fulfill their important role during three years of studies.

Key words: value sphere of students, personal values of students, locus of control, level of subjective control, internal locus of control, external locus of control.

А.Р. Давудова, соискатель каф. психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: dajzanat@inbox.ru

М.М. Далгатов, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: dalgatov@inbox.ru

У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: uma-sh@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНТЕРНАЛЬНЫМ И ЭКСТЕРНАЛЬНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ

В статье на основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности проявления личностных ценностей студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля. Полученные в эмпирическом исследовании результаты диагностики ценностной сферы студентов с разным локусом контроля показывают нам на имеющиеся между обеими группами студентов различия. Проведённый анализ показал, что личностные ценности студентов с разным локусом контроля в большей степени различаются на уровне их структурной организации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации учебно-воспитательной деятельности с учётом ценностной сферы личности студентов. Авторы делают вывод о том, что проведённый анализ показал, что личностные ценности студентов с разным локусом контроля в большей степени различаются на уровне их структурной организации. Студенты с интернальным локусом контроля обладают более организованной структурой личностных ценностей; количество базовых ценностей в структуре, сохраняющий свою важную роль на протяжении трёх лет обучения.

Ключевые слова: ценностная сфера студентов, личностные ценности студентов, локус контроля, уровень субъективного контроля, интернальность, экстернальность, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля.

Проблема локуса контроля под разным углом зрения представлена во многих философских, психологических и социологических концепциях. Локус контроля (от лат. locus - место, местоположение и франц. controle - проверка) - личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям

и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок [1]. При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно фор-

мируется в процессе социализации. Во многом эта стабильность локус контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля). При экстернальном локусе контроля человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства другихлюдей).При интернально м - человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий [2].

Целью нашей работы являетееизучение ценностной сферы студентов с интернальным и экстернальным локусом контроля. Для реализацеи п оставл ен ной цели на ми бызе использовазы следу ющие методи ки:

1. Методика Шварца для изучения ценностей личности (адмптация М.Н.Ка рандашева).Концепцияцменостей и ммеоди -ка Ш. Шварца и В. Билски были разработаны с целью выявления фуькций цеьносеей и их взьимосвязей в ьтрдьтуре личнмсти, в кот.ой они месьматриваютмектк некие (часттнеосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценк и другихсюдей [3].

2. Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК, момефмцированн ыйопросник аммр.июа нского псмеьло -га Дж. Роттмра). С помощьюданной метмдски можно оменить уровень контрноя над разнооМразными месуациями, д^нши словами, опмеделить степемеооветственнмстичеловека зм свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объяснит причины значимых длясебя собьдиСи где локалиььдт контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локали-задии: эксте^нльн ый (вн^и^ин.0 л окус) и инме.да льный (внрт.ен -ний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешнзх ыричкн(нзнримек,злучийнести илзвмршр-

тельства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий [4].

В проведенном исследовании принимали участие студенты 1, 2, 3, курсов трёх высших учебных заведений Дагестанского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного университета и Дагестанскойгосударст ве нной медицинской академии. Статистический анализ данных исследования проводили с coMoiKbioSHSS[5]. Полученные результаты диагностики ценностной сферы студентов с разным локусом контроля показывают нам на имеющиеся между обеими группами студентов различия (таДлите1и нарисунках 1, 2, 3).

В первую очередь обратимся к сравнению обеих групп сту-дентовбез делениясх по курсам ицучвния. Так, исповьзуя не-параметри ческий фитери й U-Манма-Уитни, мы умтанов или, что наиболее существенные отличия характеризуют студентов с эк-стернальной позицией. Для них светистически бмттм значимыми являются такие личностные ценности как «конформность» (U=2H1Pnpи p<0,01),-<традиции» (Uт2441 при р<Н,01) и «достижению (м= 2681 прнр<Т,05). Это гнилри т о том, чнотрденты-эк-стерналы в большей степени ориентированы на взаимодействие с другири через такирфо рмы, как натр ичинениеитеда другим, стремление к соответствию социальным ожиданиям, стремление к уламе нию.

Оцнлко, если обрамиться к аннлмзм различий мжжду студентами овеих групп нн тазных курсам мб^ения, то можно обнару-жить.имо в действмтельности размивия носят бомивспецифич-ный характер.

M»нcтудентов-экcрe рналов первиго курса обучин ия свойственен статистически более высокий уровень значимости лич-ностмыл^нностей «трждиции» (U=57T при рйО^^и «достижения» (U=636 при p<0,05). При этом для студентов с интернальной позицией характерен более высокий уровень значимости ценно-сти«едимулнция» (С=С37 nnsos0,05).

Таблица 1

Личностные ценности студентов с разным локусом контроля

экстерналы интернаты

Все 1 курс 2 ку,к К курс 0ее 1К8Р4 2 кзрс 3 курс

1 2,72 2,76 2,73 2,67 2,38 2,57 2,04 2,32

2 2,89 3,04 2,21 2,94 2,47 2,67 1,93 2,52

3 3,01 3,07 3,13 2,88 7,07 3,07 2,К3 2,79

4 2,83 2,Л7 К71 2,82 5,76 3,7К 2,44 2,78

5 2,88 2,89 2,68 2,96 2,80 2,88 2,39 2,92

6 2,40 2,43 2,45 2,36 1,Л6 7,Л6 ерк 2,22

7 2,49 2,4К Л,6К 2,43 2,14 2,32 2,22 1,87

8 2,64 2,ес 2,46 2,46 7,78 2,41 2,12 2,18

9 1,39 1,33 1,80 1,31 1,27 1,28 1,20 1,30

10 2,48 л,к 7,66 7,47 7,40 2,0 2,09 2,36

Рис. 1. Личностные ценности студентов 1 курса с разным локусом контроля

Рис.2.Личностныеценностистудентов2курса сразнымлокусом контроля

На втором курсе обучения различия между обеими группами студентовстановятсяменееявными.

На третьем курсе обучения (рисунок 3) число личностных ценностей, специфичных для разных групп студентов становится несколько больше. Так, для студентов-экстерналов на третьем курсе обучения статистически более значимыми являются такие личностные ценности, как «конформность» (и=287,5 при р<0,05), «традиции» (и=282,5 при р<0,05) и «гедонизм» (и=304,5 при

р<0,05). Как и на протяжении первого и второго курсов обучения, на третьем курсе отсутствуют такие личностные ценности, которые были бы специфичны для студентов с интернальной позицией.

Для получения полноценной картины о структуре ценностной сферы у студентов обеих групп нам следует обратиться к результатам структурного анализа личностных ценностей студентов с разным локусом контроля, которые представлены на рисунках 4,5,6,7и в таблице2.

Г

ркстсрналы

интерналы . I курс

3 ку

Г

Рис.З.Личностные ценностистудентовЗ курсас разным локусомконтроля

(2

а б

Рис.4.Коррелограммыличностныхценностейэкстерналов (а)иинтерналов(б)1курса

©--Q-О

Рис.5.Коррелограммы личностныхценностей экстерналов (а)иинтерналов(б) 2курса

а

б

Рис.6.Коррелограммыличностныхценностейэкстерналов(а)иинтерналов(б)3 курса

Прежде всего, мы видим, что структура личностных ценностей студентов с интернальным локусом контроля на протяжении всех трёх курсов обучения является более организованной. Степень её интегрированности на первом и втором курсе превышает интегрированность структуры личностных ценностей экс-терналов более чем в два раза; на третьем курсе обучения эти различия достигают более чем трехкратного размера.

Во-вторых, если обратиться к анализу базовых личностных ценностей, то можно обнаружить, что количество базовых ценностей на протяжении всех трёх курсов обучения в обеих группах студентов достаточно большое. Причём в обеих группах имеются

как «конформность», «традиции», «универсализм» и «безопасность».

Таким образом, проведённый анализ показал, что личностные ценности студентов с разным локусом контроля в большей степени различаются на уровне их структурной организации. Причём различия между группами студентов носят достаточно существенный характер. Студенты с интернальным локусом контроля обладают более организованной структурой личностных ценностей; количество базовых ценностей в структуре, сохраняющий свою важную роль на протяжении трех лет обучения, у интерналов.

Таблица 2

Показатели развития психологической структуры личностных ценностей студентов-экстерналов и интерналов

1 курс 2 курс 3 курс

экстерналы интерналы экстерналы интерналы экстерналы интерналы

ИКС 38 80 20 46 30 98

ИДС 0 2 0 2 0 6

ИОС 38 78 20 44 30 92

Базовые ценности 2 3 7 8 9 1 2 3 4 8 10 1 3 4 7 8 1 2 4 5 10 1 8 10 1 2 3 4 5 8 10

Рис. 7. Динамика организованности структуры личностных ценностей

схожие ценности, играющие роль базовых. Однако вес базовых ценностей в структурах обеих групп студентов разный, что отражает уже выявленную большую организованность структуры личностных-

В-третьих, отличительной особенностью структуры личностных ценностей интерналов является сохранение на протяжении всех трех курсов обучения ценностей, выполняющих структурообразующую роль. К ним следует отнести такие ценности,

Ещё одной важной особенностью является выявленная специфика взаимосвязи субъективного контроля и личностных ценностей студентов. Более тесный характер связи был обнаружен между особенностями субъективного контроля студентов и их личностными ценностями у интерналов - максимальные значения интегрированности достигают значения в 98 баллов для интерналов, тогда как для экстерналов это значение равно 30 баллам.

Библиографический список

1. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля. Психологический журнал. 1995; Т. 16; №1: 47 - 59.

2. Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. Москва, 2006.

3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

4. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied. 1966; Vol.80, No.1: 1 - 28.

5. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Санкт-Петербург: Питер, 2005. References

1. Kondakov I.M., Nilopec M.N. 'Eksperimental'noe issledovanie struktury i lichnostnogo konteksta lokusa kontrolya. Psihologicheskij zhurnal. 1995; T. 16; №1: 47 - 59.

2. Dalgatov M.M. Kauzal'naya atribuciya i deyatel'nost': fenomenologiya, issledovaniya, izmenenie. Moskva, 2006.

3. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostejlichnosti: koncepciya imetodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

4. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied. 1966; Vol.80, No.1: 1 - 28.

5. Nasledov A.D. SPSS: Komp'yuternyj analiz dannyh vpsihologii i social'nyh naukah. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

Статья поступила в редакцию 24.06.16

УДК 159.9: 316.6

Zhernova A.Yu., student, Department of Psychology, Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev,

Russia), E-mail: marina250165@yandex.ru

Petrovskaya V.G., Cand. of Sciences (Psychology), Dean of Faculty of Psychology, senior lecturer, Department of Psychology,

Kuibyshev branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru

LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article discusses a problem of organization of students' council at a pedagogical university. One of the reasons of the research is an insufficient level of development of leadership qualities among students. The authors analyse the international and domestic theories of leadership, define the qualities necessary for work of self-management of students. The paper describes results of the empirical research, comparative analysis of the intensity of leadership qualities in students and how work of students' council can be organized. The prospect work that lies in the development and implementation of training programs may be aimed at the development of volitional qualities, creativity, flexibility, stress resistance, determination, and ability to defend their own point of view and to resolve conflict situations.

Key words: leader, leadership, leadership qualities, students' self-management.

A.Ю. Жернова, студентка 3 курса факультета психологии, Куйбышевский филиал ФБГОУ ВО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Куйбышев, E-mail: marina250165@yandex.ru

B.Г. Петровская, канд. психол. наук, декан факультета психологии, доц., каф. психологии, Куйбышевский филиал

ФБГОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Куйбышев,

E-mail: vera.petrovskaya.64@mail.ru

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается проблема организации работы студенческого совета педагогического вуза, одной из причин которой является недостаточная степень сформированности лидерских качеств студентов. Авторами сделан анализ зарубежных и отечественных теорий лидерства, определены качества, необходимые для работы в органах студенческого самоуправления. Описаны результаты эмпирического исследования, проведен сравнительный анализ степени выраженности лидерских качеств у студентов, организующих работу студсовета. Определена перспектива работы, которая заключается в разработке и реализации тренинговой программы, цель которой заключается в развитии волевых качеств, инициативности, флексибельности, стрессоустойчивости, решительности, умения отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликтные ситуации.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, лидерство, студенческое самоуправление.

Современная реальность, предъявляя все новые требования к социуму, требует развития личности педагога с хорошо развитыми лидерскими качествами, внутренним стремлением к активности, умеющего учитывать пожелания, интересы и способности обучающегося, способного их мотивировать, сопереживать, готовых выслушивать конструктивную критику, умеющих продуктивно взаимодействовать с коллективом детей и взрослых.

В нашей работе мы поставили цель: определить особенности развития лидерских качеств у студентов педагогических вузов. Обилие исследований в области проблемы лидерства, которую уже много лет иследуют социологи, философы, историки, политики, психологи, позволило М.Г. Ярошевскому выделить отдельную область психологии под названием «лидерология». Тема лидерства является составной частью социальной психологии с первых дней её существования, к настоящему времени психологи выделяют несколько основных теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Особое место в исследованиях, особенно американских, занимает теория черт, или «харизматическая теория» (Ф. Гальтон, Г. Тард, Г. Лебон,

К. Бэрд), где авторы объясняют лидерство наличием определенных черт характера или характеристик. Р. Стогдилл и Р. Манн попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества, выделив наиболее важные: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела [1]. Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Однако все эти особенности до конца не объяснили природу появления лидера. Поэтому второй подход к изучению лидерства - поведенческий - сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, при этом в качестве наиболее значимого аспекта лидерства теперь рассматривалось влияние, оказываемое руководителем [2, с. 412]. В итоге были выявлены два основных вида поведения, свойственных различным лидерам: внимательность и заботливость в отношении к членам своей группы и инициативность (Р. Ликерт, Э. Хэлпин). Основной недостаток этой теории заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.