Научная статья на тему 'Личностные ценности: понятие, подходы к классификации'

Личностные ценности: понятие, подходы к классификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17987
1233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Е. Г.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «личностные ценности», подходы к их классификации, а также проблема трансформации общечеловеческих ценностей в личностные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные ценности: понятие, подходы к классификации»

Кузнецова Е.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: zubowa@yandex.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ

В статье рассмотрены подходы к определению понятия «личностные ценности», подходы к их классификации, а также проблема трансформации общечеловеческих ценностей в личностные.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личностные ценности, нравственные ценности, общечеловеческие ценности, ценностное сознание.

Проблема трансформации общественных, общечеловеческих ценностей в личностные, «утверждения» их в индивидуальном сознании -одна из фундаментальных проблем человеческого существования. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Однако известные другим знания человек не может просто «взять» - он должен их переоткрыть для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. По единодушному мнению теологов, философов и психологов, усвоение общечеловеческих ценностей несводимо к безличному знанию: оно есть не только знание, но и отношение, возникающее в реальных жизненных связях субъекта с окружающим миром. Присвоенные индивидом общечеловеческие ценности в отечественной психологии обозначаются понятием «личностные ценности» или «субъективные ценности», которые Д.А. Леонтьев определяет как «консервированные» отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных ценностей, которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формами представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составляющей частью

процесса социализации личности. В структуре зрелой, развитой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ее новых, объективированных форм ценностей. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных ценностей. Становление системы ценностей в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями [3, с. 35-36].

B.C. Братусь [1] считает, что личностные ценности - это осознанные, «отрефлексирован-ные» наиболее общие смысловые образования.

По мнению некоторых исследователей (М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски), ценности личности характеризуются следующими общими признаками [4]:

• истоки ценностей - в культуре, обществе и личности;

• влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах;

• общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

• все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;

• ценности организованы в системы и упорядочены по степени важности;

• ценности - это понятия или убеждения;

• ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

• ценности имеют ситуативный характер;

• они управляют выбором или оценкой поведения, событий.

В философии и психологии к настоящему времени предложено множество классификаци-

онных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них (см. таблицу 1).

Таким образом, обобщая приведенные выше представления о видах и типах ценностей, можно вслед за М.С. Яницким (рассмотревшим ряд из вышеприведенных классификаций) утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две основные группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства). В зависимости от направ-

ленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности.

Глубокий анализ понятия «ценностная ориентация» осуществлен в работе Л.В. Зубовой [2]. Впервые понятие «ценностная ориентация» было введено в общественную науку представителями чикагской социологической

Таблица 1. Классификационные схемы личностных и общественных ценностей

Автор Основание классификации Ценности

1 2 3

Н.А. Бердяев ценность как объект направленности человека 1) духовные 2) социальные 3) материальные

В.П. Тугаринов сфера проявления ценностей 1) духовные (образование, наука, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость) 2) материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями)

Д.А. Леонтьев форма существования ценности 1) общественные идеалы 2) предметные ценности 3) личностные ценности

Д.А. Леонтьев «блоки» терминальных и инструментальных ценностей (в оппозиции друг к другу) I. Терминальные ценности 1) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество) 2) ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь) 3) индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других) 4) активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость) II. Терминальные ценности 1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твёрдая воля, исполнительность) 2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) -конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) -альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов) 3) ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твёрдая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов) 4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) -ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Э. Шпрангер доминирующая ценность, определягощая направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности) 1) поиск истины (теоретический человек) 2) полезные и практические ценности (экономический человек) 3) стиль и гармония (эстетический человек) 4) любовь (социальный человек) 5) личная власть, влияние, известность (политический человек) 6) поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек)

Продолжение табл. 1.

1 2 3

Ш. Шварц, У. Билски мотивациоиная тенденция, определяемая ценностью 1) ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция) 2) ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) -ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм)

М. Рокич функциональное значение ценностей (ценности-цели, ценности-средства) 1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться) 2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации)

В. Момов место ценности в жизнедеятельности личности 1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные): а) ценности-цели б) ценности-идеалы в) ценности-желания г) ценности должного (нормативные ценности) 2) ценности существующие (наличные, актуальные)

А. Маслоу уровень личностного бытия 1) ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина; добро, красота, справедливость и др.) 2) дефициентные ценности (Д - ценности, «регрессионные») - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т. д.)

В. Франкл ценности как смысловые универсалии 1) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он даёт обществу 2) ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества 3) ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; в) осмысленное отношение к смерти

Э. Фромм 1) официально признанные осознаваемые (религиозные и гуманистические) 2) действительные, бессознательные (порождённые социальной системой, являющиеся непосредственными мотивами человеческого поведения)

школы У. Томасом и Ф. Знанецким для обозначения ситуации, когда ценности интернализу-ются индивидом, превращаясь в сознательные регуляторы его поведения. С тех пор это базовое определение ценностных ориентаций не претерпело принципиальных изменений. В отечественной же научной литературе данное понятие стало использоваться значительно позднее, с 60-х годов, и первыми здесь исследователями были В.Б. Ольшанский, А.Г. Здраво-мыслов, В.А. Ядов, Д.Н. Узнадзе, рассматривавшие ценностные ориентации несколько пси-хологизированно, как установку личности. Свой вклад в разработку этой проблематики внесли также П.П. Лакис, А.А. Редович, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Д. Парыгин, А.В. Иващенко, Н.В. Фролова и др.

Существуют разные определения ценностных ориентаций. Например, согласно В.Б. Ольшанскому (1966), это устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. По мнению же А.Г. Здравомыслова и

В.А. Ядова (1966), ценностные ориентации нужно рассматривать как «относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и

идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности». А И.А. Сурина (1996) полагает, что «ценностные ориентации - это оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ, которые понимаются как предмет (или его свойства), цели и средства для удовлетворения потребности личности (группы)».

Из сформулированных выше выводов выделим тот пункт, где говорится, что ценности «проявляются» (ценностным сознанием) в обществе (в качестве социальных ценностей) по самой процедуре своего «проявления» именно как личностные ценности. Иначе личностные ценности могут быть названы ценностными ориентациями личности.

Анализируя психолого-педагогический подход к сущности понятия «ценности» и «ценностные ориентации», мы придерживаемся точки зрения А.В. Иващенко, Г.П. Савкиной (1993), которые выделяют следующие сущностные признаки нравственных ценностей:

- это высшие духовные ценности, отражающие мотивацию и направленность поведения личности;

- связанные прежде всего с общечеловеческими добродетелями;

- проявляются в сфере нравственного сознания, нравственных поступков и личностных нравственных свойств;

- придают личности мировоззренческий смысл.

А.В. Иващенко, Н.В. Фролова (1995) выявили взаимосвязь нравственных ценностей с ценностными ориентациями и показали, что:

- освоенные нравственные ценности становятся ценностными ориентациями школьников, а степень их освоения определяет уровень развития нравственных ориентаций;

- ценностные ориентации - диалектическое образование, как по структуре, так и по динамике развития, в них слиты когнитивные и эмоционально-волевые компоненты;

- ценностные ориентации на различных этапах имеют содержательную характеристику, которая охватывает достаточно широкий их диапазон, проявляются в целях, мировоззрении, взглядах, идеалах, мотивах, интересах, стремлениях личности;

- развитость ценностных ориентаций -признак зрелости личности, показатель меры ее социальности и направленности;

- ценностные ориентации характеризуются адекватностью, избирательностью, динамичностью;

- формирование ценностных ориентаций способствует процессу развития личности в целом.

Некую обобщенную позицию по ценностным ориентациям, на которой стоят многие и отечественные, и зарубежные исследователи, формулирует Д.А. Леонтьев (1996): «Ценностные ориентации - это сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него». При этом Д.А. Леонтьев отделяет так определяемые ценностные ориентации от реального «ценностного поведения» индивида, которое хотя и мотивируется, регулируется ценностями, но такая ценностная регуляция не отражается в сознании индивида. Так что реальное «ценностное поведение» может быть у индивида одним, а декларируемые им ценностные ориентации - иными.

Однако мы бы считали, что ценностное отношение индивида к действительности не должно классифицироваться как «декларируемое»

(ценностные ориентации) и «бессознательное» (ценностное поведение). В противном случае нам придется признать, что ценностное отношение к жизни - это нечто иное, чем постоянный выбор из альтернатив. А эта точка зрения - наше базовое определение ценностной реальности. Мы стоим на позиции, близкой позиции теоретиков «разъяснения ценностей» (Л. Ратс,

С. Саймон), полагая, что ценностная реальность актуальна для человека и общества, поскольку она заключается не в «назывании» и «преподавании» конкретных ценностей, а в «разъяснении» ценностного процесса - этапов выбора, оценивая действия.

На наш взгляд, «выбор» и «оценивание» и характеризуют суть процесса продуцирования личностных ценностей, или ценностных ориентаций. И в таком понимании ценностные ориентации выступают как «мотив» и «мотивация». «Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека».

Таким образом, в данном определении «действенный мотив» оказывается не чем иным, как ценностной ориентацией в конкретной ситуации «выбора, оценки и действия», опредме-чиваясь в единичном акте «ценностного поведения», когда в иной частной ситуации «выбора, оценки и действия» индивид именно постольку иначе опредметит свою ценностную ориентацию, именно постольку сменит «действенный мотив». Словом, понятие «мотив» здесь неявно подчеркивает чисто ситуативную изменчивость, относительность ценностных ориентаций на фоне уступчивости сквозь любые возможные ситуации самого принципа ценностного поведения личности, то есть принципа «выбора, оце-

нивания и действия», или базовой ценностной ориентации («базового мотива») на свободу и ненасилие.

В связи с этим вспомним, что устойчивым компонентом центральной реальности мы назвали базовые ценности, причем ценности абсолютно «сквозные» для ценностного сознания, где бы и когда бы оно ни существовало, поскольку в этих ценностях опредмечивается сам принцип ценностного поведения, принцип «выбора и оценивания», так что если нет «выбора и оценивания», то нет и как такового ценностного поведения. А это и означает, что педагогически, в правильном направлении воздействовать на личностные ценности (ценностные ориентации) можно и нужно не «указыванием», «преподаванием» ценностей, а созданием для личности, прежде всего подростков, таких условий, которые воспитывали бы у индивида именно навык «выбора и оценивания» - этот навык и будет работать на формирование ценностных ориентаций, связанных с базовой ориентацией на ценности свободы и ненасилия.

Иными словами, можно и нужно педагогически воздействовать как раз не на изменчивый, а на устойчивый компонент ценностной реальности, на причину, а не следствие, на условия

формирования у личности базовых ценностных ориентаций (ценностных ориентаций как таковых), или, как сказали бы психологи, формирования у личности мотивационного сознания. Вспомним здесь Д.Б. Зильбермана, который определял ценностное сознание как мотивационное сознание относительно передачи социального опыта от поколения к поколению. То, что подобное мотивационное, или ценностное, сознание должно опираться на некие абсолютные ценности, признавал в свое время М. Вебер, а сейчас признает, например, С. Липсет (1985), выражая отнюдь не только свою точку зрения: «общество требует основных ценностей, в которые верят независимо от перспективы действительных достижений». Мы же лишь назвали эти основные, или абсолютные, ценности, опредмечивающие сам принцип ценностного (мотивационного) поведения, принцип «выбора и оценивания», ценностями свободы и ненасилия. Вот почему мы и считаем разработку педагогической темы мотива и мотивации весьма перспективной для правильного понимания, что такое ценностная реальность и как в ней соотносятся изменчивый и устойчивый, субъективный и объективный, личностный и общественный компоненты.

13.05.2010 г.

Список литературы:

1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. №5. 1997. С. 3-19.

2. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Монография. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. С. 175.

3. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития. - Оренбург: ГУ РЦРО, ГОУ ОГУ, 2008. - 153 с.

4. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

Работа финансируется РГНФ, грант №08-06-00-358а

Сведения об авторе: Кузнецова Елена Григорьевна, соискатель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, ГОУ ОГУ, пр-т Победы, 13, кафедра ОПиПЛ, ауд. 2311, тел. (3532) 372575,

e-mail: zubowa@yandex.ru

Kuznetsov E.G.

PERSONAL VALUES: CONCEPT, APPROACHES TO THE CLASSIFICATION

The author examined approaches to the determination of concept of personal values, approaches to their classification, and also the problem of the transformation of general human values into the personal.

The key words: value, value orientations, personal values, moral values, general human values, the value consciousness.

1. Bratus B.S. To the problem of man in psychology // Voprosy psichologii. №5. 1997. С. 3-19.

2. Zubova L.V. Psychological features of the valued orientations of teenagers with the different orientation of personality. -Monograph. - Orenburg: OOIPKRO, 2002. С. 175.

3. Ivaschenko A.V., Zubova L.V., Shcherbinina О.А. Internal position of personality of teenager : concept, terms of forming and development. - Orenburg: GY RCRO, GOY OGY 2008. - 153с.

4. Psychological lexicon. An encyclopaedic dictionary is in six volumes. - М.: PER SE, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.