Научная статья на тему 'Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики'

Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5778
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / INDIVIDUAL SELF-KNOWLEDGE / DIAGNOSIS OF PERSONALITY IDENTIFICATION RESULTS / САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Татьяна Николаевна

В статье проблема оценки личностных результатов школьников рассматривается с позиций личностно ориентированного подхода. В диагностике результатов предлагается опираться на данные деятельности школьников в области самопознания как основу дальнейшего личностного саморазвития и самосовершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problem of students’ personality identification from the standpoint of personality-oriented approach. In diagnosing the results the authors propose to rely on the data concerning students' activities in the field of self-knowledge as the foundation for further selfdevelopment and self-improvement

Текст научной работы на тему «Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики»

Т. Н. Полякова

(Санкт-Петербург)

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ И ДИАГНОСТИКИ

STUDENTS' PERSONALITY IDENTIFICATION RESULTS: PROBLEMS OF ASSESSMENT AND DIAGNOSIS

В статье проблема оценки личностных результатов школьников рассматривается с позиций личностно ориентированного подхода. В диагностике результатов предлагается опираться на данные деятельности школьников в области самопознания как основу дальнейшего личностного саморазвития и самосовершенствования

Ключевые слова: личностно ориентированное образование; самопознание личности, диагностика личностных результатов

The article considers the problem of students' personality identification from the standpoint of personality-oriented approach. In diagnosing the results the authors propose to rely on the data concerning students' activities in the field of self-knowledge as the foundation for further self-development and self-improvement

Keywords: personality-oriented education; individual self-knowledge, diagnosis of personality identification results

Современная модель личностно ориентированного образования (М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.] -следствие гуманизации и гуманитаризации всей образовательной системы - нацеливает на удовлетворение интересов и запросов обучающихся, востребованость их субъектного опыта, развитие их индивидуальности, что нашло отражение во ФГОС, - который устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы на всех ступенях школьного образования.

Цель построения личностно ориентированного образовательного процесса - «создание образовательной среды, единой для всех учащихся, но многопрофильной, позволяющей каждому ученику развиваться на основе индивидуальных особенностей, мировоззренческих ценностей и личностных установок» [1, с. 9]. Личностно ориентированное образование предполагает освоение социокультурного опыта предшествующих поколений посредством накопления обучающимися собственного личностного опыта в процесе включения их в проживание отношений в со-

циуме. Такое образование рассматривает предметный материал в первую очередь как основу личностного развития.

Личностные результаты школьников, обозначенные во ФГОС разных ступеней образования, имеют общие положения и должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Стандарты способствуют также развитию целостного мировоззрения, осознанного, уважительного отношения к другому человеку, другой культуре, языку, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам, ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни].

Требования к достижению личностных результатов в нормативных документах не подкреплены диагностическим инструментарием - диагностику образовательных результатов предлагается разрабатывать образовательным организациям самостоятельно, что не может не вызывать у них затруднений.

Обозначенная проблема может решаться созданием диагностического аппарата для оценки педагогических условий личностно ориентированного образования в конкретной образовательной организации. Так, объектами мониторинга эффективности программы воспитания и социализации школьников на ступени основного общего образования могут выступать: личность самого воспитанника; нравственный уклад школьной жизни (создание условий]; родительская общественность. В соответствии с объектами исследования выявляются критерии и индикаторы, указывающие на базовый и целевой уровни: в первой группе могут быть выделены критерии, указывающие на долевое участие школьников в социальной, экологической, трудовой (профессиональной], здоровь-есберегающей и пр. видах деятельности; процент охвата дополнительным образованием школьников, принимающих активное участие в работе детских общественных объединений и органов ученического самоуправления и пр.

К группе критериев, указывающих на динамику (характер изменения] социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе, могут быть отнесены: доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания школьников, реализующих программу развития исследовательской, творческой и конструктивной самореализации школьников и др.; к группе критериев, указывающих на динамику детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей] в образовательный и воспитательный процесс, относятся показатели, выраженные в процентах: доля семей, активно участвующих в работе образовательной организации, в отношении к общей численности семей; доля родителей (семей], удовлетворённых качеством работы по воспитанию и социализации обучающихся, и др. [2].

Однако такие данные характеризуют в общем виде создание условий в образовательной организации для личностного разви-

тия школьников и не отражают динамику самих личностных изменений, их результаты оцениваются опосредованно - не учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

Если не фиксировать личностный результат, то утверждения и призывы выстраивать субъект-субъектные отношения в образовательном процессе останутся декларативными лозунгами, поскольку взаимодействие зависит не только от ролевой позиции учителя - принять обучающегося как субъекта образовательного процесса, но и от роли самого учащегося, его личностной готовности выбирать и нести ответственность.

Проблема оценки личностных результатов должна рассматриваться с позиций сис-темно-деятельностного подхода, что предполагает единство целей, содержания, форм, методов и результатов образовательной деятельности, для этого понятие «личностный результат» должно быть осмыслено с педагогических позиций.

Личность определяет социальную сущность в человеке как существе биосоциальном («социальный индивид» [3]); личность отличает способность совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми. С позиций субъектного подхода личность рассматривается как открытая система (устойчивая совокупность свойств индивида] и субъект деятельности. Развитие личности - это процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке под влиянием внешних и внутренних факторов (Л. И. Божович], которые связаны с постоянными изменениями, переходами состояний и др.; в психологии понятие рассматривается с позиций развития психики (процессов восприятия, мышления и пр.], в педагогике - с позиций социокультурного развитии человека (формирования его духовно-нравственной сферы, чувств, определения социальных ролей и др.].

Результат образования - это характеристика достигнутого уровня образованности, который должен быть зафиксирован с использованием объективных и стандартизированных показателей. В отношении к личностному развитию результат выступает условной, но необходимой категорией: это одномоментный «срез» сформированных качеств личности в онтогенезе - без такой фиксации

достигнутого уровня личностного развития невозможно выстраивать дальнейшее педагогическое сопровождение школьника и траектории саморазвивающейся личности как активного субъекта социализации.

При всей многоаспектной наполненности описанного во ФГОС содержания личностного результата школьника его смысловое содержание составляет способность личности на определенном этапе её становления к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, личностный результат - это зафиксированная с помощью объективных процедур характеристика развития личности, основным показателем которой является указание на ее способность быть субъектом деятельности, то есть саморазвивающейся личностью, что может определяться через уров-невую или рейтинговую шкалу оценки.

Результат личностного развития проявляется в деятельности школьника, внешняя экспертная оценка которой должна быть соотнесена с самооценкой личности, что в этом случае предполагает способность личности к рефлексии в процессе самоопределения.

Чтобы совершенствоваться, необходимо знать свои способности и возможности, использовать их и развивать; самопознание -необходимая основа и условие саморазвития личности, ее самоактуализации. Самоактуализация в гуманистической психологии А. Маслоу - это процесс обретения личностью себя самой, независимость от навязываемых влияний социального окружения, такая личность обретает собственный жизненный смысл, а значит, ощущение полноты и радости жизни [4].

В психологии процесс самопознания связывают с деятельностью Я как субъекта в познании образа Я (Я-концепции], что позволяет осуществлять функции саморегуляции и самоконтроля. В процессе самоосознания личность осознает свои свойства, особенности, отношения с другими.

Итак, саморазвитие и самосовершенствование возможны при условии самопознания. Становясь субъектом своей деятельности, личность способна к самосовершенствованию - сознательному управлению своим развитием (развитием своих качеств, способностей, возможностей]. Данные психологии ут-

верждают, что через самопознание обретается психическое здоровье личности, внутренняя гармония, формируется положительная «Я-концепция», определяются направления для саморазвития. Следствием самопознания является самоопределение личности - обязательный этап и результат личностного развития. Следовательно, критерии и показатели процесса самопознания могут стать показателями личностного развития и оценкой личностных результатов как новообразований в структурных компонентах личности.

На основе анализа психолого-педагогических исследований можно выделить в структуре личности компоненты самопознания/самоопределения личности: ценностно-мотивационный (оценки, суждения, потребности; формирование идеалов, ценностно-смысловых ориентиров, обретение духовно-нравственного опыта]; эмоционально-волевой (познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умение мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.]; когнитивный (осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач; анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов; операцио-нальный/компетентностный (понимание, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности]; социально-коммуникативный (анализ отношений с другими людьми, взаимодействие и стратегии собственного поведения, преодоление конфликтов и барьеров]. Схема компонентов условна и не отражает многообразия личности и жизни человека; самопознание - процесс незавершенный - связан с потребностью личности выделения себя из окружающего мира; система компонентов не претендует на полноту и ориентирует на то, что в принципе человек может познавать в себе.

В таблице приведены критерии и показатели личностных результатов в общем виде.

Таблица.

Критерии и показатели диагностики личностных результатов школьников на основе

самопознания

Компоненты личностных результатов Предмет оценки Критерии оценки личностных результатов Показатели личностных результатов

Ценностно-мотивационный Ценностно- смысловые ориентиры личности - базовые национальные ценности Сформированность системы ценностно-смысловых ориентиров деятельности; личностная позиция Гражданская идентификация. Выраженная и аргументированная личностная позиция. Ценностное отношение к себе и другому как личности. Способность к нравственной оценке

Ценостно-смысловые ориентиры учебно-познавательной деятельности Наличие осознанных мотивов учебно-познавательной деятельности Ценостное отношение к учебно-познавательной деятельности. Обоснования мотивации учебно-познавательной деятельности. Расширение спектра и обогащение мотивов учебно-познавательной деятельности. Уточнение иерархии смыслов и мотивов.

Когнитивный Мировоззрение. Целостная картина мира. Стремление построить собственную картину мира Умение работать с разнообразной информацией, формулировать проблему, пути её решения, делать выводы. Способность видеть противоречия (коллизийность]. Критичность мышления.

Система знаний о себе, своих возможностях Наличие знаний о личностных ресурсах Положительная «я-концепция» как ценностное отношение к себе. Самоисследование. Способность использовать знания о личностных ресурсах.

Эмоционально-волевой Саморегуляция Эмоциональное отношение к достижению результатов Волевые усилия как выражение личностной установки

Рефлексия Способность к объективной оценке собственной деятельности и деятельности других Способность к рефлексии как способу самосовершенствования

Социально-коммуникативный Социальные чувства и отношения Система значимых социально-межличностных отношений Умение изыскивать средства для решения проблем межличностного характера

Операциональный Ресурсное обеспечение преобразования ситуации Осознание трудностей, связанных с достижением поставленной цели Способность к преодолению трудностей в решении значимых познавательных и практических задач. Опора на собственный опыт. Умение находить собственные и привлекать внешние ресурсы для преобразования ситуации.

Методами исследования личностных результатов выступают качественные методы, педагогическое наблюдение, количественные методы на основе опросов и анкетирования. Материалами исследований могут служить рефлексивные практики (сочинения разных жанров, участие в мероприятиях событийного характера и пр.].

Валидность диагностики результатов может быть обеспечена посредством их критериальной конкретизации и рейтингового описания. Так, критерий ценностно-мотива-ционного компонента - наличие ценностно-смысловых ориентиров - может диагностироваться по уровням: 1 уровень - наличие определенных ценностных установок, мотивов, которые определяют интересы, поступки и выбор личности; 2 уровень - расширение сферы мотивации; способность к нравственной оценке своих и чужих поступков.

В учебно-воспитательном процессе должны быть созданы и диагностированы педагогические условия для достижения личностных результатов, которые активизируют

деятельность школьников, предоставляя возможности для самореализации, раскрытия потенциала. Оценка таких условий должна включать наличие/выделение и оценку единиц учебно-воспитательной деятельности (заданий, мероприятий, событий и пр.], в которых осуществляются востребованность субъектного опыта обучающегося, стимуляция и мотивация к самовыражению, учебные действия с функциями личностного развития, рефлексия субъектной деятельности.

Итак, изучение процессов самопознания личности является отправной точкой для оценки развития личности на определенном этапе ее становления, что может быть использовано в практике диагностики личностных результатов школьников. Рейтинговая шкала оценки, привлечение внешней экспертизы, материалов педагогического наблюдения и рефлексивных методов смогут сформировать представление о направлении личностного развития и необходимой коррекции педагогического сопровождения самоактуализации личности школьника.

Литература

1. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования. - М.: Бином, лабратория знаний, 2014. - 220 с.

2. Полякова Т. Н. Теоретические подходы и практические рекомендации к программе воспитания и социализации школьников / / Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Вып. 52. - Ч.1. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 129-137. - Сер.: Педагогика и психология.

3. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. — М.; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 417 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.