Научная статья на тему 'Личностные предпосылки лидерской мотивации студентов вуза как предмет научной рефлексии'

Личностные предпосылки лидерской мотивации студентов вуза как предмет научной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКАЯ МОТИВАЦИЯ / LEADERSHIP MOTIVATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВУЗ / UNIVERSITY / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS / МОТИВЫ / MOTIVES / СТАТУС / STATUS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ГРУППА / GROUP / ПОТРЕБНОСТЬ / DEMAND / ПРИЗНАНИЕ / ТЕСТЫ / СТРЕМЛЕНИЕ / ASPIRATION / УСПЕХ / SUCCESS / ВЛИЯТЕЛЬНОСТЬ / INFLUENCE / ВЛАСТЬ / POWER / ПРИНЯТИЕ / АФФИЛИАЦИЯ / AFFILIATION / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / ЛИЧНЫЙ ПРЕСТИЖ / PERSONAL PRESTIGE / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / SOCIAL UTILITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ОРИЕНТАЦИЯ / ORIENTATION / ДЕНЬГИ / MONEY / ACCEPTANCE TESTS / ACCEPTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тягунова Е.А.

В статье приводятся аргументы, которые доказывают, что феноменология лидерства является одной из востребованных проблем психологии, которая сохраняет свою актуальность во всех сферах жизнедеятельности человека. Подчеркивается значимость развития лидерства у студентов вуза, так как оно совпадает с периодом их профессионально-личностного становления. Автор считает, что развитие устойчивой мотивации лидерского поведения требует использования специальных технологий. К настоящему времени усилиями ученых созданы теории и концепции лидерства, которые стремятся объяснить его природу, механизмы, детерминанты возникновения и формирования. В исследовании было реализовано изучение личностных предпосылок лидерской мотивации студентов вуза и представлено детальное описание ее содержания и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal leadership motivation prerequisites of students as a subject of scientific reflection

The article presents arguments that show that the phenomenology of leadership is one of the most popular psychological problems, which still applies in all spheres of human activity. It emphasized the importance of leadership development in students of the university, as it coincides with the period of their professional and personal development. The author believes that the development of a sustainable motivation of leadership behavior requires the use of special technologies. To date, the efforts of scientists developed the theory and concepts of leadership, seeking to explain its nature, mechanisms, determinants of the emergence and formation. The research study of personal prerequisites of leadership motivation of high school students have been implemented and provides a detailed description of its content and structure.

Текст научной работы на тему «Личностные предпосылки лидерской мотивации студентов вуза как предмет научной рефлексии»

психология личности

Тягунова Е.А.

личностные предпосылки лидерской мотивации студентов вуза как предмет научной рефлексии

Феноменология лидерства является одной из востребованных проблем психологии, которая сохраняет свою актуальность во всех сферах жизнедеятельности человека. Особенно значимым является развитие лидерства у студентов вуза, так как оно совпадает с периодом их профессионально-личностного становления, который высоко сенситивен ко всем значимым влияниям. Однако развитие устойчивой мотивации лидерского поведения не происходит само собой, а требует использования специальных технологий [1, 2, 3, 9]. Разработка проблемы лидерства обнаруживается в трудах наиболее выдающихся философов прошлого (Аристотель, Плутарх, Светоний и др.), которые проанализировали деятельность исторических лидеров. В дальнейшем проблема лидерства приобретает маргинальный статус, подвергаясь изучению не только в философии, но и в психиатрии, социологии, истории, экономике и в других отраслях знания. Усилиями ученых названных областей были созданы теории и концепции лидерства, которые стремились объяснить его природу, механизмы, детерминанты возникновения и формирования [6, 11, 12].

В психологической науке проблема лидерства в течение достаточно длительного времени разрабатывалась в зарубежной (Беннис У, Друкер П., Сон-дерс Р., Стогдилл Р., Танненбаум Р. и др.), а несколько позднее - в отечественной психологии (Ануфриева В.Ф., Зацепин В.И., Ковалев А.Г., Кричевский Р.Л., Кузьмин Е.С., Маслова Н.Ф., Шляхтин Г.С. и др.) К настоящему времени сложились множественные трактовки лидерства, выполненные в рамках личностных, ситуационных, гуманистических и других теорий лидерства [5, 7, 8, 9, 14]. Наиболее изученными являются особенности лидерского стиля (Левин К., Блейк Р., Моутон Дж., Лайкерт К., Берулава Г. А., Русалинова А.А. и др.), личностные и

поведенческие особенности лидера (Курачинова Ю.Л., сосланд А.И.), феномен власти лидера (Холл Р.Х., Огогдилл Р., фрейд з. и др.). Были также построены типологии лидерства (Бартлетт Ф.С., Редл Ф., Парыгин Б.Д. и др.), проведены сопоставительные исследования лидерства с близкими феноменами, прежде всего, с управлением и руководством (Андреева Г.М., Парыгин Б.Д., Петровский А.В., Петровский В.А., Петровская Л.А., Волков И.П., Ярошевский М.Г. и др.). Проблематику лидерства связывают, в первую очередь, с политическим (Евтихов О.В.) или управленческим (Ярошевский М.Г., Розанова В.А. и др.) лидерством [6]. В начале ХХ века отечественными учеными был получен некоторый опыт разработки лидерской проблематики на примере детских коллективов (Аркин Е.А., Залужный А.О., Макаренко А.О. и др.) [10]. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что лидерство образует собой научное направление, имеющее достаточно длительную историю развития в разных дисциплинарных областях [1, 2].

Исследования феномена лидерства, проведенные на студентах (Ананьев Б.Г., Кузьмина Н.В., Кулюткин Ю.Н., Реан А.А., Фельдштейн Д.И., Якунин В.А. и др.), дали возможность выявить предпосылки его становления в период обучения в вузе. Было установлено, что особое внимание требует изучение мотивационного и технологического аспектов лидерства студентов. Для изучения лидерства привлекался пакет методик, включающий: методику «Диагностика лидерских способностей» (Жариков Е., Крушельницкий Е.), 16 Факторный личностный опросник Д.М. Кеттелла, «Коммуникативные и организаторские способности» (Синявский В.В., Федоришин Б.А.), тест Т. Лири в модифиции Л.Н. Собчик, «Готовность к саморазвитию» (Коджаспирова Г.М.), «Анаграммы» (Зак А.З.), диагностику самоактуализации личности (Лазукин А.В. в адаптации Калина Н.Ф.) [9].

Содержательный анализ разработанности проблемы лидерства в зарубежной и отечественной психологии позволил составить представление о личностной основе лидерства, а также выявить возможные предпосылки развития лидерства у студентов вуза. Одно из перспективных направлений изучения лидерства основывается на выявлении лежащих в его основе качеств личности. В течение длительного времени доминирующую роль в психологии занимала позиция, отстаивающая врожденный характер черт личности лидера. Наибольшее влияние имела теория харизматических черт личности, в соответствии с которой подлинный лидер способен оказывать влияние благодаря «харизме», которая трактовалась как врожденная характеристика человека [5].

Расширение представлений о личностной основе лидерства было связано с признанием социальной обусловленности качеств субъекта жизнедеятельности, а также с возможностью их развития под влиянием различных факторов. В качестве наиболее перспективной сферы, лежащей в основе проявления лидерского начала человека, лежит его мотивационная сфера. Лидерская мотивация в современной психологии достаточно традиционно рассматривается в контексте особенностей проявления мотивов достижения или избегания неудачи. Изучаются

также мотивы власти, агрессии, аффилиации, альтруистического поведения и др. Исследования последних лет характеризуются «конструированием» психологических портретов новых типов лидеров, отвечающих требованиям современности, и детализацией особенностей становления черт личности лидера на ранних этапах жизненного пути человека [4, 10].

Проведенный нами анализ источников показал, что в студенческом периоде присутствуют необходимые внешние или организационные предпосылки для формирования лидерской мотивации. Организационные предпосылки развития лидерства у студентов вуза увязываются нами с их профессионально - личностным становлением, открывающим возможности для получения знаний, умений и навыков в сфере лидерства, а также опыта их применения на практике.

В качестве психологической предпосылки становления лидерства у студентов вуза выступает развитие их готовности к лидерскому поведению как особого психического состояния, позволяющего им активно включаться в разные сферы жизнедеятельности. Однако решающей предпосылкой образования подобной готовности выступает развитие у них лидерской мотивации, основанное на определенном уровне сформированности внутреннего мира личности. Недостаточная изученность личностных предпосылок образования у студентов вуза лидерской мотивации потребовала ее экспериментального изучения.

Для выявления содержательного наполнения лидерской мотивации у студентов, обучающихся в вузе, была применена процедура корреляционного анализа, проведенная между двумя группами числовых данных, соответствующих показателям социометрического статуса в группе и развитию мотивов личности студентов, образовавших выборку испытуемых. На основе полученных результатов математической обработки в состав лидерской мотивации студентов вуза на статистически достоверном уровне были включены: потребность в признании, стремление к успеху, потребность во влиянии и власти, мотив стремления к признанию и мотив социального статуса. Проведенный нами анализ полученных данных позволил выявить отличительные особенности лидерской мотивации студентов вуза. В структуре лидерской мотивации у студентов - лидеров прослеживается высокий уровень развития всех ее компонентов. Это свидетельствует о том, что наиболее полно лидерская мотивация представлена у студентов, обладающих лидерским статусом. Отсутствие лидерского статуса сопровождается падением интенсивности развития мотивов, образующих лидерскую мотивацию.

Большая доля всей выборки студентов характеризуется высоким уровнем стремления к тому, чтобы быть принятыми окружающими и достичь успеха в учебной, профессиональной и личностной сферах жизнедеятельности. Очевидно, что эти компоненты лидерской мотивации выполняют основную роль в построении деятельностной активности студентов вуза, в реализации ими задач своего профессионально-личностного развития. Они сохраняются в структуре их личности как активный или пассивный побудитель лидерского поведения.

Наибольшую связь с лидерским статусом студентов вуза обнаружили мотивы власти, социального статуса и признания. Именно по данным мотивам

«пролегает» основное различие между студентами - лидерами и студентами - не лидерами. Можно предположить, что стремление к власти, к повышению статуса в группе и наиболее полное признание своих успехов образуют ту мотиваци-онную основу, которая позволяет человеку стать лидером.

Наряду с рассмотренными компонентами лидерской мотивации, в студенческом возрасте просматривается статистически значимая тенденция (р<0,05) к включению в «мотивационный портрет» лидера и других мотивов, придающих ему дополнительную окраску. В состав «ситуативных» мотивов лидерства были включены: мотив манипуляции, мотив личного престижа, мотив социальной полезности, мотив общения, ориентация на деньги, потребность в социальных контактах, направленность на альтруизм и внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности.

Для конкретизации иерархической структуры лидерской мотивации студентов вуза нами был проведен кластерный анализ величин развития мотивов, проявивших свою связь с лидерством на рассматриваемой выборке. По итогам кластеризации значений всех мотивов, вошедших с разным уровнем значимости в структуру лидерской мотивации, было выделено две структурные ветви, обозначенные нами в соответствии с содержанием образующих их компонентов в качестве узко личностных (потребность в признании; стремление к успеху; потребность во власти; мотив стремления к принятию; мотив социального статуса; мотив манипуляции; мотив личного престижа; ориентация на деньги) и просо-циальных мотивов (мотив социальной полезности; направленность на альтруизм; внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности; мотив общения; потребность в социальных контактах).

Обследование состояния развития лидерской мотивации у студентов в динамике позволило выявить неравномерность распределения уровня ее просо-циальности в подвыборках студентов, обучающихся на разных курсах вуза. Согласно полученным результатам, общей закономерностью динамики изменения уровня распределения лидерской мотивации является снижение представленности узко личностной мотивации и увеличения просоциальной мотивации.

Более полному выявлению личностной основы лидерской мотивации студентов вуза способствовала разработка программы развития лидерской мотивации «Стань лидером!». В основу данной программы была положена идея о необходимости расширения лидерского потенциала личности студентов вуза для развития уровня их лидерской мотивации.

Апробация программы развития лидерской мотивации у студентов вуза проводилась в рамках формирующего эксперимента. По результатам измерительных и сравнительно-сопоставительных процедур после завершения программы нами были обнаружены значимые изменения в наиболее информативных компонентах лидерского потенциала. Согласно полученным результатам, под влиянием участия в программе произошел статистически достоверный рост уровня развития просоциальной мотивации лидерства (мотив социальной полезности, потребность в социальных контактах и направленность на альтруи-

зм). Изменения значительной части узко личностных мотивов произошли как в сторону падения (манипуляции, ориентации на деньги), так и роста (признания, стремления к успеху, принятия и общения). Данные изменения нами считаются позитивными и подтверждающими результативность проведенной работы.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что лидерская мотивация студентов вуза представляет собой сложно структурированное мотива-ционное образование, формирующееся под влиянием учебно-воспитательного процесса в вузе на основе развития лидерского потенциала и образующее субъектную направленность на реализацию лидерского поведения в различных ситуациях учебной и вне учебной деятельности.

Установлено, что в состав лидерской мотивации студентов вуза входит комплекс мотивов личности, отражающих личностно значимые для них приоритеты лидерского поведения и находящихся в неравноценной связи с их лидерским статусом в группе. Компоненты лидерской мотивации подразделены на мотивы, образующие устойчивое «ядро» этой мотивации, и ситуативные мотивы, обнаруживающие связь с лидерским статусом студентов на вероятностной основе. В состав «ядра» лидерской мотивации студентов вуза входят: потребность в признании, стремление к успеху, потребность во влиятельности и власти, стремление к принятию и повышению социального статуса.

Ситуативными компонентами лидерской мотивации студентов вуза являются: мотив манипуляции, мотив личного престижа, мотив социальной полезности, мотив общения, ориентация на деньги, потребность в социальных контактах, направленность на альтруизм, внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности.

Выявлено, что «Ядро» лидерской мотивации может проявляться у студентов вуза полностью или частично сформированным. На постоянной основе в структуру лидерской мотивации студентов вуза входят мотивы принятия и стремления к успеху, являющиеся побудителями их активного или пассивного лидерского поведения. «Ядро» лидерской мотивации студентов, являющихся лидерами, характеризуется наличием высокоразвитых мотивов стремления к власти, к повышению своего статуса в группе и к получению наиболее полного признания своих успехов.

Соотношение узко личностных и просоциальных мотивов определяет особенности лидерской мотивации студентов вуза, согласно которой у студентов-лидеров проявляется доминирование узко личностных мотивов личности, а развитие просоциальной мотивация студентов вуза носит стабильный характер, слабо связанный с уровнем их лидерской позиции в группе. Динамика лидерской мотивации студентов вуза характеризуется перераспределением удельного веса в ее структуре просоциальной и узко личностной мотивации (снижением доли узко личностных и увеличением доли просоциальных мотивов). Рост просоци-альной и уменьшение узко личностной мотивации в наибольшей мере проявляется среди студентов - лидеров, чем не лидеров. Личностную детерминанту развития лидерской мотивации у студентов вуза образует их лидерский потенци-

ал, представляющий собой личностное образование, интегрирующее собой комплекс качеств личности, определяющих ее лидерский статус, а также уровень знаний и умений в сфере лидерства. Основу лидерского потенциала студентов вуза образуют те качества, которые в наибольшей степени связанные с лидерским статусом: доминантность, уверенность в себе, организаторские способности и коммуникативность.

Лидерская мотивация студентов вуза может развиваться стихийно и организованно в рамках учебно-воспитательного процесса вуза. Стихийное развитие лидерской мотивации характеризуется расширением лидерского потенциала, в значительной степени синхронизированным с общей динамикой профессионально-личностного развития студентов. Значительная связь стихийного развития лидерского потенциала с получением случайного опыта в сфере лидерства обусловливает замедленность его расширения у студентов - лидеров и инертность - у студентов - не лидеров.

Организованное развитие лидерской мотивации у студентов вуза проходит в рамках специально выстроенного расширения их лидерского потенциала, предусматривающего получение знаний о лидерстве, развитие определенных качеств личности (коммуникативных и организаторских способностей, навыков эмоционально-волевой саморегуляции, креативности) и опыта в сфере лидерского поведения.

На эмпирической основе установлено, что «ядро» лидерской мотивации включает мотивы лидерства, устойчиво сохраняющиеся у студентов вне их лидерского статуса, и мотивы, получающие высокий уровень развития только у студентов-лидеров. Выявлены ситуативные мотивы лидерства, проявляющиеся в составе лидерской мотивации студентов вуза на вероятностной основе. Реализована дифференциация лидерской мотивации на узко личностные и просоци-альные мотивы, соответствующие приоритетам лидерского поведения студентов. Показано, что основу лидерской мотивации студентов-лидеров образуют узко личностные мотивы. Полученные результаты дали возможность расширить имеющиеся в психологии представления о лидерской мотивации студентов вуза. Подтверждена ведущая роль личностных предпосылок в развитии лидерской мотивации студентов вуза. Как оказалось, лидерская мотивация студентов вуза образуется определенным набором узко личностных и просоциальных мотивов, по-разному представленных в составе мотивации студентов - лидеров и не лидеров на разных этапах их обучения. Нами обозначены и охарактеризованы особенности двух путей развития лидерской мотивации студентов в рамках учебно-воспитательного процесса вуза - стихийный и целенаправленный.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке методики изучения личностных предпосылок лидерской мотивации студентов вуза. Нами разработан и апробирован пакет исследовательских методов и методик, применение которых позволяет собрать комплексный материал, характеризующий лидерскую мотивацию студентов вуза и ее личностную основу. Полученные эмпирические материалы, раскрывающие содержание и структуру

лидерской мотивации студентов вуза, способны выступить сравнительно-сопоставительным материалом для проведения подобных измерений. Разработанные подходы и предложенная программа развития лидерской мотивации могут быть использованы в рамках целенаправленного развития лидерской мотивации студентов вуза. Собранные в рамках исследования теоретические и эмпирические материалы могут использоваться при профессиональной подготовке студентов - психологов в рамках курсов «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология лидерства». Сделанные по результатам исследования выводы и обобщения могут служить основой для планирования последующих исследований по проблемам развития лидерства у студентов вуза.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что лидерская мотивация студентов вуза проявляется в качестве сложно структурированной моти-вационной структуры, включающей иерархию мотивов личности, отражающих различные приоритеты для них лидерского поведения и выполняющих разную роль в обретении ими лидерской позиции.

Неоднородность лидерской мотивации обнаруживается в полноте проявленности у студентов вуза мотивов, образующих ее структуру, и в соотношении у них уровней развития узко личностных и просоциальных мотивов. В составе лидерской мотивации студентов вуза выделяются мотивы, достаточно устойчиво в ней представленные (потребность в признании, стремление к успеху, потребность во влиянии и власти, стремление к принятию и повышению социального статуса) и проявляющиеся ситуативно, на вероятностной основе (мотив манипуляции, мотив личного престижа, мотив социальной полезности, мотив общения, ориентация на деньги, потребность в социальных контактах, направленность на альтруизм, внешняя положительная мотивация профессиональной деятельности).

Развитие лидерской мотивации в зависимости от условий расширения лидерского потенциала студентов вуза может осуществляться стихийно, на основе случайно полученного студентами опыта лидерского поведения и целенаправленно как специально организованного расширения у них лидерского потенциала. Данное развитие сопровождается увеличением в составе лидерской мотивации доли просоциальных и снижением доли узко личностных мотивов.

Успешное расширение лидерского потенциала как основы лидерской мотивации студентов вуза осуществляется в рамках специально организованной программы, предусматривающей поэтапное и планомерное формирование их знаний, умений, навыков и представлений в сфере лидерства, а также развитие организаторских, коммуникативных и эмоционально-волевых качеств личности как наиболее связанных с лидерским статусом и обогащением опыта лидерского поведения.

литература

1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифа-нов // Вопросы психологии. 1991. №4. С.74-82.

2. Бендас Т.В. Лидерство в кросс-культурных и тендерных исследованиях: Монография / Т.В. Бендас, И.С. Якиманская. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2006. 294с.

3. Берулава Г. А. Методологические аспекты развития системы высшего образования в современном информационном обществе / Г.А. Берулава // Вестник УРАО. 2009. №1. С.21-36.

4. Большаков В.Ю. Развитие лидерской одаренности у старшеклассников / В.Ю. Большаков. М.: Издательство Магистр. 1999. 304с.

5. Волков И.П. К критике «теории черт» лидерства / И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов / Человек и общество. Вып.11. Л.: ЛГУ. 1973. С.225-230.

6. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О.В. Евтихов. СПб.: Речь. 2007. 238с.

7. Кричевский Р.Л. Лидерство как структурный феномен. социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Р. Л. Кричевский, М.М. Рыжак. М: Аспект Пресс. 2003.

8. Парыгин Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / Б.Д. Парыгин. СПб.: Издательство «Питер». 2000.

10. Тягунова Е.А Мотивация лидерства. Монография. - Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО и ППРО, 2012. 12,5 п л.

11. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Ав-тореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Л. Уманский. Кострома. 2004. 41с.

12. Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. М.: Ось-89. 2008.

13. Bass B.M. From Transactional to Transformational Leadership, Learning to share the vision // Organisational Dynamics. 1990. 8 (3). P.19-31.

14. Chemers M.M. Leadership Research and Theory: A Functional Integration / M.M. Chemers // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2000. Vol.4 (1) March. P.27-43.

15. George G. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence G. George // Human Relations. 2000. Vol. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.