Научная статья на тему 'Личностные особенности верующей молодежи'

Личностные особенности верующей молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / RELIGIOUS CONSCIENCE / ВЕРУЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ / BELIEVING YOUTH / АДАПТИВНОСТЬ. / ADAPTABILITY.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жог В.И., Соколовская И.Э.

Аннотация. Религиозность, как система коллективных представлений об устройстве мира, со времени своего происхождения несла адаптивную функцию и придавала существованию определенный свыше смысл. Насколько помогает или мешает религиозное сознание адаптироваться в современном обществе? Как влияет религиозность на характер и личность современного молодого человека: насколько эти влияния конструктивны или деструктивны? На основе большого экспериментального материала и на примере христианской конфессии авторы дают ответы на эти вопросы. Целью статьи является изучение закономерностей и социально-психологических механизмов религиозной идентификации молодежи современной России, разработка концепции религиозной идентификации личности. Объект статьи: молодые люди с разным отношением к религии, студенты вузов. Предмет статьи: психологические закономерности становления религиозной идентификации личности на примере представителей молодого поколения и влияние религиозности на характер и личность молодого человека. В статье обосновывается вывод, что религиозная идентификация способствует образованию в структуре личности новой системы индивидуальных свойств, ограниченных религиозными канонами, способствует возникновению полиморфных связей между религиозными представлениями и другими индивидуальными свойствами личности и приводит к ограничению индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personality features of the young believers

Abstract. Religiousness as a system of collective ideas about the world creation, since its origin has carried adaptive function and gave existence over a certain sense. How it helps or hinders religious consciousness to adapt in modern society? What is the impact of religiousness on the character and personality of the modern young man? Is the influence constructive or destructive? Based on the great experimental data and on the example of Christian denominations, the author gives the answers to these questions. The aim of the article is to study the patterns and the social and psychological mechanisms of religious identification of young people in modern Russia; development of the concept of religious identity. The object of the article are young people with a different attitude to religion, University students. The subject of the research are psychological peculiarities of religious identity on the example of the younger generation and the impact of religiosness on the character and personality of the young person. The article substantiates the conclusion that religious identification promotes formation in the structure of the personality of the new system of individual properties, limited religious canons, contributes to polymorphic relations between religious views, and other individual qualities of personality and leads to the restriction of individuality.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности верующей молодежи»

УДК 316.61 ББК 88.5

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ

В.И. Жог, И.Э. Соколовская

Аннотация. Религиозность, как система коллективных представлений об устройстве мира, со времени своего происхождения несла адаптивную функцию и придавала существованию определенный свыше смысл. Насколько помогает или мешает религиозное сознание адаптироваться в современном обществе? Как влияет религиозность на характер и личность современного молодого человека: насколько эти влияния конструктивны или деструктивны? На основе большого экспериментального материала и на примере христианской конфессии авторы дают ответы на эти вопросы.

Целью статьи является изучение закономерностей и социально-психологических механизмов религиозной идентификации молодежи современной России, разработка концепции религиозной идентификации личности. Объект статьи: молодые люди с разным отношением к религии, студенты вузов. Предмет статьи: психологические закономерности становления религиозной идентификации личности на примере представителей молодого поколения и влияние религиозности на характер и личность молодого человека. В статье обосновывается вывод, что религиозная идентификация способствует образова-348 нию в структуре личности новой системы индивидуальных свойств, ограниченных религиозными канонами, способствует возникновению полиморфных связей между религиозными представлениями и другими индивидуальными свойствами личности и приводит к ограничению индивидуальности.

Ключевые слова: религиозность, религиозное сознание, верующая молодежь, адаптивность.

THE PERSONALITY FEATURES OF THE YOUNG BELIEVERS

H V.I. Zhog, I.A. Sokolovskaya

Abstract. Religiousness as a system of collective ideas about the world creation, since its origin has carried adaptive function and gave existence over a certain sense. How it helps or hinders religious consciousness to adapt in modern society? What is the impact of religiousness on the char-

acter and personality of the modern young man? Is the influence constructive or destructive? Based on the great experimental data and on the example of Christian denominations, the author gives the answers to these questions.

The aim of the article is to study the patterns and the social and psychological mechanisms of religious identification of young people in modern Russia; development of the concept of religious identity. The object of the article are young people with a different attitude to religion, University students. The subject of the research are psychological peculiarities of religious identity on the example of the younger generation and the impact of religios-ness on the character and personality of the young person. The article substantiates the conclusion that religious identification promotes formation in the structure of the personality of the new system of individual properties, limited religious canons, contributes to polymorphic relations between religious views, and other individual qualities of personality and leads to the restriction of individuality.

Keywords: religion, religious conscience, believing youth, adaptability.

Отношение личности к религии является важным компонентом сознания, и от особенностей этого отношения в некоторой степени зависит реализация личностью своих социальных ролей. Религия — объект духовного мира, при этом морально-этические аспекты отношения к религии влияют на формирование личности, что, безусловно, является социально-психологической проблемой.

В современном обществе ценностные ориентиры размыты, так необходимая русскому человеку сверхидея отсутствует, преобладает экономическая мотивация поведения и снижается значимость этических ценностей. В молодежной среде налицо нравственно-ценностный кризис, преобладает индивидуализм прагматического типа.

Обладая прямым психологическим и мировоззренческим воздействием на общество в целом и на от-

дельных людей в частности, религия и отношение к религии в какой-то мере влияет и на формирование морали и образа жизни. Особенно это касается только входящих во взрослую жизнь молодых людей. Именно религия способна оказывать определяющее влияние на человеческую личность, на систему ценностей человека, на ощущение им смысла собственной жизни.

При этом религия может выступать как копинг-ресурс. В зависимости от различных факторов при религиозной идентификации личность ведет себя по-разному, основываясь на религиозных принципах, проявляя истинную нравственность, либо используя религию сугубо прагматически, как принятый в социуме образ жизни.

Повсеместно наблюдается возросший интерес к религии в обществе, особенно у молодежи, что вызывает необходимость психологического

349

350

анализа данного явления. Что лежит в основе актуализации религиозного сознания: смена ценностных ориентаций, пропаганда, мода или неуверенность в будущем? Что первично: ценностные ориентации, которые приводят к религии, или, наоборот, религия формирует ценностные ориентации молодежи, давая предписания и советы для повседневной жизни?

Обретение личностью нового качества, в данном случае, религиозного сознания, осознавание себя верующим человеком, то есть религиозная идентификация — эти механизмы также представляют проблему для социально-психологического знания. Процессы идентификации и становление религиозной идентичности, их сильные и слабые стороны не раскрыты и представляют научный интерес. Целью проведенного нами исследования являлось изучение закономерностей и социально-психологических механизмов религиозной идентификации молодежи современной России, разработка концепции религиозной идентификации личности. А одной из задач — рассмотрение влияния религии, в частности, православия, на личность современного человека и попытка воссоздания целостного образа религиозного человека на примере современной молодежи. Кроме того, мы сочли необходимым расширить существующее понимание природы и свойств отношения личности к религии на примере современной молодежи.

Объектом исследования стали молодые люди современной России, с разным отношением к религии, студенты вузов — всего более 1500

человек. Нас интересовали психологические закономерности становления религиозной идентификации личности в лице представителей молодого поколения современной России и влияние религиозности на характер и личность молодого человека.

Проведенное исследование показало, что религиозная идентификация, а значит, формирование у субъекта системы религиозных представлений и стереотипов поведения, способствует образованию в структуре личности новой системы индивидуальных свойств, ограниченных религиозными канонами, способствует возникновению полиморфных связей между религиозными представлениями и другими индивидуальными свойствами личности, приводит к ограничению индивидуальности (хотя и повышает адаптивность).

Проблема влияния религиозного мышления и религиозного сознания на адаптацию личности до сих пор является мало изученной, несмотря на очевидный интерес к этой проблеме исследователей разных наук. Известно влияние ситуационных характеристик на копинг-стратегии личности. Однако религиозность определяет, с нашей точки зрения, не только специфику ситуаций, в которых разворачивается жизнь человека. Принадлежность к какой-либо конфессии формирует установки, стереотипы, определенные формы переживаний и поведения, которые несут в себе отпечаток той конфессии, в которой формируется личность. Значение религии как части культуры для формирования личности опосредованно дока-

ЕК

зано в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Однако в копинг-исследованиях основные положения данной парадигмы пока не нашли должного отражения.

Мы считаем религиозное сознание собственно ресурсами субъект-ности, которым субъект приписывает ресурсную роль в определенных ситуациях, наделяет их ресурсным значением, то есть наделяет их смыслом, ценностью, важностью и связывает именно с ними появление позитивных результатов и состояний.

Экспериментальная часть нашей работы была сосредоточена на исследовании специфики личностных факторов, влияющих на выраженность религиозности, и осуществлялась с применением личностного опросника Р. Кэттелла. Нами были обследованы три экспериментальные группы, разделенные по критерию степени выраженности религиозности.

1 группа — истинно верующие (религиозный тип) — 60-90 баллов;

2 группа — формально верующие (формально религиозный тип) — 3059 баллов;

3 группа — атеисты (нерелигиозный тип) — 0-29 баллов.

По результатам проведенной диагностики первая группа составила 124 чел. — 22,6% от общего количества испытуемых; вторая — 272 чел. — 49,6% и третья группа составила 152 чел. - 27,8%.

Предварительно полученные данные были проверены на нормальность распределения с использованием статистического критерия нормальности Колмогорова-Смирнова (р>0,058), что позволяет говорить о приблизительном соответствии данного эмпирического распределения нормальному. Дальнейшее исследование проводилось с использованием коэффициента корреляции г-Пирсо-на. Испытуемые были разделены на группы, соответствующие полюсам факторов по опроснику Р. Кеттелла,

351

Рис. 1. Корреляционная плеяда 1. Выделенная переменная - «религиозный тип»

352

и был проведен анализ корреляционных связей между параметрами опросника Р. Кеттелла и религиозностью.

Полученные данные демонстрируют наличие значимых связей между религиозным типом и параметрами опросника Р. Кеттелла.

Так, обнаружена значимая корреляционная связь между религиозным типом и фактором Q3 полюс «Высокий самоконтроль поведения» (г=0,76 при р=0,01) по опроснику Р. Кеттелла. Это может свидетельствовать о том, что испытуемым свойственна высокая регуляция поведения, осознанность, предусмотрительность, склонность к самоконтролю, реальные планы на будущее и умение доводить начатое дело до конца. Можно сказать, что для них характерна решительность в сочетании с уравновешенностью, объективностью и организованностью. Однако присутствует ригидность и нетерпимость, невысокий творческий потенциал и низкая продуктивность из-за склонности все перепроверять, недоверчивости.

Значимая корреляционная связь обнаружена между религиозным типом и фактором Н полюс «Робость» (г=0,71 при р=0,01). На наш взгляд, этот фактор можно говорить о высокой чувствительности к любой угрозе. Испытуемые отличаются повышенной застенчивостью, робостью, некоторой неуверенностью и вследствие этого, предпочитают ограничивать свои контакты. Предпочитают иметь одного-двух близких друзей. Проявляют заботу и внимание к окружающим, но не склонны поддерживать близкие эмоциональные контакты с широким кругом людей, из-

бегают больших компаний. Помимо этого, низкие значения по данному фактору свидетельствуют о предрасположенности к состоянию хронического стресса. Возможно, повышенная «робость» религиозного типа связана с его неприятием светского образа жизни.

Значимая корреляционная связь обнаружена между религиозным типом и фактором М полюс «Практичность» (г=0,68 при р=0,01). Это может свидетельствовать о некоторой приземленности, уравновешенности, здравомыслии и склонности в решении проблем руководствоваться принципом реальности. Испытуемые хорошо ориентируются в житейских ситуациях, грамотно решают практические вопросы и достаточно компетентны в ситуации, пока она не выходит за привычные рамки. Однако религиозные догмы накладывают определенные ограничения, и как только ситуация перестает быть простой и понятной, то есть возникает необходимость в творческом подходе к решению вопроса, испытуемые могут теряться из-за недостатка находчивости и воображения и попадать в стрессирующую ситуацию там, где ее в принципе можно избежать.

Также обнаружена значимая корреляционная связь между религиозным типом и фактором I полюс «Суровость, жесткость» (г=0,54 при р=0,05). Можно сказать, что испытуемым свойственна мужественность, стойкость, практичность. У них превалирует сфера разума, а чувствам не уделяется должного внимания. Их можно назвать черствыми, или они производят такое впечатление. Это скорее реалисты,

предпочитающие интуиции расчет. С психологическими проблемами склонны справляться, хорошо обдумывая их и рационализируя ситуацию. Склонны накладывать религиозные ограничения. На наш взгляд, крайне низкие значения по данному фактору, свидетельствуют об алекситимии, о внутренних запретах и подавлениях и могут быть следствием воспитания по типу эмоционального отвержения, а не истинной религиозности, хотя примеры такого подавления мы можем видеть в среде религиозных фанатиков.

Значимая корреляционная связь обнаружена между религиозным типом и фактором А полюс «Обособленность, отчужденность» (г=0,52 при р=0,05). На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что испытуемые не склонны к эмоциональным переживаниям и тем более к ярким эмоциональным реакциям. Они довольно холодны и формальны в контактах с людьми.

В делах, напротив, точны и аккуратны. Однако могут испытывать различного рода трудности из-за недостаточной гибкости, необщительности, малым интересом к жизни окружающих. Низкая оценка по данному фактору позволяет предположить интровертирован-ность, замкнутость, необщительность, избегание контактов, и может быть признаком религиозного фанатизма, а также может быть следствием суровых и жестких взаимоотношений в семье в период раннего детства. Низкая оценка фактора А может свидетельствовать о недостаточном использовании внешнего ресурса при стрессовых ситуациях.

Кроме того, была выделена отрицательная корреляционная связь между религиозным типом и фактором Е полюс «Беспечность» (г= -0,53 при р=0,05). Истинно верующим лицам не свойственно легкое отношение к жизни, они не склонны жить по принципу «авось проне-

353

Рис. 2. Корреляционная плеяда 2. Выделенная переменная - «формально религиозный тип»

354

сет, повезет». Мало эмоциональны, малообщительны, не приветствуют чрезмерные развлечения, перемены, путешествия, что в очередной раз указывает на их осторожность и опасения, избегание возможных стрессов.

При анализе личности формально верующих лиц (формально религиозный тип) также были найдены значимые корреляционные связи с параметрами опросника Р. Кеттелла. Полученные связи представлены на рис. 2.

Полученные данные демонстрируют наличие высокозначимой связи между формально религиозным типом и фактором Q4 полюс «Напряженность» (r=0,81 при p=0,01). На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что для респондентов характерен высокий уровень возбуждения и напряжения, трудность расслабления даже во время отдыха, а также эмоциональная неустойчивость. Возможны проблемы со здоровьем и большое количество фрустри-рованных потребностей. Меньший уровень религиозности сочетается с большей напряженностью — этот факт может подтверждать адаптивную, защитную функцию религиозности, обращение к Богу за поддержкой, кризисную идентичность, деза-даптивное состояние.

Кроме того, обнаружена значимая связь между формально религиозным типом и фактором Е полюс «Покорность, зависимость» (r=0,75 при p=0,01). Возможно, что респонденты склонны избегать конфликтных ситуаций, проявлять конформность, быть послушными и ведомыми. Их обращение к религии связано с «модой», влиянием значимых близ-

ких, рекламой. Они нуждаются во внешней поддержке. Испытывают наличие запрета на проявление различного рода эмоциональных реакций, в том числе и агрессивных импульсов, то есть наличие внутреннего конфликта, что также свидетельствует в пользу нарушения психической адаптации.

Значимая связь зафиксирована между формально религиозным типом и фактором В полюс «Высокий интеллект» (г=0,72 при р=0,01). Можно предположить, что испытуемые достаточно умны, быстро соображают, хорошо обучаются, способны решать абстрактные задачи, что неудивительно в студенческой среде. Кроме того, это может свидетельствовать о недостаточном внимании к своей эмоциональной жизни и, как следствие, к уходу в поле интеллекта. Можно сказать, что для них интеллектуальная конструкция всегда на первом месте, а чувствам не придается значения. С помощью высокого интеллекта осуществляется адаптация в обществе и компенсируются внутриличност-ные конфликты. Приход в религию может быть осознанным, рациональным, с целью получения вторичной выгоды.

Значимая связь зафиксирована между формально религиозным типом и фактором С полюс «Эмоциональная неустойчивость» (г=0,70 при р=0,01). Предположительно, испытуемым в какой-то мере свойственна не столько эмоциональная неуравновешенность, сколько тревога за невозможность разумного контролирования своих эмоциональных проявлений, наличием агрессивных импульсов, которые приходится контро-

лировать и скрывать, так как на их проявление в обществе стоит жесткий запрет, нежелание брать на себя ответственность, попытки уклонения от реальности.

Кроме того, обнаружена значимая связь между формально религиозным типом и фактором Ь полюс «Подозрительность» (г=0,62 при р=0,01). Можно предположить, что респондентам свойственно недоверие людям, осторожность и подозрительность, стремление держаться обособленно. Может проявляться зависть к успехам других, которая порождает соперничество.

Значимая связь зафиксирована между формально религиозным типом и фактором О полюс «Высокая совестливость» (г=0,50 при р=0,05). Возможно, что испытуемым свойственны обязательность, дисциплинированность, добросовестность. Они стремятся к соблюдению норм морали и нравственности, что конгруэнтно религиозным догмам, к

которым и проявляется определенная склонность.

Значимая связь зафиксирована между формально религиозным типом и фактором Е полюс «Озабоченность» (г=0,46 при р=0,05). Предположительно, респонденты склонны относится к жизни осторожно, они недостаточно гибкие, решения принимают медленно. Религия воспринимается как надежный помощник. Это серьезные люди, предусмотрительные, склонные переживать о будущем, в котором видят преимущественно неудачи и несчастья.

Также значимые корреляционные связи зафиксированы между параметрами опросников в группе респондентов, обозначенной как нерелигиозный тип. Полученные связи представлены на рис. 3.

Анализ полученных данных позволяет говорить о наличии значимой корреляционной связи между параметрами нерелигиозный тип

355

Рис. 3. Корреляционная плеяда 3. Выделенная переменная - «нерелигиозный тип»

356

и фактором В полюс «Высокий интеллект» (г=0,53 при р=0,05). Это может свидетельствовать о том, что испытуемые достаточно умны, быстро соображают, хорошо обучаемы, способны решать абстрактные задачи.

Также была выделена значимая связь между параметрами «нерелигиозный тип» и фактором Е полюс «Настойчивость, напористость» (г=0,44 при р=0,05). Это свидетельствует, что респонденты энергичны, активны, имеют склонность к доминированию и контролю над другими людьми. Также, можно сказать, что они достаточно честолюбивы, стремятся к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Способны отстаивать свою позицию активно и даже агрессивно, могут жить по принципу «Цель оправдывает средства».

Высокозначимая отрицательная связь обнаружена между параметрами «нерелигиозный тип» и фактором Е полюс «Озабоченность» (г= -0,65 при р=0,01). Можно предположить, что испытуемым в большей степени свойственно легко относится к жизни, верить в удачу, мало заботиться о будущем, жить по принципу «авось получится». Они достаточно эмоциональны, общительны. Им свойственно переживать неприятности «по мере их поступления», а не в своем воображении. Склонны проявлять энтузиазм и быстро принимать решения.

Значимая отрицательная связь обнаружена между параметрами «нерелигиозный тип» и фактором А полюс «Обособленность, отчужденность» (г= -0,60 при р=0,01). Это может свидетельствовать о склонно-

сти респондентов к эмоциональным переживаниям, богатстве и яркости эмоциональных проявлений. Они достаточно общительны, любят работать с людьми, готовы к сотрудничеству. В общении открыты, доброжелательны, легко уживаются с другими, склонны к оказанию помощи.

Также значимая отрицательная связь обнаружена между параметрами «нерелигиозный тип» и фактором Q4 полюс «Напряженность» (г= -0,70 при р=0,01). Можно предположить, что для испытуемых характерно спокойствие, расслабленность, невозмутимость, и они, в целом, удовлетворены сложившейся ситуацией. Им не свойственно впадать в состояние паники, если ситуация выходит из-под контроля, они легко расслабляются в ситуации, благоприятной для отдыха, умеют и позволяют себе отдыхать. Возможно, что большая часть их потребностей находит удовлетворение и не фрустрируется.

Таким образом, на основании анализа полученных результатов можно сказать, что группа испытуемых, представляющая религиозный тип, в целом, действительно имеет психологические проблемы, в частности, в области выражения эмоций. Для них характерна несколько обедненная эмоциональная жизнь, выраженная ригидность мышления, некоторая неуверенность в своих силах и вероятное чувство собственной неполноценности, заниженная самооценка. Более того, как только сложившаяся ситуация перестает быть простой и понятной, то есть возникает необходимость в творческом подходе к ре-

шению вопроса, испытуемые могут теряться из-за недостатка находчивости и воображения. Они больше верят логике, чем собственным ощущениям. Это скорее реалисты, предпочитающие интуиции расчет. Религия помогает им справляться со стрессами, поскольку дает всегда точные указания и направляет поведение. Полученные данные свидетельствуют, что религиозный тип способен противостоять стрессу и/ или избегать его. Следовательно, религиозность можно считать адаптивным феноменом, способствующим лучшей психической адапти-рованности в тех рамках, которых данные типы придерживаются. Другое дело, что расширение этих рамок или ограничений способно привести религиозный тип, предположительно, в глубокий неконтролируемый стресс.

Испытуемым, для которых характерна формальная религиозность, свойственна эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень возбуждения и напряжения, наличие фрустрированных потребностей, запрет на проявление различного рода эмоциональных реакций, в том числе агрессивных импульсов. Избегают ответственности и пытаются уклониться от реальности. Эти испытуемые находятся в большем состоянии стресса, нежели религиозные типы или атеисты, и религия для них является попыткой борьбы со стрессом.

Испытуемые, составляющие нерелигиозный тип, по результатам проведенного исследования, в целом, имеют меньше проблем в эмоциональной сфере. Для них характерна активность, склонность к до-

минированию и контролю, они честолюбивы, стремятся к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Они достаточно эмоциональны, общительны. Им не свойственно переживать по поводу теоретически возможных проблем. Склонны проявлять энтузиазм и быстро принимать решения. Способны испытывать яркие эмоциональные переживания, откликаться на происходящие события, обладают живыми эмоциями и не стесняются их демонстрировать. Они достаточно общительны, любят работать с людьми, спокойны, расслаблены, невозмутимы и, в целом, удовлетворены сложившейся ситуацией. Это, исходя из имеющихся данных, наиболее хорошо адаптированная группа испытуемых.

Сравнительный анализ различных типов религиозности позволяет сделать вывод, что феномен религиозности можно рассматривать как некую совокупность признаков в структуре личности, характеризующих психический склад индивида, направленных на защиту психики от возможных стрессов. Выраженная религиозность в структуре эмоциональной сферы личности часто сочетаются с недостаточностью и незрелостью защитных механизмов психики. Для религиозных личностей, в отличие от нерелигиозных, характерны разные стратегии психологических защитных механизмов психики: если у атеистов преобладают зрелые конструктивные защиты типа рационализации и реактивного образования, то у верующих это регрессия, проекция и отрицание.

В личностных профилях испытуемых, для которых характерна фор-

357

358

мальная религиозность, присутствует эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень возбуждения и напряжения, наличие большого числа фрустрированных потребностей, запрет на проявление различного рода эмоциональных реакций, в том числе и агрессивных импульсов. Они склонны испытывать чувство усталости, беспомощности, неспособности справиться с жизненными трудностями, что может проявляться в попытках уклонения от реальности и нежелания брать ответственность на себя в полной мере.

Испытуемые, составляющие нерелигиозный тип, по результатам проведенного исследования, в целом, имеют меньше проблем в эмоциональной сфере, чем формально религиозные. Для них характерна активность, склонность к доминированию и контролю, они честолюбивы, стремятся к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Они достаточно эмоциональны, общительны. Им не свойственно переживать по поводу возможных неудач и несчастий. Склонны проявлять энтузиазм и быстро принимать решения. Способны испытывать яркие эмоциональные переживания, откликаться на происходящие события, обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений. Они достаточно общительны, любят работать с людьми, спокойны, расслаблены, невозмутимы и, в целом, удовлетворены сложившейся ситуацией.

Однако религиозные типы в тех рамках, которые они для себя установили, меньше подвержены стрессу и более адаптивны, нежели фор-

мально религиозные типы и атеисты. Таким образом, по совокупности полученных данных можно говорить о том, что религиозность — это свойство личности, напрямую связанное с психологическими защитными механизмами. Несмотря на различные стратегии, социально-психологическая адаптивность, по-видимому, достигается эффективным образом.

Религиозного человека отличает более высокий уровень альтруизма. Эти люди в большей степени ориентированы на проявление чувства симпатии, помощь другому человеку даже в ущерб личным интересам. Действительно, во многих вероучениях забота о ближнем ставится, как минимум, на один уровень с заботой о себе. Для примера можно вспомнить христианскую заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя». В исторической литературе неоднократно упоминается, что при храмах содержались приюты для обездоленных и убогих, для детей-сирот. В.Н. Павленко и К. Ваннер также указывают в своей статье, что верующие-баптисты постоянно помогают сиротам, друг другу, другим людям, живущим рядом и нуждающимся в поддержке [3, с. 81].

В целом, изучение личности верующего человека позволяет констатировать, что у него есть определенные преимущества по сравнению с неверующим.

• во-первых, религиозный человек характеризуется меньшим ощущением собственного одиночества, поскольку всегда ощущает присутствие Бога и стремление передать ответственность за свою

ЕК

жизнь внешним по отношению к нему силам;

• во-вторых, особенностью религиозной личности является более выраженная конформность, или склонность человека в своем поведении ориентироваться на мнение других, как правило, авторитетных для него лиц и текстов — священнослужителей, священного писания.

• в-третьих, большая ригидность, ориентировка на более привычные способы реагирования, меньшая склонность к поиску новых путей решения той или иной проблемы;

• в-четвертых, определенная авторитарность и стойкость, что проявляется в нетерпимости к нарушению канонов морали и нравственности, к беспорядку, недобросовестности, неопределенности, альтруизм, меньшая зависимость от материальных благ; система ценностей религиозного человека позволяет в полной мере ощущать смысл собственной жизни;

• в-пятых, более низкий уровень социальной фрустрированности, связанный с ощущением, что «Все в руках Божьих», отсюда и более низкий уровень тревожности у истинно верующего человека.

Однако отрицательными качествами, присущими религиозному человеку, являются зависимость, конформность, несамостоятельность, дискретное восприятие своего жизненного пути. Религиозный человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, нежели нерелигиозный, хуже ощущает и рефлексирует их, более склонен к тщательному обдумыванию и взвешиванию собственных поступ-

ков, нежели к спонтанному выражению чувств. Религиозный человек, воспринимающий весь мир как Божественное творение, соответствующее его замыслу, склонен не воспринимать собственные гнев, раздражение и агрессию как свойственные человеческой природе, но считать их вызванными внешним влиянием. Еще одна особенность религиозной личности заключается в более придирчивом отношении к собственным достижениям, положительным свойствам характера, что снижает их самооценку.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.В. Психология развития человека [Текст] / Л.В. Выготский. - М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. -1136 с, ил. - (Библиотека всемирной психологии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Личностный опросник Р. Кэттелла (16 PF) [Электронный ресурс] - URL: http://psyca bi.net/testy/293-16-faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofak tornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf (дата обращения: 16.03.2014). 359

3. Павленко, В.Н. Особенности психологии Евангельских христиан-баптистов [Текст] / В.Н. Павленко, К. Виннер // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 72-87.

4. Религиозность и ее влияние на характер и личность современного человека. Конструктивные и деструктивные аспекты религиозности современной молодежи [Текст] / И.Э. Соколовская. - М. : ВНИИ-геосистем, 2013. - 170 с.

REFERENCES

1. Vygotskij L.V. Psihologija razvitija cheloveka [Psychology of development of the person], M.: Izd-vo Smysl; Izd-vo Jeksmo, 2005, 1136 p, il. (Biblioteka vsemirnoj psihologii).

2. Lichnostnyj oprosnik R. Kjettella (16 PF) [R. Kettell's personal questionnaire], URL:

http://psycabi.net/testy/293-16-faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voproso v-test-ketela-16-pf (data obrashhenija: 16.03.2014).

3. Pavlenko V.N., Vanner K. Osobennosti psihologii Evangel'skih hristian-baptistov [Features of psychology of Evangelical Christians-baptists], Voprosy psihologii, 2004, No 5, pp. 72-87.

4. Religioznost' i ee vlijanie na harakter i lichnost' sovremennogo cheloveka. Kon-struktivnye i destruktivnye aspekty religio-znosti sovremennoj molodezhi [Religiosity and its influence on the modern person's character and personality. Constructive and destructive aspects of religiosity of modern youth) / I.Je. Sokolovskaja, M.: VNIIgeosistem, 2013, 170 p. ■

Соколовская Ирина Эдуардовна, кандидат психологических наук, проректор по качеству образования Московского института физической культуры и спорта; докторант кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, iren3d@yandex.ru

Sokolovskaya I.E., PhD in Psychology, Vice-rector for Quality of Education, «МИФКИС»; Doctoral Student; Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State Pedagogical University, iren3d@yandex.ru

Жог Валерий Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, jog47@ mail.ru

Zhog V.I., Dr of Sc., Professor, Social Pedagogy and Psychology Department, Moscow State Pedagogical University, jog47@mail.ru

360

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.