Научная статья на тему 'Личностные качества конкурентоспособного социального работника'

Личностные качества конкурентоспособного социального работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2111
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / PERSONAL QUALITIES / SOCIALLY AND PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / SOCIAL WORKER / COMPETITIVENESS DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Хазова Снежана Александровна, Бегидов Вячеслав Сафарбиевич

Статья посвящена проблеме подготовки конкурентоспособной личности социального работника; конкурентоспособность характеризуется как социально ориентированная система способностей, свойств и качеств, выделены детерминанты конкурентоспособной личности социального работника, которые включают как социальные, так и профессионально значимые личностные качества. Сформированность данных качеств обеспечивает специалисту профессиональный рост и востребованность не только на российском, но и на международном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегидова Светлана Николаевна, Хазова Снежана Александровна, Бегидов Вячеслав Сафарбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL QUALITIES OF THE COMPETITIVE SOCIAL WORKER

The paper discusses the training of the competitive personality of the social worker. Competitiveness is now used to refer to the socially focused system of abilities, properties and qualities. The authors of this publication distinguish determinants of the competitive personality of the social worker which include both social and professionally significant personal qualities. These qualities provide the professional growth and a demand of the expert not only in Russian, but also in the international labor market.

Текст научной работы на тему «Личностные качества конкурентоспособного социального работника»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 159.9

ББК 88.411.9

Б 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий рекламы и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail.ru

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snezhana_khazova@mail. ru

В.С. Бегидов

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: vbegidov@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СОЦИАЛЬНОГО

РАБОТНИКА

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки конкурентоспособной личности социального работника; конкурентоспособность характеризуется как социально ориентированная система способностей, свойств и качеств, выделены детерминанты конкурентоспособной личности социального работника, которые включают как социальные, так и профессионально значимые личностные качества. Сформированность данных качеств обеспечивает специалисту профессиональный рост и востребованность не только на российском, но и на международном рынке труда.

Ключевые слова: конкурентоспособность, личностные качества, социально и

профессионально значимые качества, социальный работник, детерминанты конкурентоспособности.

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Faculty of Social Technologies, Advertising and Tourism, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail.ru

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: snezhana_khazova@mail. ru

V.S. Begidov

Candidate of Pedagogy, Professor of Physical Training Department, Adyghe State University; Email: vbegidov@mail.ru

PERSONAL QUALITIES OF THE COMPETITIVE SOCIAL WORKER

Abstract. The paper discusses the training of the competitive personality of the social worker. Competitiveness is now used to refer to the socially focused system of abilities, properties and qualities. The authors of this publication distinguish determinants of the competitive personality of the social worker which include both social and professionally significant personal qualities. These qualities provide the professional growth and a demand of the expert not only in Russian, but also in the international labor market.

Keywords: competitiveness, personal qualities, socially and professionally significant qualities, social worker, competitiveness determinants.

Ведущим целевым ориентиром современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию. В.И. Шаповалов определяет конкурентоспособность как социально ориентированную систему способностей, свойств и качеств, которая характеризует потенциальные возможности личности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности) за счет адекватного индивидуального поведения в динамически изменяющихся условиях [1]. В соответствии с мировыми тенденциями к построению открытого общества сфера самореализации молодых специалистов сегодня расширяется и выходит за пределы страны проживания. Следовательно, конкурентоспособность личности обусловливается в том числе качествами, обеспечивающими человеку эффективность поведения, деятельности, общения в многообразных социокультурных условиях.

Личностные качества являются доминирующим внутренним психологическим фактором пролонгированной конкурентоспособности специалистов на рынке труда [2]. Состав данных качеств обусловливается как требованиями профессии, содержанием профессиональной деятельности, так и более общими требованиями социума, связанными с тенденциями государственного и мирового развития, социальными нормами и ценностями и т.д. Следовательно, справедливо выделение и специфических для конкретных специалистов профессионально значимых личностных качеств, и общих для современных граждан социально значимых личностных качеств.

Однако для ряда профессий (прежде всего, относящихся к сфере деятельности «человек-человек») социально значимые личностные качества не только выступают базой для формирования качеств профессионально значимых, но и сами востребованы в процессе профессиональной деятельности и одновременно являются факторами профессиональной конкурентоспособности личности.

К таким профессиям относится профессия социального работника. Область его профессиональной деятельности достаточно многогранна, но главной особенностью является межличностное взаимодействие с клиентами, коллегами, от социального работника ждут помощи, поддержки, защиты и т.д. Несомненно, личностные качества специалиста детерминируют его профессиональную конкурентоспособность.

Теоретический поиск оснований для выделения спектра социально значимых, надпрофессиональных качеств личности, обусловливающих ее конкурентоспособность, мы осуществили по трем направлениям: государственные требования, мнения работодателей, научные исследования (С.Я. Батышев, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Н.Ф. Вишнякова, А.А. Герниченко, Д.Н. Завалишина, М.М. Зиновкина, Т.В. Иринина, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, А.Н. Новиков, М.Н. Платунов, Дж. Равен, М.Н. Скаткин, А.С. Строилова, Ф.Р. Туктаров, Р.А. Фатхутдинов и др.). Для уточнения субъективных факторов устойчивой востребованности специалистов на рынке труда мы провели дополнительное исследование, которое заключалось в изучении жизненного пути выдающихся специалистов разных областей, опросе руководителей организаций, работающих специалистов (удовлетворенных своей работой и получающих положительные отзывы руководства) и молодых специалистов, сумевших быстро найти работу, соответствующую их интересам и уровню притязаний. В результате нами выделены социально значимые личностные качества, необходимые для современного конкурентоспособного специалиста:

- порядочность - неспособность к антиобщественным, аморальным поступкам, следование нравственным нормам общества, осознанное принятие социальных ценностей и соответствующее им поведение (С.И. Ожегов). Для социального работника порядочность проявляется в таких профессиональных характеристиках, как надежность в отношениях и деятельности, ответственность за свои действия, слова, принимаемые решения;

- гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение личностью гражданских обязанностей и долга перед государством,

обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав [3]. Данное личностное качество обеспечивает социальную активность социального работника, его деятельное участие в жизни общества и каждого отдельно взятого человека (клиента);

- надежность определяется способностью человека точно и безошибочно выполнять профессиональные или социальные обязанности в определенное время в заданных условиях [4]. Социальный работник, обладающий данным качеством, характеризуется самоконтролем, дисциплинированностью, ответственностью за свой труд, за благополучие своих клиентов (подопечных);

- креативность - уровень творческой одаренности или способности к творчеству, творческая направленность личности [5]. Креативный социальный работник оперативно реагирует на необходимость в разработке новых социальных технологий; способен к проектированию и моделированию социально и психологически благоприятной среды; процесс и результаты его труда отличаются оригинальностью и новизной, состоятельностью и социальной значимостью, адекватностью выбранных средств и способов решаемой задаче, направленной на социальную защиту нуждающихся слоев населения и т.д.;

- коммуникабельность - способность и склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей, к их поддержанию и сохранению, к осуществлению конструктивного взаимодействия с окружающими [6]. Коммуникабельный социальный работник легко устанавливает контакты с клиентами, приятен в общении; способен расположить к себе клиента, вселить уверенность в успешности решаемой проблемы и др.;

- гибкость определяется способностью человека отказаться от привычного способа действия (в широком смысле) в пользу более эффективного, экономичного, а также способностью адаптироваться к неожиданным изменениям [6]. Л.М. Митина также отмечает, что специалист, обладающий интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой гибкостью, проявляет эмоциональную экспрессивность и эмоциональную устойчивость в гармоничном их сочетании, способен быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, отказываться от неподтвердившихся гипотез и идей, целесообразно варьировать способы деятельности и находить конструктивные способы решения проблемы; готов менять стратегию поведения, деятельности, общения в соответствии с изменившимися условиями [7]. Все это в полной мере следует отнести к личности социального работника;

- толерантность - это умение (способность и стремление) человека выстраивать конструктивные отношения с людьми, отличающимися по каким-либо признакам (мировоззренческим, национальным, конфессиональным и т.п.), опираясь на понимание и доброжелательное принятие отличительных особенностей, признание человека главной гуманистической ценностью, уважение человеческого достоинства [8]. Толерантный социальный работник признает и уважает самобытность внутреннего мира клиентов, их национальные, религиозные, статусные, половозрастные, социокультурные и др. особенности, способен всесторонне оценивать окружающую действительность и принимать адекватные решения; он эмпатичен, доброжелателен, характеризуется открытостью и стремлением к конструктивному диалогу;

- активность (общая активность) - в социальном плане характеризует объем и интенсивность социального поведения личности как формы взаимодействия человека с обществом [9]. Социальная активность в поведении социального работника проявляется как добровольное и целенаправленное взаимодействие с членами общества и профессионального сообщества, с клиентами, регулируемое общественными и профессиональными нормами нравственности и права;

- самопрезентация - умение презентовать себя, демонстрировать и подчеркивать свои лучшие качества, важные в конкретной ситуации. Социальному работнику она обеспечивает способность производить благоприятное впечатление на коллег и клиентов благодаря проявлению ожидаемых и одобряемых соответствующим сообществом качеств;

- мобильность - представляет собой изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной/профессиональной структуре, либо перемещение из одного

социального/профессионального слоя в другой, изменение социальной/профессиональной позиции [10]. Мобильность социального работника обусловливает способность осуществлять профессиональную самореализацию как в различных областях профессиональной деятельности (в работе с разными группами и категориями клиентов, в решении разнообразных социальных и личностных проблем и пр.), так и в различных социокультурных условиях;

- готовность к риску (социальному, профессиональному) - характеризуется отсутствием у субъекта страха перед значительными, не всегда однозначно приятными, переменами в своей профессиональной или социальной жизни, а также пониманием и принятием возможной необходимости в подобных переменах. Данное качество помогает социальному работнику при необходимости (объективной или субъективной) менять привычное окружение и течение жизни, отказываться от работы, которая не соответствует его уровню притязаний, интересам, целям, сознательно идти на временное понижение профессионального и/или социального статуса с тем, чтобы в дальнейшем вновь занять желаемое место в социуме и т.д.

Детерминантами конкурентоспособности специалиста являются не только социально и профессионально значимые личностные качества, но и компетентность, направленность личности, ценностные ориентации и целевые установки и пр. [7; 11; 12]. Совершенно очевидно, что личность целостна, все ее характеристики (в том числе и компоненты конкурентоспособности) системно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, сформированность социально значимых личностных качеств конкурентоспособного специалиста обеспечивает становление других компонентов конкурентоспособности, в частности, компетентности (прежде всего, социальной компетентности) личности [12].

Социальная компетентность конкурентоспособного специалиста включает:

- политические и социально-экономические компетенции: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социально-экономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке коллективных решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать. Очевидно, становление указанных компетенций во многом детерминируется такими качествами социального работника, как надежность, активность, гражданственность, коммуникабельность, готовность к риску;

- социально-коммуникативные компетенции: способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям; коммуникабельность, гибкость, активность, мобильность, порядочность, способность к самопрезентации во многом обусловливают формирование социально-коммуникативных компетенций социального работника;

- поликультурные компетенции: способность воспринимать разнообразие и

межкультурные различия и взаимодействовать в поликультурном обществе, уважение иных культурных особенностей (национальных, религиозных, гендерных, возрастных, статусных), обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта. Значимыми для становления данных компетенций выступают толерантность, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, коммуникабельность социального работника;

- информационно-инструментальные компетенции: владение компьютером и

современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации. Важнейшими социально значимыми качествами социального работника, обусловливающими формирование информационно-

инструментальных компетенций, являются интеллектуальная активность и креативность;

- индивидуально-личностные компетенции: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни. В данном случае доминирующими качествами для становления указанных компетенций у социального работника будут способность к самопрезентации, креативность, гибкость, активность, мобильность.

Таким образом, социально значимые личностные качества обеспечивают социальным работникам способность качественно и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях современного сочетания глобального, национального и регионального в развитии общества и человека. Следовательно, их формирование может рассматриваться как одна из ведущих задач профессионального образования в контексте подготовки конкурентоспособных специалистов.

Примечания:

1. Шаповалов В.И. Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента. UURL: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

2. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm

3. Карягина Г.В. Гуманистические аспекты гражданского воспитания. URL: http://bank/orenip-

k.ru

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1996. 400 с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2004. 528 с.

6. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 808 с.

7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2002. - 400 с.

8. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 45 с.

9. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1985. 110 с.

10. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 46 с.

11. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 22 с.

12. Хазова С.А. Критерии развития конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. Вып. 2(77). С. 254-260.

References:

1. Shapovalov VI. Competitiveness of a person in the paradigm of innovative pedagogical management. UURL: http://www.neuch.ru/referat/65489.html

2. Shirobokov S.N. The assessment of quality of training of a competitive expert in a higher school. URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm

3. Karyagina G.V. Humanistic aspects of civil education. URL: http://bank/orenipk.ru

4. Klimov E.A. Psychology of a professional. M.; Voronezh: Institute of practical psychology: MODEK, 1996. 400 pp.

5. Kodzhaspirova G.M. Pedagogy: a textbook. M.: Gardarika, 2004. 528 pp.

6. Shapar V.B., Rossokha V.E., Shapar O.V. The latest psychological dictionary / ed. by V.B. Shapar. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 808 pp.

7. Mitina L.M. Psychology of development of person’s competitiveness. M.; Voronezh: Moscow psychologic and social institute; MODEK, 2002. 400 pp.

8. Pchelintseva I.G. Creation of the tolerant environment in educational space of a higher school: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. SPb. 2006. 45 pp.

9. Zagvyazinsky V.I. Teacher’s pedagogical creativity. M., 1985. 110 pp.

10. Kalinovsky Yu.I. The development of andragogue’s social and professional mobility in the context of sociocultural educational policy of the region: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. SPb. 2001. 46 pp.

11. Oganesov V.A. Training of a competitive expert in the conditions of diversification of higher education: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Stavropol, 2003. 22 pp.

12. Khazova S.A. Criteria of development of person’s competitiveness // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house. 2011. Issue 2(77). P. 254-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.