Научная статья на тему 'Личностные детерминанты деятельности, инициирующие развитие синдрома эмоционального выгорания у психологов'

Личностные детерминанты деятельности, инициирующие развитие синдрома эмоционального выгорания у психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузовкина Н.Ю.

Статья посвящена малоизученной проблеме выделения личностных детерминант деятельности, инициирующих развитие синдрома эмоционального выгорания у психологов. Рассмотрены современные подходы к выделению компонентов структуре личности, инициирующих её развитие. Представлены результаты теоретического исследования содержания и структуры личностных детерминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бузовкина Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты деятельности, инициирующие развитие синдрома эмоционального выгорания у психологов»

БузовкинаН. Ю.

Личностные детерминанты деятельности, инициирующие развитие синдрома эмоционального выгорания у психологов

Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных исследованию различных аспектов синдрома эмоционального выгорания, ряд проблем остаются невыясненными до конца. В частности, ведущее значение имеет рассмотрение личностных детерминант деятельности в их взаимодействии с синдромом эмоционального выгорания. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что личностные детерминанты вносят гораздо больший вклад в развитие синдрома эмоционального выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды.

Исследование закономерностей деятельности в целом и деятельности психолога в частности в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, его объективных и субъективных факторов. Активным, производящим началом считаются объективные обстоятельства — социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий — изменения в субъектах, которые приводят к изменению структуры личностных детерминант.

Исследование личностного базиса возникновения синдрома эмоционального выгорания проводилось, в основном, путем корреляционных исследований между показателями выгорания и отдельными личностными детерминантами. В частности, была обнаружена взаимосвязь между синдромом эмоционального выгорания и такими особенностями личности, как тревожность, эмоциональная чувствительность и некоторыми другими. Показано наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной с чувством групповой сплоченности, «личностной выносливостью», «локусом контроля» и некоторыми другими [20; 22; 23].

Несмотря на обширный эмпирический материал, не все факторы, инициирующие процесс развития синдрома эмоционального выгорания, изучены в достаточной степени полно и равномерно. В особенности это относится к сочетанию компонентов личностных детерминант деятельности, инициирующих развитие синдрома эмоционального выгорания у психологов, не являющихся предметом специального научного исследования.

Хотя некоторыми авторами были установлены определенные взаимосвязи между личностными детерминантами деятельности и признаками синдрома эмоционального выгорания, однако, полученные в них результаты характеризуются противоречивостью и неполнотой (М. Вудкок, Д. Френсис, 1994; Дж Гринберг, 2002; Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова, 2005). В качестве личностных предпосылок синдрома эмоционального выгорания у психологов в приведенных исследованиях указываются низкая мотивация профессиональной деятельности, низкая самооценка, недостаточный уровень развития

коммуникативных и организаторских способностей, нейротизм, низкая стрессоустойчивость, ригидность мышления, низкая инициативность, приверженность неконструктивным способам поведения в конфликте. В отношении других особенностей личности, например, таких, как интроверсия, низкий уровень эмпатии, чрезвычайно высокая соревновательность, амбициозность, агрессивность, трудоголизм и др., мнения исследователей либо противоречивы, либо недостаточно подтверждены эмпирическими данными.

По нашему мнению, личностные детерминанты - это устойчивые социально значимые психические свойства, отношения и действия индивида, определяющие его поведение как сознательного субъекта деятельности.

Категория субъекта деятельности (человека), его феноменология, дефиниция этого понятия и практическое его преломление нашли широкий отклик в работах психологов (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский). Теоретические основы рассмотрения понятия «субъект» заложил С.Л.Рубинштейн. Он отмечал, что субъект определяется через его взаимодействие с деятельностью, подчеркивал возможность становления субъекта в процессе деятельности. Важнейшими характеристиками субъекта являются активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции и самосовершенствованию.

Б.Г. Ананьев отмечал, что человек — субъект, прежде всего основных социальных деятельно стей—труда, общения, познания. Становление субъектом определенной деятельности означает ее освоение и выполнение [3].

К.А. Абульханова-Славская также подчеркивает деятельно стный характер субъекта: индивид является субъектом, т. к. он постоянно (вольно или невольно) участвует в развитии, заострении или ослаблении различного рода противоречий; само развитие противоречий связано со способами включения субъекта в жизнедеятельность [1; 2].

По определению A.B. Брушлинского, субъект — всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т. д. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида. Оно обычно выдвигает на передний план его социальные, а не природные свойства [7].

Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, С.К.Бондырева, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинпггейн, Д.И. Фельдштейн и другие исследователи психологии личности неоднократно подчеркивали многофакторность и многомерность процессов развития.

Так, в деятельностном подходе изучения личности, предложенным А.Н.Леонтьевым, центральным положением является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом сама деятельность понимается весьма широко: это и предметная деятельность, и работа сознания, и собственно психическая деятельность. Личность является тем основанием, на котором и в системе которого осуществляется функционирование

и развитие всех психических процессов. Целостность структуры личности определяется и скрепляется в деятельности.

Согласно деятельностному подходу, процесс развития личности представляется следующим образом: формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивам. В результате этого происходит сдвиг мотива на цель, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности [10].

Однако, несмотря на основное положение деятельностного подхода о том, что личность развивается и проявляется в деятельности, практическое применение деятельностного подхода к исследованию личности имеет свои ограничения. C.JI. Рубинштейн считал, что личность как субъект деятельности представляет собой не иерархию деятельностей, а иерархию разных уровней ее организации. Высшие уровни личностной организации выступают как ведущие по отношению к системе психических процессов, состояний, свойств и т. д. В начале 40-х годов С. JI. Рубинштейн формулирует личностный принцип, разделяющий психику на отдельные функции [13].

При изучении деятельности личности также применяется системный подход (К.К. Платонов, B.C. Мерлин, А.Г. Ковалев), который заключается в создании моделей личности. Рассмотрим лишь некоторые из них.

К.К. Платонов сформулировал концепцию динамической функциональной структуры личности, в которой он выделил четыре подструктуры: 1) социально детерминированная подструктура (направленность, морально-этические качества); 2) опыт (знания, навыки, умения, привычки); 3) индивидуальные особенности психических процессов; 4) биологически детерминированная подструктура (конституциональные особенности и темперамент). Он рассматривал способности и характер не как структурные образования, а как общие качества лично сти [12].

Иной подход к пониманию структуры личности развит в работах В.С.Мерлина. Он считал, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Одни из них (свойства темперамента) вообще не являются свойствами личности; другие же (характер, способности и направленность) представляют собой не разные подсистемы, а разные функции одних и тех же свойств личности. По его мнению, в качестве исходных элементов структуры личности должны выступать ее свойства [11].

А.Р. Фонаревым были выделены параметры, позволяющие строить обобщенный психологический портрет психолога, который соответствует выделенной нами структуре личности и несет в себе перечень профессионально важных качеств.

Структура личности состоит из четырех иерархически связанных между собой уровней: 1) индивидуально-исполнительского, или инструментального (он

связан с рассмотрением человека как субъекта деятельности или внешней активности); 2)индивидуально-психологичесного (предполагает раскрытие его индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей); 3)социально-психологического (предполагает построение его социально-психологического портрета); 4) духовно-культурного (предполагает выявление интересов, потребностей, намерений и желаний личности, которые являются скрытыми побудительными причинами совершаемых действий и поступков) [14].

Сказанное выше дает возможность выделить четыре уровня личностно-деловых качеств, составляющих его обобщенный психологический портрет: а) первый уровень задает деятельно стные и поведенческие качества человека, его способности практически действовать в профессиональной среде и проявлять себя в поведении; б) второй уровень жизнедеятельности человека выявляет группу индивидуально-психологических свойств и качеств; в) на третьем уровне формируются социально-психологические качества человека, в которых раскрываются его место и роль в общении и взаимодействии с другими людьми, формы его социальной адаптации; г) четвертый уровень ведет к определению духовно-нравственных качеств человека, в которых отображается мера его личностной зрелости.

Содержание выше перечисленных детерминант включают в себя компоненты самосознания (уровень самооценки и притязаний, саморегуляции поведения, самоактуализации), структуру ценностно-мотивационных ориенгаций (ценности дела, ценности самоутверждения и принятия других), уровень развития профессионально-важных качеств (эмпатия, регуляторно-личностные свойства, уровень субъективного контроля).

Выполняя ту или иную деятельность, человек испытывает на себе не только положительные, но и негативные воздействия. Рассмотрим подробнее влияние выделенных факторов развития синдрома эмоционального выгорания и личностных детерминант деятельности. В качестве психофизиологического фактора правомерно выделение физических недостатков человека (плохой слух или зрение, дефекты внешности). Человеку, имеющему физические недостатки, приходится сталкиваться с огромными трудностями даже при освоении простейших операций. Социальное окружение зачастую относится к таким людям нетерпимо, особенно при наличии дефектов внешнего облика. Более того, реализация некоторых технологий (например, осуществление фасилитационного воздействия в образовательном процессе) требует больших физических усилий. Установлено, что общефизическое развитие является важным условием межличностного общения.

Фактором, влияющим на развитие синдрома эмоционального выгорания, являются возрастные изменения, связанные со старением. Возрастные психофизиологические изменения способствуют ухудшению здоровья, снижению работоспособности, ослаблению психических процессов, появлению усталости, интеллектуальной беспомощности, порождают синдром эмоционального выгорания. Тендерные и национальные стереотипы могут также ограничивать деятельность. 66

Психологические факторы: невысокий уровень развития познавательных способностей (слабая память, плохая концентрация внимания и т.д.), низкий уровень развития интеллекта влияют на траекторию профессионального развития, создают дополнительные препятствия. Их влияние начинает сказываться еще в общеобразовательной школе, определяя темп усвоения знаний, умений и навыков. Адаптационные возможности также снижены, что затрудняет вхождение личности в деятельность и порождает деструктивное её изменение [8; 9; 16; 18; 19; 21].

Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Главная причина заключается в особенностях самой деятельности. Многие виды деятельности не требуют от работников решения задач, планирования процесса, анализа ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают [4; 5; 6; 17].

Большое влияние на развитие личности оказывают социально- и профессионально значимые качества личности: ответственность, самостоятельность, рефлексия, поведенческая гибкость, мобильность.

Успешность развития определяется ответственностью личности за свое прошлое и настоящее. Ответственность определяет степень активности личности. Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти цели ему самому либо остается надеяться лишь на судьбу или случай. Одни принимают ответственность за происходящее вокруг на себя (интернальность), и это позволяет им ощущать себя субъектом своей жизни, другие за всеми событиями видят случай (экстернальность) и заранее отказываются от любых активных действий. Низкая интернальность является атрибутом деструктивного развития.

В последние годы мир стал особенно динамичен: изменяются содержание деятельности, технологии. В связи с этим большое значение приобретает такое качество, как мобильность. Мобильность — это способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. В основе мобильности лежат процессы пластичности и гибкости.

Поведенческая гибкость понимается (А.Р. Фонарев), как способность человека отказываться от несоответствующих ситуации способов поведения и вырабатывать или принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности. Отсутствие поведенческой гибкости препятствует успешному освоению деятельности, затрудняет адаптацию к новым способам деятельности и, в конечном итоге, инициирует развитие деструкций личности.

Личностные детерминанты включают в себя самонаблюдение и самосознание, т. е. рефлексию своего состояния, опыта. Недостаточно развитая рефлексия проявляется в неспособности анализировать свои поступки, действия, снижает прогностические возможности и приводит к неадекватности. Типичными проявлениями её являются несоответствие поведенческих реакций реальной ситуации, нарушение социального взаимодействия в силу переоценки или недооценки возможностей, увеличение количества неудач на фоне личностного самодовольства.

Большое влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывает группа социально-профессиональных факторов: развитие может ограничиваться содержанием деятельности, т.е. чрезмерная регламентация труда, монотонность и однообразие деятельности приводят к формированию стереотипов осуществления функций, действий, операций, к остановке в развитии, к сужению потребностно-мотивационной сферы, к снижении активности.

В результате изнуряющей интенсификации деятельности наступает усталость, синдром эмоционального выгорания. Эмоциональная насыщенность деятельности психолога способствует формированию синдрома эмоционального выгорания. Т.В.Форманюк выделяет следующие проявления данного синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане [15].

Наконец, фактором развития являются случайные события и неблагоприятные обстоятельства в реализации планов. Нарушая привычное течение жизни, они порождают психическую напряженность, дискомфорт, создают ситуацию невозможности прежнего состояния.

Таким образом, развитие личности предполагает определенную динамику её свойств и качеств, представленных в виде «приращений личности» и представляет собой процесс образования особого типа системных отношений внутри целостной психической организации личности (Л.Н.Корнеева, А.В.Пищелко, Д.В.Сочивко). Активным, производящим началом считаются объективные обстоятельства—социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий — изменения в субъектах, которые приводят к изменению структуры личностных детерминант. По нашему мнению, личностные детерминанты - это устойчивые социально значимые психические свойства, отношения и действия индивида, определяющие его поведение как сознательного субъекта деятельности. Мы выделили, основываясь на идеях А.Р.Фонарева, следующие личностные детерминанты деятельности психологов:

1) инструментальные или индивидуально-исполнительские, которые описывают личность специалиста по составу профессионально-важных качеств;

2) индивидуально-психологические, которые включают особенности самосознания личности;

3) социально-психологические или социально-демографические, в которых личность выступает как представитель определенной социокультурной среды;

4) духовно-культурные (ценностно-мотивационные), которые являются мерой личностной зрелости и характеризуют его мотивационно-ценностную сферу.

Содержание выше перечисленных детерминант включают в себя компоненты самосознания (уровень самооценки и притязаний, саморегуляции поведения, самоактуализации), структуру ценностно-мотивационных ориентаций

(ценности дела, ценности самоутверждения и принятия других), уровень развития профессионально важных качеств (эмпатия, регуляторно-личностные свойства, уровень субъективного контроля).

На основании проведенного теоретического анализа мы предположили, что особое сочетание компонентов личностных детерминант (комплексы) могут как инициировать, так и препятствовать развитию синдрома эмоционального выгорания у психологов.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Психология в медицине /Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдчиц. - Москва: Кафедра-М, 1998. - 272 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности /К.А. Абудьханова-Славская // Психология личности и образ жизни.- М. - 1987. -С.138-144.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - СПб.: Изд-во МГУ, 2003.-288 с.

4. Ахметгалеева, З.М. Особенности профессионального выгорания учителей и школьных психологов /З.М.Ахметгалеева, Т.М.Чурекова // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): материалы 1-ой Международной научно-практической конференции 1-5 октября 2007 г. - Курск: Курский государственный университет. - 2007. ? 6—9 с.

5. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: реф. диплом, работы /М.В.Баранова. - МГУ: Фак. Психологии. -1994.

6. Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания /Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А.Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): материалы 1-ой Международной научно-практической конференции 1-5 октября 2007 г. -Курск: Курский государственный университет. - 2007. ? 17-19 с.

7. Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта /А.В.Брушлинский. - М.: Изд. ИП РАН.- 1994.-109 с.

8. Бузовкина, Н.Ю. Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у психологов, оказывающих экстренную и продолжительную психологическую помощь /Н.Ю.Бузовкина //Вестник Башкирского университета, научный журнал. - 2008. - №4. - Т. 13. - 1100-1102 с.

9. Бузовкина, Н.Ю. Эмоциональное выгорание у педагогов. Факторы его провоцирующие, диагностика и коррекции /Н.Ю.Бузовкина // «Психологическая наука и практика образования: современные тенденции».

Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. -Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2007. - 66-69 с.

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат,- 1997. - 92 с.

11. Мерлин, B.C. Системный подход к отногенезу интегральной индивидуальности /B.C. Мерлин // Психология формирования и развития личности / Отв. ред Л.И. Анцыферова. - М,- 1981. - 256 с.

12. Платонов, К.К. Краткий словарь системных психологических понятий /К.К. Платонов. - М.:"Высшая школа". -1984. - 106 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Педагогика.- 2007. - 720 с.

14. Фонарев, А.Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие /А.Р. Фонарев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК.- 2005. - 240 с.

15. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя /Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - 57-63 с.

16. Anderson, М. The effect ofmediation on teacher perceived occupational stress, state, and trait anxiety, and burnout /MAnderson// School Psychology Quarterly. -14 (1). -1999.

17. Cherniss, C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study /C.Cherniss // J. of Organizational Behavior. -1992. -V. 13(1). - P.l-11.

18. Maslach, C. Burnout: A Social Psychological Analysis // The Burnout Syndrome: Current Rearch, Theory, Interventions /Ed. J.W.Jones/C.Maslach. - London, 1982. - P.30-53.

19. Pines, A.M. Characteristics of staff burnout in mental health settings /A.M.Pines, C.Maslach// Hosp. Community Psychiatry 29:233-237. - Apr. -1978.

20. Professional burnout: Recent developments in the theory and research /ed. W.B. Shaufeli, C. Maslach, T.Maker. - Washington DC: Taylir and Francis, 1993. - 299 p.

21. Roberts, C. A. Burnout: Psychobabble, or a valuable concept? /С. A.Roberts // British Journal of Hospital Medicine. - 1986. - Vol. 36. - P. 194-197.

22. Vealey, R.S. Influence ofperceived coaching behaviors on burnout and competitive anxiety in female college athletes /R.S. Vealey [ets]//J. of Applied Sport Psychology. -1998.-V. 10(2).-P.297-318.

23. Vierick, P. Burnout and work organization in hospital wards: A cross-validation study / P.Vierick // Work and Stress. - 1996. - V. 10 (3). - P.257-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.