Научная статья на тему 'Личностное развитие педагога в непрерывном профессиональном образовании'

Личностное развитие педагога в непрерывном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2072
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОБУЖДЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL SOCIAL CHECKPOINTS / SELF-REALIZATION / DRIVE FOR CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Нина Васильевна

Дан анализ современной ситуации в обществе и образовании, раскрыты значение и возможности личностно-профессионального развития педагога в этих условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's personal development in continuous professional educationSaint Peterburg Academy In-Service Pedagogical Education

An analysis of a modern situation in the society and education is given, importance and opportunities of teacher's personal and professional education under these conditions are disclosed

Текст научной работы на тему «Личностное развитие педагога в непрерывном профессиональном образовании»

Н. В. Панова

(Санкт-Петербург)

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье дан анализ современной ситуации в обществе и образовании, раскрыты значение и возможности личностно-профессионального развития педагога в этих условиях

Современный этап развития страны характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. В социальной практике они сопровождаются кардинальной ломкой стереотипов в сознании, деятельности, образе жизни населения. Растущий интерес к педагогическим проблемам требует нового отношения к специалистам-педагогам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального педагогического труда, в их жизни, в ситуациях стремительного динамического обновления общества. Социальные задачи образования позволяют по-новому осмыслить современную ситуацию через анализ противоречий, которые характеризуют развитие общества и систему образования: нарастание стрессовых ситуаций и недостаточная способность педагога к адекватной адаптации; необходимость нравственного возвышения человека и учащающиеся симптомы снижения этической планки в сознании педагога.

Эти противоречия носят глобальный характер как в России, так и в других странах, где каждая система образования ведет собственный интенсивный поиск путей их разрешения. При этом, с одной стороны возрастают требования к качеству профессиональной деятельности педагогов в силу усиления открытости образования, с другой - действует индивидуально-креативное начало, стремление к профессиональному успеху.

При этом личностно-профессиональное развитие педагога рассматривается как его самореализация, побуждение к творчеству, необходимость проектирования собствен-

ного профессионального уровня на различных этапах жизненного пути.

В профессиональном самосовершенствовании необходимо опираться на высокий уровень самостоятельной мотивации профессиональной деятельности, контроль самим педагогом за собственным профессиональным развитием и самосовершенствованием, где профессиональная подготовка основывается на гуманитарном знании, высокой профессиональной культуре, философской методологии.

Говоря о постдипломном образовании, необходимо отметить, что осуществляется интенсивная разработка методологии опережающего образования педагога как взрослого. Это вызвано тем, что рынок труда начинает поднимать планку требований (В. Н. Максимова [4], А. Е. Марон [5, 6]), исследуются возможности саморазвития личности в течение всей жизни, в системе непрерывного образования (С. Г. Вершлов-ский [2, 3]). Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение резервов профессионального развития и их дальнейшее применение на практике, опережающее образование синтезирует данные вокруг ключевого понятия «резервы педагога». Это позволяет проанализировать условия, способствующие длительному эффективному функционированию педагога в профессии.

Личностно-профессиональный интерес, психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений дают возможность изучения движущих сил развития личности в их взаимодействии.

Мы рассматриваем процесс становления педагога как взаимодействие личностных, профессиональных и социальных факторов его развития.

Формирование личности профессионала не сводится к накоплению знаний, умений и навыков, а предполагает формирование и регуляцию профессионального поведения, изменение самосознания. Все усилия педагога подчинены стремлению к успеху в профессиональной деятельности.

Практические предпосылки, актуализирующие процесс личностно-профессионального роста и развития, выражаются прежде всего в изменениях социокультурной ситуации - практики функционирования педагогических кадров.

Важным аспектом в изучении особенностей личностно-профессионального развития педагога являются гендерные стереотипы в поведении.

Необходимость системного подхода в исследовании личностно-профессионального развития на разных этапах жизненного пути объясняется тем, что психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни, тем более, как материально-структурные. Они определяются как системные, что предполагает рассмотрение педагога как элемента некоторой системы - притом развивающейся. Осмелимся высказать предположение о том, что эффективность личностно-профессионального развития педагога будет достигаться при условии самоформирования качеств педагога-профессионала в деятельности, общении, познании и самопознании.

Личностно-профессиональное развитие педагога является зависимым от социальных условий, особенностей организации педагогического процесса, личностного потенциала и динамического взаимодействия мотивационных, ценностных и профессиональных компонентов личности, способности удовлетворять сегодняшним изменениям в образовании, изменяющимся профессиональным возможностям, а профессиональная продуктивность опирается на мир человека: его интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности, ответственность и качества интеллекта. Личностно-профессиональное развитие педагога неразрывно связано с пониманием деятельности, где деятельность рассматривается с позиций совокупного практического опыта ее осуществления как сумма

результатов достижений, как процесс преодоления трудностей, как процесс самоиз-менения педагога в ходе всей его жизнедеятельности.

Современный педагог создает особую творческую атмосферу, где реализуется субъект-субъектное взаимодействие участников. Выделяются компоненты эффективности педагогической деятельности -процессуальный, результативный и личностный, когда результативный компонент -обученность и воспитанность учащихся, а личностный компонент - особенности структуры личности педагога.

В профессиональной жизни педагог овладевает профессиональной идентичностью, которая характеризуется его удовлетворенностью, временными затратами на педагогическую деятельность, реализацией потребностей, развитием потенциала, включая удовлетворенность трудом, профессиональную самооценку, самореализацию и самоактуализацию.

В качестве внешних факторов, регулирующих профессиональную деятельность, выступают профессиональные требования, которые предъявляются к нему в ходе профессионализации.

Профессиональное развитие обычно рассматривается и как процесс, и как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и социальной. Первая представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня регуляции деятельности, вторая характеризует стремление к сохранению усвоенных способов деятельности, третья происходит либо как регресс, либо как восхождение к общественно значимым факторам развития.

Профессиональное развитие детерминируется противоречиями, так как на стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которую оно реализует. Основой профессионального развития на разных этапах жизненного пути выступает способность профессиональной педагогической личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, управляя ее продолжительностью.

Рассмотрим влияние различных условий на профессиональное развитие педагога.

Развитие в условиях системы непрерывного образования педагога является своеобразным «вызовом» тенденциям изменений современного мира: гигантское ускорение всех социокультурных перемен, все меньше возможностей перенять от предшествующего общества опыт и навыки жизнеустроения. Разрыв между развитием образования и потребностями общества не сокращается, а возрастает. Освоение личностью профессии неизбежно приводит к изменениям в профессиональной культуре. Следовательно, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации.

В плане профессионализации личности особого внимания заслуживают контекстный и интегративный подходы. Контекстный подход заключается в том, что усвоенные в непрерывном обучении знания, умения и навыки становятся средством решения задач профессиональной деятельности. Интегративный подход представляет собой процесс и результат формирования целостности знаний, способов и видов деятельности. Частным компонентом более широкого понятия «интеграция» считается межпредметное взаимодействие.

Сложилось двойственное положение, характеризующееся тем, что требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими на фоне снижения общего профессионализма в профессиональных сообществах.

Развитие педагога подчиняется законам интериоризации, способность учиться всю жизнь является базисным приоритетом характеристики деятельности педагога не столько как функции, но и как миссии, служения. Профессиональное развитие начинается с момента смысловой регуляции жизнедеятельности человека, активности его личности, с выбором собственной стра-

тегии жизни, построением своего жизненного пути. Развитие личности в обучении педагогов воспринимается как смысловая реальность, содержащая момент педагогического управления, который регулирует смысловой потенциал для реализации жизненных целей.

Гуманистическое направление трактует идею развития с точки зрения реализации внутренней сущности личности, внутренней гармонии. Развитие - непрерывный процесс социализации, включающий в себя неизбежные кризисы, требующие разрешения.

Педагогическая среда играет активную роль в эффективной трудовой деятельности, так как востребованным становится педагог, способный ответственно решать задачи образования в непрерывно меняющихся условиях педагогической реальности. Повышение эффективности личностно-профессионального развития педагога, его психолого-педагогического сопровождения как целостного и непрерывного процесса изучения, развития, саморазвития и коррекции профессиональной сферы личности педагога в целом, попадают в объектное поле изменений. Протекание процесса педагогической деятельности может осуществляться по позитивному сценарию, когда у педагога высокая степень удовлетворенности деятельностью, организована гуманистическая среда для его развития. У педагога формируется профессиональная культура, сам он осуществляет активную жизненную позицию: готовность к инновациям, личностно-профессиональное развитие, принятие педагогической ментальности, идентификация с педагогическим сообществом.

Развитие педагога может идти и по негативному сценарию, когда он подвергается педагогическим болезням (дидактоге-ния, властолюбие, экзестенциальная пустота), возникают профессиональные деформации, стресс, эмоциональное выгорание, трансформация жизненных смыслов. Улучшить ситуацию поможет сопровождение деятельности педагога, которое осуществляется психологической службой образовательного учреждения, отчасти психологи-

ческими центрами консультирования педагогов, либо вступят в силу развитые механизмы саморефлексии, которые могут быть эффективными при системной внутренней работе педагога по самопроектированию успеха.

Другой путь - создание условий для са-мопреобразования личности педагога-про-фессионала через решение новых профессиональных задач, когда постоянно взращивается и совершенствуется педагогическая личность, создаются условия и возможности профессионального карьерного роста, комфортное общение, обусловленное ценностями управленческой деятельности.

При этом происходит формирование и развитие профессиональных способностей, педагогическая рефлексия, анализ, моделирование. Непрерывное образование обеспечивает ресурс для зоны ближайшего развития педагога, повышение его социальной мобильности. Это означает, что совершенствование работы педагога может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего его использования и предполагает целенаправленную деятельность в этом направлении.

Удовлетворенность и неудовлетворенность работой является показателем профессионального благополучия. На удовлетворенность работой влияют интерес к работе, ответственность, признание успеха, продвижение по карьере. На неудовлетворенность работой влияют условия труда, межличностные отношения на рабочем месте, заработок, влияние работы на личную жизнь.

Наше исследование, проведенное в рамках переподготовки в области практической психологии воспитателей детских домов, различных педагогических работников школ-интернатов Приволжского округа, директоров школ, социальных педагогов Республики Хакасия (72 чел.), показало, что самым существенным фактором, влияющим на удовлетворенность трудом, -занимающим первое место, - является интерес к работе. На втором месте - взаимоотношения с сотрудниками, а третье место отводится взаимоотношениям с руководством образовательного учреждения. Чуть ниже по значению - удовлетворенность за-

работком, на последних местах рейтинга -уровень собственных притязаний, условия труда, профессиональная ответственность, что указывает на низкий уровень активности педагогов в профессиональной деятельности. Полученные данные сопоставлялись с анализом мотивации деятельности у всех категорий педагогических работников. Выяснилось, что высокая мотивация деятельности только у 20% респондентов, 40% опрашиваемых демонстрируют среднюю мотивацию, 40% - умеренно высокую мотивацию к успеху. Эти данные свидетельствует о том, что потенциал педагога задействован в профессиональной деятельности лишь частично. Необходимость работы по развитию личности педагогов в непрерывном образовании очевидна.

В образовательном пространстве возникает и усиливается конкуренция среди педагогов, нарастает нагрузка, педагог вынужден постоянно соответствовать развитию и расширению педагогических технологий, овладевать различными профессиональными ролями. Это поможет ему соответствовать ожиданиям общества и дальнейшим тенденциям совершенствования поля деятельности в условиях изменяющегося мира.

Попробуем сформулировать несколько выводов, касающихся динамичных факторов личностно-профессионального развития педагогов в непрерывном образовании.

- профессиональное развитие педагога выражается в мотивации деятельности, удовлетворенности трудом, потребности признания социальной значимости его деятельности;

- сложившаяся социальная ситуация в педагогической среде дает основание считать, что рациональное использование педагогов остается актуальной проблемой и требует изучения динамических личностных факторов сохранения личностно-профессиональных ресурсов на разных этапах жизненного пути;

- возрастает значение интеграции профессионального и общекультурного образования как условия творческого развития личности педагога, повышение квалификации и непрерывное образование способствуют личностному росту педагога в его профессиональной деятельности.

Литература

1. Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования : моногр. - СПб., 1997. - 153 с.

2. Вершловский С. Г. Образование взрослых в России: вопросы теории // Новые знания. - 2004. - № 3.

3. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М.: Педагогика,1987. - 183 с.

4. Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога : монография. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - 228 с.

5. Марон А. Е. Адаптивные системы - фактор опережающего развития сферы образования взрослых // Современное образование взрослых: общие вопросы функционирования и развития : материалы международной науч.-практ. конф. 18-19 ноября 2003 г. / под. ред. В. И. Подобеда. - Ч.1. - СПб.: ИОВ РАО, 2003. - С.51-56.

6. Марон А. Е. Методология разработки стандартов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров // Актуальные проблемы постдипломного образования педагогических кадров : материалы межрегион. науч.-практ. семинара. 29-31 марта 2004 г. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - С.44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.