Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие и здоровье полисубъекта"учитель-ученик-родитель-психолог"'

Личностно-профессиональное развитие и здоровье полисубъекта"учитель-ученик-родитель-психолог" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИСУБЪЕКТ "УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ-ПСИХОЛОГ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хохлова Я.В.

В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема здоровья в контексте школьного образования. Проблема рассматривается широко, в рамках понятия «полисубъект». Особенное внимание уделено разработке психологического аспекта сохранения и укрепления здоровья. Предложена модель психолого-педагогического сопровождения полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог», разработанная на основе концепции и технологии профессионального развития личности Л.М. Митиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие и здоровье полисубъекта"учитель-ученик-родитель-психолог"»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9.018

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ПОЛИСУБЪЕКТА«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ-ПСИХОЛОГ»

Я.В. ХОХЛОВА* Психологический институт РАО, Москва

В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема здоровья в контексте школьного образования. Проблема рассматривается широко, в рамках понятия «полисубъект». Особенное внимание уделено разработке психологического аспекта сохранения и укрепления здоровья. Предложена модель психолого-педагогического сопровождения полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог», разработанная на основе концепции и технологии профессионального развития личности Л.М. Митиной.

Ключевые слова: психологические методы, личностно-профессиональное развитие, полисубъект «учитель-ученик-родитель-психолог».

В настоящее время высокий уровень образования зачастую означает и повышение нагрузки субъектов образовательного процесса. Учащиеся осваивают большое количество учебной информации, в том числе сверх школьной программы (поступление в вузы, подготовка к ЕГЭ). Повышаются требования и к квалификации педагогов - необходимо осваивать современные, постоянно развивающиеся технологии, гибко реагировать на меняющуюся социальную ситуацию и социальный заказ. В этой связи актуальным становится сохранение здоровья учащихся, педагогов.

Обучение в условиях здоровьесберега-ющей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового [1].

Разные авторы описывают различные аспекты здоровья, приводя такие термины, как физическое, социальное, психическое здоровье.

© Хохлова Я.В., 2009

* Для корреспонденции:

Хохлова Яна Вадимовна ведущий научный сотрудник ПИ РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: dobriygnom@mail.ru

Так, американский психолог А. Эллис [5] к критериям социального здоровья относит следующие:

• интерес к самому себе;

• общественный интерес;

• самоконтроль;

• гибкость;

• принятие неопределенности;

• ориентация на творческие планы;

• научное мышление;

• ответственность за свои эмоциональные нарушения;

• высокая фрустрационная устойчивость [паспорт здоровья]. Основными признаками физического

здоровья, по мнению многих авторов, является отсутствие следующих симптомов:

• нарушений сна;

• отсутствия аппетита;

• плохого функционирования пищеварительной системы;

• неустойчивости к физическим нагрузкам;

• плохих зубов;

• нездоровой кожи;

• ощущения усталости и общей слабости.

К критериям психического здоровья, в свою очередь, относят:

• адекватные эмоциональные реакции;

• отсутствие враждебности по отношению к окружающим;

• оптимальный уровень тревожности;

• познавательная активность;

• гибкость, последовательность, критичность мышления;

• ответственность за себя и собственные действия;

• отсутствие зависимостей;

• вера в собственные возможности. говоря о сохранении здоровья у субъектов образовательного процесса, нельзя забывать, что это проблема междисциплинарная и требует скоординированной работы педагогов (в том числе логопедов, дефектологов, социальных педагогов), врачей, психологов.

психолог же в данном случае является своего рода «связующим звеном», координирующим деятельность всех субъектов здоровьесберегающей образовательной среды. немаловажным является психологический компонент системы сохранения здоровья субъектов образовательного процесса. многоаспектность понятия «здоровье» полноценно реализуется в случае, когда под условием сохранения здоровья понимается личностное и профессиональное развитие субъекта.

профессиональное здоровье личности при этом понимается как многоуровневое. Высший уровень отвечает за производство смысловых ориентаций, отношение к другим и себе, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни. Все уровни взаимосвязаны.

помощь, нацеленная непосредственно на снятие, купирование соматических и психических расстройств, является, главным образом, объектом медицины. психолог же обращается к более высоким уровням саморегуляции: инструментальному, смысловому, экзистенциальному. Высший экзистенциальный уровень обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. он становится ведущим фактором того уровня развития зрелой личности, которого не могут обеспечить

регуляторные механизмы нижележащих уровней.

Таким образом, психическое здоровье - это мера способности личности выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

цель психологической работы заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие процесс развития. механизмы личностной саморегуляции экзистенциального уровня должны характеризоваться, во-первых, глобальностью, способностью детерминировать развитие и, во-вторых, динамичностью, способностью к собственному развитию, создающему мотив и интерес быть здоровым.

Все вышесказанное позволило мити-ной л.м., митину г.В., Анисимовой о.А. дать определение здоровья как способности организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности во всех условиях протекания деятельности [2].

Таким образом, охрана и восстановление здоровья предполагают усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психофизиологией, психотерапией, гигиеной, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что дает возможность категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье-работоспособность-эффективность-развитие».

В соответствии с данным подходом, приоритетной целью образовательного процесса становится повышение или сохранение исходного уровня физического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса при постоянной положительной динамике образовательных результатов и результатов профессионального совершенствования педагогического коллектива, деятельность в русле стратегии развития.

Для достижения данной цели необходимо произвести изменения по следующим направлениям:

• индивидуализация обучения, обеспечение необходимых условий для осуществления эффективного предпро-фильного и профильного обучения, недопущение перегрузки учащихся;

• использование здоровьесберегающих технологий обучения;

• создание комфортной психологической среды;

• оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

• привлечение максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях, введение 3-го урока физкультуры (хореографии), отсутствие освобожденных от физкультуры в связи с индивидуализацией преподавания данной дисциплины;

• мониторинг здоровья обучающихся и педагогов;

• интеграция в образовательную среду детей с ограничениями здоровья;

• внедрение системы непрерывного и преемственного психологического сопровождения в системе «учитель-ученик-родитель-психолог»: от дошкольного образования до выпуска из образовательного учереждения;

• развитие системы образовательного досуга и дополнительного образования (обеспечение достаточного количества курсов дополнительного образования);

• оптимизация режима дня с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся с введением «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий;

• работа школы по пятидневной неделе с шестым развивающим днем, что наиболее благоприятно с точки зрения интеграции оздоровительного процесса в образовательный;

• физическое развитие и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса (спортивные секции, оздоровительные поездки в каникулярное время, оздоровительно-профилактические и оздоровительные мероприятия);

• пропаганда здорового образа жизни, воспитание «культуры здоровья» (уроки здоровья на всех ступенях обучения, семинары для педагогов, родителей с участием специалистов-медиков, лекторий).

С организационной точки зрения для реализации указанного подхода необходимо создание на базе образовательного учреждения структурного подразделения, где концентрировались бы усилия специалистов разного профиля.

В ГОУ СОШ № 1323 г. Москвы - экспериментальной площадке лаборатории психологии профессионального развития личности - в качестве такого структурного подразделения создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, включающий в себя следующие блоки:

1. Организационный:

- координация работы школы по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся и сотрудников школы; информационная работа, пропаганда и просвещение в области здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей.

2. Оздоровительный:

- система профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;

- мониторинг состояния здоровья;

- мониторинг функционального состояния учащихся;

- система мероприятий по сохранению здоровья и профилактике здорового образа жизни для учащихся, педагогов, родителей;

- система оздоровительных процедур.

3. Психолого-социальный:

В психолого-социальном блоке работа в образовательном учреждении предполагает комплексную диагностику, профилактику и коррекцию социальной и психологической сфер личности учащихся, педагогов, родителей, развитие системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса. Оптимальным является развитие следующих направлений социально-психологической работы:

- содействие школьной успешности учащихся (решение проблем социальной адаптации - социальный педагог, педагог-психолог), преодоление сложностей в обучении (педагог-психолог, логопед, дефекто-лог, комплексная программа психомоторной коррекции на дошкольной и первой ступенях обучения);

- содействие профессиональному и личностному самоопределению:

отчетливая временная перспектива является условием и показателем психологического здоровья личности. Поэтому очень важно выстраивание системы психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения в соответствии с принципами непрерывности и преемственности (от начальной школы до выпуска).

4. Спортивный блок:

- предупреждение гиподинамии;

- спортивные секции различной направленности;

- организация и проведение спортивных соревнований;

- спортивные лагеря.

5. Родительский блок

- проведение родительских встреч с участием сотрудников Центра;

- семинары для родителей;

- детско-родительские группы.

Далее в статье будет более подробно рассмотрена деятельность психолого-социального блока центра - ее концептуальные и технологические основы.

Адресатом деятельности Центра содействия укреплению здоровья обучающихся является полисубъект «учитель-ученик-родитель-психолог». полисубъект

- общность нового типа, характеризующихся способностью к построению внут-ригрупповых и внешнегрупповых субъект-субъектных отношений, имеет особое значение для системы образования (панов В.И., Вачков И.В., Митина Л.М. и др).

особо важную роль полисубъектное взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольку именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях.

построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического труда и может способствовать развитию субъектности всех участников образовательного процесса.

На основе концепции профессионального развития и здоровья личности разработана технология профессионального развития личности (Митина Л.М.). Она направлена на развитие мотивационных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов личности и включает в себя стадии подготовки, осознания, переоценки и действия.

Технология является интегративной и опирается на единство целей, принципов, содержания и форм организации полисубъектного взаимодействия. Объединяя, связывая и укрупняя различные блоки учебных и внеучебных дисциплин, она придает процессу личностно-профессио-нального развития целенаправленность, целостность, преемственность и последовательность, создавая комплексно-целевую и организационно-содержательную основу профессионального развития полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог». В технологии профессионального развития личности реализовывал-ся комплексный подход, основанный на взаимосвязи и взаимопреемственности традиционных и активных методов обучения.

Таблица 1

Система психолого-педагогической работы с полисубъектом «учитель-ученик-родитель-психолог»

развитие интегральных личностных характеристик

стадии развития личности

ученик учитель Родитель

I. Стадия подготовки - Начальная школа: - Анкетирование - Анкетирование

(мотивационные работа с паспортами с целью выявления с целью выявления

процессы). Здоровья (рабочая актуального уровня актуального уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование тетрадь для фиксации культуры здоровья. культуры здоровья.

направленности наблюдений за состо- - Диагностика про- мнения относительно

на личностное и янием своего организ- фессионального образовательной сре-

профессиональное ма, образом жизни и здоровья педагогов: ды школы.

развитие, сохранение т.д., заполняется сов- синдром выгорания, - ознакомление с ре-

здоровья, установки на местно с педагогом и профессиональные зультатами диагности-

здоровый образ жизни, родителями) [4]. деформации и т.д. ки детей.

« труд и творчество. - Среднее и старшее - Установочные се-

а звено (5-11 кл.) - ан- минары: разработка

к кетирование с целью основ здоровьесбере-

к выявления актуаль- гающей среды школы.

со о ного уровня культуры

С здоровья у учащихся.

о § < диагностика безопас-

ности образователь-

С « К ной среды.

м о Г) , II. Стадия осознания и - Мероприятия по - освоение здоровье- - Индивидуальное

нн переоценки пропаганде здорового сберегающих техноло- консультирование.

м (когнитивные и образа жизни - клас- гий. - родительский лек-

к эмоциональные сные часы, проектная - Круглые столы, де- торий.

м в процессы). деятельность, выез- ловые игры, тренин- - родительские груп-

Получение знаний дные мероприятия ги для профилактики пы (оптимизация де-

1-0 м о себе, их переоценка. (тренинги, походы, синдрома эмоцио- тско-родительских от-

о Дни Здоровья). нального выгорания. ношений)

с - Организация сано-генетического мониторинга. - Клуб «Мой ребенок и его профессиональное будущее».

III. Стадия действия - программы профи- - Формирование но- - Участие родителей

(поведенческие лактики школьной и вых способов деятель- в школьных оздоро-

процессы). социальной неуспеш- ности. вительных мероприя-

Целенаправленная ности. - Развитие системы тиях.

деятельность - начало реализа- дополнительного об- - реализация эф-

в направлении ции личного профес- разования. фективных стратегий

личностного и сионального плана воспитания и детско-

профессионального (предпрофильная и родительских отноше-

развития и сохранения профильная ступень ний.

здоровья. обучения).

Разработанные на основе данной технологии и интегрированные в образовательный процесс комплексные программы личностно-профессионального развития и здоровья составляют основу научно-методического обеспечения Центра содействия укреплению здоровья обучающихся. В таблице 1 представлена система психолого-педагогической работы с полисубъектом «учитель-ученик-родитель-психолог» в логике стадий технологии конструктивного изменения поведения и профессионального развития личности [2, 3].

реализация представленной модели позволяет организовать системную работу по личностному и профессиональному развитию полисубъекта «учитель-ученик-родитель-психолог». Главным условием эффективного развития служит повышение уровня самосознания. Это проходит «красной» нитью через все программы, предлагаемые на каждой стадии.

Закономерным результатом такой работы в аспекте сохранения и укрепления здоровья будут:

- комфортная и безопасная среда в школе;

- повышение уровня физического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса;

- возможность у учащихся и их родителей получать в образовательном учрежде-

нии весь комплекс образовательных, досу-говых и оздоровительных услуг;

- динамика по уровню заболеваемости и состояния здоровья субъектов образовательного процесса в сторону уменьшения: стабильные показатели по группам здоровья, физкультурным группам, отсутствие роста по травматизму, инфекциям, хроническим и простудным заболеваниям;

- поддержание эффективных позитивных коммуникаций в ученической среде от одной ступени обучения к другой (взаимодействие внутри классного коллектива и между классами, умение работать в группе, навыки самопрезентации);

- развитие различных форм семейного досуга.

Литература:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: Вако, 2004.

2. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Академия, 2005.

3. Митина Л.М. Теоретико-методолгические основы профессионального развития личности в онтогенезе.// Психология и школа. - № 3. 2008. - С. 4-11.

4. Паспорт здоровья (части 1, 2, 3) / Сост. Клокова Т.И., Гусарская Т.И., Боголюбова А.А. и др. - М.: МИОО, 2007.

5. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - Питер, 1999.

PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

AND HEALTH OF «POLYSUBJECT»: «TEACHER-STUDENT-PARENT-PSYCHOLOGIST»

Ya.V. KHOKHLOVA Psychological Institute of RAE, Moscow

The article deals with topical issue at present in the context of school health education. The problem is widely regarded, within the concept of «polysubject». Particular attention is given to the development of the psychological aspect of the preservation and promotion of health. A model of psychological-pedagogical accompaniment «polysubject»: «teacher-student-parent-psychologist», developed on the basis of the concept and technology, professional development of the individual by L.M. Mitina.

Keywords: psychological methods, personality, professional development, «polysubject»: «teacher-student-parent-psychologist».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.