Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход к процессу подготовки студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях'

Личностно-ориентированный подход к процессу подготовки студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЯЗЫКОВОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEARNER-CENTERED APPROACH / REGIONAL AND INTERNATIONAL EDUCATIONAL COOPERATION / LANGUAGE MULTICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тройникова Екатерина Валентиновна

В целях реализации идей личностно-ориентированного подхода в образовательной подготовке студентов к региональному и международному сотрудничеству выделены следующие параметры: образовательные ориентиры и принципы, содержание процесса подготовки на уровне самой личности, теоретической представленности содержания, учебного предмета, учебного материала, на уровне образовательных технологий и диагностических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality-Oriented Approach to Preparing Students for Regional and International Cooperation

For the purposes of implementation of the ideas of learner-centered approach in educational training of students for regional and international cooperation the following parameters have been singled out: educational guiding marks and principles, content of the training process at the level of personality itself, academic representation of the content, academic subject, educational material, educational technologies and diagnostic activity.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход к процессу подготовки студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях»

УДК 378.184 (045)

Е. В. Тройникова

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОТРУДНИЧЕСТВУ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ

В целях реализации идей личностно-ориентиро-ванного подхода в образовательной подготовке студентов к региональному и международному сотрудничеству выделены следующие параметры: образовательные ориентиры и принципы, содержание процесса подготовки на уровне самой личности, теоретической представленности содержания, учебного предмета, учебного материала, на уровне образовательных технологий и диагностических мероприятий.

For the purposes of implementation of the ideas of learner-centered approach in educational training of students for regional and international cooperation the following parameters have been singled out: educational guiding marks and principles, content of the training process at the level of personality itself, academic representation of the content, academic subject, educational material, educational technologies and diagnostic activity.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, региональное и международное образовательное сотрудничество, языковое поликультурное образование.

Keywords: learner-centered approach, regional and international educational cooperation, language multicultural education.

Создание единого образовательного пространства предопределило возникновение в высшем образовании устойчивых тенденций к интернационализации и интеграции. В условиях перехода от постиндустриального к информационному обществу, радикального изменения типа социальных представлений и взаимоотношений, конфликта цивилизаций образование способно выполнить стабилизирующую функцию и эффективно влиять на позитивное развитие взаимоотношений между странами, культурами и людьми в глобализирующимся мире.

В связи с этим перед образовательными структурами разных уровней возникают обязательства, связанные с предоставлением студентам и преподавателям возможности эффективного участия в глобальном процессе развития образования, обеспечением высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

Данные обязательства актуализируют вопросы профессиональной подготовки личности сту-

© Тройникова Е. В., 2010

дента к предстоящей деятельности в поликультурном образовательном пространстве, в процессе которой формируется творческая самостоятельная личность, способная принимать разнообразные решения и брать на себя ответственность за их выполнение. Личностно-ориентированный подход в процессе подготовки студентов к региональному и международному сотрудничеству направлен на формирование данных образовательных смыслов.

Несмотря на хорошо разработанную теоретическую базу, многие положения личностно-ориентированного подхода не нашли адекватной практической реализации в высшем образовании. Методологический подход в большинстве случаев ассоциируется в сознании преподавателей с возможностью учёта в образовательном процессе интересов, склонностей и способностей студентов. Следует признать, что произошло расширение и качественное изменение понимания личностно-ориентированного подхода. В современных условиях он имеет два вектора развития: во-первых, моделирует развитие личности студента с точки зрения актуальных потребностей общества, которые заданы образовательными стандартами, во-вторых, определяет необходимость осуществления самостоятельного выбора студентами своей траектории развития, что выражается в предъявлении определённых требований к образовательному процессу. Системообразующим фактором, объединяющим эти два направления, является развитие обучаемого как личности, как субъекта познавательной, профессиональной и социальной деятельности.

Значительное влияние на развитие идей лич-ностно-ориентированного подхода в образовании оказали взгляды русских философов-космистов о предназначении человека в окружающем мире, природосообразная личностно-ориентированная дидактика Дж. Дьюи и Л. Н. Толстого, теория индивидуализированного обучения П. Ф. Капте-рева, концепция исторического развития личности Л. С. Выготского, принципы гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс, Р. Бернс, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский, А. Н. Ушинс-кий). Данные положения получили свое развитие в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреева, Е. В. Бон-даревской, В. В. Серикова, А. В. Хуторского, И. С. Якиманской.

Смысловой единицей подхода является личность и её представление в качестве «неповторимой интегрирующей инстанции» [1]. Решающими для понимания способа моделирования и организации процесса образовательной подготовки студентов к региональному и международному сотрудничеству являются следующие интегральные характеристики личности: становление уни-

кальности и неповторимости личности происходит в процессе самостоятельного обретения собственного смысла и индивидуального способа существования (К. Роджер, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, А. В. Петровский); личность развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л. С. Выготский); творчество является условием и результатом раскрытия внутреннего потенциала личности (С. Л. Рубинштейн); индивидуальность личности проявляется в способности активно выбирать различные социальные позиции, «сценарии» своего развития (А. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).

Принимая во внимание указанные характеристики и принципы гуманистической педагогики, следует выделить базовые ориентиры процесса образовательной подготовки студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях с позиций личностно-ориентированного подхода в контексте языкового профессионального образования: осуществление в рамках подготовки культурного самоопределения личности; «выращивание» поликультурной субъектности -способности быть медиатором культур; развитие творческого потенциала студента в рамках языкового поликультурного образования; формирование индивидуальной образовательной траектории студента в поликультурном образовательном пространстве.

Базовые ориентиры образовательной подготовки студентов к региональному и международному сотрудничеству позволили сформулировать принципы организации данного процесса сообразно личностно-ориентированному подходу.

Принцип приоритета языковой и культурной самобытности личности. Одним из условий успешного вхождения и продуктивной деятельности личности в поликультурном пространстве является развитие его языковой и культурной неповторимости. «Национальный» образ мира определяет способы нашего восприятия, понимания, интерпретации и оценки окружающей действительности. Он является точкой отсчёта социально-ориентированной деятельности личности и модифицируется в ходе познавательной культурно-созидающей деятельности [2]. Познание родной культуры и осознавание её ценностных, поведенческих ориентиров имеет личностный и истинно гуманный смысл, так как определяет «самость» личности. С помощью родной культуры студент делает первые шаги на пути к установлению собственных интересов и склонностей, открытию для себя личных горизонтов развития, что приводит в движение механизмы «внутренней» мотивации и самосознания как источника целенаправленного саморазвития.

Принцип развития личности в расширяющемся круге культур и языков. Успешность деятель-

ности в поликультурном и полиязыковом пространстве зависит от способности личности ориентироваться в различном спектре культурного и языкового многообразия. Для воспитания истинного посредника между культурами важно направить его развитие сообразно межкультурной образовательной парадигме «национальный язык и культура - региональный язык и культура - иностранный язык и культура». Это дополнение особо актуально для поликультурных регионов России, где практически каждый человек постоянно взаимодействует с представителями других культур. Языковое поликультурное образование позволяет личности реализовать свои устремления в большей мере, чем обычное иноязычное образование, поскольку создаёт условия для активного многомерного конструирования социальной ситуации личностного развития. Активное исследование различных культур и языков позволяет студенту сформировать целостное представление о современной реальности, глобальное мышление, охватывающее в единстве природу, человека, культуру [3], прийти к пониманию полифоничности окружающего мира, определить границы своей толерантности и найти способы позитивного творческого взаимодействия с представителями разных национальностей.

Принцип определения индивидуальной образовательной траектории. Индивидуальная образовательная траектория - это индивидуальная программа развития студента, в которой учитываются его психологические, образовательные, культурные и языковые особенности [4]. Самостоятельное творческое продвижение в поликультурном образовательном пространстве нацелено на осуществление «объёмной» реализации потенциала личности. Данный принцип предполагает предоставление студентам возможности осуществлять выбор элементов содержания языкового поликультурного образования, темпа обучения, форм и методов решения образовательных, профессиональных задач, способов контроля и рефлексии.

Дидактическую значимость для организации содержания процесса подготовки студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях имеют теоретические положения об уровневой структуре содержания образования В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скатки-на, А. В. Хуторского (уровень общего теоретического представления содержания, учебного предмета, учебного материала, процесса обучения и структуры личности студента).

Первый уровень является системообразующим фактором всего содержания процесса подготовки студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях личностно-ориенти-рованного типа. В нём актуализируется смысл

методологического подхода, а именно: признание ценности языковой национальной личности и её последовательное развитие, предоставление свободы знания и способов профессиональной деятельности, развитие личности за счёт формирования опыта творческой деятельности как субъекта международного сотрудничества, воспитание индивидуальности студентов в плане эмоционально-ценностного и нравственно-эстетического отношения к миру. Данные образовательные смыслы подготовки студентов отражают одновременно идеальную систему знаний/предполагаемых способов действий и реальную область познания регионального и международного образовательного пространства, активной деятельности в нём.

Построение адекватной модели содержания процесса подготовки предполагает создание культурного пространства, в котором гармонично взаимодействуют национальный, региональный и иностранный языки с последующей интеграцией национальной языковой личности в мир региональных и иноязычных культур. Данный процесс будет иметь позитивный личностно-развивающий эффект в случае чёткого обозначения ценностно-ориентационного содержания образовательной подготовки студентов к международному и региональному сотрудничеству. В этом смысле заслуживает пристального внимания идея Н. Ф. Талызиной о важности выделения в содержании образования фундаментального инвариантного и вариантного знания/опыта [5]. Например, к первому относятся универсальные ценности, реализующиеся в лингвокультурных концептах «Родина», «Природа», «Здоровье», «Красота», «Семья», «Труд». Вариантное знание/опыт реализуется в специфических лингвокультурных ориентирах, например для немецкой культуры "Ordnung" - порядок, "Sicherheit" - уверенность, "Gemütlichkeit" - уют, для русской культуры «душа», «справедливость», «совесть», «судьба», для региональной - татарской культуры «бе-лем»- образование, «тэрбиэу» - воспитание, «иман» - религиозное воспитание, для национальной - удмуртской культуры «инкуазь» -природа, «корка» - дом, «пиналъёс» - дети.

Уровень учебного предмета задает направление развития личности путем организации междисциплинарного интегративного кластера учебных предметов, имеющих значение для образовательной подготовки студентов к сотрудничеству в поликультурном пространстве. Личност-но-ориентированный подход проявляется в предоставлении студентами возможности осуществлять самостоятельное продвижение в своей личностной, социальной и профессиональной сфере посредством выбора среди предложенных учебных дисциплин. В этом случае правомерно гово-

рить не столько об уровневой дифференциации, которая предполагает выбор предмета на основе критерия отношения к предмету, сколько о содержательной дифференциации - осуществлении выбора учебной дисциплины на основе личностных смыслов, в том числе профессиональной ориентации студента. Студент конкретизирует для себя важные учебные дисциплины, которые помогут ему в понимании контекста регионального и международного сотрудничества и выработке продуктивных способов содействия. Преподаватель помогает определить студенту свой образовательный маршрут посредством ориентации в образовательных задачах и способах их выполнения, конкретизации социально-профессиональных интересов, в темпе работы. Подчеркнём, что содержание учебных предметов не является замкнутой системой, междисциплинарная интеграция раскрывает диалектику взаимодействия международного как общепланетарного и регионального как национального в жизни отдельного человека, общества, культуры.

На третьем уровне целесообразно говорить о «личностно-ориентированных» критериях отбора учебного материала и образовательных ситуаций. Образовательной единицей подготовки студентов выступает аутентичный текст или аутентичная ситуация как источник новых интересов и мотиваций личности к активному освоению международного образовательного и языкового поликультурного пространства (тексты, содержащие малознакомые факты, прагматические, эпистолярные сообщения, отрывки из художественной литературы, статьи журналов, газет с привлечением интернет-ресурсов, электронных библиотек, мультимедиа и др.).

Первостепенное значение для активизации мотивационной сферы личности студента оказывает актуализация профессиональных ориентиров в содержании текста/образовательной ситуации, выход теоретического знания на конкретные способы его реализации в различных ситуациях межкультурного взаимодействия. Данный процесс возможен при определении личностного смысла работы с учебным материалом/ситуацией: преподаватель может предложить студентам спросить себя, какое значение имеет для меня этот материал (ситуация), в чём его ценность, как можно использовать полученный опыт в моей практической деятельности.

Для развития целостной языковой поликультурной личности, способной участвовать в региональном и международном сотрудничестве, необходимо обращать особое внимание на эмоциональную составляющую текстов/ситуаций. В своих работах С. Л. Рубинштейн предложил формулу взаимоотношения эмоций и потребностей/ мотивов, она заключается в следующем: в эмо-

циональных переживаниях человеку открывается смысл самого себя, своего окружения, смысл происходящего в мире [6]. Наши эмоции, чувства являются определяющими при восприятии родной и другой культуры, языка и партнёров по общению. Посредством своих чувств, их осоз-навания личность развивает в себе способность быстрой ориентации в ситуациях взаимодействия с представителями другой культуры, развивает уверенность в себе и толерантное отношение к другим, формирует эмоциональную устойчивость к негативным явлениям культурного характера. Целесообразно выделять в учебном материале моменты, способные вызвать у студентов эмоциональную реакцию, чувство сопричастности, позитивного отношения к себе и другим, радость, симпатию, эмпатию. Необходимо раскрывать перед личностью широкий спектр чувств, которые может испытывать человек в процессе сотрудничества. Студенту можно задать следующие вопросы: какие чувства вызвал у меня текст/ ситуация? Почему они возникли у меня? Какая реакция может возникнуть у моего партнёра? Что я чувствовал бы на его месте в этой ситуации? Преподавателю нужно поощрять стремление студента проявлять свою индивидуальность (учебную, культурную, профессиональную, социальную) и быть самому образцом эмоциональной отзывчивости - уметь чувствовать студента и сопереживать вместе с ним образовательные моменты и ситуации.

При организации четвёртого уровня следует принимать во внимание и активно использовать наряду с целевыми установками подготовки студентов к региональному и международному сотрудничеству основные общественные ориентиры обновления образования, которые опосредованно влияют на развитие современной личности, а именно глобализация (как стремление найти общую основу для сотрудничества, не теряя национальную неповторимость, индивидуальность), открытость (открытое взаимодействие с представителями различных культур), непредсказуемость развития окружающего мира (творческий подход к решению стандартных и нестандартных проблем), гуманизация (гуманное, бережное отношение к себе, к представителям родной и иной культуры).

Как указывает А. В. Хуторской, основными факторами выбора образовательных технологий, методов и форм обучения личностно-ориентиро-ванного типа являются прогнозирование внутренних и внешних «приращений» в личности и организация её продуктивной познавательной деятельности [7]. При организации образовательного процесса педагогу необходимо задавать себе вопросы: какую идею, мысль, проблему, гипотезу могут выдвинуть студенты в ходе обучения?

Что может быть ими создано, самостоятельно осмыслено, осуществлено? Какие эмоции у студентов может вызвать познавательный объект? Разумеется, данная продуктивная деятельность должна соответствовать возрастным и национальным особенностям студентов, фундаментальным константам образовательного пространства, в котором находится студент. В этом соответствии заключается, на наш взгляд, основной способ регулирования академической свободы студента и организации процесса обучения с точки зрения личностно-ориентированного подхода.

Итак, в ходе анализа психолого-педагогической литературы по вопросам организации процесса обучения нами были выделены следующие образовательные технологии, методы и формы обучения личностно-ориентированного типа, направленные на подготовку студентов к сотрудничеству на региональном и международном уровнях.

Технологии, методы обучения направленные на культурное самоопределение личности: технология развития критического мышления (аргументированное эссе, критический анализ куль-туроведчески-ориентированного материала, «Синквейн» и др.); технология самостоятельной поисково-познавательной деятельности; технология самостоятельного лингвокультурологического анализа; культуроведческое портфолио; метод направленного наблюдения, метод исследования культурных ценностей, ориентиров, стандартов поведения; метод культуроведческой матрицы и тезауруса.

Технологии, методы обучения, направленные на развитие субъекта международного и регионального образовательного пространства: технология культуроведческой самопрезентации (межкультурное консультирование и инструктирование); технология контекстного обучения; технология образовательной поддержки; тренинг сен-зитивности, тренинг взаимопонимания, тренинг эмоционального интеллекта, тренинг разрешения межкультурных конфликтов; метод конструирования ситуаций межкультурного взаимодействия, метод личного дневника ощущений.

Методы эвристического обучения: когнитивные методы (метод смыслового видения, метод образного видения, метод символического видения, метод эмпатии, метод эвристических вопросов, метод эвристического наблюдения, метод прогнозирования); методы развития творческого мышления: метод продумывания, «Мудрые совы», «Мозговой штурм», задачи открытого типа, метод эвристических вопросов и бесед, метод дивергентной карты [8].

Технологии, методы подготовки студентов к проектированию индивидуальной образовательной траектории в поликультурном образователь-

ном пространстве: технология образовательной поддержки студентов (тьютер, коучер), технология организации самостоятельной работы студентов; технология создания образовательной программы ученика; тренинг выбора компетенций; методы целеполагания, планирования, самоорганизации обучения, взаимообучения, составления плана решений, контроля, методы рефлексии.

Система образовательной диагностики и контроля личностно-ориентированного типа в процессе подготовки имеет несколько направлений. Первое направление - обследование студента с целью изучения его психологических, индивидуальных и культурных особенностей, интересов и прогноза его дальнейшего развития (портфолио, дневник студента, тесты на определение индивидуального стиля обучения, психологическая диагностика личности студента, адаптированные шкальные опросники для диагностики культурного самоопределения личности и др.).

Второе направление - исследование образовательной деятельности студентов (контроль, проверка, оценивание, накопление и систематизация данных о студенте, их анализ, рефлексия, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений студента). Важными объектами исследования становятся: интеллектуальное развитие студента (культуроведческая осведомлённость, способность определять проблематику информации, выделять понятия, производить сопоставления), область и степень творчества (тесты на креативность, оригинальность работ, отличие их от предыдущих), уровень самостоятельности при выполнении комплекса действий, позволяющих решать ситуации межкультурного сбоя.

Третье направление - диагностика индивидуальной образовательной траектории студента (определение целей и их корректировка, уточнение образовательных программ, корректировка хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития, самооценивание результатов своей деятельности и рефлексия личностного развития).

Основным способом оценки результатов становится сравнение достижений студента с его начальным уровнем развития, соотнесённости результатов с намеченными целями индивидуальной образовательной программы. Возникает необходимость создания паспорта студента, в котором указывается его психотип, индивидуальный стиль обучения, индивидуальные и культурные интересы, намерения и личностные смыслы.

Идея диагностики личностно-ориентированно-го типа заключается в праве студента на субъективное развитие и получение индивидуальных результатов своего продвижения в поликультурном пространстве, однако сопоставимых с образовательными стандартами.

На уровне структуры личности в процессе образовательной подготовки с точки зрения лич-ностно-ориентированного подхода выступали следующие ориентиры: компетенции культурного самоопределения как способность определять свою культурную позицию - знание универсальных и специфических категорий родной культуры и языка, способность определять место родной культуры в спектре других культур, способность находить смысл лингвокультурного объекта; компетенции медиатора культур как способность выстроить систему индивидуального «национального» взаимодействия с поликультурным миром - выявление универсальных и специфических проявлений культур, умение осуществлять лингвокультурный анализ, выстраивание иерархии ценностей, культурных ориентиров и стандартов поведения, умение понять и оценить культурно-специфическую точку зрения, проявление толерантного и бережного отношения к родной и другим культурам, способность вступить в содержательный диалог или взаимодействие; компетенции культуротворческой деятельности: владение культурой мышления в многонациональном коллективе, умение прогнозировать и преодолевать ситуации межкультурного сбоя, умение преодолевать стереотипы в условиях регионального и международного сотрудничества, способность к генерации идей, находчивость, способность к эмпатии; компетенции построения индивидуальной образовательной траектории - умение поставить и реализовать цель сотрудничества, умение спланировать свою деятельность и осуществить её исходя из своих индивидуальных/культурных особенностей, способность осознать полученные результаты, умение организовать деятельность в группе, коллективе, настойчивость, ответственность, автономность.

Таким образом, в создавшихся условиях перед высшим образованием стоят задачи, связанные с эффективным развитием личности, способной продуктивно взаимодействовать в поликультурном образовательном пространстве. Основными способами реализации личностно-ориентиро-ванного подхода в процессе образовательной подготовки студентов к региональному и международному сотрудничеству явились: дидактически ориентированный анализ фундаментальных характеристик феномена личности и экстраполяция его результатов в сферу социально-профессиональной подготовки студентов; анализ индивидуальных, возрастных и культурных потребностей студентов, образования, общества и выделение на основе этого кластера компетенций личностно-ориентированного типа, необходимых для осуществления продуктивного взаимодействия на региональном и международном уровнях; обеспечение организационно-дидакти-

Л. А. Куценко. Динамика самостоятельности студентов.

ческих, технологических и диагностических условий подготовки студентов к сотрудничеству на различных уровнях образовательного пространства.

Проведённая научно-исследовательская и экспериментальная работа по организации подготовки студентов к региональному и международному сотрудничеству с учётом личностно-ориен-тированного подхода в рамках образовательной деятельности по межкультурному образованию молодежи под руководством А. Н. Утехиной [9] позволяет говорить об успешности выбранной стратегии образовательной деятельности.

Примечания

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

2. Бодалев А. А. Познание человека человеком. СПб., 2005.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2008.

4. Загвязинский В. И. Педагогический словарь. М., 2008.

5. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2009.

7. Хуторской А. В. Современная дидактика. М., 2007.

8. Там же.

9. Утехина А. Н. Межкультурное образование молодёжи в полиэтническом регионе. Ижевск, 2006.

УДК 159

Л. А. Куценко

ДИНАМИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛАССИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье представлены материалы эмпирического исследования самостоятельности студентов университета классических и педагогических специальностей. Результаты исследования могут использоваться преподавателями вуза в процессе организации самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

The paper presents the empirical study materials autonomy of university students and teachers of classical disciplines. The study can be used by university teachers in the organization of independent work, taking into account individual characteristics of students.

Ключевые слова: субъектность, субъектная активность, самостоятельность.

Keywords: subject, subject activity, independence.

Основные направления современных стратегий обучения сконцентрированы вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования способности добывать знания самостоятельно. При этом ни одно из направлений в настоящее время не представлено в чистом виде, одно включает элементы другого. Необходимым требованием для каждого из них является воспитывающий, развивающий характер обучения и активность субъекта учебной деятельности. В статье мы будем рассматривать второе, более актуальное направление - самостоятельность обучающихся субъектов образования. Исследование данной проблемы мы проводили в рамках субъектной парадигмы, разрабатываемой в современной отечественной психологии К. А. Абульхановой-Славской [1], А. В. Брушлинским [2], В. И. Сло-бодчиковым [3] и др. В русле субъектного подхода самостоятельность индивида в процессе усвоения им социального опыта состоит в том, чтобы определенным образом соотносить объективные условия и воздействия среды с субъективными событиями индивидуального способа жизнедеятельности. На основании теоретического анализа феномена самостоятельности с позиций субъектного подхода нами была разработана модель исследования, структура которой состоит из трех компонентов. Когнитивный компонент включает такие критерии самостоятельности, как интроверсия, сознательность, открытость опыту, рациональность мышления. Рефлексивный ком-

© Куценко Л. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.