Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход к филологической подготовке студентов-бакалавров профиля «Начальное образование»'

Личностно-ориентированный подход к филологической подготовке студентов-бакалавров профиля «Начальное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Л.А.

Статья посвящена проблеме личностно-ориентированного подхода в филологическом образовании будущих учителей начальных классов на основе комплексной системы персонифицированной подготовки специалистов начального звена общеобразовательной школы, способных осуществлять творческую (инновационную) деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход к филологической подготовке студентов-бакалавров профиля «Начальное образование»»

Компетентностный подход в образовании

171

10. Tremblay D. The Competency-based Approach // Helping learners become autonomous. - Quebec.: Gouvemement du Quebec Ministere de I’Educati-on, 2002. - 22 p.

11. Shao-Chun Li, Chang-Kai Hsu, Maiga Chun, Jia-Sheng Heh Competency-Based Training Virtual Classroom for Vocational Training on WWW Tamkang // Journal of Science and Engineering. - 1999. - Vol. 2, № 3. - Р. 119-131.

12. Shubilla L., Sturgis C. The Learning Edge: Supporting Students Success in a Competency - Based Learning Environment // A CompetencyWorks Issue Brief, International Association for K-12 Online Learning. - 2012. - 25 p.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ ПОДХОД К ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ подготовке СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© Камалова Л.А.*

Институт психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

Статья посвящена проблеме личностно-ориентированного подхода в филологическом образовании будущих учителей начальных классов на основе комплексной системы персонифицированной подготовки специалистов начального звена общеобразовательной школы, способных осуществлять творческую (инновационную) деятельность.

Ключевые слова личностно-ориентированный, персонификация, специалист, начальное образование, филологическая подготовка, литература.

Демократизация общества, гуманизация общественного сознания, социальных взаимоотношений предполагают реальное утверждение человека как высшей ценности, главной цели общественного развития. Отражением этих тенденций в педагогике стали идеи личностно-ориентированного подхода в образовании, предусматривающие изменение парадигмы педагогического мышления в сторону «субъект-субъектных отношений». В ряде педагогических исследований дается трактовка основных категорий личностноориентированного обучения, раскрываются его функции (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), механизмы образования личностного опыта, развития творческого потенциала обучаемых, психологические основы личностно-ориентированного обучения (Л.И. Анциферова, Л.Г. Вяткин, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская и др.).

* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

172

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В контексте модернизации высшего профессионального и начального общего образования приоритетными направлениями в подготовке современного учителя начальных классов на уровне бакалавриата могут выступить:

- создание целостной многоуровневой системы подготовки учителя начальных классов на новых идеях современного образования, развивающегося в контексте требований Болонского соглашения;

- проектирование новой модели образовательного стандарта и образовательной программы бакалавриата по профилю «Начальное образование» на основе компетентностного подхода;

- разработка компетенций учителя начальных классов, содержащих языковой, профессиональный, коммуникативно-информационный модули, соответствующие современным типам школ и запросам на образование учащихся;

- интеграция в подготовку бакалавров по профилю «Начальное образование» современных технологий (информационных, телекоммуникативных, языковых, проективных, психолого-педагогического сопровождения и т.п.), изменяющих учебную среду личностного и профессионального развития студентов;

- воспитание толерантной личности учителя начальных классов и предоставление возможности каждому студенту в процессе профессиональной подготовки приобретать опыт толерантного взаимодействия и уважения достоинства каждого учащегося.

Педагогическая деятельность учителя начальных классов представляет собой культуросообразный и диалоговый процесс, порождающий ценности, смыслы, творчество, мотивы, внутренние нормы и принципы, регулирующие деятельность и поведение в ситуациях общения. Подготовка будущего учителя начальных классов может быть представлена как практика формирования способностей к диалогу в системе субъект-субъектных ситуаций - «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-детская группа» и др. Для формирования и становления профессиональных качеств студента-бакалавра необходимо создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит студента перед необходимостью проявить себя и как личность, и как профессионал-педагог. Ее сейчас обозначают как личностно-развивающую ситуацию, которая создается в творческих группах. Определение своеобразия творческой индивидуальности студента - одно из основных направлений работы.

В процессе самостоятельной учебной и внеаудиторной работы студент по своим возможностям выполняет ряд творческих заданий репродуктивного, частично-поискового, творческо-репродуктивного, творческого характера [2, 3]. В процессе изучения курса «Детская литература» можно предложить студентам выполнить пять типов заданий:

- эмпирические задания - сбор, классификация и систематизация данных об изучаемом процессе или явлении;

Компетентностный подход в образовании

173

- задания теоретического обобщения - анализ, синтез, обобщение эмпирических данных и постановка гипотезы;

- проектировочные, конструктивные задания - проектирование теоретической модели исследования, экспериментальной установки, абстрагирование, прогнозирование, конструирование;

- внедренческие задания - практическое внедрение модели исследования в реальной школьной действительности, требующее проявления организационных, коммуникативных, планировочных, корректировочных и управленческих качеств будущего специалиста;

- аналитические задания - задания, требующие проявления умений анализировать результаты внедрения и делать рекомендательные выводы, осуществляя контроль и регулирование, давать объективную оценку результатам, обобщать, делать выводы и ставить новые проблемы в исследованиях.

Каждый тип заданий включает в себя такое содержание, через которое можно выявлять, формировать и развивать исследовательские, профессиональные способности студента, доминирующий стиль мыслительной деятельности в процессе выполнения работы. В процессе выполнения заданий студент осуществляет трансформацию освоенных им знаний, приобретенных умений и навыков на конкретную профессиональную основу. В данном случае появляется возможность выявить, сформировать и развить у студентов педагогические способности.

Важнейшим механизмом профессионального становления и роста будущих учителей является индивидуализация их подготовки. Корнилова А.Г. определяет следующие принципиальные позиции разработки индивидуальной программы профессиональной подготовки студентов. Во-первых, тщательное изучение личности студента и ее индивидуально-типологических особенностей, уровня общей и профессиональной культуры, профессионального мышления. Во-вторых, выявление, формирование и развитие профессиональных интересов студентов, что обеспечивает их специализацию в профессиональном становлении, ведь, учительская профессия многообразна, не все ее направления успешно реализуются одним и тем же человеком. В-третьих, обеспечение различных форм самостоятельной учебной и внеаудиторной деятельности студентов новым содержанием на основе современных подходов к осуществлению профессионального становления, самообразования и самовоспитания. В-четвертых, широкое использование демократических форм воспитательного воздействия и общения со студентами, переход к учебно-научному сотрудничеству студентов и преподавателей [3, с. 101-104].

Личностно-ориентированный подход может использоваться на занятии по детской литературе при рассмотрении причин, хода, результата какого-либо литературного действия, жизни и быта людей в изучаемую эпоху. На таком занятии одни студенты выступают с рассказом от имени личности литературного героя, задачей остальных студентов является поиск ответов на заранее постав-

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ленные преподавателем вопросы. Для того чтобы провести такое занятие, требуется определенная подготовка, которая осуществляется в несколько этапов:

1. Выбор инициативной группы студентов по подготовке занятия (по количеству литературных сюжетов, которые планирует преподаватель);

2. Распределение ролей;

3. Подготовка текста своего выступления (на основе текста учебника, исторического источника, художественной литературы);

4. Корректировка текстов выступления преподавателем;

5. Подготовка костюмов: на основе учебника и ресурсов Интернет, дополнительной литературы, предложенной преподавателем и студентами.

Для составления текста выступления преподаватель предлагает студенту план работы над рассказом.

План:

1. Изучи текст учебника (текст параграфа и имеющиеся исторические источники в нем), чтобы представить культурно-историческую эпоху, в которой жил герой.

2. Выбери имя для своего героя.

3. Определи, кем являлся твой герой (его положение в обществе, занятия).

4. Попытайся передать настроение, переживания, мысли своего героя, его отношение к описываемым событиям.

Используя приемы личностно-ориентированного обучения на занятиях по детской литературе, преподаватель не только развивает индивидуальные способности студента, но и нравственные потребности будущего учителя, предлагая ему взглянуть на культурно-исторические события глазами человека прошлого. Кроме того, преподаватель дает возможность студенту са-мовыразить себя и свои лучшие качества, а значит, способствует формированию социально-личностной компетенции будущего специалиста.

Таким образом, актуальность личностно-ориентированного подхода в филологической подготовке учителей начальных классов заключается в следующем:

1. в условиях современной модернизации педагогического образования актуальное значение приобретает создание комплексной системы персонифицированной подготовки специалистов начального звена общеобразовательной школы, способных осуществлять творческую (инновационную) деятельность;

2. основным условием и предпосылкой модернизации системы профессионального образования является осознание единства профессионального обучения и воспитания, усиления адресности подготовки специалистов, обновления содержания и структуры педагогического образования на основе отечественных традиций и современного опыта;

Компетентностный подход в образовании

175

3. сложившаяся система массово-репродуктивного характера обучения не отвечает потребностям альтернативного характера современной средней школы, ориентированной на персонифицированный подход к обучению и развитию школьника;

4. необходимость дифференциации эмпирического и теоретического мышления, развертывания научно-педагогического исследования на теоретическом уровне, проектирования личностно-ориентированного подхода в цикле филологических дисциплин университета на основе творческого использования накопленного опыта в целом и его аксиологической составляющей на базе общечеловеческих и отечественных духовно-нравственных ценностей.

Современные тенденции в высшем образовании определяют поиск эффективных способов подготовки учителей, способных работать в новой школе, ориентируют на выявление и обоснование продуктивного применения неиспользуемых резервов личностно-ориентированного и профессионального роста будущих учителей.

Список литературы:

1. Болычева Е.В. Проблематика исследований феномена персонификации в образовательном процессе // Экофасилитация. - К., 2012. - С. 34-38.

2. Казаков И.С. Персонификация процесса обучения в вузе // Вестник Сочин. гос. ун-та туризма и курортного дела. - 2010. - № 2. - С. 16-21.

3. Корнилова А.Г. Личностно-развивающий подход в системе профессиональной подготовки будущих учителей // Научный журнал «Успехи современного естествознания». - 2007. - № 8. - С. 101-104.

4. Сериков В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. - 2007. - № 10.

5. Ситаров В., Грачев В. Персонализация обучения: требования к содержанию образования // Almamater. - 2006. - № 8. - С. 12.

ПОИСК НОВЫХ ПОДХОДОВ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

© Максименкова Л.В.*

Семилукский государственный технико-экономический колледж,

г. Семилуки

В статье рассматриваются формы работы методической службы, ее роль в совершенствовании профессиональной компетентности педаго-

Методист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.