Научная статья на тему 'Личностно-ориентированные технологии в оздоровлении школьников на уроках физической культуры'

Личностно-ориентированные технологии в оздоровлении школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскребенцева Ю. В.

Стратегической задачей развития в России физической культуры иа сегодняшние дни является освоение и использование подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование и развитие физического, а также нравственного здоровья, творческих и интеллектуальных способностей. Проблемой современного общества является воспитание здорового человека, способного грамотно подобрать индивидуально оздоровительные программы для улучшения состояния своего физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воскребенцева Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированные технологии в оздоровлении школьников на уроках физической культуры»

Поэтому ушу - это есть метод познания и релаксации самости к укреплению и развитию духовного начала, ориентированного на аксиологических аспектах здорового образа жизни, преодолении бессмертия и болезни через призму «ци» мира и микромира. Поэтому с глубокой древности китайцы считали, что ушу - это не только боевое искусство, но и метод оздоровления тела и духа через пять элементов природных стихий в отражении инь-янь. Таким образом, все, что делает китаец, есть ушу, так как своим делом он осваивает и актуализирует мир в себе и через себя.

Ушу есть уникальный метод укрепления и воспитания тела и духа как онто-гносеологическая основа гармонии, здоровья и мудрости - «дэ» ориентированная на единстве человека и макрокосмоса. Практикуя ушу, мы со-овладаем своей энергией и энергией Космоса во благо мира и спокойствия духовного и материального бытия: не делать ничего лишнего в движении, следовать Дао и быть в согласии с Вселенной - это есть главные философские принципы ушу.

Итак, проанализировав ушу, мы выводим следующее логическое умозаключение: ушу - это онто-гносеологический метод философии тела и духа, дающий осознать любовь к мудрости бытия, любовь к своему телу и духу, выражающийся в мудром отношении к своей самости, в заботе о своем телесном и духовном началах как «врача-философа», «создающий, укрепляющей и развивающий» здоровье и постигающий бессмертия духа.

Список литературы:

1. Власова И.Э. Философские аспекты кунгу. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.samooborona.info/a-kung-fu.html.

2. Маслов A.A. Тайный код китайского кунфу. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

3. Об основных понятиях Чжоу И (О Великом Пределе). [электронный ресурс]. Режимдоступа: www.i-ching.narod.ru/tayczy.html.

4. Ушу - путь к победе. [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fictionbook.ru/author/krasulin_igor_avraamovich/ushu_put_k_pobede/rea d_online.html.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Воскребенцева Ю.В.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

* Аспирант кафедры Теории и методики физической культуры и спорта, инструктор по ЛФК Центра Кинезотерапии и реабилитации.

Стратегической задачей развития в России физической культуры на сегодняшние дни является освоение и использование подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование и развитие физического, а также нравственного здоровья, творческих и интеллектуальных способностей. Проблемой современного общества является воспитание здорового человека, способного грамотно подобрать индивидуально оздоровительные программы для улучшения состояния своего физического развития. Состояние здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50-52 % здоровья зависит от образа жизни и только 10-15 % зависит от здравоохранения (Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков, 2008) [1]. В Концепции модернизации образования в Российской Федерации на период до 2010 г. [2] отмечается, что обновление образования должно сыграть главную роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, активного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, профессиональной, гражданско-правовой и бытовой культурой.

Результаты комплексных медицинских обследований, проведенных в различных регионах России, свидетельствуют о высоком уровне заболеваемости детей школьного возраста: лишь 14,0 % детей практически здоровы, более 50,0 % имеют различные функциональные отклонения, 30-40 % - хронические заболевания [3]. Физическое воспитание, как составная часть образования не может оставаться без внесения обновлений. Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физиче -скому развитию детей, снижению функциональных показателей сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снижению работоспособности. За период обучения у учащихся в 5 раз увеличивается число нарушений органов зрения, в 3 раза - патологии органов пищеварения, в 5 раз - нарушения осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. В России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми [4] (рис. 1).

Рис. 1. Ухудшение состояния здоровья за период обучения в школе

Необходимостью улучшения системы физического воспитания и нахождения ее основных направлений обосновывали такие ведущие специалисты

нашей страны, как В.К. Бальсевич (1988, 1995, 1996), ЛИ. Лубышева (1988, 1992, 1996, 1997,1998), В.И. Столяров (1988, 1991, 1998), М.Я. Виленский (1996, 1999), В.И. Ильинич (1995), и мн. др. Они утверждают, что прежде всего, необходима реализация принципов гуманистической психологии и педагогики, где личность человека является высшей социальной ценностью, а учащийся из объекта социально-педагогического воздействия учителя превраша-ется в субъект активной творческой деятельности. Данные принципы получили развитие в педагогических технологиях, особенно в личностно ориентированном образовании. На сегоднишнии дни в общеобразовательных школах занятия по физической культуре ориентированы в основном на телесное, физическое развитие, а не на воспитание и осознание ценностей физической культуры. В первую очередь внимание уделяется не знаниям, не формированию культуры личности, а внешним, точным показателям физической подготовленности. Благодаря такому подходу, порождается противоречие между технологией процесса физического воспитания, направленного с одной стороны на, выполнение конкретных нормативов, а с другой - на овладение определенным уровнем физических знаний учащихся, методах саморазвития, укрепления здоровья. Образовательная задача не решается из за ориентации на конкретные показатели в двигательной деятельности, увеличения моторной плотности урока. Поэтому встает необходимость развернуть соответствующие научные исследования в создании альтернативных технологий, которые способствовали учителям физической культуры повысить оздоровитель-ную эффективность уроков в массовой школе.

Рис. 2. Что должен уметь учитель по физической культуре для использования личностно-ориентированных технологий в оздоровлении учащихся

Наши исследования свидетельствуют, что необходимо существенное внимание уделять личностно-ориентированному подходу при подборе

индивидуальных оздоровительных программ учащимся. Это связано с тем, что у каждого школьника индивидуальные антропометрические данные, определенные отклонения в состоянии здоровья, свои потребности и интересы к занятиям физическими упражнениями. Каждый из них по-разному переносит физическую нагрузку. Личностно-ориентированные технологии в оздоровлении учащихся требуют, чтобы: (рис. 2).

К сожалению, данные аспекты слабо учитываются в современных урочных и не урочных формах занятий физическими упражнениями, что снижает эффективность процесса физического воспитания учащихся. Личностно-ориентированные технологии в оздоровлении учащихся нацелены в первую очередь на развитие общей физической подготовки и устранение недостатков физического развития и уровня здоровья. При своевременном вмешательстве можно избежать серьезных нарушений в состоянии здоровья учащихся. Однако образовательные программы в области физической культуры, реализуемые в школах, мало учитывают данные особенности. В связи с этим необходимо создать альтернативные личностно ориентированные технологии в оздоровлении учащихся, которые позволят специалистам по физической культуре правильно осуществить физическое воспитание школьников. Внедрение личносгно-ориентированных технологий в оздоровлении учащихся позволит увеличить оздоровительный эффект уроков физкультуры, улучшить здоровье детей, научит их самостоятельно заботиться о собственном здоровье.

Список литературы:

1. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ / Под общ. ред. О.Л. Трещевой. - Омск, 1999. - 70 с.

2. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 240 с.

3. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков, 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ЦЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Исаков Л.А.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье раскрываются теоретические подходы к проблеме здорового образа жизни студентов, выявлены негативные тенденции в процес-

* Старший лаборант кафедры Физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.