Научная статья на тему 'Личностно-деятельностный подход в развитии коммуникативной компетенции будущих специалистов'

Личностно-деятельностный подход в развитии коммуникативной компетенции будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарбулова Сауле Траровна

В данной статье рассматривается вопрос об использовании диалогического обучения в условиях нового подхода. Автор анализирует этапы организации диалогического обучения во время аудиторной работы. Организация личностно-деятельностной работы в процессе развития коммуникативных навыков способствует успешности рефлексии обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарбулова Сауле Траровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-деятельностный подход в развитии коммуникативной компетенции будущих специалистов»

7. Серякова С.Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы / С.Б. Серякова // Перспективы науки, 2011. № 10. С.314-316.

8. Зеер Э., Самаюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России, 2005. № 4. С. 23-29.

9. Ефремов О.Ю. Развитие профессионально-педагогической деятельности: профессиональная компетентность педагога / О.Ю. Ефремов // Педагогика. М.: Издательство ПИТЕР, 2010. С. 22-23.

10. Гринкруг Л.С., Фишман Б.С. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития / под ред. Р.К. Сережниковой. Москва. Издательский дом АЕ, 2012. 316 с.

11. Ванчакова Н.П. Психология и педагогика: учебное пособие / Н.П. Ванчакова, И.В. Тельнок, В.А. Хадик. Санкт-Петербург: Издательство СПбГМУ им. И.И. Павлова, 2015. С. 121-123.

12. Митрофанова К.А. Понятие компетенции и компетентности в высшем медицинском образовании / К.А. Митрофанова // Вестник ВГУ: проблемы высшего образования, 2016. 2. С. 63-68.

13. Русин Н.А. Компетентностный подход в деятельности врача-преподавателя / Н.А. Русин, С.В. Алексеева // Медицина и образование в Сибири. Педагогические науки, 2008. 2. С. 1-4.

14. Психолого-педагогическая подготовка современного преподавателя вуза на основе реализации компетентностного подхода / под ред. О.Б. Даутовой, А.В. Торховой. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2014. 296 с.

15.Дульзон А.А., Васильева О.М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ, 2009. № 2. С. 29-37.

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Жарбулова С.Т.

Жарбулова Сауле Траровна - кандидат педагогических наук, профессор, Российская академия естествознания, кафедра русского языка и литературы, Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос об использовании диалогического обучения в условиях нового подхода. Автор анализирует этапы организации диалогического обучения во время аудиторной работы. Организация личностно-деятельностной работы в процессе развития коммуникативных навыков способствует успешности рефлексии обучающихся.

Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, коммуникативная компетенция, диалогическое обучение, групповая работа, успешность.

Преподавание практического курса русского языка в казахской аудитории в системе многоуровневого профессионального образования характеризуется тем, что должен развивать у будущих специалистов профессионально коммуникативную компетенцию. Русский язык в казахской аудитории является одной из профилирующих дисциплин, которая способствует развитию личностно-деятельностных навыков культуры делового общения.

Как можно достичь положительных результатов по языковым дисциплинам за определенный промежуток времени, учитывая тот факт, что студенты Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата в основном из Аральского (казахоязычного) региона и в целом выпускники казахских школ. На практике доказано то, что языковая среда влияет на формирование уровня коммуникативных навыков. В академических учебных группах, где мы ведём практический курс русского языка, студенты обучаются на равных психолого-педагогических условиях, то есть не предусматриваются ни индивидуальные уровни владения русским языком, ни психолого-педагогические особенности. В ходе научно -педагогического исследования действия внедрения отдельных модулей мы обратили внимание на принцип синкритизма в стратегиях обучения. Например, можно ли рассматривать диалогическое обучение, не принимая во внимание стратегию развития критического мышления? Нет, опираясь на теорию развития мышления и языка, а также психолингвистику, социолингвистику и другие прикладные науки, практика констатирует тот факт, что язык, память, логическое мышление взаимосвязаны.

Роль преподавателя в данном случае заключается, на наш взгляд, в улучшении практики не просто преподавания, а в улучшении практики обучения самостоятельному развитию коммуникативных навыков, основанного на контексте научно-учебных текстов по специальности [1]. Для подготовки реализации этапа «Лицом к лицу» была рассмотрена модель действия преподавателя и студентов (таблица 1).

Таблица 1. Этапы организации диалогического обучения во время аудиторной работы

Этапы диалогического обучения Действие преподавателя Действие студентов

1. Организация диалога: Преподаватель- студент; Студент-студент 1) Организация ИКТ; 2) преподаватель задает вопросы 1) Студенты рассаживается, создавая микрогруппы; организовали активное рабочее место; 2) Отвечают на вопросы преподавателя

2. Побуждающий диалог Поэтапное представление презентации по теме. По данной теме провел со студентами коммуникативный акт, непрерывно воздействующее на развитие критического мышления через чтение и письмо. Студенты провели индивидуальную, групповую работу, сделали обобщения учебного материала

3. Подводящий диалог Резюмировал итоги групповой и индивидуальной работы студентов Студентам дано задание на дом: написать эссе

Здесь предусматривается развитие рефлексии и самооценки по отношению к учебному процессу, основанному на личностно-деятельностном подходе.

В ходе апробации «Диалогового обучения» были конкретизированы функции и субъектно-объектные действия для обеспечения критерии успешности не только обучающихся, но и самого педагогического процесса (таблица 2).

Таблица 2. Функции и субъектно-объектные действия для обеспечения критерии успешности

обучающихся

Стадии аудиторной работы Функции Действия преподавателя Действия студентов

-разбились на группы и

продолжили работать по

Мотивационная: слайду

-побуждение к -назвали все слова, которые у

работе с новой них ассоциируются с данной

информацией, темой.

Вызов к диалогу -стимулирование интереса к новой теме. Информационная: -вызов на «поверхность» Организация ИКТ: -подключил слайд для мозговой атаки определите ключевые слова и цель изучения темы - определили критерий, - составляли вопросы, - заполнили таблицу по стратегии «Вопросы», - проанализировали правильность и

имеющихся знаний содержательность

по теме. вопросительных

Коммуникационная: конструкции,

-бесконфликтный -опираясь на

обмен мнениями. взаимосвязанные вопросы написали эссе. презентовали текст (эссе)

Осмысление Просмотр слайды по теме Систематизировать исследование в действии Написание эссе по заданной теме, опираясь на взаимосвязанные открытые и закрытые вопросы

Сравнение, Дал задание Студенты написали ответы

сопоставление, написать текст- на вопросы, используя

Рефлексия систематизация рассуждение, конструкции

знаний, умений, опираясь на сложноподчиненных

навыков вопросы предложений

Диалоговое обучение в группе АГР-16-1 велась по стратегии групповой работы. Какие положительные и отрицательные явления требует дальнейшего научно -педагогического исследования для успешного распространения практики применения данных стратегии по подходу «Лицом к лицу»?

Почему диалогическое обучение основывается на концепции-Я и является основой для саморефлексии обучающихся в учебное и в не учебное время? Мы считаем, что диалогическое обучение предоставляет максимальную возможность для степени своего понимания темы; содействует осознанию того, что окружающие его люди могут иметь те или иные мысли по данной теме; содействует установлению деловых партнерских отношении в учебной группе, т.е. здесь проявляется субъектность обучающихся. Преподаватель, организуя групповую работу, вовлекает в коммуникативный процесс, тем самым создает условия каждому индивидуально выступить с речью, быть услышанным и рефлексировать на взаимооценку [2].

Например, в группе АГР-16-1 всего 9 студентов, мы разделили их на 3 микрогруппы, т.е. 3 команды. Группа была разделена без учёта индивидуальных способностей и уровни знания, языковых навыков. Что это нам дало? При выполнении первого задания «Сформулируйте по три вопроса по данной картине» (слайд-1) группы предоставили разные варианты открытых и закрытых вопросов. Для организации процесса исследования в действии мы использовали метод «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов». Разрабатывая дидактический материал, подготовили следующие критерии оценивания для самооценивания и взаимооценивания:

> самостоятельно осмыслить и освоить информационный слайд;

> правильно заполнить таблицу за 5-7 минут;

> внимательно слушать и оценивать соответствие конструкции и содержательность вопросов;

> соответствие речевым нормам русского языка.

Преподаватель предлагает стратегию «Вопросительные слова (открытые вопросы, закрытые вопросы». Студенты, изучив слайд-1, должны были заполнить таблицу. Здесь мы упростили форму выполнения тем, что студенты должны были составить всего 3 вопросительных конструкции и соответственно написать в колонки. В ходе выполнения задания преподаватель получает следующую информацию по ЗУН студентов:

> знания по грамматике русского языка;

> умения рассуждать по предложенной теме;

> навыки диалогического общения;

> уровень развития критического мышления;

> умение самовыражаться.

Из 12 вопросительных предложений только 4 вопроса были открытой конструкции, а восемь вопросов - закрытые, а также из восьми открытых вопросов 5 вопросов и два открытых - не соответствуют конструкциям вопросительных предложений. В данном случае, на какой педагогический аспект должен обратить внимание преподаватель и в каком плане усилить работу? Здесь, опираясь на исследование в действии, можем утверждать, что важной в организации диалогового обучения является необходимость осуществления преподавателем контроля над ходом/процессом создания, во-первых, конструкции вопроса, во-вторых, содержательной сущностью. Так как предоставление правильных вариантов речевой конструкции развивает языковую рефлексию обучающихся, появляется интерес к предмету обсуждения, стремление самовыразиться.

Исправив речевые ошибки, предлагаем обсудить ответы на вопросы в группах. Для обсуждения отводится 10-15 минут; после обсуждения студенты должны составить текст из 5-7 предложений и устно один из группы должен будет выступить, т.е. презентовать групповую работу. Далее, используя метод «Оставьте последнее слово мне», подытоживаем работу, выполняя следующие шаги:

> студенты, находясь в группах, внимательно изучили слайд-1, составили тонкие и толстые вопросы, обсудили правильность и соответствие;

> опираясь на первый шаг действия, составили текст, выступили перед аудиторией;

> группы должны подобрать из текста одно предложение, которое они считают наиболее заслуживающим комментариев;

> выбранная цитата в группах обменивается и обсуждается для взаимооценивания;

> «последнее слово» студента это наиболее успешно составленные предложения, что даёт возможность проанализировать «масштаб» образа действия и убеждений, а также навыков речевого действия.

В ходе построения аудиторной работы по стратегии диалогического обучения на основе подхода «Лицом к лицу» был использован принцип синкретизма, что позволило достичь наиболее высокой степени рефлексий обучающихся, что обеспечило непрерывность развития критического мышления.

Таким образом, экспериментальное внедрение в учебный процесс стратегии диалогового обучения на примере практического курса русского языка в казахской аудитории способствует, во-первых, развитию коммуникативных навыков, критического мышления, рефлексии; во-вторых, умению: формулировать и задавать открытые вопросы, анализировать репродуктивный материал, разрабатывать аналитический текст, опираясь на заданные вопросы.

Список литературы

1. Жарбулова С.Т. Пути активизации рече-мыслительной деятельности будущих специалистов в процессе обучения профессиональному русскому языку // Проблемы педагогики, 2015. № 10 (11). С. 62-64.

2. Жарбулова С.Т. Индивидуальные психолого-педагогические трудности при формировании профессиональной коммуникативной компетенции будущих специалистов // Проблемы педагогики, 2015. № 10 (11). С. 64-66.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА БАЗЕ УЧЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

1 2 3

Позднякова Е.В. , Чайковская Н.А. , Колебаева Г.Т.

1Позднякова Елена Владимировна - кандидат биологических наук, доцент; 2Чайковская Наталья Алексеевна - старший преподаватель;

3Колебаева Гульнара Тукеновна - старший преподаватель, кафедра биохимии, Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются особенности организации учебно-производственной практики в условиях кредитной технологии обучения. Описывается алгоритм проведения практики для специальности медико-профилактическое дело на базе учебной лаборатории кафедры биохимии. Описываются основные навыки, которые студенты должны приобрести в процессе прохождения практики в биохимической лаборатории. Подготовка высококвалифицированных специалистов требует сочетания научной и практической подготовки, и наиболее эффективное воплощение это находит в прохождении профессиональной производственной практики, внедренной в учебный процесс.

Ключевые слова: кредитная технология обучения, производственная практика, медико-профилактическое дело, биохимическая лаборатория.

Перед системой высшего профессионального медицинского образования в современных условиях развития общества ставятся новые приоритеты и задачи. Кредитная технология обучения в полной мере может помочь молодым специалистам не только приобрести необходимые знания и навыки, но и развить способности к быстрому и правильному решению возникающих профессиональных вопросов. Современные международные стандарты обязывают высшие учебные заведения вырабатывать новые подходы к содержанию образовательных программ и организации учебного процесса. Кредитная технология обучения - это образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов [1].

Прохождение производственной практики - одно из главных требований, предъявляемых к подготовке специалистов. Только в процессе прохождения производственной практики студентам показывают внутренние механизмы и конкретные практические задачи и проблемы, которые невозможно предугадать в процессе теоретического усвоения знаний.

Цели и задачи производственной практики - это не только приобретение практических навыков, но и углубление и закрепление теоретических знаний, ознакомление с особенностями организации и методами лаборатории или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.